Дворянско-монархическое направление 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дворянско-монархическое направление



Выразителем концепции выступил Н.М. Карамзин (1766-1826). В 1789-1790 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы, где познакомился с видными учеными, общественными и политическими деятелями à итогом стало написание записок-воспоминаний «Письма русского путешественника». Хотя в начальный период Французской революции Карамзин рассчитывал на установление конституционных форм правления, то по мере развития событий он пришел к резкому осуждению крутой ломки феодальных общественных порядков и критике революции вообще – ей он противопоставлял идеи исторической традиции и преемственности.

Характеризуя различные стороны концепции Карамзина, важно отметить, что он не противопоставляет Россию и Запад, а рассматривает оба эти ареала как единое общеевропейское целое.

Исторические взгляды декабристов

В перв. половине XIX в. революционные события на Западе оказали сильное воздействие на освободительное движение в России. Особое внимание было привлечено к событиям Великой французской революции.

Началом новой эпохи в мировой истории дворянские революционеры считали период Возрождения. Их особое внимание привлекали первые буржуазные революции — в Нидерландах, в Англии, Великая французская революция.

Особенно часто декабристы отмечали огромное значение Французской революции. Под ее влиянием, делал вывод К. Ф. Рылеев в задуманной им работе «Дух времени или судьбы рода человеческого», началась великая «борьба народов с царями», возобладало «свободомыслие в политике».

Однако в характеристике декабристами Французской революции проявилась и их классовая ограниченность. Одобряя «Декларацию прав» 1789 г., отчасти симпатизируя жирондистам, подавляющее большинство декабристов осуждали якобинскую диктатуру как «крайность» революции, выражение «своеволия черни». «Революция Франции, столь благодетельно начатая, к несчастью, наконец, превратилась из законной в преступную», — писал П. Г. Каховский.

Тем не менее, не принимая этих крайностей, декабристы поддерживали многое из того, что революция несла народам. По существу, стремясь осуществить ее идеалы, они в то же время отвергали ее методы.

à Антисамодержавие, антикрепостнические взгляды декабристов содержали элементы разработанного исторического подхода к событиям мировой истории.

Н.А. Полевой

Редактор «Московского телеграфа». Придерживался мнения о единстве исторического процесса, общности всех населяющих землю народов и отвергал попытки изолировать русскую истоирю от всемирной. 

В «Московском телеграфе» была широко представлена западноевропейская историческая, философская и экономическая мысль.

Сам Полевой критически рассмотрел и проанализировал несколько исторических и историко-философских исследований (Вико, Боссюэ, Гердера) à размышления опубликованы в работе «О всеобщей истории».

Внимания заслуживает многотомный труд Полевого – «История Наполеона» - во многом компилятивный, но содержит ряд мыслей и оценок автора. Он подробно рассматривает историю Франции XVIII в., останавливается на событиях революции, показывает ее военные успехи, однако абсолютно не приемлет якобинцев и их политику, к Наполеону же преимущественно относится благожелательно. По мнению Полевого, все, что происходило во Франции, чуждо России.

М.П. Погодин и славянофилы

Попытка реконструировать идею об особом пути России, ее коренном отличии от исторического пути, пройденного Западом.

В основу ее легло стремление связать тезис об исключительности исторического развития России с теорией норманизма, «призвания варягов».

Историки Франции периода Реставрации (Ф. Гизо, О. Тьерри и др.) связывали возникновение государства, образование антагонистических классов и начавшуюся затем классовую борьбу с завоеванием галлов франками. Эту теорию Погодин считал правомерной применительно к странам Западной Европы, но абсолютно неприемлемой для России, где социальные отношения строились не на завоевании, а на добровольном соглашении и «мирном призвании». Поэтому России чужда классовая борьба и не угрожает революция..

Важной идейной питательной средой для славянофилов служила западноевропейская мысль, абсолютизировавшая принципы традиционализма и выступавшая против революционных преобразований (выразители – Шеллинг, Шлегель, Савиньи и др.).

Западники

(Тургенев, Боткин, Анненков, Грановский, Кудрявцев, Соловьев, Чичерин + в 40-х гг. в рядах с западниками выступали Белинский, Герцен, Огарев)

В условиях тяжкого гнета николаевского режима 30-х-середины 50-х гг. еще более возрос интерес к опыту, накопленному многими западноевропейскими странами à усиление просветительских тенденций.

Выступали с критикой крепостничества, считали, что России необходимо создать условия для роста промышленности и торговли. Стремились установить более тесные связи между Россией и государствами Западной Европы, но при этом не избежали идеализации буржуазной демократии и правопорядков. Идеи социализма и революции были для них неприемлемы – признавали только мирные формы деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.005 с.)