Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
З авоевания и парадоксы музыкального масскульта
«Массовая культура» – особое понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХ века. «Массовость» определилась в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. В музыке «масскульт» во-многом определен «широким» понятием «поп-культуры», «поп-музыки» (англ. popmusic- «популярная музыка»). Возникла эта область музыкального искусства в конце XIX века как реакция на усложнившиеся формы «серьезной» музыки, а интенсивное развитие получила с начала ХХ века. В дальнейшем «поп-музыкой» стали называть модную коммерческую развлекательную музыку, преимущественно эстрадную песню. Музыкальный «масскульт» определился эстетикой шлягера и Tin Pan Alley. «Тин пэн элли» – буквально «аллея жестяных сковородок» – популярное название индустрии развлекательной музыки, которая возникла вначале в Нью-Йорке, потом по всей Америке, на рубеже XIX-XX веков. «Слово «шлягер» взято из жаргона австрийских торговцев конца XIX века, оно означало «успешно сбываемый товар». После первой мировой войны «шлягерами» стали называться расхожие песни. Индустрия шлягеров началась в 20-х годах. «Текстовики несли в издательство или на фонофирму (или исполнителю) ―рыбу‖. Для нее подыскивалась подходящая мелодия, ―насвистанная‖ композитором-мелодистом (он часто не знал нотной грамоты, потому такого специалиста и прозвали ―насвистывающий композитор‖). Отталкиваясь от мелодии, текстовик доводил ―рыбу‖ до ―жареного‖ состояния, то есть концентрировал тему шлягера в нескольких наиболее броских, запоминающихся и отвечающих структуре мелодии словах припева. Готовую ―болванку‖ песни отправляли к аранжировщику-гармонизатору. После этого результат записывался на пластинку. Пластинки продавались на радио и в рестораны, а также отдавались в музыкальные магазины» (92, с. 174). В последние десятилетия стали различать традиционную «старую» популярную музыку и «новую» поп-музыку, обособившуюся c появлением рок-музыки. Рок-музыка (англ. rock music, от rock – качаться, трястись) – тип современной поп-музыки, сформировалась в Великобритании и США на рубеже 1950-60-х годов. Рок-музыка родилась из рок-н ролла. Рок-н ролл (англ. rock and roll, от rock – раскачиваться и roll – крутиться) появился в середине 1950-х годов. «Родители» рок-н ролла – ритм-энд-блюз и музыка кантри. Ритм-энд-блюз появился в самом конце 1940-х годов в Чикаго в среде афро-американцев и представлял собой сочетание чистого блюза и напряженно-энергичного джаза: как правило, мажорные напевы с блюзовыми нотами в четырехдольном размере с акцентами на четных долях. Музыка «кантри» (от англ. country – сельский, деревенский) получила развитие из фольклорных истоков европейских иммигрантов США. Третья составляющая рок-н-ролла – это его особенный инструментарий, состоящий прежде всего из гитар, барабанных установок, иногда рояля, контрабаса и других инструментов. В музыкальном отношении рок-н ролл представлял собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза, «адаптированного» под белую аудиторию и исполняемый белыми музыкантами. В целом для рок-н-ролла характерна блюзовая структурная основа, техника риффов (многократно повторяемая краткая мелодическая фраза).
История рок-н-ролла – это история Эсвиса Пресли. Элвис Пресли (1935-1977) был той искрой, от которой вспыхнуло пламя рок-н-ролла в 50-е годы. Это была крупнейшая и наиболее влиятельная фигура в мире популярной музыки тех лет. В 1953 году записанная им самим слегка ускоренная версия ритм-энд-блюза «That's All Right Mama» сначала прозвучала на местной радиостанции, а затем вышла на сингле. В середине 50-х при широких рекламных возможностях крупной компании популярность Пресли начала расти. Помог в этом и созданный имидж певца. Для Элвиса была характерна манера движений «шатающегося медведя», знаменитое «вращение» бедрами, прыжки, пританцовывания и порой даже стояния на голове. Элвис принес на сцену образ красивой, чувственной и опасной молодости. В 1956 году из популярного певца «местного значения» Элвис Пресли стал звездой международной величины, он получил шесть «золотых» дисков и звание «король рок-н-ролла». Вскоре за Элвиса ухватился и Голливуд, певец снялся в нескольких фильмах, ставших кассовыми рекордсменами и еще больше закрепивших в общественном сознании имидж певца. В 60-х изменился и тот материал, который Пресли записывал на пластинках. Он расширил свой репертуар, стремясь завоевать новые слои публики, и ему это удалось: в 1962 году хит-парады Англии возглавляли девять песен Элвиса Пресли.
Вот тут и появляется так называемое «британское вторжение». Как же английская поп-музыка смогла отвоевать себе место под солнцем у американского рок-н-ролла, видно на примере «Битлз». С началом «британского вторжения» популярность Пресли пошла на убыль: появление ливерпульской четверки в начале 1960-х годов потеснило позиции Пресли, хотя музыканты «Битлз» всегда признавали его значение и влияние. «Битлз» – (англ. Beatles)– английская рок-группа. В ее состав входили: Пол Маккартни (р. 1942; вокал, бас-гитара, клавишные), Джон Лен-нон (1940-1980; вокал, гитара, гармоника, клавишные), Джордж Харри-сон (1943-2001; вокал, гитара, ситар, клавишные), Ринго Старр (р.1940; начал выступать в составе группе в 1962; вокал, ударные, перкуссия, клавишные). Будущие участники легендарной «четверки» родились и выросли в Ливерпуле, где группа и была образована в 1959 году и называлась The Silver Beatles («Серебряные жуки», в дальнейшем слово silver было опущено из названия). В конце 1961 года менеджером группы стал Брайан Эпстайн, который изменил имидж музыкантов: вместо черных кожаных курток музыканты облачились в пиджаки без воротников от Пьера Кардена (получившие название «битловки»), а взбитые «коки» а-ля Элвис Пресли сменили длинные челки. С 1964 года «Beatles» буквально завоевали Америку. Особую популярность группе принесли фильмы. В 1965 году состоялось грандиозное выступление «The Beatles» перед 55 тысячами зрителей на нью-йоркском стадионе «Ши». Написанная в тот период композиция Пола Маккартни «Yesterday» (первое место, 1965) до сих пор является самой популярной песней в репертуаре более чем 500 исполнителей (по опросам российских радиослушателей, признана лучшей песней ХХ века). До 1967 года группа создала альбомы: «The Beatles», «Please, please me» (1963), «With the Beatles» (1963), «A hard day's night» (1964), «Beatles for sale» (1964), «Help!» (1965), «Rubber soul» (1965), «Revolver» (1966), «Oldies» (1966). Выход последних двух альбомов ознаменовал новый этап в творчестве группы и выход за рамки поп-формулы: рост композиторского мастерства, тексты группы становились все более поэтически зрелыми. В 1966 году «The Beatles» дали свой последний концерт и сосредоточились на экспериментах в студии. Выпущенный в июне 1967 года альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» явился мощным аргументом в пользу того, что рок – серьезное концептуальное искусство. «Сержант Пеппер» – настоящий концерт с увертюрой и финалом, где каждый из «оркестрантов» исполняет свою партию, а сама пластинка – ее гармоническая гамма, тексты, наложенные шумы – стала предметом исследования специалистов. Конец 1960-х годов, несмотря на некоторые признаки неблагополучия, был весьма насыщенным в творческом отношении для The Beatles. В 1968 году вышел знаменитый «White album» («Белый альбом» - по цвету обложки), в 1969 - «Yellow submarine»(«Желтая подлодка»), по которому был сделан великолепный анимационный фильм. Вместе с тем, альбом «Abbey road» (1969) занял только четвертую строчку в английских чартах Великобритании. В 1970 году появился «Hey Jude», заглавная песня которого представляла собой лирическую балладу, и последний выпущенный вместе альбом «Let It Be».
Но уже чувствовалось, что «ливерпульская четверка» начинает распадаться, каждый из музыкантов пытался работать самостоятельно. С распадом группы, казалось, заканчивалась и эра «The Beatles». Но эмоциональное воздействие их музыки оказалось, неожиданно даже для самих музыкантов, настолько масштабным, что «The Beatles» стали явлением в жизни чуть ли не всей планеты. С того времени как музыканты перестали работать вместе, было выпущено более четырех десятков дисков, тираж которых давно перевалил за миллионы экземпляров. В 1995-96 годах были выпущены три альбома «The Beatles» под названием «Антология», вобравшие в себя почти все песни легендарной группы. Группа внесла значительный вклад в развитие рок-музыки, обусловив ее переход от танцевально-развлекательной в сферу искусства. Ранние их песни – заимствования американского рок-н-ролла с элементами поп-музыки. Вначале своего существования они использовали не только свои мелодии, но и перепевали рок-н-ролл-классику, тем самым поддерживая имидж рок-н-ролльщиков. Во второй половине 60-х годов их стиль становится более самобытным, включает элементы кельтского фольклора и английских баллад, перешел на более вдумчивые композиции исключительно собственного сочинения. В начале 60-х «британское влияние» расширилось и за счет групп «Rolling Stones» («Роллинг-Стоунз») и «Mho» («Ху»). Но особую роль в истории мирового рока сыграла английская рок-группа «Queen» – («Ку-ин» - «королева»). Группа была образована в 1971 году в Лондоне. Состав: Фредди Меркьюри (настоящее имя Фредерик Балсара) (вокал, фортепьяно), Брайан Мэй (гитара, синтезатор, вокал), Роджер Тейлор (ударные, вокал), Джон Дикон (бас-гитара). Музыка группы представляет собой смесь рока, джаза, оперы, танцевальной музыки; отличается сложными вокальными партиями Меркьюри, виртуозными гитарными пассажами Мэя и тщательной студийной работой. Группа прославилась грандиозными концертными шоу. Многие композиции «Куин» остались уникальными явлениями в мировой рок-культуре, такие, как «A Night At The Opera» («Ночь в опере») и «Bohemian Rhapsody» («Богемская рапсодия»). Эти композиции сочетают элементы рок-музыки и мюзик-холла, «заигрывают» с оперным стилем, представляет сложную полифонию инструментальных и вокальных партий. Последние альбомы группы – блестящие произведения мелодичного рока. Альбом «Innuendo» (1991) стал своеобразным завещанием Фредди Меркьюри (умер в ноябре 1991 от СПИДа). Популярность музыки группы не спадает до сих пор. «We are the champions» отныне играет на всех стадионах при победе той или иной команды, а трибуны скандируют во время тех же футбольных и хоккейных матчей «We will rock you».
«Если проанализировать музыку ХХ столетия, то, пожалуй, оно прошло под знаком Элвиса, «Битлз «и «Куина» и именно эта троица внесла наибольший вклад в мировую музыкальную рок-культуру. Элвис зажег пламя рок-н-ролла в 50-х и сделал музыку популярной в массах, «Биттлз» подхватил его в 60-х как Олимпийский огонь и снова передал обратно Элвису на исходе десятилетия. Ну а после смерти Элвиса только «Куин» смог продолжить славные традиции рок-музыки и, к сожалению, со смертью Меркури в начале 90-х пожалуй, что славные традиции рока остались в прошлом и действительно 90-е остались за поп-музыкой, а рок остался на задворках музыкальной культуры. Вот и подумаешь о роли личности в истории. Иными словами рок был жив до тех пор, пока было кому зажигать, когда был эдакий флагман, на который можно было ориентироваться всем остальным рок-музыкантам» (113). Не со всеми утверждениями этого высказывания можно согласиться, но бесспорно одно – рок- музыка пошла по пути «упрощения», и на рубеже ХХ и ХХI столетия многие музыканты резко различают понятия «поп» и «рок» музыки. Поп-музыка (на молодежном жаргоне «попса») – это эстрадная развлекательная, легкая для восприятия музыка, которая тиражируется средствами массовой информации и имеет коммерческий характер. Такого рода развлекательная музыка приобрела невиданный размах, она стала по-настоящему явлением «массовой культуры» или «музыки массовых жанров». В настоящее время поп-музыка одна из наиболее прибыльных отраслей. В некоторых странах по проценту от числа национального валового продукта эта отрасль занимает второе место после военно-промышленного комплекса. Сегодня ученые уже употребляют термин «звуковой терроризм», так как эта музыка подстерегает нас «на каждом шагу». Вместе с тем, «шлягер создается для среднеарифметического представителя городской массы…, который является идеальным уравнением спроса на определенный вид песенной продукции. Впервые развлекательная музыка получила возможность манипулировать аудиторией, создавая слушателя ―под себя‖» (92, с. 175). Новая волна поп-музыки неизменно связана с продуктированием видеоклипов – результат слияния двух традиционных зрелищных форм подачи шлягера: эстрадного концерта и кинофильма. Но вместе с тем, точных «классификационных» признаков, по которым определяется принадлежность сочинений «массовой музыки» к тому или иному типу, нет, разница между рок- и поп-музыкой часто стерты. Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический рок, панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (барокко-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.). Рок-музыке сложно дать однозначное определение. Это связано с еѐ постоянным развитием – появлением новых направлений. Каждое последующее рок-поколение отвергало достижения предшественников, а представители разных направлений зачастую отрицали принадлежность друг друга к року. Поэтому любые определения рок-музыки носят относительный, временный характер. Не претендуя на охват всех направлений «массовой музыки», перечислим часть их (135), чтобы как-то представить картину самой тиражируемой части современной культуры.
Disco – один из самых популярных танцевальных музыкальных стилей 70-х годов. Цель этой музыки была одна: любыми способами заставить людей выйти на танцплощадку, поэтому диско преуспело главным образом как студийное творчество, увековеченное на пластинках, а далеко не как живые концертные шоу. Почти для всех произведений диско характерен монотонный акцентированный ритм, фоновое звучание ведущих инструментов группы или оркестра (гитары, струнные, духовые) и достаточно выразительный вокал. С наступлением 80-х и появлением новых форм танцевальной музыки, волна диско пошла на убыль. Folk Rock – музыкальное направление, которое оформилось в конце 50-х -начале 60-х годов, когда ритмические приемы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать для аранжировки народных мелодий. Один известный американский музыковед Алан Ломакс определяет этот стиль так: «Если в ―очищенной‖ от аранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы фрагментарно уловить народные мотивы, значит, мы безусловно имеем дело с фолк-роком» (113). Hard Rock – дословно: «жесткий» или «тяжелый рок». Понятие настолько всеобъемлющее, что многие не видят разницы между собственно рок-музыкой и этим, одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. Но в хард-роке, помимо «выпуклости» ритм-секции, все входящие в нее инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером -гитаристом или клавишником, поэтому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмента, а это означает, что в импровизации участвуют все инструменты группы, создавая целостность и монолитность произведения. Heavy Metal – буквально «тяжелый металл» или «тяжелые орудия». Это одно из ответвлений хард-рока, получившее широкое распространение в начале 80-х годов. До сих пор существует путаница в определении хард-рока и «хэви-метал». Для обоих направлений характерно исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и «канонадные» ударные, очень сложные ритмические импровизации. Psychedelic Rock –известен под сокращенным названием «психоделия», а также как «кислый рок» (acid rock). По сути, это свободные эксперименты с музыкой и музыкальными инструментами под воздействием галлюциногенов или мощных психотропных средств – так начиналась эта музыка. Позже, психоделическим роком стали называть любую «странную» музыку, гармонии и тональности которой отличались от принятых. Группы именно этого жанра начали первыми устраивать затяжные импровизационные концерты, создав тем самым ассоциативную связь между роком и джазом. Progressive Rock – в данном случае слово «прогрессивный» предполагает такую форму рок-музыки, когда при традиционном для рок-группы составе исполнителей и инструментарии задействуются структуры классической европейской музыки, в результате чего произведения прогрессивного рока становятся, как правило, сложнее и продолжительнее, нежели стандартные 3-5-минутные композиции; большое значение имеет импровизация. Направление прогрессивного рока начало развиваться в конце 60-х годов в Англии, в какой-то степени его корни уходят в психоделию, космические темы которой вначале неизменно присутствовали у «прогрессивистов», но если рассуждать с музыкальной точки зрения, прогрессивный рок – высшая форма психоделии. Как музыкальный стиль, прогрессивный рок получил наивысшее развитие в семидесятые годы, когда музыканты достигли поистине виртуозного владения инструментами и научились мыслить нетривиально. Punk Rock. Корни панк-рока прослеживаются с первой половины шестидесятых, когда американские группы попытались дать отпор «британскому вторжению» – это была динамичная агрессивная музыка, но играли ее любители. Расцвет панк-рока пришелся на середину семидесятых. Это была сырая резкая и быстрая музыка с хаотичными изменениями ритмических структур и гармоний. Играли панк-рок любители, не обладавшие даже минимальной музыкальной подготовкой и практикой. Rap – это форма танцевальной музыки, для которой характерны рваный ритм, простые гармонии и короткие музыкальные фразы, «закольцованные» в непрерывный рефрен. Вокал, как таковой, отсутствует, его заменяет речитатив, накладываемый на предварительно записанные инструментальные трэки. Впервые рэп появился в черных диско-клубах Нью-Йорка в середине 70-х годов, специализировались на этой музыке главным образом диск-жокеи, отбиравшие репертуар для танцев, и обслуживающий персонал концертных залов и площадок, имевший доступ к аудиоаппаратуре; в силу специфических особенностей стиля, в тот период для исполнения рэпа не требовались даже минимальные музыкальные навыки. Первых рэпперов называли «спиннерами» (от английского to spin - вращать), потому что их работа сводилась к манипуляциям с диском проигрывателя, на котором была установлена пластинка. Soul - вокальная манера, для которой характерны «пение из глубины души» (англ. soul - «душа») и обязательно пение эмоциональное. На слэнге черных людей «соул» означал также и «подлинность», «честность» и «искренность», что и есть наиболее точное определение этого понятия. Sympho Rock - «симфо-рок» («симфонический рок»). Так в конце 60-х - начале 70-х годов стали называть манеру групп, использовавших в своих композициях инструментарий симфонического оркестра и прямые цитаты классических произведений. В качестве таковых назовем английские групп Move и Electric Light Orchestra, черты симфо-рока присутствуют и в стиле группы Pink Floyd. Понятие «симфо-рок» близко к понятию «арт-рок» (от слова «арт» – искусство). Профессиональные музыканты с негодованием наблюдают, как переделывают, а часто и кромсают дорогую их сердцу классику. Но это явление получило широкое распространение в среде рок-музыкантов. Такое обращение к сфере «высокого профессионализма» стало попыткой преодолеть то чувство культурной неполноценности, которое пришло на смену культурному нигилизму 60-х годов. В 1970 году состоялся дебют британской рок-группы «Эмерсон, Лейк и Палмер» (сокращенно – ЭЛП): Кит Эмерсон - клавишные; Грег Лэйк -бас-гитара, вокал, гитара; Карл Палмер - ударные. ЭЛП стал одним из ведущих коллективов того направления современной музыки, которое позднее будет определено как арт-рок. Хотя обращение арт-рока к опыту серьезной музыки, как к классическому наследию, так и к экспериментам XX века, было подготовлено другими группами, успех ЭЛП у самой разной аудитории – от поклонников рока до профессоров консерваторий – превзошел все ожидания. Трио записало на пластинки «Варварское аллегро» Белы Бартока, «Симфониетту» Леоша Яначека, «Скифскую сюиту» Сергея Прокофьева. Широкую известность приобрел диск 1972 года этой группы – обработка «Картинок с выставки» Мусоргского. Яркие образные «картинки» знаменитого фортепианного цикла Мусоргского обрели свою вторую жизнь в оркестровой обработке Мориса Равеля. При яркой популярности и красочности обработки Равеля не всеми принимается безоговорочно, некоторым она кажется слишком «изысканно-элегантной» по сравнению с автором, и приближается не столько к русской, сколько к французской традиции. Тем более дискуссионна рок-обработка шедевра Мусоргского ансамблем ЭЛП. Открывающая «Прогулка» подчеркнуто «классична» и приближена к оригиналу. Но в «Гноме» и «Бабе Яге» интерпретация построена на предельно резких контрастах динамики, тембра и ритма. В музыке этих номеров превалирует электронный синтезатор, изобилуют «неслыханные» (для классического) звучания. Впрочем, деформация и гротеск, взаимосвязь комического и трагического соответствует мятежному и страстному духу музыки Мусоргского. «Музыкальная речь» не только оперных, вокальных, но и инструментальных произведений русского композитора восходит непосредственно к человеческому голосу и слову и следует подчеркнуть, что интерпретация ЭЛП пытается во многих эпизодах быть верными «интонационному словарю» композитора. Это подчеркнуто еще и тем, что в одной из «Прогулок» и в «Богатырских воротах» введена вокальная партия. Но вместе с тем, существует и другая точка зрения, неприятие «стилистической несовместимости»: «принцип внутреннего соответствия материала и его трактовки в поп-музыке отброшен, его заманил принцип необязательности, эстетического произвола. Перед нами как бы клочья драгоценных камней, расточительно вырванные из целого и вместе со случайным тряпьем наспех сшитые в некую шутовскую хламиду» (33, с. 81). Ещѐ одна форма рок музыки – рок-опера. Это театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами, декорациями; музыка пишется и исполняется в рок-стиле. У истоков жанра стояла британская группа «Ху» (англ. The Who - «Кто»), создавшая рок-оперы «Томми» (1969 г.) и «Квадрофения» (1973 г.). Наиболее выдающееся произведение – рок опера «Иисус Христос -Супер звезда» (1970 г.) английского композитора Эндрю Ллойда Уэббе-ра. Композитор Александр Журбин пишет в своих воспоминаниях о впечатлении, которое вызвала эта опера у великих композиторов: «Альфред Гарриевич Шнитке, чутко интересующийся всем, что происходит в музыкальном мире, попросил меня показать ему запись новой оперы. «Знаете, в этом что-то есть. Надо послушать еще. Судить по одному прослушиванию вообще нельзя. Но мне кажется – это интересно. И талантливо». Сходное суждение высказал тогда же и Дмитрий Дмитриевич Шостакович, посмотревший спектакль в Лондоне; «Наверное, и таким путем надо идти». Эти слова он сказал самому Уэбберу (117). МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР «ДЛЯ ВСЕХ» Мюзикл – один их самых молодых жанров современного музыкального театра и один из самых популярных. Сегодня точно сказать – что такое мюзикл – сложно, настолько различны произведения, которых определяют как мюзиклы. Энциклопедическое определение мюзикла звучит так: «музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность; характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами» (133). Мюзикл – сокращенная форма понятий Musical comedy («музыкальная комедия») и Musical play («музыкальная пьеса»). Предшественниками мюзикла были множество легких жанров. Его истоки можно проследить с музыки XVIII века – английской балладной оперы. Это была комедийная пьеса со вставными песенными номерами, и именно эти пьесы и прибыли с эмигрантами на американский континент и получили свое своеобразное продолжение в менестрельном театре. Следующий предшественник мюзикла – французский жанр «экстрава-ганца», для которого характерна экстравагантность («необычность»), фантастичность представления, мелодраматичность событий (мелодрама – пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью), яркие сценические эффекты, песни, танцы, варьете, цирковые аттракционы. Именно постановку американской экстраваганцы считают исходной точкой нового жанра, впоследствии названной «мюзикл», в 1866 году на сцене Нью-Йорка прошла постановка спектакля «Black Crook» («Черный плут» или «Злодей-мошенник»). Жанр бурлеска также ведет свою историю с XVIII века. Тогда бурлеск (итал. - «шутливый») представлял собой пьесу-пародию на серьезную и известную пьесу. Эстрадный американский бурлеск XIX века сохранил элемент пародии, он был насыщен комическими эффектами и известными песнями. «Бурлеск оставил в наследство мюзиклу остроту трактовки современных проблем» (39, с. 31). На рубеже XIX-XX веков любимым жанром американцев был водевиль. Европейский водевиль – вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Американский водевиль был просто набором эстрадных номеров, слегка скрепленным сквозным сюжетом. В конечном результате, на рубеже веков сложился тип музыкальной комедии, которая подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Ближе всех к жанру мюзикла стоит оперетта. Как и в оперетте, язык мюзикла – бытовая и эстрадная музыка. Но в мюзикле большее внимание отводится литературной основе, его действие более насыщенно, в оперетте же главный элемент – музыка. Тонкими нитями мюзикл связан и с джазом. С 10-20-х годов трудно найти любое эстрадное представление, где не было джазовых номеров; его музыкальный язык стал одной их главных составляющих американской музыки, что повлияло и на музыкальный язык мюзикла. История мюзикла – это процесс постепенного сплава отдельных жанров. «Жанр возник где-то между 1900-1950 годами, когда именно, – мнения расходятся. Во всяком случае, понадобилось четверть века, прежде чем из конгломерата предшествующих форм образовалась чисто американская музыкальная комедия. И прошло еще около четверти века, пока не сформировался мюзикл как самостоятельная театральная форма, выросшая на американской почве и отвечающая умонастроениям, ритму и образу жизни американцев» (39, с. 43). В 20-е годы, в период американского экономического процветания, повысился спрос на развлекательное искусство. Именно тогда мюзикл начинает особенно интенсивно развиваться. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актѐрское мастерство певцов. В 1932 году Джордж Гершвин впервые награждѐн Пулицеровской премией за работу над мюзиклом «Пою о тебе» (1931). При совместной работе Роджерса и Хаммер-стайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» (1943), «Карусель» (1945), «Саут-Пасифик» (1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики. После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьѐз-ной. В 50-е годы на эстраде появились произведения, которые по полному праву можно назвать первыми «шедеврами» жанра мюзикла. С разницей в один год выходят постановки «Моя прекрасная леди» Лоу (1956)и «Вестсайдская история» Бернстайна (1957). «Моя прекрасная леди» американского композитора Фредерика Лоу (1901-1988) написана по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Особую популярность мюзиклу принесла его киноверсия, мелодии пьесы зазвучали по всему миру. Американский дирижер, пианист и композитор Леонард Бернстайн (1918-1990) за литературную основу своего мюзикла «Вестсайдская история» взял шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта», но при этом действие перенес современный Нью-Йорк. Два враждующих рода Монтекки и Капулетти превратились молодежные группировки «Ракеты» и «Акулы». Мюзикл Бернстайна обозначил растущее значение хореографии. С тех пор артист мюзикла должен был идеально сочетать качества актера, певца и танцовщика. В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» Г. Макдермота (1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» Мишеля Шонберга по мотивам одноимѐнного романа Гюго. Особую популярность получил мюзикл «Нотр-Дам де Пари» («Собор Парижской Богоматери») Риккардо Коччианте (1998), написанный также по роману Гюго. Достижение французской сцены последних лет – «10 заповедей» с музыкой Паскаля Обиспо (2001). С постановки «Орфея и Эвридики» Александра Журбина (в 1975 году) начинается история «русского мюзикла». Этот спектакль до сих пор звучит в репертуаре Санкт- Петербургского театра «Рок-опера». Но особая страница в истории российских мюзиклов – это постановки Александра Рыбникова (род.1945). Его произведения подобно и другим мировым мюзиклам, написаны на границе мюзикл- и рок-культур. В 1976 году состоялась премьера рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурье-ты». В 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского. Музыка этого спектакля – микст различных жанров: эстрадной песни, английского арт-рока, русской православной молитвы, элементов оперы. Выпущенный в 1983 году, альбом «Юнона и Авось» занял 1-е место в хит-параде; спектакль за 20 лет выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом. В 2001 году был поставлен, как назвали его авторы, «первый российский мюзикл» «Норд-Ост». Музыка, либретто и постановка – Алексея Иващенко и Георгия Васильева (получивших известность в мире бардовской песни как «Иваси»). Мюзикл основан на версии романа В.Каверина «Два капитана». К сожалению, в 2004 году спектакль закончил свою «сценическую жизнь», что было последствием страшного террористического акта, устроенного чеченскими боевиками на спектакле. 90-е годы – начало русского «мюзикл-бизнеса». За последние годы на столичных сценах поставлены самые знаменитые мировые мюзиклы: «Чикаго» американца Джона Кэндера, «Метро» польского композитора Януша Стоклоса, «Нотр-Дам де Пари» Риккардо Коччианте (известна фраза композитора, французу по матери, итальянцу по отцу: «начинаю фразу по-французски, а заканчиваю ее по-итальянски»). Мюзикл – объект бизнеса и мощная развлекательная индустрия. Один из самых известных спектаклей композитора Ирвинга Берлина посвящен самому мюзиклу и называется «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес». Главная фигура в мюзикле – продюсер, а не режиссер или артист. Бывает, что спектакль ставится в расчете на звезду, но столь же часто звездами становятся безвестные артисты, успешно выступившие в мюзикле. Поскольку музыка и стихи обычно пишутся под конкретное сценическое решение, то авторские права распространяются и на мизансцены, декорации, световое оформление. Постановки обычно стоят от одного до двух миллионов долларов. Но затраты, как правило, многократно окупаются: в проекте сразу предусматриваются и экранизации, и прокат спектакля на разных площадках, и его воспроизведение другими труппами. Мюзикл – это не только само сценическое действие, это и продажа аудиозаписей, сувениров с его символикой. Историю современного музыкального театра невозможно себе представить без имени британского композитора Эндрю Ллойд-Уэббера – автора самых успешных и популярных мюзиклов. Его роль в развитии современного мюзикла трудно переоценить, его не зря называют «королем музыкального театра». Творчество Уэббера – «лицо современного мюзикла». Мировую известность Эндрю Ллойд-Уэббер получил после выхода в свет в 1970 году его четвертого театрального сочинения с соавтором, либреттистом Тимом Райсом рок-оперы «Иисус Христос - Суперзвезда». «Иисус Христос - Суперзвезда» был новым словом в музыкальном театре. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип «sung-through» (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов), – все это сделало «Суперзвезду» настоящим хитом. В 1980-е годы произошла «историческая встреча» Уэббера с продюсером Камероном Макинтошем, с которым Эндрю перешел к постановке дорогостоящих, роскошных, высокотехнологичных постановок. Спектакли «Кошки» (1981), «Звездный экспресс»(1984), «Призрак оперы» (1986) – не только яркие шоу с замечательной музыкой, но и великолепно выполненные коммерческие проекты. Большая ставка делалась на технические «чудеса» – в «Призраке оперы», например, на зрителей падала люстра, а в «Звездном экспрессе» все актеры были поставлены на ролики. Мюзикл «Кошки» сделал своего автора миллионером и стал самым долгоиграющим мюзиклом за всю историю существования этого жанра. Сам композитор признался, что произведение появилось на свет благодаря его восхищению знаменитой «Книгой старого Опоссума о кошках», написанной великим английским поэтом, лауреатом Нобелевской премии Т. С. Элиотом. Эта книга – одна из любимых книг английской детворы. Элиот Томас Стернз (1885-1965) – англо-американский поэт. Цикл стихотворений Томаса Стернза Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» долгое время считался второстепенным на фоне серьезных, не всегда простых для восприятия философских сочинений поэта. Во всем мире известна любовь англичан к кошкам. Элиот не только держал у себя дома кошек, но и охотно придумывал, по просьбе друзей и знакомых, необычные клички их усатым любимцам. Одни имена получались смешными и абсурдными, но звучными, другие попроще, но все они соответствовали кошачьим характерам. С 1931 7 года Элиот начал сочинять забавные стихотворения о кошках для своих крестников, подписывая их «Старый Опоссум». «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» вышла в свет в 1938 году с рисунками Элиота на суперобложке и на обложке. Композитор довольно долго работал над литературным текстом этого сочинения. Четыре года, с 1977 года при участии в этом вдовы Т. С. Элиота Валери Элиот, которая очень помогла Уэбберу в отборе материала, и особенно тем, что предоставила неопубликованные фрагменты из рукописей Элиота, среди которых была и «Гризабелла». «Она-то и дала мне решающий драматургический импульс», – пишет композитор. Немалую роль при составлении либретто сыграл и режиссер Тревор Нанн (по элиотовским мотивам им написан текст самой популярной песни «Мемо-ри»).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.057 с.) |