З авоевания и парадоксы музыкального масскульта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З авоевания и парадоксы музыкального масскульта



«Массовая культура» – особое понятие, охватывающее многообраз­ные и разнородные явления культуры ХХ века. «Массовость» определи­лась в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлени­ем средств массовой коммуникации. В музыке «масскульт» во-многом определен «широким» понятием «поп-культуры», «поп-музыки» (англ. popmusic- «популярная музыка»). Возникла эта область музыкального искусства в конце XIX века как реакция на усложнившиеся формы «серь­езной» музыки, а интенсивное развитие получила с начала ХХ века. В дальнейшем «поп-музыкой» стали называть модную коммерческую раз­влекательную музыку, преимущественно эстрадную песню.

Музыкальный «масскульт» определился эстетикой шлягера и Tin Pan Alley. «Тин пэн элли» – буквально «аллея жестяных сковородок» – попу­лярное название индустрии развлекательной музыки, которая возникла вначале в Нью-Йорке, потом по всей Америке, на рубеже XIX-XX веков. «Слово «шлягер» взято из жаргона австрийских торговцев конца XIX века, оно означало «успешно сбываемый товар». После первой мировой войны «шлягерами» стали называться расхожие песни.

Индустрия шлягеров началась в 20-х годах. «Текстовики несли в из­дательство или на фонофирму (или исполнителю) ―рыбу‖. Для нее по­дыскивалась подходящая мелодия, ―насвистанная‖ композитором-мелодистом (он часто не знал нотной грамоты, потому такого специали­ста и прозвали ―насвистывающий композитор‖). Отталкиваясь от мело­дии, текстовик доводил ―рыбу‖ до ―жареного‖ состояния, то есть концен­трировал тему шлягера в нескольких наиболее броских, запоминающихся и отвечающих структуре мелодии словах припева. Готовую ―болванку‖ песни отправляли к аранжировщику-гармонизатору. После этого резуль­тат записывался на пластинку. Пластинки продавались на радио и в рес­тораны, а также отдавались в музыкальные магазины» (92, с. 174).

В последние десятилетия стали различать традиционную «старую» популярную музыку и «новую» поп-музыку, обособившуюся c появлени­ем рок-музыки.

Рок-музыка (англ. rock music, от rock – качаться, трястись) – тип со­временной поп-музыки, сформировалась в Великобритании и США на рубеже 1950-60-х годов.

Рок-музыка родилась из рок-н ролла. Рок-н ролл (англ. rock and roll, от rock – раскачиваться и roll – крутиться) появился в середине 1950-х годов. «Родители» рок-н ролла – ритм-энд-блюз и музыка кантри. Ритм-энд-блюз появился в самом конце 1940-х годов в Чикаго в среде афро-американцев и представлял собой сочетание чистого блюза и напряжен­но-энергичного джаза: как правило, мажорные напевы с блюзовыми но­тами в четырехдольном размере с акцентами на четных долях. Музыка «кантри» (от англ. country – сельский, деревенский) получила развитие из фольклорных истоков европейских иммигрантов США. Третья состав­ляющая рок-н-ролла – это его особенный инструментарий, состоящий прежде всего из гитар, барабанных установок, иногда рояля, контрабаса и других инструментов. В музыкальном отношении рок-н ролл представлял собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза, «адаптированного» под бе­лую аудиторию и исполняемый белыми музыкантами. В целом для рок-н-ролла характерна блюзовая структурная основа, техника риффов (много­кратно повторяемая краткая мелодическая фраза).

История рок-н-ролла – это история Эсвиса Пресли.

Элвис Пресли (1935-1977) был той искрой, от которой вспыхнуло пламя рок-н-ролла в 50-е годы. Это была крупнейшая и наиболее влия­тельная фигура в мире популярной музыки тех лет. В 1953 году записан­ная им самим слегка ускоренная версия ритм-энд-блюза «That's All Right Mama» сначала прозвучала на местной радиостанции, а затем вышла на сингле. В середине 50-х при широких рекламных возможностях крупной компании популярность Пресли начала расти. Помог в этом и созданный имидж певца. Для Элвиса была характерна манера движений «шатающе­гося медведя», знаменитое «вращение» бедрами, прыжки, пританцовыва­ния и порой даже стояния на голове. Элвис принес на сцену образ краси­вой, чувственной и опасной молодости. В 1956 году из популярного пев­ца «местного значения» Элвис Пресли стал звездой международной ве­личины, он получил шесть «золотых» дисков и звание «король рок-н-ролла». Вскоре за Элвиса ухватился и Голливуд, певец снялся в несколь­ких фильмах, ставших кассовыми рекордсменами и еще больше закре­пивших в общественном сознании имидж певца. В 60-х изменился и тот материал, который Пресли записывал на пластинках. Он расширил свой репертуар, стремясь завоевать новые слои публики, и ему это удалось: в 1962 году хит-парады Англии возглавляли девять песен Элвиса Пресли.

Вот тут и появляется так называемое «британское вторжение». Как же английская поп-музыка смогла отвоевать себе место под солнцем у аме­риканского рок-н-ролла, видно на примере «Битлз». С началом «британ­ского вторжения» популярность Пресли пошла на убыль: появление ли­верпульской четверки в начале 1960-х годов потеснило позиции Пресли, хотя музыканты «Битлз» всегда признавали его значение и влияние.

 «Битлз» – (англ. Beatles)– английская рок-группа. В ее состав входи­ли: Пол Маккартни (р. 1942; вокал, бас-гитара, клавишные), Джон Лен-нон (1940-1980; вокал, гитара, гармоника, клавишные), Джордж Харри-сон (1943-2001; вокал, гитара, ситар, клавишные), Ринго Старр (р.1940; начал выступать в составе группе в 1962; вокал, ударные, перкуссия, кла­вишные). Будущие участники легендарной «четверки» родились и вы­росли в Ливерпуле, где группа и была образована в 1959 году и называ­лась The Silver Beatles («Серебряные жуки», в дальнейшем слово silver было опущено из названия). В конце 1961 года менеджером группы стал Брайан Эпстайн, который изменил имидж музыкантов: вместо черных кожаных курток музыканты облачились в пиджаки без воротников от Пьера Кардена (получившие название «битловки»), а взбитые «коки» а-ля Элвис Пресли сменили длинные челки. С 1964 года «Beatles» буквально завоевали Америку. Особую популярность группе принесли фильмы. В 1965 году состоялось грандиозное выступление «The Beatles» перед 55 тысячами зрителей на нью-йоркском стадионе «Ши». Написанная в тот период композиция Пола Маккартни «Yesterday» (первое место, 1965) до сих пор является самой популярной песней в репертуаре более чем 500 исполнителей (по опросам российских радиослушателей, признана луч­шей песней ХХ века). До 1967 года группа создала альбомы: «The Beatles», «Please, please me» (1963), «With the Beatles» (1963), «A hard day's night» (1964), «Beatles for sale» (1964), «Help!» (1965), «Rubber soul» (1965), «Revolver» (1966), «Oldies» (1966). Выход последних двух альбо­мов ознаменовал новый этап в творчестве группы и выход за рамки поп-формулы: рост композиторского мастерства, тексты группы становились все более поэтически зрелыми. В 1966 году «The Beatles» дали свой по­следний концерт и сосредоточились на экспериментах в студии. Выпу­щенный в июне 1967 года альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» явился мощным аргументом в пользу того, что рок – серьезное концепту­альное искусство. «Сержант Пеппер» – настоящий концерт с увертюрой и финалом, где каждый из «оркестрантов» исполняет свою партию, а сама пластинка – ее гармоническая гамма, тексты, наложенные шумы – стала предметом исследования специалистов. Конец 1960-х годов, несмотря на некоторые признаки неблагополучия, был весьма насыщенным в творче­ском отношении для The Beatles. В 1968 году вышел знаменитый «White album» («Белый альбом» - по цвету обложки), в 1969 - «Yellow subma­rine»(«Желтая подлодка»), по которому был сделан великолепный ани­мационный фильм. Вместе с тем, альбом «Abbey road» (1969) занял толь­ко четвертую строчку в английских чартах Великобритании. В 1970 году появился «Hey Jude», заглавная песня которого представляла собой ли­рическую балладу, и последний выпущенный вместе альбом «Let It Be».

Но уже чувствовалось, что «ливерпульская четверка» начинает распа­даться, каждый из музыкантов пытался работать самостоятельно. С рас­падом группы, казалось, заканчивалась и эра «The Beatles». Но эмоцио­нальное воздействие их музыки оказалось, неожиданно даже для самих музыкантов, настолько масштабным, что «The Beatles» стали явлением в жизни чуть ли не всей планеты. С того времени как музыканты перестали работать вместе, было выпущено более четырех десятков дисков, тираж которых давно перевалил за миллионы экземпляров. В 1995-96 годах бы­ли выпущены три альбома «The Beatles» под названием «Антология», вобравшие в себя почти все песни легендарной группы.

Группа внесла значительный вклад в развитие рок-музыки, обусловив ее переход от танцевально-развлекательной в сферу искусства. Ранние их песни – заимствования американского рок-н-ролла с элементами поп-музыки. Вначале своего существования они использовали не только свои мелодии, но и перепевали рок-н-ролл-классику, тем самым поддерживая имидж рок-н-ролльщиков. Во второй половине 60-х годов их стиль ста­новится более самобытным, включает элементы кельтского фольклора и английских баллад, перешел на более вдумчивые композиции исключи­тельно собственного сочинения.

В начале 60-х «британское влияние» расширилось и за счет групп «Rolling Stones» («Роллинг-Стоунз») и «Mho» («Ху»). Но особую роль в истории мирового рока сыграла английская рок-группа «Queen» – («Ку-ин» - «королева»). Группа была образована в 1971 году в Лондоне. Со­став: Фредди Меркьюри (настоящее имя Фредерик Балсара) (вокал, фор­тепьяно), Брайан Мэй (гитара, синтезатор, вокал), Роджер Тейлор (удар­ные, вокал), Джон Дикон (бас-гитара). Музыка группы представляет со­бой смесь рока, джаза, оперы, танцевальной музыки; отличается слож­ными вокальными партиями Меркьюри, виртуозными гитарными пасса­жами Мэя и тщательной студийной работой. Группа прославилась гран­диозными концертными шоу. Многие композиции «Куин» остались уни­кальными явлениями в мировой рок-культуре, такие, как «A Night At The Opera» («Ночь в опере») и «Bohemian Rhapsody» («Богемская рапсодия»). Эти композиции сочетают элементы рок-музыки и мюзик-холла, «заиг­рывают» с оперным стилем, представляет сложную полифонию инстру­ментальных и вокальных партий. Последние альбомы группы – блестя­щие произведения мелодичного рока. Альбом «Innuendo» (1991) стал своеобразным завещанием Фредди Меркьюри (умер в ноябре 1991 от СПИДа). Популярность музыки группы не спадает до сих пор. «We are the champions» отныне играет на всех стадионах при победе той или иной команды, а трибуны скандируют во время тех же футбольных и хоккей­ных матчей «We will rock you».

 «Если проанализировать музыку ХХ столетия, то, пожалуй, оно про­шло под знаком Элвиса, «Битлз «и «Куина» и именно эта троица внесла наибольший вклад в мировую музыкальную рок-культуру. Элвис зажег пламя рок-н-ролла в 50-х и сделал музыку популярной в массах, «Биттлз» подхватил его в 60-х как Олимпийский огонь и снова передал обратно Элвису на исходе десятилетия. Ну а после смерти Элвиса только «Куин» смог продолжить славные традиции рок-музыки и, к сожалению, со смер­тью Меркури в начале 90-х пожалуй, что славные традиции рока оста­лись в прошлом и действительно 90-е остались за поп-музыкой, а рок остался на задворках музыкальной культуры. Вот и подумаешь о роли личности в истории. Иными словами рок был жив до тех пор, пока было кому зажигать, когда был эдакий флагман, на который можно было ори­ентироваться всем остальным рок-музыкантам» (113). Не со всеми ут­верждениями этого высказывания можно согласиться, но бесспорно одно – рок- музыка пошла по пути «упрощения», и на рубеже ХХ и ХХI столе­тия многие музыканты резко различают понятия «поп» и «рок» музыки. Поп-музыка (на молодежном жаргоне «попса») – это эстрадная развлека­тельная, легкая для восприятия музыка, которая тиражируется средства­ми массовой информации и имеет коммерческий характер. Такого рода развлекательная музыка приобрела невиданный размах, она стала по-настоящему явлением «массовой культуры» или «музыки массовых жан­ров». В настоящее время поп-музыка одна из наиболее прибыльных от­раслей. В некоторых странах по проценту от числа национального вало­вого продукта эта отрасль занимает второе место после военно-промышленного комплекса. Сегодня ученые уже употребляют термин «звуковой терроризм», так как эта музыка подстерегает нас «на каждом шагу». Вместе с тем, «шлягер создается для среднеарифметического представителя городской массы…, который является идеальным уравне­нием спроса на определенный вид песенной продукции. Впервые развле­кательная музыка получила возможность манипулировать аудиторией, создавая слушателя ―под себя‖» (92, с. 175). Новая волна поп-музыки неизменно связана с продуктированием видеоклипов – результат слияния двух традиционных зрелищных форм подачи шлягера: эстрадного кон­церта и кинофильма.

Но вместе с тем, точных «классификационных» признаков, по кото­рым определяется принадлежность сочинений «массовой музыки» к тому или иному типу, нет, разница между рок- и поп-музыкой часто стерты. Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выде­лившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежно­сти к определенным социально-культурным движениям (например, пси­ходелический рок, панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (барокко-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.). Рок-музыке сложно дать однозначное определение. Это связано с еѐ постоянным развитием – появлением новых направле­ний. Каждое последующее рок-поколение отвергало достижения предше­ственников, а представители разных направлений зачастую отрицали принадлежность друг друга к року. Поэтому любые определения рок-музыки носят относительный, временный характер. Не претендуя на ох­ват всех направлений «массовой музыки», перечислим часть их (135), чтобы как-то представить картину самой тиражируемой части современ­ной культуры.

Disco – один из самых популярных танцевальных музыкальных сти­лей 70-х годов. Цель этой музыки была одна: любыми способами заста­вить людей выйти на танцплощадку, поэтому диско преуспело главным образом как студийное творчество, увековеченное на пластинках, а дале­ко не как живые концертные шоу. Почти для всех произведений диско характерен монотонный акцентированный ритм, фоновое звучание веду­щих инструментов группы или оркестра (гитары, струнные, духовые) и достаточно выразительный вокал. С наступлением 80-х и появлением новых форм танцевальной музыки, волна диско пошла на убыль.

Folk Rock – музыкальное направление, которое оформилось в конце 50-х -начале 60-х годов, когда ритмические приемы, получившие рас­пространение в поп-музыке, стали использовать для аранжировки народ­ных мелодий. Один известный американский музыковед Алан Ломакс определяет этот стиль так: «Если в ―очищенной‖ от аранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы фрагментарно уловить народ­ные мотивы, значит, мы безусловно имеем дело с фолк-роком» (113).

Hard Rock – дословно: «жесткий» или «тяжелый рок». Понятие на­столько всеобъемлющее, что многие не видят разницы между собственно рок-музыкой и этим, одним из ее наиболее массовых и популярных от­ветвлений. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощу­щение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инстру­ментами. Но в хард-роке, помимо «выпуклости» ритм-секции, все входя­щие в нее инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером -гитаристом или клавишником, поэтому здесь не может быть обособлен­ной импровизации одного инструмента, а это означает, что в импровиза­ции участвуют все инструменты группы, создавая целостность и моно­литность произведения.

Heavy Metal – буквально «тяжелый металл» или «тяжелые орудия». Это одно из ответвлений хард-рока, получившее широкое распростране­ние в начале 80-х годов. До сих пор существует путаница в определении хард-рока и «хэви-метал». Для обоих направлений характерно исключи­тельно мощные гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и «канонадные» ударные, очень сложные ритмические импровизации.

Psychedelic Rock –известен под сокращенным названием «психоде­лия», а также как «кислый рок» (acid rock). По сути, это свободные экс­перименты с музыкой и музыкальными инструментами под воздействием галлюциногенов или мощных психотропных средств – так начиналась эта музыка. Позже, психоделическим роком стали называть любую «стран­ную» музыку, гармонии и тональности которой отличались от принятых. Группы именно этого жанра начали первыми устраивать затяжные им­провизационные концерты, создав тем самым ассоциативную связь меж­ду роком и джазом.

Progressive Rock – в данном случае слово «прогрессивный» предпо­лагает такую форму рок-музыки, когда при традиционном для рок-группы составе исполнителей и инструментарии задействуются структу­ры классической европейской музыки, в результате чего произведения прогрессивного рока становятся, как правило, сложнее и продолжитель­нее, нежели стандартные 3-5-минутные композиции; большое значение имеет импровизация. Направление прогрессивного рока начало разви­ваться в конце 60-х годов в Англии, в какой-то степени его корни уходят в психоделию, космические темы которой вначале неизменно присутст­вовали у «прогрессивистов», но если рассуждать с музыкальной точки зрения, прогрессивный рок – высшая форма психоделии. Как музыкаль­ный стиль, прогрессивный рок получил наивысшее развитие в семидеся­тые годы, когда музыканты достигли поистине виртуозного владения инструментами и научились мыслить нетривиально.

Punk Rock. Корни панк-рока прослеживаются с первой половины шестидесятых, когда американские группы попытались дать отпор «бри­танскому вторжению» – это была динамичная агрессивная музыка, но играли ее любители. Расцвет панк-рока пришелся на середину семидеся­тых. Это была сырая резкая и быстрая музыка с хаотичными изменения­ми ритмических структур и гармоний. Играли панк-рок любители, не обладавшие даже минимальной музыкальной подготовкой и практикой.

Rap – это форма танцевальной музыки, для которой характерны рва­ный ритм, простые гармонии и короткие музыкальные фразы, «закольцо­ванные» в непрерывный рефрен. Вокал, как таковой, отсутствует, его заменяет речитатив, накладываемый на предварительно записанные ин­струментальные трэки. Впервые рэп появился в черных диско-клубах Нью-Йорка в середине 70-х годов, специализировались на этой музыке главным образом диск-жокеи, отбиравшие репертуар для танцев, и об­служивающий персонал концертных залов и площадок, имевший доступ к аудиоаппаратуре; в силу специфических особенностей стиля, в тот пе­риод для исполнения рэпа не требовались даже минимальные музыкаль­ные навыки. Первых рэпперов называли «спиннерами» (от английского to spin - вращать), потому что их работа сводилась к манипуляциям с диском проигрывателя, на котором была установлена пластинка.

Soul - вокальная манера, для которой характерны «пение из глубины души» (англ. soul - «душа») и обязательно пение эмоциональное. На слэнге черных людей «соул» означал также и «подлинность», «чест­ность» и «искренность», что и есть наиболее точное определение этого понятия.

Sympho Rock - «симфо-рок» («симфонический рок»). Так в конце 60-х - начале 70-х годов стали называть манеру групп, использовавших в своих композициях инструментарий симфонического оркестра и прямые цитаты классических произведений. В качестве таковых назовем англий­ские групп Move и Electric Light Orchestra, черты симфо-рока присутст­вуют и в стиле группы Pink Floyd.

Понятие «симфо-рок» близко к понятию «арт-рок» (от слова «арт» – искусство). Профессиональные музыканты с негодованием наблюдают, как переделывают, а часто и кромсают дорогую их сердцу классику. Но это явление получило широкое распространение в среде рок-музыкантов. Такое обращение к сфере «высокого профессионализма» стало попыткой преодолеть то чувство культурной неполноценности, которое пришло на смену культурному нигилизму 60-х годов.

В 1970 году состоялся дебют британской рок-группы «Эмерсон, Лейк и Палмер» (сокращенно – ЭЛП): Кит Эмерсон - клавишные; Грег Лэйк -бас-гитара, вокал, гитара; Карл Палмер - ударные. ЭЛП стал одним из ведущих коллективов того направления современной музыки, которое позднее будет определено как арт-рок. Хотя обращение арт-рока к опыту серьезной музыки, как к классическому наследию, так и к экспериментам XX века, было подготовлено другими группами, успех ЭЛП у самой раз­ной аудитории – от поклонников рока до профессоров консерваторий – превзошел все ожидания. Трио записало на пластинки «Варварское ал­легро» Белы Бартока, «Симфониетту» Леоша Яначека, «Скифскую сюи­ту» Сергея Прокофьева. Широкую известность приобрел диск 1972 года этой группы – обработка «Картинок с выставки» Мусоргского.

Яркие образные «картинки» знаменитого фортепианного цикла Му­соргского обрели свою вторую жизнь в оркестровой обработке Мориса Равеля. При яркой популярности и красочности обработки Равеля не все­ми принимается безоговорочно, некоторым она кажется слишком «изы­сканно-элегантной» по сравнению с автором, и приближается не столько к русской, сколько к французской традиции. Тем более дискуссионна рок-обработка шедевра Мусоргского ансамблем ЭЛП. Открывающая «Прогулка» подчеркнуто «классична» и приближена к оригиналу. Но в «Гноме» и «Бабе Яге» интерпретация построена на предельно резких контрастах динамики, тембра и ритма. В музыке этих номеров превали­рует электронный синтезатор, изобилуют «неслыханные» (для классиче­ского) звучания. Впрочем, деформация и гротеск, взаимосвязь комиче­ского и трагического соответствует мятежному и страстному духу музы­ки Мусоргского. «Музыкальная речь» не только оперных, вокальных, но и инструментальных произведений русского композитора восходит непо­средственно к человеческому голосу и слову и следует подчеркнуть, что интерпретация ЭЛП пытается во многих эпизодах быть верными «инто­национному словарю» композитора. Это подчеркнуто еще и тем, что в одной из «Прогулок» и в «Богатырских воротах» введена вокальная пар­тия.

Но вместе с тем, существует и другая точка зрения, неприятие «сти­листической несовместимости»: «принцип внутреннего соответствия ма­териала и его трактовки в поп-музыке отброшен, его заманил принцип необязательности, эстетического произвола. Перед нами как бы клочья драгоценных камней, расточительно вырванные из целого и вместе со случайным тряпьем наспех сшитые в некую шутовскую хламиду» (33, с. 81).

Ещѐ одна форма рок музыки – рок-опера. Это театрализованное пред­ставление с сюжетом, действующими лицами, декорациями; музыка пи­шется и исполняется в рок-стиле. У истоков жанра стояла британская группа «Ху» (англ. The Who - «Кто»), создавшая рок-оперы «Томми» (1969 г.) и «Квадрофения» (1973 г.).

Наиболее выдающееся произведение – рок опера «Иисус Христос -Супер звезда» (1970 г.) английского композитора Эндрю Ллойда Уэббе-ра. Композитор Александр Журбин пишет в своих воспоминаниях о впе­чатлении, которое вызвала эта опера у великих композиторов: «Альфред Гарриевич Шнитке, чутко интересующийся всем, что происходит в му­зыкальном мире, попросил меня показать ему запись новой оперы. «Знае­те, в этом что-то есть. Надо послушать еще. Судить по одному прослу­шиванию вообще нельзя. Но мне кажется – это интересно. И талантли­во». Сходное суждение высказал тогда же и Дмитрий Дмитриевич Шос­такович, посмотревший спектакль в Лондоне; «Наверное, и таким путем надо идти». Эти слова он сказал самому Уэбберу (117).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР «ДЛЯ ВСЕХ»

Мюзикл – один их самых молодых жанров современного музыкально­го театра и один из самых популярных. Сегодня точно сказать – что такое мюзикл – сложно, настолько различны произведения, которых определя­ют как мюзиклы.

Энциклопедическое определение мюзикла звучит так: «музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, дра­матического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность; характерной чер­той многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами» (133).

Мюзикл – сокращенная форма понятий Musical comedy («музыкаль­ная комедия») и Musical play («музыкальная пьеса»).

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров. Его истоки можно проследить с музыки XVIII века – английской балладной оперы. Это была комедийная пьеса со вставными песенными номерами, и именно эти пьесы и прибыли с эмигрантами на американский континент и получили свое своеобразное продолжение в менестрельном театре.

Следующий предшественник мюзикла – французский жанр «экстрава-ганца», для которого характерна экстравагантность («необычность»), фантастичность представления, мелодраматичность событий (мелодрама – пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью), яркие сценические эффекты, песни, танцы, варьете, цирковые аттракционы. Именно постановку американ­ской экстраваганцы считают исходной точкой нового жанра, впоследст­вии названной «мюзикл», в 1866 году на сцене Нью-Йорка прошла по­становка спектакля «Black Crook» («Черный плут» или «Злодей-мошенник»).

Жанр бурлеска также ведет свою историю с XVIII века. Тогда бурлеск (итал. - «шутливый») представлял собой пьесу-пародию на серьезную и известную пьесу. Эстрадный американский бурлеск XIX века сохранил элемент пародии, он был насыщен комическими эффектами и известны­ми песнями. «Бурлеск оставил в наследство мюзиклу остроту трактовки современных проблем» (39, с. 31).

На рубеже XIX-XX веков любимым жанром американцев был воде­виль. Европейский водевиль – вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Американский водевиль был просто набором эстрадных номеров, слегка скрепленным сквозным сюжетом.

В конечном результате, на рубеже веков сложился тип музыкальной комедии, которая подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в ис­полнении кумиров публики.

Ближе всех к жанру мюзикла стоит оперетта. Как и в оперетте, язык мюзикла – бытовая и эстрадная музыка. Но в мюзикле большее внимание отводится литературной основе, его действие более насыщенно, в опе­ретте же главный элемент – музыка.

Тонкими нитями мюзикл связан и с джазом. С 10-20-х годов трудно найти любое эстрадное представление, где не было джазовых номеров; его музыкальный язык стал одной их главных составляющих американ­ской музыки, что повлияло и на музыкальный язык мюзикла.

История мюзикла – это процесс постепенного сплава отдельных жан­ров. «Жанр возник где-то между 1900-1950 годами, когда именно, – мне­ния расходятся. Во всяком случае, понадобилось четверть века, прежде чем из конгломерата предшествующих форм образовалась чисто амери­канская музыкальная комедия. И прошло еще около четверти века, пока не сформировался мюзикл как самостоятельная театральная форма, вы­росшая на американской почве и отвечающая умонастроениям, ритму и образу жизни американцев» (39, с. 43).

В 20-е годы, в период американского экономического процветания, повысился спрос на развлекательное искусство. Именно тогда мюзикл начинает особенно интенсивно развиваться. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную аме­риканскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Зна­чительно возросло актѐрское мастерство певцов. В 1932 году Джордж Гершвин впервые награждѐн Пулицеровской премией за работу над мю­зиклом «Пою о тебе» (1931). При совместной работе Роджерса и Хаммер-стайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» (1943), «Кару­сель» (1945), «Саут-Пасифик» (1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьѐз-ной. В 50-е годы на эстраде появились произведения, которые по полно­му праву можно назвать первыми «шедеврами» жанра мюзикла. С разни­цей в один год выходят постановки «Моя прекрасная леди» Лоу (1956)и «Вестсайдская история» Бернстайна (1957). «Моя прекрасная леди» аме­риканского композитора Фредерика Лоу (1901-1988) написана по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Особую популярность мюзиклу принесла его киноверсия, мелодии пьесы зазвучали по всему миру. Американский дирижер, пианист и композитор Леонард Бернстайн (1918-1990) за литературную основу своего мюзикла «Вестсайдская история» взял шекспи­ровскую трагедию «Ромео и Джульетта», но при этом действие перенес современный Нью-Йорк. Два враждующих рода Монтекки и Капулетти превратились молодежные группировки «Ракеты» и «Акулы». Мюзикл Бернстайна обозначил растущее значение хореографии. С тех пор артист мюзикла должен был идеально сочетать качества актера, певца и тан­цовщика.

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» Г. Макдермота (1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем са­мым постановка получила название «мюзикла первобытного американ­ского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокраща­ется, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» Мишеля Шонберга по мотивам одноимѐнного романа Гюго. Особую популярность получил мюзикл «Нотр-Дам де Пари» («Со­бор Парижской Богоматери») Риккардо Коччианте (1998), написанный также по роману Гюго. Достижение французской сцены последних лет – «10 заповедей» с музыкой Паскаля Обиспо (2001).

С постановки «Орфея и Эвридики» Александра Журбина (в 1975 го­ду) начинается история «русского мюзикла». Этот спектакль до сих пор звучит в репертуаре Санкт- Петербургского театра «Рок-опера».

Но особая страница в истории российских мюзиклов – это постановки Александра Рыбникова (род.1945). Его произведения подобно и другим мировым мюзиклам, написаны на границе мюзикл- и рок-культур. В 1976 году состоялась премьера рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурье-ты». В 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола со­стоялась премьера «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского. Музыка этого спектакля – микст различных жанров: эстрадной песни, английского арт-рока, русской православной молитвы, элементов оперы. Выпущенный в 1983 году, альбом «Юнона и Авось» занял 1-е место в хит-параде; спектакль за 20 лет выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом.

В 2001 году был поставлен, как назвали его авторы, «первый россий­ский мюзикл» «Норд-Ост». Музыка, либретто и постановка – Алексея Иващенко и Георгия Васильева (получивших известность в мире бардов­ской песни как «Иваси»). Мюзикл основан на версии романа В.Каверина «Два капитана». К сожалению, в 2004 году спектакль закончил свою «сценическую жизнь», что было последствием страшного террористиче­ского акта, устроенного чеченскими боевиками на спектакле.

90-е годы – начало русского «мюзикл-бизнеса». За последние годы на столичных сценах поставлены самые знаменитые мировые мюзиклы: «Чикаго» американца Джона Кэндера, «Метро» польского композитора Януша Стоклоса, «Нотр-Дам де Пари» Риккардо Коччианте (известна фраза композитора, французу по матери, итальянцу по отцу: «начинаю фразу по-французски, а заканчиваю ее по-итальянски»).

Мюзикл – объект бизнеса и мощная развлекательная индустрия. Один из самых известных спектаклей композитора Ирвинга Берлина посвящен самому мюзиклу и называется «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес». Главная фигура в мюзикле – продюсер, а не режиссер или артист. Бывает, что спектакль ставится в расчете на звезду, но столь же часто звездами становятся безвестные артисты, успешно выступившие в мюзикле. По­скольку музыка и стихи обычно пишутся под конкретное сценическое решение, то авторские права распространяются и на мизансцены, декора­ции, световое оформление. Постановки обычно стоят от одного до двух миллионов долларов. Но затраты, как правило, многократно окупаются: в проекте сразу предусматриваются и экранизации, и прокат спектакля на разных площадках, и его воспроизведение другими труппами. Мюзикл – это не только само сценическое действие, это и продажа аудиозаписей, сувениров с его символикой.

Историю современного музыкального театра невозможно себе пред­ставить без имени британского композитора Эндрю Ллойд-Уэббера – автора самых успешных и популярных мюзиклов. Его роль в развитии современного мюзикла трудно переоценить, его не зря называют «коро­лем музыкального театра». Творчество Уэббера – «лицо современного мюзикла». Мировую известность Эндрю Ллойд-Уэббер получил после выхода в свет в 1970 году его четвертого театрального сочинения с соав­тором, либреттистом Тимом Райсом рок-оперы «Иисус Христос - Супер­звезда». «Иисус Христос - Суперзвезда» был новым словом в музыкаль­ном театре. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, исполь­зование современной лексики в текстах, их высокое качество, так назы­ваемый принцип «sung-through» (вся история рассказывается исключи­тельно посредством песен, без использования не поющихся диалогов), – все это сделало «Суперзвезду» настоящим хитом.

В 1980-е годы произошла «историческая встреча» Уэббера с продю­сером Камероном Макинтошем, с которым Эндрю перешел к постановке дорогостоящих, роскошных, высокотехнологичных постановок. Спектак­ли «Кошки» (1981), «Звездный экспресс»(1984), «Призрак оперы» (1986) – не только яркие шоу с замечательной музыкой, но и великолепно выполненные коммерческие проекты. Большая ставка делалась на техниче­ские «чудеса» – в «Призраке оперы», например, на зрителей падала люс­тра, а в «Звездном экспрессе» все актеры были поставлены на ролики.

Мюзикл «Кошки» сделал своего автора миллионером и стал самым долгоиграющим мюзиклом за всю историю существования этого жанра.

Сам композитор признался, что произведение появилось на свет бла­годаря его восхищению знаменитой «Книгой старого Опоссума о кош­ках», написанной великим английским поэтом, лауреатом Нобелевской премии Т. С. Элиотом. Эта книга – одна из любимых книг английской детворы. Элиот Томас Стернз (1885-1965) – англо-американский поэт. Цикл стихотворений Томаса Стернза Элиота «Популярная наука о кош­ках, написанная старым опоссумом» долгое время считался второстепен­ным на фоне серьезных, не всегда простых для восприятия философских сочинений поэта. Во всем мире известна любовь англичан к кошкам. Элиот не только держал у себя дома кошек, но и охотно придумывал, по просьбе друзей и знакомых, необычные клички их усатым любимцам. Одни имена получались смешными и абсурдными, но звучными, другие попроще, но все они соответствовали кошачьим характерам. С 1931 7 года Элиот начал сочинять забавные стихотворения о кошках для своих крестников, подписывая их «Старый Опоссум». «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» вышла в свет в 1938 году с ри­сунками Элиота на суперобложке и на обложке.

Композитор довольно долго работал над литературным текстом этого сочинения. Четыре года, с 1977 года при участии в этом вдовы Т. С. Элиота Валери Элиот, которая очень помогла Уэбберу в отборе материа­ла, и особенно тем, что предоставила неопубликованные фрагменты из рукописей Элиота, среди которых была и «Гризабелла». «Она-то и дала мне решающий драматургический импульс», – пишет композитор. Нема­лую роль при составлении либретто сыграл и режиссер Тревор Нанн (по элиотовским мотивам им написан текст самой популярной песни «Мемо-ри»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.057 с.)