Ж.Жорес как историк Французской революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж.Жорес как историк Французской революции



В начале XX в. значительную роль в изучении Французской революции и в популяризации её идей сыграл видный деятель французской социалистической партии Жанн Жорес (1859 – 1914). Под его руководством была издана многотомная «Социалистическая история Франции», первая часть которой была посвящена истории Французской революции. Жорес с 1901 по 1904 годы сам написал четыре тома «Социалистической истории Французской революции» и создал комиссию по изучению социальной и экономической истории революции.

Жорес подверг критике концепцию Французской революции, выдвинутую Тэном. Не классический дух и некие абстрактные особенности психологии французов послужили, по мнению Жореса, предпосылками революции, а конкретные исторические феномены, и прежде всего классовые противоречия. Революция была вызвана беззаконием королевской власти и нещадной эксплуатацией народа.

Жорес и его соратники стали рассматривать экономическую и социальную историю революции с точки зрения классовой борьбы и движения народных масс. По мнению Жореса, экономически и социально революция была оправдана, так как ликвидировала экономический паразитизм дворянства. Главной движущей силой Французской революции Жорес считал народ, а авангардом народа якобинцев во главе с Робеспьером. Жорес идеализировал народ и якобинцев. «Социалистическая история Французской революции» характеризовалась тщательной работой с источниками и попыткой дать целостную картину революции. Написанная образным и эмоциональным языком, книга Жореса была рассчитана в первую очередь на читателя из народа и преследовала определённые политические цели – показать Французскую революцию как событие, подготовившее возвышение пролетариата и как родоначальницу французского социализма. Тем не менее, труд Жореса стимулировал интерес французской исторической науки к изучению экономических и социальных аспектов Французской революции.


 

36. Изучение международных отношений во французской историографии второй половины XIX в. (А. Сорель, А. Дебидур, А. Вандаль)

Внешнеполитичес­кие условия Франции в последней трети XIX в., широкое обращение к националь­ной традиции в общественно-политической жизни, рост в этих условиях националистических настроений, участие Франции в борьбе за раздел мира и колониальном соперничестве определили интерес фран­цузской историографии к истории внешней политики. В 1887 г. было создано Общество по истории дипломатии, издававшее свой журнал. Возникла значительная мемуар­ная, отчасти и историческая литература о франко-прусской войне. Началась раз­работка истории французской колониаль­ной экспансии. В работах буржуазных авторов обосновывался тезис о цивили­зующей роли французского колониализма для судеб колониальных народов.

Характерной чертой французской исто­риографии конца XIX — начала XX в. бы­ло также усиленное внимание к истории наполеоновских войн и к истории самого Наполеона I как воплощения военного величия и славы Франции, победителя Германии, восстановителя порядка внутри страны.

Изучением этих вопросов занимались главным образом представители «академи­ческой» историографии, праволибераль­ного и консервативного толка, которые вносили в их разработку сильную национа­листическую и апологетическую струю. Научной значимостью созданных работ выделяется среди них Альбер Сорель (1842—1906), профессор Высшей школы политических наук, член Французской ака­демии. Его главный труд — «Европа и Французская революция» (1885—1904).

В этом ярко написанном восьмитом­ном исследовании, над которым Сорель работал 20 лет, была дана широкая па­норама международных отношений в Евро­пе от конца «старого порядка» до 1815 г. Наряду с богатством материала сильной стороной работы Сореля было его стремле­ние выяснить взаимную связь внешней и внутренней политики. Общая концепция Сореля, принадлежавшего к наиболее умеренному крылу буржуазно-республиканской историографии, продолжала ли­нию А. Токвиля. Ее основой была идея эволюционной преемственности, неодоли­мой власти традиции.

Главную задачу своего труда Сорель видел в том, чтобы «показать во Француз­ской революции, которая одним представ­ляется разрушением, другим возрождени­ем старого европейского мира, естествен­ное и необходимое продолжение истории Европы и обнаружить, что у нее не было ни одного следствия, даже самого необы­чайного, которое не вытекало бы из этой истории и не объяснялось бы прецедентами старого порядка». Руководствуясь этим исходным принципом, Сорель стремился доказать, что фатальной силой вещей революция и империя, Комитет общест­венного спасения и Наполеон I продолжа­ли в своей внешней политике осуществлять задачи, поставленные еще абсолютной мо­нархией,— завоевание «естественных границ» Франции (т. е. границы по левому берегу Рейна, Альпам и Пиренеям).

Сорель действительно показал наличие определенной преемственности в долго­временной ориентации внешнеполитичес­кой деятельности Французского государ­ства. Но, следуя изначально заданной схеме, он не видел исторической обуслов­ленности различных типов внешней поли­тики социальным характером сменявшихся во Франции режимов. Освободительные войны революции и экспансионистские войны Первой империи сливались у него в одно целое. Не диалектическое пере­плетение элементов разрыва и преемст­венности, а континуитет доминировал в созданной им истории, и это вело к упро­щению сложной, противоречивой реально­сти международных отношений той эпохи.

Последователем А. Сореля был историк консервативного направления, граф Альбер Вандаль (1853-1910). Лучшие работы Вандаля посвящены наполеоновскому периоду в истории Франции: Лучшие работы В. посвящены наполеоновскому периоду в истории Франции: «Наполеон и Александр I» (т. 1—3, 1891—93; русский перевод — т. 1—3, 1910—13) — труд, исторически обосновывающий необходимость франко-русского союза, и книга «Возвышение Бонапарта» (1902, русский перевод 1905), в которой В. выступает апологетом внешней и внутренней политики Наполеона I.

Левореспубликанская тенденция в изу­чении истории международных отношений нашла отражение в творчестве Антонена Дебидура (1847—1917), близкого к бур­жуазно-радикальным кругам Третьей рес­публики. Его исследование «Дипломати­ческая история Европы от Венского до Берлинского конгресса» (1891) благодаря богатому и умело сгруппированному материалу долгое время сохраняло зна­чение одного из основных пособий по дипломатической истории Европы в XIX в. В этом труде Дебидур постарался просле­дить развитие европейской международной системы от падения Наполеона I до 70-х годов. Его главной чертой он считал постепенно совершившийся переход от диктатуры одной державы — наполео­новской Франции — к преобладанию в 70—80-е годы шести великих держав («гекзархия»), взаимно уравновешивав­ших друг друга (Англия, Россия, Франция, Австрия, Германия, Италия). Значитель­ную роль в развитии международных от­ношений Дебидур отводил революционным и национально-освободительным движе­ниям, которые способствовали утвержде­нию в Европе «принципа национальности» и «принципа народного суверенитета», провозглашенных Францией. Характерно для Дебидура и стремление изучать дипло­матическую историю стран в связи с их внутренней жизнью.

Как и другие французские историки того времени, Дебидур мало интересовался экономической стороной международных отношений. Он полагал, что утверждение буржуазного строя и «европейского равно­весия» великих держав уменьшило опас­ность завоевательных войн. История по­следующих десятилетий опровергла этот оптимистический прогноз.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.006 с.)