Социально-экономическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое направление



Кареев, Лучицкий, Ковалевский, Виноградов – с их работами связан расцвет русской дореволюционной историографии всеобщей истории. Для них характерно убеждении в высоком гражданском призвании истории – подчеркивали важность обращения к истории для решения актуальных проблем современности.

Позитивисты, рассматривали исторический процесс как продукт действия разнообразных факторов, но первенство – у экономических факторов (под влиянием марксизма).

Интересы в основном сосредотачивались на соц.-эконом. отношениях + на имевших мировое значение событиях – европейская Реформация, Английская революция XVII в. и в особенности Великая Французская революция.

И.В. Лучицкий. История религиозных войн во Франции – «Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи», «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции» и др. – картина социальной борьбы во Франции XVI в. Впервые обратился к огромному материалу, хранившемуся в архивах юга Франции (важнейший очаг гугенотского движения). Показал определяющее влияние социальных противоречий и классовой борьбы на характер религиозных войн.

Н.И. Кареев – проявлял живой интерес к положению трудящихся масс (осознание их роли в истории). «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней трети XVIII века». Французская революция истолковывалась Кареевым как грандиозное событие всемирно-исторического значения, коренные причины и предпосылки которого заключались в материальных условиях жизни общества, прежде всего в положении крестьянства. Крестьянский вопрос выступал как главный вопрос революции. Согласно концепции Кареева, только революция положила конец феодальным отношениям в деревне. (Хотя Кареев признает возможность предотвращения революции путем правительственных реформ).

Также Кареев первым начал чтение курсов по западноевропейской истории XIX в.

Среди марксистовГ.В. Плеханов – вел активную борьбу против вульгаризации и опошления марксизма.

Одним из первых стал разрабатывать проблемы коллективной психологии: психология общества вырастает из экономической основы; но при этом медленная психологическая эволюция предшествует экономической революции à важно изучать социальную психологию.

Плеханов впервые в русской литературе дал марксистское освещение ряда больших разделов новой истории. Всем работам Плеханова присуща тема классовой борьбы пролетариата. Плеханова можно назвать первым русским историком международного движения.

«Фердинанд Лассаль», «Анархизм или социализм», «Иностранное обозрение», «Мартовские иды», «На пороге XX века» à летопись западноевропейского рабочего и социалистического движения – все пронизано неизбежностью экономического и политического освобождения пролетариата. 

47. Пангерманское направление в немецкой историографии в конце XIX – начале XX вв.

В основе пангерманской идеологии:

· социальный дарвинизм

· геополитика

· расовая теория

Представители – публицисты, лица свободных профессий, учителя гимназий. Но решающее влияние – университетские профессора-члены Пангерманского союзаД. Шефер, Г. фон Белов и др. Они идеализировали историю германской нации, апологетизировали Гогенцоллернов и пруссачество, выступали против рабочего движения и марксизма (и даже против либерально-буржуазной идеологии), позитивистского и социалистического подхода к истории.

В центре их интересов – государство силы, а крен в самих исследованиях – в сторону политико-дипломатической истории.

Георг фон Белов (1858-1927) – происходил из восточнопрусского юнкерства, профессор Мюнхенского университета, затем работал во Фрейбурге, где стал специалистом по социально-экономической и правовой истории средневековья. Главное содержание исторического процесса для него – уникальные и неповторимы явления.

Белов придерживался концепции примата государства над обществом и политики над экономикой. Идеи прогресса и исторической закономерности для него – «нелепые предрассудки». Например, феодализм он понимал как чисто политическое явление.

Выступал против периодизации истории по экономическому принципу, настаивая на невозможности основанной на экономических критериях периодизации вообще.

Самый авторитетный пангерманский историк – Дитрих Шефер (1845-1929). Его книги – «Всемирная история нового времени» и «Немецкая история» - классические образцы и квинтэссенция пангерманской историографии.

Происходил из пролетарских слоев. Шефер был признан как видный ученик Трейчке и продолжатель его идейно-политического наследия. Был самым крупным немецким специалистом по истории Скандинавии и Ганзейского союза.

Активно выступал за строительство военно-морского флота, видя в этом главное орудие успешной борьбы против Великобритании à в целях настойчивой пропаганды в пользу этого он даже прочел цикл популярных лекций, выпущенных отдельным изданием «Германия, на моря!». Шефер подчеркивал, что растущая немецкая внешняя торговля нуждается в защите сильного военного флота. За свою лихорадочную деятельность во Флотском союзе даже получил прозвище «флотский Шефер» (шефер по-немецки пастух, игра слов получается J).

Свою “Всеминрную историю” (1907) Шефер написал по просьбе военно-морского ведомства (по инициативе Тирпица), а «Немецкую историю» (1910) - по предложению Пангерманского союза создать популярную немецкую историю.

В них автор категорически выступает против выдвижения на первый план экономических или социально-политических явлений. История для Шефера – прежде всего политическая наука, задача которой помочь утверждению Германской империи на мировой арене в качестве ведущей державы. В центре немецкой истории – Пруссия, а в центре всемирной – Германия. Шефер превозносил национальное объединение Германии как выполнение исторической миссии Пруссии + при этом высказывал многочисленные откровенно антифранцузские и антиавстрийские лозунги.

Обе книги – крайне реакционные по своему духу (так, например, революцию 1848 г. считал пагубным этапом немецкой истории).

Гонку вооружений оправдывал геополитическими интересами, исходя из убеждения, что Германия окружена врагами и должна непрестанно вооружаться. С этим же связан и его тезис о необходимости сохранения единства немецкой нации.

Хотя Шефер и был ярым противником социал-демократов, тем не менее выступал против принятия нового «исключительного закона», т.к. опасался нарастания соц. противоречий, и считал, что рабочих также следует заинтересовать в сильной Германской империи и приобретении новых колоний.

Произведения председателя Пангерманского союза г. Класа«Немецкая история» (1909) и «Если бы я был кайзером» (1912) – пропитаны открыто расистским духом, антисемитизмом и антидемократизмом. Клас требовал развертывания экспансии на Восток, ратовал за установление в Германии диктаторского режима, за отмену всеобщего избирательного права, за принятие нового исключительного закона против социал-демократической партии, высылку ее руководителей и депутатов в рейхстаге заграницу, новой оппозиционной печати.

Книги Класа проникнуты ненавистью к др. народам, требуют широких территориальных приобретений в Европе и создания обширной колониальной империи. По сути, они являются изложением официальной программы Пангерманского союза.

48. Исторические взгляды Б. Кроче

Начало XX в. ознаменовано в Италии значительным оживлением идеалистической философской мысли, представленной прежде всего двумя неогегельянскими школамиБ. Кроче и Дж. Джентиле. Эти новые направления вступили в борьбу с позитивизмом за гегемонию в итальянской культуре и уже в предвоенный период завоевали в ней ведущие позиции. Они (особенно школа Кроче) оказали глубокое влияние и на итальянскую историографию.

Бенедетто Кроче (1866-1952) свою философскую систему разработал после углубленного изучения трудов Гегеля. В начале XX в. Кроче стал крупнейшим выразителем в культурно-идеологической сфере тех либеральных тенденций, которые на политическом уровне представлял Джолитти (буржуазный/социальный реформизм).

В юности Кроче был учеником Лабриолы (основатель итальянского марксизма), при посредстве которого познакомился с марксизмом. Но позже вступил в полемику с Лабриолой, включивших в критику марксизма с позиций, близких к Ж. Сорелю во Франции.

По его собственным словам, он стремился высвободить здоровое ядро мышления Маркса от метафизических литературных причуд автора и неосторожных толкований школы. В частности, он считал неправомерным называть понимание истории Марксом историческим материализмом, полагая, что понимание истории вообще не может быть ни материалистическим, ни спиритуалистическим, ни дуалистическим, ни монистическим. Но раз термин «исторический материализм» вошел в употребление, Кроче предлагал свое истолкование: это не новая философия истории или новый метод, а «сумма новых данных, новых наблюдений, входящих в познание историка». Он уточнял, что речь идет о наблюдениях импирического характера, имеющих лишь рпиблизительную точность, но практически весьма полезных. Т.е. исторический материализм должен быть “просто руководством, каноном исторической интерпретации. Это руководство советует сосредоточивать внимание на экономической сущности общества, для того чтобы лучше понимать его конфигурации и изменения”.

Однако позже Кроче перешел к открытой борьбе с материалистическим пониманием истории.

В 1910-е гг. он противопоставил марксизму собственную этико-политическую концепцию исторического процесса. Согласно этой концепции определяющая роль в истории отводилась явлениям духовной и политической жизни. Марксизм определяет их как производные от базиса. Кроче же утверждал, будто марксизм вовсе не принимает их во внимание как действенный элемент общественного развития. В сущности, Кроче критиковал вульгарный «экономический материализм». Однако подобные взгляды на историю были широко распространены и отождествлялись с марксизмом не только его противниками, но и людьми, которые сами считали себя марксистами.

Философия Кроче восходила к гегелевской, но содержала ее критику с позиций более последовательного объективного идеализма (в книге «Что живо и что умерло в философии Гегеля»). Кроче выдвинул тезис об абсолютно духовной природе действительности, понимая под духовным то, что связано с волей и деяниями людей, т.е. является продуктом истории. Суть историзма Кроче – в представлении об «историчности» мира и об истории как сознательной человеческой деятельности, царстве духа по преимуществу.

«Истинный смысл исторического познания нельзя постичь, если не отталкиваться от того принципа, что сам дух и есть история, что в каждый отдельный момент он и творит историю, и сотворяется ею. То есть несет в себе всю историю и совпадает в ней с самим собой. Смена забвения в истории воскрешением не что иное, как жизненный ритм духа».

Важнейшие конкретно-исторические труды Кроче были созданы позднее – с середины 1920-х гг. В начале века он был известен прежде всего своими выступлениями по теоретико-методологическим проблемам (направленным против позитивистского пренебрежения методологией и натуралистического видения истории, не оставлявшего в ней места усилиям и воле человека). Важное значение в этом плане имели ряд очерков Кроче, собранных затем в книгу «Теория и история исторической науки», и его историографическая работа «История итальянской исторической науки в XIX в.».

С идеалистических позиций Кроче подверг резкой критике подчеркнуто объективистский подход к реконструкции прошлого, который исповедовали позитивисты.

Одно из главных его положений в области теории исторического познания: прошлое является историей, а не мертвой хроникой лишь постольку, поскольку оживляется мыслью историка. Историк же обращается к прошлому всегда под воздействием потребностей своего времени, и в этом смысле всякая история современна.

В 1903 г. Кроче начал издавать в Неаполе журнал «Критика» («Critica»), ставшим главным проводником его идей. Он сам был автором большинства материалов, публиковавшихся в журнале.


49. «Экономизм» в английской историографии второй половины XIX века.

В последние десятилетия XIX века под влиянием позитивизма важное место в тематике исторических работ стали занимать вопросы экономической истории.

Наиболее крупный историк-экономист Торолд Роджерс (1825-1890). Основной его труд – «История сельского хозяйства и цен в Англии в 1259-1793 гг.». Краткое изложение труда вышло под названием «Шестьсот лет труда и заработной платы».

Роджерс привлек разнообразные источники и материалы, проливающие свет на движении цен и заработков в эти столетия. Сопоставляя колебания цен на продукты питания и движение з/п, он стремился выявить, как изменился материальный уровень жизни трудящихся. Эти процессы прослеживались на широком историческом фоне. 

Роджерс с сочувствие относился к борьбе английских тред-юнионов за право на существование и повышение з/п. Однако главной движущей силой развития общества он считал прогресс общественной мысли и давление общественного мнения. Улучшение положении рабочих он полагал самым надежным средством предотвращения революции. Социалистические идеи считал доктринами, гибельными для истинных интересов труда.

Уильям Кеннингем (1849-1919). Написал «Историю английской промышленности и торговли в новое время» (и как введение к ней, труд «История английской промышленности и торговли в средние века»). Эти работы – полезная сводка фактического материала, почерпнутого из официальных источников. Он усматривал причину происходящих экономических процессов в политических и психологических явлениях. Либерал, осуждал вмешательство государства в экономическую жизнь, свободную торговлю считал главной причиной успеха английского капитализма XIX века.

Уильям Эшли. Его главный труд – «Введение в экономическую историю и теорию» - посвящен экономической истории Англии в средние века (до XVI века). Обширный круг источников. Большое внимание уделяется экономическим доктринам средневековья. Консерватор. Одним из первых поставил под сомнение утверждение либеральных историков и экономистов о том, что успехи английской внешней торговли целиком проистекали из политики фритреда.

В эти годы впервые стали принимать научный характер работы по истории промышленной революции. Но на деле это оказывалось серией биографий, так как все внимание уделяли изобретателям новой техники и предпринимателям (например, С.Смайлс «Жизнеописания инженеров»).

Иначе к изучение этой проблемы подошел историк Арнольд Тойнби. Сочетал преподавание с лекторской деятельностью в вечерних школах для рабочих. Из этих лекций – книга «Промышленная революция в Англии в 18-ом столетии» (вышла после смерти). Попытался взглянуть на революцию как на единый процесс в общеанглийском масштабе, рассматривал промышленную революцию не только как решительное преобразование в сфере экономики, но и как глубокий социальный переворот, как определенный скачок в развитии общества. Анализируя последствия этой революции, констатировал ухудшение положения масс. Выступал за социальное законодательство. Либеральный реформатор.

 

 

50. Историческая мысль периода Французской революции конца XVIII века. (Ж.А.Н.Кондорсе, А.Барнав, Вольней, Э.Ж.Сийес).

Участники и сторонники революции воспринимали ее как решительный разрыв со всем прошлым, как начало совершенно новой эпохи. Это нашло отражение в понятии «старый порядок», которым стали обозначать дореволюционное время, во введении в 1793 году нового летоисчисления. Специальные декреты, принятые Законодательным собранием летом 1792 года, предписывали уничтожение документов из фамильных архивов дворянской знати, бумаг сеньориальной администрации, многих рукописей. Множество старинных документов – порой целые собрания бумаг и пергаментов – было использовано в качестве макулатуры, сожжено. Закрылась Французская академия, Академия надписей, старые университеты, была временно прервана публикация начатых в конце XVII-XVIII в. многотомных собраний документов.

При всем том деятелям революции не было чуждо понимание общественной значимости исторических знаний, прежде всего их воспитательной роли. Конвент предусмотрел преподавание истории в средних школах и т.д. Французская революция в то же время впервые создала упорядоченную государственную систему архивных учреждений во главе с Национальным архивом в Париже.

Сами деятели революции осмысливали ее именно в русле просветительской общественной мысли. Их историческое сознание было отмечено рационалистическим, универсалистским подходом; революцию они понимали как великий переворот, который приведет, наконец, к торжеству разума, естественных и неотъемлемых прав человека.

Просветительскую линию исторической мысли, восходившую к Вольтеру и Тюрго, продолжил во время революции Жан Антуан Кондорсе. Известный математик, философ-просветитель, социолог, он принадлежал к младшему поколению энциклопедистов и вплоть до 1793 года он активно участвовал в революционном движении, был членом Конвента. Близкий к жирондистам, после их падения вынужден был скрываться, арестован, умер в тюрьме в 1794. Находясь в подполье, Кондорсе создал главное свое философско-историческое произведение, исполненное исторического оптимизма, «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

В духе «философской истории» века Просвещения Кондорсе стремился развить общую концепцию истории человеческого рода, наметить схему ее последовательных этапов и определить место в этом процессе Французской революции. Ведущая идея – идея прогресса. Вся история человечества, согласно Кондорсе, это последовательное и постепенно ускоряющееся поступательное движение ко все более разумному, соответствующему велениям природы порядку вещей. Главные критерии прогресса – развитие разума и научного познания мира, успехи в достижении свободы.

Эти принципы положены Кондорсе в основу периодизации истории, в которой он выделил 9 эпох. Первые пять эпох охватывают развитие человечества от первобытных времен до античности.6 эпоха – первые века средневековья – Кондорсе считал временем глубокого упадка. 7 эпоха – от 11 века до изобретения книгопечатания – человеческий разум вновь обретает утраченную энергию, совершаются важные изобретения, начинают расшатываться суеверия. 8 эпоха – (к.15-сер.17) ускорение прогресса, человеческий разум «приготовляет и ускоряет момент своей свободы». 9 эпоха – до образования Фр.республики – разум окончательно разбивает свои цепи, понимание истинных прав человека.. В этих условиях, пишет Кондорсе, великая революция – установление принципов разума и природы – была неминуема (сначала в Сев.Америке, затем Франция – Кондорсе с энтузиазмом приветствовал обе революции). (еще есть 10-ая эпоха – «о будущем прогрессе человеческого разума», когда дальнейшее совершенствование приведет к преодолению неравенства между нациями, к устранению нищеты, исчезновению неравенств между полами; прогресс охватит и отсталые и колониальные народы Азии и Африки)

Антуан Барнав. В революции – один из авторитетных лидеров умеренных монархистов-конституционалистов. С роспуском Учредительного собрания отошел от активной политической жизни. Арестован за связи с королевским двором и гильотинирован в 1793. 1792 – историко-философское произведение «Введение во Французскую революцию». На его взгляды оказал влияние Монтескье и физиократы. Убеждение в закономерности и прогрессивности исторического развития человечества. Придавал особое значение собственности, когда пытался объяснить причины смены различных политических форм общества. Растянувшийся на ряд столетий подъем промышленной, движимой собственности подготовил и Французскую революцию. Барнав увидел в истории Европы последних столетий борьбу классов, т.е. борьбу определенных сил, стоявших за противоборством форм собственности. 

Барнва был первым и единственным из современников, кто постарался связать Французскую революцию с процессами не только духовной и политической, но и социально-экономической истории и дал своеобразную «экономическую» интерпретацию ее происхождения.

Вольней (Константен Франсуа Шасбёф). Близок к жирондистам в политическом плане. В 1791 создал работу «Руины, или Размышления о революциях империй», в которой попытался раскрыть общие причины возвышения и падения государств на протяжении веков человеческой истории. Яркий антирелигиозный памфлет. Хотел создать науку об обществе, чуждую всякого религиозного начала, являющуюся частью других наук о природе. Настаивал на идеи прогресса в историческом развитии человека. Сделал попытку объяснить происхождение и развитие религиозных верований. Связал их с фантастическим отражением в сознании человека окружающей его социальной среды, материальных условий жизни и производственной деятельности. В «Лекциях по истории» изложил взгляды на историческую науку, отстаивал необходимость строгой проверки исторических фактов с точки зрения добросовестности и доброкачественности источников. Подчеркивал принцип универсализма, рассуждая о «методе написания истории», считал, что история всемирной историей, сравнительной историей народов, она должна рассматривать прошлое различных народов в сопоставлении.

Э.Ж.Сийес. Активный деятель Фр.революции, идейный вдохновитель многих революционных процессов. Стал известен своим памфлетом (по поводу собрания Генеральных Штатов) «Что такое третье сословие?» (1789), содержащим известные строки: «Что такое третье сословие? Всё. Чем оно было до сих пор при существующем порядке? Ничем. Что оно требует? Стать чем-нибудь».

Весом его вклад в развитие либеральной традиции во Франции, сделанный им в связи с разработкой вопросов политического устройства французского общества революционной эпохи. Сийес подробно разработал теорию парламентаризма. В основе этой теории лежит принцип рациональной критики. Сийес выделил цель парламентаризма (аргументированное согласие большинства, сформулированное в виде парламентского решения) и основное средство (дискуссия). Таким образом, парламентаризм, по Сийесу, предполагает три элемента: политическое представительство, собрание политических представителей и аргументированную дискуссию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.041 с.)