Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные закономерности состояния здоровья, роста и физического развития детей и подростков. Группы здоровья. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В развитии ребёнка различают три основных возрастных периода: преддошкольный – от рождения до 3-х лет; дошкольный – от 3 до 6-7 лет; школьный – от 7 до 18 лет. Границы между данными периодами условны – один период незаметно переходит в другой. Ранний возраст. Первый год жизни характеризуется очень быстрым ростом и развитием организма. В организме новорождённого только начинают развиваться приспособительные механизмы к новой для него внешней среде, вследствие чего он отличается несовершенством своих защитных реакций в отношении внешних воздействий, особенно возбудителей инфекционных заболеваний. Дошкольный возраст. У детей в высшей нервной деятельности процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего торможения и легко распространяются по коре большого мозга. С этим связано быстрое снижение внимания и истощение его нервной деятельности. Школьный возраст. К 6 – 7 годам строение мозговой ткани почти такое же, как у взрослых. Усиливаются процессы внутреннего торможения и концентрация корковых процессов. Дети становятся более сосредоточенными, внимательными и дисциплинированными. Улучшается координация движений. Окостенение костей запястья и развитие нервно-мышечного аппарата кисти достигают такой степени, что позволяет приступить обучению ребёнка письму. Позвоночный столб и мышцы спины настолько укрепляются, что ребёнок, пользующийся удобной мебелью, может сохранять правильную сидячую позу в течение 20 – 25 минут. Дети могут приступить к обучению в школе. Важным этапом развития детей школьного возраста является период полового созревания. Он начинается у девочек в 10 – 11 лет, у мальчиков – в 12 – 13 лет. Для этого периода характерно усиленное развитие половых и других эндокринных желез, гормоны которых влияют на обменные процессы, окостенение скелета В связи с особенностями нервно-психической сферы подростков педагоги и родители должны проявлять к ним особую чуткость и придерживаться с ними ровного спокойного обращения. У школьников старших классов значительно увеличивается нервно-психическая нагрузка и объём зрительной работы. Рациональный режим дня должен предохранять детей от перенапряжения. Поскольку окостенение скелета близится к завершению, то в этом возрасте, когда позвоночник податлив, чрезвычайно важно предупредить фиксацию имеющихся недостатков осанки и искривлений позвоночника.
Санитарное благополучие детей зависит от способности их организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранять определённую устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. Для оценки состояния здоровья используют три группы показателей: медицинские, социального благополучия и психического благополучия. Для контроля за состоянием здоровья и физическим развитием детей и подростков ежегодно должны проводиться медицинские осмотры, по итогам которых каждого ребёнка относят к одной из 5-ти групп здоровья детского населения. I группа – здоровые дети, без отклонений. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие. II группа – здоровые дети, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Они не страдают хроническими заболеваниями; имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто или длительно болеющие, имеющие нарушения зрения средних степеней. III группа – имеющие хронические заболевания или с врождённой патологией в стадии компенсации. У них не нарушена приспособляемость к условиям жизни, учёбе, труду. Это больные в стадии компенсации. IV группа – больные дети в состоянии субкомпенсации. Лица с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения. Здесь нарушено приспособление к труду и условиям жизни. V группа – больные дети в состоянии декомпенсации. Это больные с тяжёлыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, значительным снижением функциональных возможностей. Инвалиды I и II групп. 70. Гигиенически обоснованный режим дня предусматривает рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха детей и подростков в течение суток с учётом возрастных особенностей. При построении режима дня следует предусматривать следующее: 1) различные виды деятельности, их продолжительность, рациональное чередование и регулярность; 2) достаточный отдых с максимальным проведением его на открытом воздухе; 3) регулярное питание; 4) гигиенически полноценный сон.
Рациональные режим дня повышает работоспособность детей, способствует ровному настроению, содействует укреплению здоровья и создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения. Нерациональный режим может служить причиной переутомления школьников. Режим дня дошкольника. Ночной сон около 10 часов, а дневной – около 2 ч (в старшей группе 90 мин). Занятия с детьми в младшей группе (3-4 года) проводят 10-15 мин, в средней (4-5лет) – 15-20 мин. В старшей группе (дети 5-6 лет) длительность 1-го занятия 20-25 мин, а 2-го – 15 мин; в подготовительной группе (дети 6-7 лет) проводят 2 занятия по 30 минут. Режим питания 4-х разовый с промежутками 3 – 3,5 часа. Продолжительность пребывания на чистом воздухе около 5 часов.
Режим дня школьника. Составление расписания школьных занятий должно проводится обязательно с учётом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Суммарный недельный объём учебных нагрузок не должен превышать в 1-х классах – 20 учебных часов, во 2-х – 22, в 3-4-х – 24, в 5-8 – 30 и в 9-11-х – 32 часа. Продолжительность урока – 45 минут, а для 1-го класса – 35 минут. При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Перерывы являются такой же важной составной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин. Вместо одной большой допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы ученики проводили его сидя за партой. Приготовление домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м – 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3-4 часов в 9-11 классах. 71. Основным дошкольным учреждением в настоящее время является ясли-сад, так называемый «детский комбинат». Земельный участок по своей величине определяется из расчёта не менее 40 м2 на одно место. Используется для пребывания детей на открытом воздухе: не менее 4 часов – в холодное время года и 7-8 часов – в тёплое время года. Участок должен быть хорошо озеленён. Количество игровых площадок должно соответствовать количеству групп. Детские дошкольные учреждения размещают только в типовых отдельно стоящих зданиях. Количество этажей – не более двух. Основной принцип внутренней планировки – групповая изоляция. Для соблюдения этого принципа определяется минимальное функциональное звено детского учреждения – групповая ячейка. Это набор помещений, позволяющий обеспечить организацию воспитательного процесса, удовлетворение всех бытовых потребностей воспитанников, входящих в определённую возрастную группу. Наполняемость ясельной группы – 20, садовской – 25 детей. В состав группы входят: раздевальная, игровая (групповая), буфетная, санитарная комната, спальная. Для ясельных групп кроме вышеуказанных помещений обязательны приёмная, спальная-веранда, помещение для хранения спальных принадлежностей. Обязателен отдельный вход с улицы. В структуру помещений дошкольного учреждения в обязательном порядке входят: музыкальный (гимнастический) зал, пищеблок (размещается на первом этаже), комната заведующей, медицинский пункт, состоящий из медицинской комнаты и изолятора, прачечная с кладовой. Все служебно-бытовые помещения должны размещаться на первом этаже, компактно и изолированно от детских групп.
Для поддержания санитарно – эпидемиологического благополучия в детских учреждениях необходимо: 1) выполнять существующие санитарные правила и нормы размещения детей (наполняемость группы, принцип групповой изоляции); 2) правильно и по назначению использовать все помещения; 3) соблюдать правила доставки, хранения продуктов, технологии приготовления пищи, сроки её реализации; 4) соблюдать питьевой режим; 5) выполнять правила приёма персонала на работу и своевременное прохождение обязательных профилактических осмотров; 6) выполнять правила приёма вновь поступающих и переболевших детей; 7) организовывать ежедневный «фильтр» (в ясельных группах обязательно); 8) прививать гигиенические навыки детям и персоналу; 9) ежедневный осмотр работников пищеблока; 10) содержать все помещения и участок в соответствии с санитарными правилами и нормами; 11) иметь средства для проведения текущих дезинфекционных мероприятий. 72. Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Площадь земельного участка зависит от вместимости учреждения и составляет не менее 40-50 м2 на одного учащегося. Озеленение участка предусматривается из расчёта не менее 50 % площади его территории. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
Школьное здание располагают в глубине участка, не ближе 15 м от его границы. Количество детей в школе не должно превышать её вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек, площадь на одного учащегося в классе 2,5 м2. Высота помещения не ниже 3,3 м. Учебные помещения не размещают в подвальных и цокольных этажах здания. Количество этажей не должно превышать 3. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа.
Наилучшей ориентацией для окон классных комнат, учебных кабинетов и физкультурного зала является юго-западная и южная, для кабинетов черчения, рисования, кухонь и буфетов – северная. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией. Теплоснабжение зданий обеспечивается от районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. 73. В школьном здании предусматриваются: 1) основные помещения, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс – классные комнаты, кабинеты, лаборатории, физкультурный зал, мастерские; 2) вспомогательные помещения – коридоры, рекреационные залы, гардероб, библиотека, столовая и другие; 3) служебные помещения – кабинеты директора и его заместителей, канцелярия, учительская, медицинский кабинет.
Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится её цветовая маркировка:
· оранжевая – для учащихся ростом 1000-1150 мм; · фиолетовая – для учащихся ростом 1150-1300 мм; · жёлтая – для учащихся ростом 1300-1450 мм; · красная – для учащихся ростом 1450-1600 мм; · зелёная – для учащихся ростом 1600-1750 мм; · голубая – для учащихся ростом свыше 1750 мм.
Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающие их влажную уборку. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе. Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет врача (медсестры), кабинет зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованных кабинами с дверями без запоров. 74. Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. Также актуальной является проблема создания адекватных условий обучения для детского организма. Это связано, во-первых, с негативными тенденциями в состоянии здоровья детей и подростков, а во-вторых – с изменениями, которые произошли в школьном образовании за последние десятилетия..
Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом: вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и, наконец, постепенно снижается (период снижения работоспособности или утомления). Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учётом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов. Продолжительность урока 45 мин. (в 1-м классе 30-35 мин). максимально допустимая недельная нагрузка не должна превышать в 1-х классах 20 учебных часов, во 2-х – 22, в 3-4-х – 24, в 5-8-х – 30, в 9-11-х – 32-36 часов. При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. Перерывы являются такой же важной составной частью воспитательного процесса, как и урок. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут. Большая перемена (после 2 или 5 уроков) – 50 мин: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 мин каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учёта динамики изменения физиологических функций и работоспособности, учащихся на протяжении учебного дня и недели. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остаётся низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший объём её приходился на вторник и среду. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в середине учебной недели. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Не допускается сочетание 2-х или 3-х трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык).
Гигиенические требования к воздушно – тепловому режиму; освещению в школах.
Температура воздуха должна составлять: · в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях–18 – 200 С · в учебных мастерских – 15 – 17о С; · в актовом зале – 18 – 20о С; · в спортзале – 15 – 17 о С; · в мед.кабинете – 21 - 23 о С; · в рекреациях – 16 – 18 о С; · в библиотеке – 17 – 21 о С;
Важное значение для нормального развития и укрепления здоровья детей имеет естественное освещение. КЕО в классе должен составлять 1,5 %, СК – 1/4 – 1/5. Наилучшей ориентацией для окон классных комнат, учебных кабинетов и физкультурного зала является юго-западная и южная, для кабинетов черчения, рисования, кухонь и буфетов – северная. Стены учебных помещений окрашивают клеевыми красками светлых, тёплых тонов (белая, светло-жёлтая, светло-зелёная). В течение большей части суток естественное освещение является недостаточным и восполняется искусственным освещением, которое осуществляется с помощью ламп накаливания или люминесцентных ламп. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания. Искусственное освещение должно быть равномерным по классу и обеспечивать освещённость на столе: при лампах накаливания – 150 лк; при люминесцентных лампах – 300 лк; на доске – 250 и 500 лк соответственно. Допускается использовать светильники только закрытого типа. Функциональные обязанности школьного медицинского работника. Все общеобразовательные учреждения должны комплектоваться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиаторов. Основные функции медсестры: 2. обеспечивает проведение профилактических мед осмотров; 3. осуществляет диспансерное наблюдение за детьми с ослабленным здоровьем; 4. контролирует санитарное состояние школьного пищеблока; 5. следит за нагрузкой – вникает в школьное расписание, посещает уроки физкультуры; 6. оказывает первую медицинскую помощь; 7. осуществляет проведение профилактических прививок; 8. проводит санитарно-просветительную работу. Главная обязанность школьного медицинского работника – защищать детей от учителей!!! 75. Летний оздоровительный лагерь – это массовое летнее оздоровительное учреждение для детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет. Длительное пребывание на свежем воздухе, широкое использование естественных факторов природы, двигательная активность, использование различных видов физической культуры (игры, спортивные развлечения, купание, экскурсии и туристические походы) способствуют укреплению здоровья и физическому развитию детей. Максимальный оздоровительный эффект достигается в лишь том случае, если устройство лагеря и его эксплуатация полностью отвечает гигиеническим требованиям.Летний оздоровительный лагерь должен иметь самостоятельный земельный участок, сухой, вблизи зелёного массива и, желательно, не далее 0,5 – 1 км от водоёма, пригодного для купания. Размер земельного участка лагеря определяется количеством мест. На одно место должно приходиться не менее 250 м2 площади участка. Территория строго разделена на функциональные зоны: а) жилая зона. Размещаются жилые корпуса, высотой не выше 2-х этажей. В нашей климатической зоне обязательно с отоплением. Печное отопление не допускается. Здесь же сооружены отрядные площадки, линейки. б) зона культурно – бытового обслуживания. Сюда входят костровая площадка, уголки юного техника, натуралиста. в) зона спорта и отдыха. г) административно – хозяйственная зона. Сюда входят пищеблок, столовая, медпункт с изолятором. Зоны обязательно разделены полосами зелёных насаждений шириной 25 метров. Водоснабжение – артезианская скважина. В мед. пункте предусматривается количество коек из расчёта 2-3% от общего числа мест в лагере. Столовая рассчитывается на одновременную посадку всех детей (0,9 м2 на одно посадочное место). Зелёные насаждения размещают по периферии участка и на свободной территории лагеря. 50% территории лагеря должны быть озеленены. Проверка готовности лагеря к приёму детей начинается в марте-апреле месяце врачами Госсанэпиднадзора. За месяц до выезда проводится мед. осмотр детей, подлежащих вывозу в лагерь. Заезд разрешается только с разрешения органов Госсанэпиднадзора. В первые же дни после заезда в лагерь проводится углублённый мед. осмотр всех детей. Вся оздоровительная работа в летнее время строится на своеобразном режиме дня, в основе которого лежит максимальная двигательная активность ребёнка, преимущественно на свежем воздухе с минимальной зависимостью от характера погодных условий. Функции медицинского работника в лагере: 1. следит за выполнением сан-эпид режима в лагере; 2. обеспечивает проведение профилактических мед осмотров; 3. осуществляет наблюдение за детьми с ослабленным здоровьем; 4. контролирует санитарное состояние пищеблока; 5. оказывает первую медицинскую помощь; 6. проводит санитарно-просветительную работу.
Одна из основных функций – контроль за пищеблоком.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.076 с.) |