Основные закономерности состояния здоровья, роста и физического развития детей и подростков. Группы здоровья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности состояния здоровья, роста и физического развития детей и подростков. Группы здоровья.



 

В развитии ребёнка различают три основных возрастных периода: преддошкольный – от рождения до 3-х лет; дошкольный – от 3 до 6-7 лет; школьный – от 7 до 18 лет. Границы между данными периодами условны – один период незаметно переходит в другой.

Ранний возраст. Первый год жизни характеризуется очень быстрым ростом и развитием организма. В организме новорождённого только начинают развиваться приспособительные механизмы к новой для него внешней среде, вследствие чего он отличается несовершенством своих защитных реакций в отношении внешних воздействий, особенно возбудителей инфекционных заболеваний.

Дошкольный возраст. У детей в высшей нервной деятельности процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего торможения и легко распространяются по коре большого мозга. С этим связано быстрое снижение внимания и истощение его нервной деятельности.

Школьный возраст. К 6 – 7 годам строение мозговой ткани почти такое же, как у взрослых. Усиливаются процессы внутреннего торможения и концентрация корковых процессов. Дети становятся более сосредоточенными, внимательными и дисциплинированными. Улучшается координация движений. Окостенение костей запястья и развитие нервно-мышечного аппарата кисти достигают такой степени, что позволяет приступить обучению ребёнка письму. Позвоночный столб и мышцы спины настолько укрепляются, что ребёнок, пользующийся удобной мебелью, может сохранять правильную сидячую позу в течение 20 – 25 минут. Дети могут приступить к обучению в школе.

Важным этапом развития детей школьного возраста является период полового созревания. Он начинается у девочек в 10 – 11 лет, у мальчиков – в 12 – 13 лет. Для этого периода характерно усиленное развитие половых и других эндокринных желез, гормоны которых влияют на обменные процессы, окостенение скелета

В связи с особенностями нервно-психической сферы подростков педагоги и родители должны проявлять к ним особую чуткость и придерживаться с ними ровного спокойного обращения.

У школьников старших классов значительно увеличивается нервно-психическая нагрузка и объём зрительной работы. Рациональный режим дня должен предохранять детей от перенапряжения. Поскольку окостенение скелета близится к завершению, то в этом возрасте, когда позвоночник податлив, чрезвычайно важно предупредить фиксацию имеющихся недостатков осанки и искривлений позвоночника.

Санитарное благополучие детей зависит от способности их организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранять определённую устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. Для оценки состояния здоровья используют три группы показателей: медицинские, социального благополучия и психического благополучия.

Для контроля за состоянием здоровья и физическим развитием детей и подростков ежегодно должны проводиться медицинские осмотры, по итогам которых каждого ребёнка относят к одной из 5-ти групп здоровья детского населения.

I группа – здоровые дети, без отклонений. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

II группа – здоровые дети, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Они не страдают хроническими заболеваниями; имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто или длительно болеющие, имеющие нарушения зрения средних степеней.

III группа – имеющие хронические заболевания или с врождённой патологией в стадии компенсации. У них не нарушена приспособляемость к условиям жизни, учёбе, труду. Это больные в стадии компенсации.

IV группа – больные дети в состоянии субкомпенсации. Лица с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения. Здесь нарушено приспособление к труду и условиям жизни.

V группа – больные дети в состоянии декомпенсации. Это больные с тяжёлыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, значительным снижением функциональных возможностей. Инвалиды I и II групп.

70. Гигиенически обоснованный режим дня предусматривает рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха детей и подростков в течение суток с учётом возрастных особенностей. При построении режима дня следует предусматривать следующее: 1) различные виды деятельности, их продолжительность, рациональное чередование и регулярность; 2) достаточный отдых с максимальным проведением его на открытом воздухе; 3) регулярное питание; 4) гигиенически полноценный сон.

Рациональные режим дня повышает работоспособность детей, способствует ровному настроению, содействует укреплению здоровья и создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения. Нерациональный режим может служить причиной переутомления школьников.

Режим дня дошкольника. Ночной сон около 10 часов, а дневной – около 2 ч (в старшей группе 90 мин). Занятия с детьми в младшей группе (3-4 года) проводят 10-15 мин, в средней (4-5лет) – 15-20 мин. В старшей группе (дети 5-6 лет) длительность 1-го занятия 20-25 мин, а 2-го – 15 мин; в подготовительной группе (дети 6-7 лет) проводят 2 занятия по 30 минут. Режим питания 4-х разовый с промежутками 3 – 3,5 часа. Продолжительность пребывания на чистом воздухе около 5 часов.

 

Режим дня школьника.

Составление расписания школьных занятий должно проводится обязательно с учётом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Суммарный недельный объём учебных нагрузок не должен превышать в 1-х классах – 20 учебных часов, во 2-х – 22, в 3-4-х – 24, в 5-8 – 30 и в 9-11-х – 32 часа. Продолжительность урока – 45 минут, а для 1-го класса – 35 минут.

При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию.

Перерывы являются такой же важной составной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин. Вместо одной большой допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы ученики проводили его сидя за партой.

Приготовление домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м – 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3-4 часов в 9-11 классах.    

71. Основным дошкольным учреждением в настоящее время является ясли-сад, так называемый «детский комбинат». Земельный участок по своей величине определяется из расчёта не менее 40 м2 на одно место. Используется для пребывания детей на открытом воздухе: не менее 4 часов – в холодное время года и 7-8 часов – в тёплое время года. Участок должен быть хорошо озеленён. Количество игровых площадок должно соответствовать количеству групп.

           Детские дошкольные учреждения размещают только в типовых отдельно стоящих зданиях. Количество этажей – не более двух. Основной принцип внутренней планировки – групповая изоляция. Для соблюдения этого принципа определяется минимальное функциональное  звено детского учреждения – групповая ячейка. Это набор помещений, позволяющий обеспечить организацию воспитательного процесса, удовлетворение всех бытовых потребностей воспитанников, входящих в определённую возрастную группу. Наполняемость ясельной группы – 20, садовской – 25 детей. В состав группы входят: раздевальная, игровая (групповая), буфетная, санитарная комната, спальная. Для ясельных групп кроме вышеуказанных помещений обязательны приёмная, спальная-веранда, помещение для хранения спальных принадлежностей. Обязателен отдельный вход с улицы. В структуру помещений дошкольного учреждения в обязательном порядке входят: музыкальный (гимнастический) зал, пищеблок (размещается на первом этаже), комната заведующей, медицинский пункт, состоящий из медицинской комнаты и изолятора, прачечная с кладовой. Все служебно-бытовые помещения должны размещаться на первом этаже, компактно и изолированно от детских групп.

           Для поддержания санитарно – эпидемиологического благополучия в детских учреждениях необходимо:

1) выполнять существующие санитарные правила и нормы размещения детей (наполняемость группы, принцип групповой изоляции);

2) правильно и по назначению использовать все помещения;

3) соблюдать правила доставки, хранения продуктов, технологии приготовления пищи, сроки её реализации;

4) соблюдать питьевой режим;

5) выполнять правила приёма персонала на работу и своевременное прохождение обязательных профилактических осмотров;

6) выполнять правила приёма вновь поступающих и переболевших детей;

7) организовывать ежедневный «фильтр» (в ясельных группах обязательно);

8) прививать гигиенические навыки детям и персоналу;

9) ежедневный осмотр работников пищеблока;

10) содержать все помещения и участок в соответствии с санитарными правилами и нормами;

11) иметь средства для проведения текущих дезинфекционных мероприятий.

72. Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Площадь земельного участка зависит от вместимости учреждения и составляет не менее 40-50 м2 на одного учащегося. Озеленение участка предусматривается из расчёта не менее 50 % площади его территории. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

               

           Школьное здание располагают в глубине участка, не ближе 15 м от его границы. Количество детей в школе не должно превышать её вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек, площадь на одного учащегося в классе 2,5 м2. Высота помещения не ниже 3,3 м. Учебные помещения не размещают в подвальных и цокольных этажах здания. Количество этажей не должно превышать 3. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа.

           Наилучшей ориентацией для окон классных комнат, учебных кабинетов и физкультурного зала является юго-западная и южная, для кабинетов черчения, рисования, кухонь и буфетов – северная.   

           Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией. Теплоснабжение зданий обеспечивается от районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

73. В школьном здании предусматриваются: 1) основные помещения, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс – классные комнаты, кабинеты, лаборатории, физкультурный зал, мастерские;

2) вспомогательные помещения – коридоры, рекреационные залы, гардероб, библиотека, столовая и другие;

3) служебные помещения – кабинеты директора и его заместителей, канцелярия, учительская, медицинский кабинет.

               

Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится её цветовая маркировка:

 

· оранжевая – для учащихся ростом 1000-1150 мм;

· фиолетовая – для учащихся ростом 1150-1300 мм;

· жёлтая – для учащихся ростом 1300-1450 мм;

· красная – для учащихся ростом 1450-1600 мм;

· зелёная – для учащихся ростом 1600-1750 мм;

· голубая – для учащихся ростом свыше 1750 мм.

 

Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающие их влажную уборку. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе.

Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет врача (медсестры), кабинет зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога.

На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованных кабинами с дверями без запоров.

74. Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. Также актуальной является проблема создания адекватных условий обучения для детского организма. Это связано, во-первых, с негативными тенденциями в состоянии здоровья детей и подростков, а во-вторых – с изменениями, которые произошли в школьном образовании за последние десятилетия..

Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом: вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и, наконец, постепенно снижается (период снижения работоспособности или утомления).

           Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учётом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов. Продолжительность урока 45 мин. (в 1-м классе 30-35 мин). максимально допустимая недельная нагрузка не должна превышать в 1-х классах 20 учебных часов, во 2-х – 22, в 3-4-х – 24, в 5-8-х – 30, в 9-11-х – 32-36 часов.

           При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин.

           Перерывы являются такой же важной составной частью воспитательного процесса, как и урок. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут. Большая перемена (после 2 или 5 уроков) – 50 мин: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 мин каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

           Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учёта динамики изменения физиологических функций и работоспособности, учащихся на протяжении учебного дня и недели.   Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остаётся низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

           Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший объём её приходился на вторник и среду. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в середине учебной недели.

           При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Не допускается сочетание 2-х или 3-х трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык).             

 

Гигиенические требования к воздушно – тепловому режиму; освещению в школах.

 

                          Температура воздуха должна составлять:

· в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях–18 – 200 С

· в учебных мастерских – 15 – 17о С;

· в актовом зале – 18 – 20о С;

· в спортзале – 15 – 17 о С;

· в мед.кабинете – 21 - 23 о С;

· в рекреациях – 16 – 18 о С;

· в библиотеке – 17 – 21 о С;

            

Важное значение для нормального развития и укрепления здоровья детей имеет естественное освещение. КЕО в классе должен составлять 1,5 %, СК – 1/4 – 1/5. Наилучшей ориентацией для окон классных комнат, учебных кабинетов и физкультурного зала является юго-западная и южная, для кабинетов черчения, рисования, кухонь и буфетов – северная. 

           Стены учебных помещений окрашивают клеевыми красками светлых, тёплых тонов (белая, светло-жёлтая, светло-зелёная). 

           В течение большей части суток естественное освещение является недостаточным и восполняется искусственным освещением, которое осуществляется с помощью ламп накаливания или люминесцентных ламп.

           В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания. Искусственное освещение должно быть равномерным по классу и обеспечивать освещённость на столе: при лампах накаливания – 150 лк; при люминесцентных лампах – 300 лк; на доске – 250 и 500 лк соответственно. Допускается использовать светильники только закрытого типа.

           Функциональные обязанности школьного медицинского работника.

Все общеобразовательные учреждения должны комплектоваться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиаторов.

Основные функции медсестры:
1. следит за выполнением сан-эпид режима;

2. обеспечивает проведение профилактических мед осмотров;

3. осуществляет диспансерное наблюдение за детьми с ослабленным здоровьем;

4. контролирует санитарное состояние школьного пищеблока;

5. следит за нагрузкой – вникает в школьное расписание, посещает уроки физкультуры;

6. оказывает первую медицинскую помощь;

7. осуществляет проведение профилактических прививок;

8. проводит санитарно-просветительную работу.

           Главная обязанность школьного медицинского работника – защищать детей от учителей!!!

75. Летний оздоровительный лагерь – это массовое летнее оздоровительное учреждение для детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет. Длительное пребывание на свежем воздухе, широкое использование естественных факторов природы, двигательная активность, использование различных видов физической культуры (игры, спортивные развлечения, купание, экскурсии и туристические походы) способствуют укреплению здоровья и физическому развитию детей. Максимальный оздоровительный эффект достигается в лишь том случае, если устройство лагеря и его эксплуатация полностью отвечает гигиеническим требованиям.Летний оздоровительный лагерь должен иметь самостоятельный земельный участок, сухой, вблизи зелёного массива и, желательно, не далее 0,5 – 1 км от водоёма, пригодного для купания. Размер земельного участка лагеря определяется количеством мест. На одно место должно приходиться не менее 250 м2 площади участка.

           Территория строго разделена на функциональные зоны:

а) жилая зона. Размещаются жилые корпуса, высотой не выше 2-х этажей. В нашей климатической зоне обязательно с отоплением. Печное отопление не допускается. Здесь же сооружены отрядные площадки, линейки.

б) зона культурно – бытового обслуживания. Сюда входят костровая площадка, уголки юного техника, натуралиста.

в) зона спорта и отдыха.

г) административно – хозяйственная зона. Сюда входят пищеблок, столовая, медпункт с изолятором. Зоны обязательно разделены полосами зелёных насаждений шириной 25 метров.

Водоснабжение – артезианская скважина.

           В мед. пункте предусматривается количество коек из расчёта 2-3% от общего числа мест в лагере.

           Столовая рассчитывается на одновременную посадку всех детей (0,9 м2 на одно посадочное место). Зелёные насаждения размещают по периферии участка и на свободной территории лагеря. 50% территории лагеря должны быть озеленены.

           Проверка готовности лагеря к приёму детей начинается в марте-апреле месяце врачами Госсанэпиднадзора.

           За месяц до выезда проводится мед. осмотр детей, подлежащих вывозу в лагерь. Заезд разрешается только с разрешения органов Госсанэпиднадзора. В первые же дни после заезда в лагерь проводится углублённый мед. осмотр всех детей.

           Вся оздоровительная работа в летнее время строится на своеобразном режиме дня, в основе которого лежит максимальная двигательная активность ребёнка, преимущественно на свежем воздухе с минимальной зависимостью от характера погодных условий.

           Функции медицинского работника в лагере:

1. следит за выполнением сан-эпид режима в лагере;

2. обеспечивает проведение профилактических мед осмотров;

3. осуществляет наблюдение за детьми с ослабленным здоровьем;

4. контролирует санитарное состояние пищеблока;

5. оказывает первую медицинскую помощь;

6. проводит санитарно-просветительную работу.

 

Одна из основных функций – контроль за пищеблоком.

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.076 с.)