В. фон Гумбольдт о факторах исторического процесса и о задачах историка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. фон Гумбольдт о факторах исторического процесса и о задачах историка



Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат.Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера.Один из основоположников лингвистики как науки.

В общих чертах мировоззрение В.Гумбольдта изложено во введении к его основному труду. Об эволюции каких бы сфер духовной культуры он ни писал - науки, искусства, нравственности, политики или языка - повсюду его мысль обращалась к их генезису, к "творящей силе, породившей их" (2;53). В возникновении каждой сферы культуры он стремился видеть созидательный фактор - фактор, благодаря которому и происходило очеловечение (гоминизация) наших предков.

Среди причин, движущих мировую историю, он выделил два типа: связанные с необходимостью и со свободой деятельности человека. Исходил в своем понимании истории из представления о существовании и действии некоторой "идеи".

Задача истории: "изобразить стремление идеи обрести бытие в действительности".

проект «философской антропологии»: основные положения этого проекта:

- учение о «духовной силе», присущей человеческому роду, воплощающейся в индивидуальных характерах народов

- положение о языке как о первом и самом главном продукте духовной деятельности народов и главном средстве, при помощи которого изучаются особенности народного духа. Терминологическую основу «философской антропологии» Гумбольдта составляют понятия «языковое сообщество», «дух» и «языковая картина мира». Языковое сообщество в концепции Гумбольдта является необходимым условием для формирования (Bildung) личности, так как язык, по Гумбольдту, воздействует на индивида на протяжении его духовного развития. Язык же существует в рамках сообщества индивидов, а значит изучение характера сообщества – это изучение характера его языка. Понятие «дух» интерпретируется Гумбольдотом не столько как человеческая духовная сила, сколько как «жизненное начало», проявляющее себя в ходе исторического процесса – идея, созвучная современным Гумбольдту концепциям Шеллинга и Гегеля. Понятие «языковая картина мира» в гумбольдтовской антропологии занимает особое место. Язык – внешнее воплощение того способа, которым дух того или иного народа «перерабатывает» окружающую действительность – влияет на сознание человека, который растет и развивается в рамках национальной культуры этого народа.

Гумбольдт - ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики.

 

В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована в 1792, полностью в 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. " Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.005 с.)