Исторические взгляды Ж. Бодена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические взгляды Ж. Бодена



Учебник:

● Схоластическая картина мира, религиозное мировоззрение

● Схоластические методы познания природы и человека

● Теологическая концепция (т.е. природа человека изначально греховна и ущербна, мирские заботы тщетны, а единственный смысл его земного бытия - устремление к богу во имя посмертного спасения)

● Предмет изучения: Бог и вся область сакрального

● Провиденциализм. Движение человеческой истории средневековая мысль считала провиденциально обусловленным (т.е. определенным внешней по отношению к историческому прошлому силой, богом) и понимала теологически (т.е. история движется согласно планам и целям божьим)

● Действительные факты часто переплетались с событиями и персонажами библейской истории, сверхъестественными силами, чудесами в исторических сочинениях

● Проблема беспристрастности хронистов(т.е. историография выросла из христианского мировоззрения - всегда это учитываем)


 

3. Гуманистическая историческая мысль (Эразм Роттердамский, Томас Мор)

 

В Англии гуманистическая историография в XVI веке была развита слабее, чем в Италии и во Франции. Наиболее крупным историком-гуманистом, близким к политическому направлению, был в начале XVI века английский гуманист, создатель первой социалистической утопии - Томас Мор.

В «Утопии» (1516) Мор подверг резкой критике общественный и политический строй современной ему Англии и объявил частную собственность причиной социального неравенства и угнетения во все времена. Осудил результаты «огораживания» для крестьянских масс, кровавое законодательство против бродяг и нищих.

«История Ричарда III» (1514-1518) - исторический труд бескомпромисно осуждающий тиранию. В отличии от Макиавелли, который полностью отделил мораль от политики, Мор отстаивал необходимость для правителя соблюдать высокие моральные принципы в любых обстоятельствах. Через судьбу Ричарда он хотел показать, что нарушение их ведет и государство, и самого правителя к бесславной гибели.

Мор пользовался широким кругом источников - письменных и устных сообщений современников описываемых событий. однако он не всегда проявлял достаточную объективность в их истолковании(т.е. Ричард у него - тиран и исчадие ада, не иначе).

Эразм Роттердамский - главный представитель голландской гуманистической мысли. Эразм был прежде всего филологом, т.е. знатоком древней литературы и языка. Главная цель его состояла в издании чистых, неиспорченных текстов греческих и римских писателей и в их истолковании. В числе изучавшихся им текстов видное место занимали отцы церкви, и особенно Новый Завет. К Библии Эразм применяет те же приемы критики, что и к древним писателям, которые дошли в испорченном виде, искаженные невеждами.

Эразм возмущен испорченностью, невежеством клира, который только портит народ. В своей сатире "Похвала глупости» (1509) он осмеивает слабости и пороки своего времени. Веселая и распущенная Глупость, царица испорченного и суетного века, хвастает своим могуществом и перебирает своих поклонников во всех возрастах и общественных положениях. Эразм приобрел необыкновенную популярность во всей Европе. Он поддерживал огромную переписку, его звали к своим дворам государи. Он думал найти в папе, в образованных прелатах и государях покровителей “добрых знаний”; они и должны были, по его мнению, открыть золотой век мирного процветания науки и отстранить испорченных невежд от дела просвещения народа.


 

4. Гуманистическая историография в Италии (Валла, Макиавелли)

 

Родиной гуманистической исторической мысли была Италия. Здесь она развивается с начала XV века. Основные направления гуманистической историографии сложились именно в Италии, а позднее обнаруживаются и во всех странах Западной Европы.

Существовала «политико-риторическая школа».Возникла первой, в начале XV века во Флоренции. Её возникновение связано с конфликтом между Флоренцией и Миланом. Тесно связана с идеями гражданского гуманизма, согласно которым каждый человек обязан быть гражданином и совмещать личные интересы с интересами государства. Основатель - Леонардо Бруни.

«Эрудитская критическая школа». Менее связаны с политическими пристрастиями. Её представители занимались собиранием фактов, документов, памятников письменности и материальной культуры по истории античной и средневековой Италии. Осователь - Флавио Биондо.

 

Особое место занимает Лоренцо Валла - гуманист, историк, философ. Близок и к первой и ко второй школам. Большое значение для развития исторической критики имел его знаменитый трактат «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина». Опубликован после смерти. В трактате он выступает простив светской власти пап, ссылаясь на тот факт, что они были главными виновниками политической раздробленности Италии, а во второй части яро критикует подложный документ «Константинов дар».Критиковал документ с позиции логики(неразумно, что император дарит папе власть и не существует подтверждающих это свидетельств до 8 века) + филология (язык отличается от классической латыни). По заказу короля Неаполя написал историческое сочинение «История Фердинанда Арагонского», которое прославляет неаполитанский королевский двор и осуждает(вновь) светскую власть пап.

 

В XVI веке политико-риторическое направление поднимается на более высокий уровень - только политика! => политическая школа (Макиавелли и Гвиччардини).

Новые тенденции возникли во Флоренции, где в то время особенно ярко проявились все социальные и политические противоречия. Макиавелли - гуманист, мыслитель, историк, долгое время был секретарем Флорентинской республики, но с 1512 - восстановление власти Медичи во Флоренции => Макиавелли в ссылку.По своему воспитанию и опыту политической деятельности Макиавелли был республиканцем и антиклерикалом. Интересы государства он искренне ставил выше интересов частных лиц и отдельных партий.

Трактат «Государь» - оправдывает неограниченную монархическую власть, высказывает мысль о том, что в борьбе с центробежными силами государь может применять самые суровые и даже аморальные средства. Однако, в другом своем произведении «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» Макиавелли выступает, как убежденный республиканец. В своём главном историческом труде «История Флоренции» он приходит к печальному выводу, что его родная Флорентийская республика оказалась неспособной обеспечить ни внутреннее единство, ни объединить Италию. Зато, в этом произведении он выступает, как хороший историк. Макиавелли четко отграничивал древнюю историю от средних веков, хотя и не употреблял подобных терминов. В истории Италии он видел цепь упущенных возможностей её объединения. (Раннее христианство-причина падения Рима и варварских вторжений; Папская политика в средние века - препятствие к объединению). Как историк он часто обобщает(хотя это несвойственно его современникам), не любит напыщенность и риторику. Его минусы: преувеличение роли отдельных личностей, ограничение изложения политическими событиями, узость источниковой базы, практически полное отсутствие критики источников.


 

Творчество Г.Бокля

Крупнейшим английским историком-позитивистом был Генри Томас Бокль (1821 – 1862). Он написал только одну книгу, но эта книга считается эпохальной для развития английской и европейской позитивистской историографии.

«История цивилизации в Англии» (первый том вышел в 1857, второй в 1861):

была задумана как введение к 15 томной «Истории мировой цивилизации» (представление о развитии человечества как едином процессе), но его преждевременная смерть помешала завершить этот грандиозный проект.

 

Главную задачу своего исследования истории цивилизации он видел в поиске доказательств существования законов в истории.

В отличие от большинства историков-позитивистов Бокль считал, что историк должен возвыситься над фактами, для того чтобы обнаружить законы, которые руководят ими.

Отвергал претензии теологии на объяснение исторического процесса и рассматривал историю как процесс развития социальной материи.

Выступал против теорий, проповедующих господство в истории случайности и свободы воли.

 

Методологический подход Бокля к истории состоял из нескольких элементов:

1. Эксперимент лежит в основе науки о природе, а в истории – это выработка эталона, прилагаемого затем к истории различных стран. (Такой эталон – История Англии).

2. Методы логического анализа полученных результатов – индуктивный и дедуктивный.

3. Теория факторов. (Утверждал, что первоначальный толчок развитию человечества задала окружающая среда (географический фактор). Однако в Европе с течением времени роль географии стала уменьшаться и, наоборот, возрастать роль интеллекта. История накопления и распространения интеллекта. Предпосылкой к этому послужили особые свойства интеллекта европейского человека – скептицизм и сомнение, что привело к быстрому развитию европейской науки. Бокль выделяет ещё два фактора, которые, по его мнению, повлияли на развитие европейской цивилизации – социальное развитие и национальный характер. Бокль указывал на то, что политическое развитие общества зависит от его социальной структуры. Но увлечение Бокля историей интеллекта не позволило ему в полной мере отразить специфику исторического развития Европы и отдельных европейских стран.

4.  История под пером Бокля предстаёт как борьба между верой и разумом, религией и наукой.

 

Итак, по мнению Бокля, исторический процесс развивается в направлении цивилизации. Под цивилизацией Бокль понимал достижение обществом и государством допустимого уровня умственной и гражданской свободы. Государство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь общества. Бокль осуждал любое проявление деспотизма. Англия была для Бокля эталоном прогресса и цивилизации. Основные события истории английского средневековья и нового времени Бокль трактовал с либеральных позиций. Он высоко оценивал выступление народа против феодальной аристократии и короны в период Английской буржуазной революции, которая была, по его мнению, взрывом демократического духа, приветствовал Войну за независимость в США, высоко оценивал Великую Французскую революцию. Он показывал развитие цивилизации в Англии в сравнении с историей Франции, Шотландии и Испании. Бокль критиковал в истории Англии и других европейских государств роль крупной земельной аристократии.


 

31. Основные направления в английской историографии второй половины XIX века.

Условия развития общественной мысли Англии:

1. «Викторианская эпоха» (1837-1901) – «золотой век» британской истории

2. Расцвет могущества английского капитализма:

промышленная революция; огромные колониальные владения; Лондон – центр международной торговли; фунт стерлингов-мировая расчетная единица.

Лиги имперской федерации Но к концу века – экономическая гегемония пошатнулась – выход вперед молодых индустриальных держав (США, Германия)

3. Социально-политическое развитие: господство буржуазии, реформы демократического характера, сближение позиций либеральной и консервативной партий.

Итого:

С одной стороны, подобные успехи страны не могли не вызывать оптимизм у представителей британской общественной и гуманитарной мысли; пропаганда идеалов и ценностей английской общественно-политической системы стала частью культурной экспансии Великобритании.

С другой стороны, приближение империалистической эпохи, трудности, вызывали серьезные раздумья, чувство неуверенности и тревоги.

 

Исторические взгляды И.Тэна

Видную роль в распространении пози­тивистских идей играл во второй половине XIX в. Ип­полит Тэн (1828—1893), широко извест­ный литературовед и искусствовед (осно­ватель культурно-исторической школы в этой области, развивавшей историко-гене­тический анализ искусства), а также фи­лософ, историк. В плане политическом сначала он стоял на умеренно-либераль­ных позициях, после собы­тий Парижской Коммуны 1871 г. перешел к воинствующему консерватизму, что сказалась на его подходе к истории революции, изучению которой он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Ранние труды Тэна посвящены философии, общей социологии, теории и истории искусства и литературы; среди них главный — четырехтомная «Ис­тория английской литературы» (1863— 1864).

В его общем взгляде на историю идеа­листическое понимание ее переплеталось с вульгарно-материалистическими тенден­циями. В целом историко-социологические воззрения Тэна были явно отмечены чер­тами сциентизма, присущими вообще ин­теллектуальной атмосфере времени; в 1866 г. он писал о необходимости основать «экспериментальную историю». Тэн отста­ивал мысль о применении «естественнона­учного метода» к изучению социологии и истории. Историю он рассматривал как науку, подобную наукам о живой природе, как, например, физиология и зоология. Так же, как существуют определен­ные, но не поддающиеся количественному измерению отношения между органами и функциями живого тела, существуют и оп­ределенные отношения, которые не могут быть выражены в цифрах, между группами фактов, составляющими социальную и моральную жизнь. Эти «определенные отношения», по мысли Тэна, могут быть названы законами, как в зоологии или ботанике, и познаны наукой.

Исходя из этого, Тэн разработал свой «психологический метод» изучения об­щества. Решающее значение в его жизни он придавал психологии составляющих его людей. Характерно, что саму науку историю Тэн определял как «психологи­ческую анатомию». Формирование общест­венной психологии он объяснял совокуп­ным воздействием трех факторов: «расы» (естественные национальные особеннос­ти), «среды» (климатические и географи­ческие условия, а также социальные и по­литические обстоятельства), конкретного исторического «момента» (взаимодействие «расы» и «среды» с исторической тради­цией).

В 1876—1893 гг. Тэн создал пятитом­ный труд «Происхождение современной Франции» (последний том, посвященный «современному порядку», остался неза­конченным). Тэн работал в Национальном архиве; он заявлял, что следовал «беспри­страстному научному методу». В действи­тельности созданный им труд, основанный на его «психологическом методе» изучения истории, глубоко пристрастен, он представ­ляет собою решительное осуждение Фран­цузской революции. Этому был подчинен и отбор документов.

Глубинным истоком революции Тэн считал особенности «французского духа», сложившегося под воздействием рацио­нализма XVII в. и Просвещения. Абстракт­ный, прямолинейный, этот тип сознания, полагал он, стремился подчинить умозри­тельной жесткой схеме живую, исполнен­ную многообразия действительность. Осо­бенно вредоносной он считал систему Рус­со — в ней уже были заложены и анархия (так как форма правления должна подчи­няться в любой момент «общей воле»), и деспотизм (так как права индивида в ней отчуждены в пользу коллектива, «народа- суверена»).

Между тем именно этому духу следова­ла во всем Французская революция, в которой Тэн, в отличие от Токвиля, восхи­щавшегося порывом к свободе в 1789 г., не видел ни одного светлого эпизода. В сущности, согласно Тэну, уже с Учреди­тельного собрания все было предрешено: воплощение руссоистской схемы «общест­венного договора» вело к превращению Франции во «вместилище распыленных, равных друг другу, оторванных друг от друга и подобных друг другу, как песчин­ки, индивидов».

Революцию в целом Тэн считал гибель­ным взрывом преступных страстей. Он ви­дел в ней две главные действующие силы. Первая — народ. Измученный нищетой, грубый и невежественный, он был отравлен разрушительной философией XVIII в., которая опрокинула сдерживающие тради­ции и разнуздала низменные инстинкты: «Несколько тысяч говорунов спустили с цепи несколько миллионов дикарей». Вторая сила революции, по Тэну,— «яко­бинцы» (к ним он причислял и Жиронду). Якобинцы» в схеме Тэна не социально-по­литическое течение, а особый психологи­ческий тип: это озлобленный демагог и дог­матик, пропитанный абстрактными идеями философии, олицетворявший самый дух ре­волюции, ее собирательную психологию.

Из анархии, по мысли Тэна, естественно вырастал деспотизм, тоже взявший на воо­ружение философию и построивший в на­полеоновское время основы современной Франции. «В этой философской казарме,— заключал Тэн,— мы живем уже восемь­десят лет».

Книга Тэна содержала некоторые реа­листические наблюдения относительно массовой психологии эпохи, особенно предреволюционного времени (хотя его подход к проблеме был в духе антропо­морфизма: психологию массы он отождест­влял с психологией отдельного человека). Желая показать «разгул анархии» в годы революции, Тэн уделил большое внимание народным движениям и был первым исто­риком, попытавшимся дать по документам Национального архива общий обзор кре­стьянских восстаний.

Написанная ярко, талантливо, книга Тэна стала заметным явлением во фран­цузской историографии последней трети XIX в. Она была с одобрением встречена в консервативных и реакционных кругах. До конца столетия отдельные ее тома выдержали от 5 до 25 изданий. В 80-е годы XIXв. во Франции выходил журнал «Вест­ник революции» («Revue de la Revolu­tion»), в котором история Французской ре­волюции трактовалась в духе тэновского подхода.


 

Теория границ Ф. Тёрнера

      Фредерик Джексон Тёрнер (1861 – 1932) – один из основоположников экономического направления в американской историографии. В юности увлекался методом «сравнительной политики». Ключевым моментом в истории США считал колонизацию Запада. Вдохновившись этим, написал свою самую известную работу «О значении границы (frontier) в американской истории».

Отвергал приоритетность европейского следа в истории США, считал государство продуктом Нового света. Основное влияние опять же оказало продвижение на Запад, что позволило сформировать необходимое государственное устройство и необходимые демократические институты.

Важные следствия фронтиры (по Тёрнеру):

1) Особая роль «свободных» земель (препятствовали аристократическому влиянию Востока)

2) Демократия (так как почвой для равенства политического было равенство экономическое)

Демократия сначала установилась на границе, а уже потом распространилась по всему государству. Почему именно там?

1) На фронтире отмирают и трансформируются старые идеи

2) Свободная земля на фронтире действует как «предохранительный клапан», то есть лишние люди уходят с востока на запад

В английской историографии

Первые попытки осветить историю рабочего движения – причем некоторые из авторов сами были активными его участниками: Дж. Хауэлл (каменщик, активный деятель профессионального движения и членом Ген. Совета I Интернационала) – «Столкновение капитала и труда» 1877 г. Дж. Холиок - «История кооперативного движения» (1875-77). Р. Гаммедж (участник борьбы за Хартию) – «История чартистского движения» - не содержит обобщённого анализа, она ценна как хроника событий.

В 80-е гг. к истории рабочего движения обратилась и профессиональная наука. Супруги Сидней и Беатриса Веббы«История тред-юнионизма» - первая попытка серьезного анализа и деятельности профсоюзов в Англии на основании обширных источников (архивов тред-юнионов, гос. учреждений, в частности мин-ва внутр. дел, многочисленных брошюр и прессы) à получился хорошо документированный очерк истории тред-юнионов от первых попыток создания рабочих объединений. Однако Веббы отрицали революционные традиции английского рабочего класса и в тред-юнионах видели одну из форм защиты чисто профессиональных интересов. Они превозносили реформистских лидеров тред-юнионов. Реформистские взгляды Веббов наиболее отчетливо изложены в работе «Промышленная демократия» - тред-юнионы представляют собой органическую часть капиталистической системы и необходимы для ее нормального функционирования.

Э. Бакс (историк марксистского направления, участник социалистического движения) – ему принадлежит серия книг по истории революционных и рабочих движений. Для нас интересна его совместная с У. Мориссом работа «Социализм, его рост и последствия» 1893 – в ней подробно изложены идеи научного социализма и факты истории рабочего движения (в т.ч. чартизма).

Более подробную картину чартистского движения нарисовала Элеонора Маркс (дочь Карла Маркса) – в брошюре «Рабочее движение в Англии – краткий исторический обзор». Чартизм рассматривается как первое подлинно политическое движение современного рабочего класса. Еще подробнее историю чартизма с тех же позиций изложил У. Дейк.

Джеймс Конноли (видный деятель ирландского и шотландского рабочего движения) – «Труд в истории Ирландии» - история трудящихся классов Ирландии (на протяжении XVII и XIX вв.). Подчеркивал роль народных масс как творцов истории.

Ф. Ротштейн (интересно, что он начал свою революционную деятельность в России) – активный участник английского рабочего и социалистического движения. Его работа – «Очерки по истории рабочего движения в Англии».

В немецкой историографии

Герман Онкен (представитель либерального направления) – первым среди немецких университетских профессоров к истории рабочего движения в обширной биографии Ф.Лассаля (1904). Онкен изобразил Лассаля крупным мыслителем, стоявшим на почве реалистического национального социализма с опорой на государство; главной вывод – преждевременная смерть Лассаля унесла вместе с ним шансы на национальную интеграцию рабочего класса в капиталистическую общественную систему Германии.

Август Бебель (социал-демократической направление) – много внимания уделял истории революций, социальных движений и классовых столкновений – «Крестяниские войны в Германии», «Женщина и социализм», «Шарль Фурье».

Э. Бернштейн«Коммунистические и социалистические течения Английской революции XVII века» - подчеркнул социальный характер революции и дал высокую оценку народным движениям как ее решающей силе. «История рабочего движения в Бердине» (1907) – охватывала период от революции 1848 до нач. XX в. и содержала интересный материал о берлинском пролетариате. Основной вывод: мощное немецкое рабочее движение имеет наилучшие шансы достичь политической власти парламентским, а не революционным путем.

В историографии США

Первые работы по изучению американского рабочего и социалистического движения носили фактологический характер.

Т. Паудерли«Тридцать лет труда» - по истории «Ордена рыцарей труда» - стачечного движения борьбы за 8-часовой рабочий день в 70-80-х гг. – впервые представлена история массовой рабочей организации США (сам Паудерли возглавлял Орден несколько лет). Отрицал необходимость рабочей политической партии, полагая, что она не соответствует духу американских институтов.

Дж. Мак Нейл (видный рабочий деятель) – «Рабочее движение – проблема нашего времени» - рабочее движение от колониального периода до кон. XIX в. (на основании данных рабочих газет, отчетов местных профсоюзов, переписки лидеров). Тоже недооценивал значения политической борьбы пролетариата.

Фридрих Зорге – ветеран американского рабочего движения. Его работа – «Рабочее движение в Соединенных Штатах» - стремился показать борьбу рабочего класса в связи с соц.-эконом. развитием страны. Существенное внимание – проблема формирование американского пролетариата, проанализировал роль иммиграции, притока иностранных рабочих в США.

Р. Эли«Рабочее движение а Америке» - обратил внимание лишь на экономический аспект борьбы. Стремился убедить всех в необходимости легализации тред-юнионов как самого надежного способа ограждения рабочих от влияния социалистических идей. Просвещение, христианство, внедрение этических норм – вот6 по его мнению, путь к решению рабочего вопроса.

Дж. Коммонс – профессор Висконсинского университета – вместе с коллегами предпринял широкое обследование по всей стране библиотек, архивов, частных коллекций для сбора материала о росте рабочих организаций в США à «Документальная история американского промышленного общества». Главный изъян работы – выпячивали особенности развития рабочего движения, которые тормозили развитие передового сознания американского пролетариата, т.к. пытались доказать, что идеология среднего класса (а не пролетарское самосознание) – движущая сила борьбы рабочих.

*Есть даже понятие коммонсовско-висконсинская школа истории рабочего движения (основное – идея аполитичности рабочего движения).

46. Русская историческая школа изучения Западноевропейской истории Нового времени

(если честно, не уверена, что это то, что нужно, но поскольку я не поняла, что тут хотят, пусть будет это)

Н.А. Полевой

Редактор «Московского телеграфа». Придерживался мнения о единстве исторического процесса, общности всех населяющих землю народов и отвергал попытки изолировать русскую истоирю от всемирной. 

В «Московском телеграфе» была широко представлена западноевропейская историческая, философская и экономическая мысль.

Сам Полевой критически рассмотрел и проанализировал несколько исторических и историко-философских исследований (Вико, Боссюэ, Гердера) à размышления опубликованы в работе «О всеобщей истории».

Внимания заслуживает многотомный труд Полевого – «История Наполеона» - во многом компилятивный, но содержит ряд мыслей и оценок автора. Он подробно рассматривает историю Франции XVIII в., останавливается на событиях революции, показывает ее военные успехи, однако абсолютно не приемлет якобинцев и их политику, к Наполеону же преимущественно относится благожелательно. По мнению Полевого, все, что происходило во Франции, чуждо России.

М.П. Погодин и славянофилы

Попытка реконструировать идею об особом пути России, ее коренном отличии от исторического пути, пройденного Западом.

В основу ее легло стремление связать тезис об исключительности исторического развития России с теорией норманизма, «призвания варягов».

Историки Франции периода Реставрации (Ф. Гизо, О. Тьерри и др.) связывали возникновение государства, образование антагонистических классов и начавшуюся затем классовую борьбу с завоеванием галлов франками. Эту теорию Погодин считал правомерной применительно к странам Западной Европы, но абсолютно неприемлемой для России, где социальные отношения строились не на завоевании, а на добровольном соглашении и «мирном призвании». Поэтому России чужда классовая борьба и не угрожает революция..

Важной идейной питательной средой для славянофилов служила западноевропейская мысль, абсолютизировавшая принципы традиционализма и выступавшая против революционных преобразований (выразители – Шеллинг, Шлегель, Савиньи и др.).

Западники

(Тургенев, Боткин, Анненков, Грановский, Кудрявцев, Соловьев, Чичерин + в 40-х гг. в рядах с западниками выступали Белинский, Герцен, Огарев)

В условиях тяжкого гнета николаевского режима 30-х-середины 50-х гг. еще более возрос интерес к опыту, накопленному многими западноевропейскими странами à усиление просветительских тенденций.

Выступали с критикой крепостничества, считали, что России необходимо создать условия для роста промышленности и торговли. Стремились установить более тесные связи между Россией и государствами Западной Европы, но при этом не избежали идеализации буржуазной демократии и правопорядков. Идеи социализма и революции были для них неприемлемы – признавали только мирные формы деятельности.

Либеральное течение.

Представители – Грановский, Кудряшов, Евшевский.

Т.Н. Грановский (один из основателей русской школы медиевистики; с 1839 г. – возглавлял кафедру всеобщей истории в МГУ).

Основной смысл всеобщей истории видел в «развитии духа человеческого». История – самостоятельная наука, содержание которой составляют факты, данные опытом, определенные обстоятельствами, ее форма не чисто отвлеченная мысль, а живое созерцание. Динамика истории – «в борьбе развивающихся противоположений». Именно история позволяет проводить аналогию между прошлым и явлениями современной жизни и развивает «верное чувство действительности».

Грановский считал, что развитие науки, просвещения, моральное совершенствование народа предопределяют развитие человеческого общества по пути прогресса. Вместе с тем для него характерен интерес не только к духовной, но и материальной сфере жизни человека, стремление раскрыть сущность важнейших социальных столкновений.

Оценивая Великую Французскую революцию, Грановский осуждал якобинцев, но при это возвеличивал жирондистов и их программу.

Революцию 1848 во Франции Грановский рассматривал как начало новейшей «социальной революции».

Грановский великолепно знал источники и научную литературу à и это позволило ему широко использовать в своих лекциях сравнительно-исторический метод, особенно при характеристике смены исторических эпох.

Карл Маркс (1818 – 1883)

большие успехи естествознания в 18 и второй половине 19 века -> идея закономерности развития природы -> стремление распространить эту идею и на общество + предпосылки из: немецкой классической философии (велика роль диалектической философии Гегеля, которая обращала особое внимание на гражданское общество как на царство экономических отношений); английской классической политической экономии и французского утопического социализма Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

- Материалистический подход Маркса – производственные отношения людей рассматриваются как основные и первоначальные, как движущая сила истории. Материальная основа - это основа изменения социальных отношений и сознания людей.

- Учение об общественно-экономических формациях – поиск общих закономерностей в развитии всех стран и народов: рабовладение -> феодализм -> капитализм -> коммунизм. Переход от низших формаций к высшим неизбежен в силу развития в их недрах гибельных противоречий. Нелинейный, но неотвратимый и поступательный ход истории: сочетание эволюционности и революционности.

- Роль народных масс как решающей силы исторического процесса. Всякая борьба есть выражение классовых интересов – теория классовой борьбы состоит в понимании этой борьбы как творческой силы истории. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».

- Большая роль революций как «локомотивов истории» и ускорителей исторического процесса и большая роль в них пролетариата на этапе капиталистического общества.

=> Процесс: существование классов -> противоречия -> классовая борьба -> диктатура пролетариата -> уничтожение классов и бесклассовое общество.

1945-46 – «Немецкая идеология» Маркса и Энгельса. Статьи об английском, французском и немецком рабочем движении. «Новая Рейнская газета» - статьи о революции 1848 г.: «измена немецкой буржуазии национальному делу народа». (Маркс больше занимался Францией, Энгельс же – Англией).

«Нищета философии» 1847, «Манифест коммунистической партии» 1848 г. – в них излагается новое материалистическое понимание истории.

- особое внимание уделяется опыту Французской революции: роль масс - Гора, мол, победила, так как выражала мнение народных масс. Сравнение в революцией 1848-49 - в отличие от «Великой французской», эта развивалась по нисходящей линии.

- материализм не отрицает роли идеологической надстройки и роли личности в истории, но выдвигает на первый план классовую борьбу масс (даже за Бонапартом был класс – буржуазия)

 - «Капитал» - научная история капитализма. В нем основные законы капиталистической общественной формации. Начало эпохи капитализма связано с ВГО и зарождением мирового рынка в 16 веке, а развитие на пути к его зрелости произошло в 18 веке. Первоначальное накопление капитала как процесс, имевший в своем начале отторжение производителя от средств производства.  

P. S. Как ни странно, в учебнике про Маркса написано только масло масляное. Так что тут я написала только основное, но вот ссылка на хороший текст с философским подходом к Марксу (что, судя по всяким штукам на лекциях про трансцендентность и трансцедентальность, любо нашему лектору): http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st141.shtml

 


[1]В целом же Гиббон (будучи деистом) считал религию полезной и необходимой для морального совершенствования человечества, но хотел «очистить» ее от суеверий и заблуждений.

[2] Сильное влияние на общественную мысль оказало учение Чарлза Дарвина. «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) – коренной переворот в представлениях об органическом мире. Идея эволюции и вообще открытия Дарвина выходят за рамки биологии. На этой основе формируется социал-дарвинизм - перенесение закономерностей биологического мира на общество. Борьба за существование – универсальный закон всего живого; среди народов есть «лучшие» и «худшие», «высшие» и «низшие»; англосаксонская раса – прирожденная раса господ (социал- дарвинизм - прямой путь к расизму).

[3] Инженер по образованию, хорошо знаком с точными науками, поэтому все четко изложил.

Учебник:

● Схоластическая картина мира, религиозное мировоззрение

● Схоластические методы познания природы и человека

● Теологическая концепция (т.е. природа человека изначально греховна и ущербна, мирские заботы тщетны, а единственный смысл его земного бытия - устремление к богу во имя посмертного спасения)

● Предмет изучения: Бог и вся область сакрального

● Провиденциализм. Движение человеческой истории средневековая мысль считала провиденциально обусловленным (т.е. определенным внешней по отношению к историческому прошлому силой, богом) и понимала теологически (т.е. история движется согласно планам и целям божьим)

● Действительные факты часто переплетались с событиями и персонажами библейской истории, сверхъестественными силами, чудесами в исторических сочинениях

● Проблема беспристрастности хронистов(т.е. историография выросла из христианского мировоззрения - всегда это учитываем)


 

3. Гуманистическая историческая мысль (Эразм Роттердамский, Томас Мор)

 

В Англии гуманистическая историография в XVI веке была развита слабее, чем в Италии и во Франции. Наиболее крупным историком-гуманистом, близким к политическому направлению, был в начале XVI века английский гуманист, создатель первой социалистической утопии - Томас Мор.

В «Утопии» (1516) Мор подверг резкой критике общественный и политический строй современной ему Англии и объявил частную собственность причиной социального неравенства и угнетения во все времена. Осудил результаты «огораживания» для крестьянских масс, кровавое законодательство против бродяг и нищих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.085 с.)