Для формирования математических представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для формирования математических представлений



КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Учитель-дефектолог: Моисеева И.Е.

Действия с множествами.

 

Действия с множествами предметов обучают, прежде всего, сравнению множеств, учат понимать, где много, а где мало предметов, упражняют в пересчете. Дети с ЗПР могут зрительно определить контрастные по количеству множества. Трудности встречаются при уравнивании множеств, порой ребенок сам не в состоянии понять, как предметов может получиться поровну, сколько предметов нужно добавить или убрать. Педагог должен не просто показать ребенку, как этот сделать, но создать проблемную ситуацию, чтобы ребенок осознал процесс, приобрел известный опыт, закрепил навык. Можно применять настольные, подвижные, сюжетные игры, материалы сказок, обслуживающий труд.

Подвижная игра «Мишка и пчелы».

Цель: закреплять понятия «один и много», «больше-меньше», «много-мало».

Педагог вносит игрушку-медвежонка (предварительно можно загадать загадку про медведя) и объясняет правила игры: дети – пчелки, они собирают мед, а мишка хочет мед забрать. Чтобы спасти мед, дети должны быстро сесть на приготовленные заранее стульчики, причем стульчиков должно быть на 1 меньше, чем детей. Дети об этом не знают. Перед началом игры педагог обращает внимание детей на то, что пчелок много и стульев много, а мишка только один. Педагог берет на себя и роль ведущего, и роль водящего:

На полянке на лесной

Кружат пчелки день-деньской.

Мед душистый ищут,

Рядом мишка рыщет.

Пчелки, улетайте,

Мед скорей спасайте!

Только добежав до стульев, дети обнаруживают, что стульчиков всем не хватило. Дефектолог знакомит детей с понятием «мало – много».

 

Игра «Бабочки и цветы».

Цель: учить сравнивать множества наложением и приложением, уравнивать множества, соотносить объекты по цвету

Оборудование: вырезанные из бумаги цветы и бабочки 4 – 6 цветов (парные по цвету бабочки и цветы).

Предварительно можно загадать детям загадку:

Что за странные цветы,

Не боятся высоты?

Вверх со стебелька взлетели

И, смотрите, полетели! (бабочки)

Педагог предлагает детям разложить на столе 4 цветка разного цвета.

Варианты заданий:

- положить на каждый цветок бабочку такого же цвета;

- положить столько же бабочек, сколько цветов;

- положить бабочек меньше, чем цветов;

- положить бабочек больше, чем цветов;

- положить бабочек в количестве, отличном от количества цветов (по заданию дефектолога) и уравнять множества.

 

Игра «Чаепитие кукол»

Цель: учить прикладывать предметы «один к одному», устанавливать соответствия между элементами множеств, учит уравнивать множества двумя способами.

Оборудование: 4 куклы, набор кукольной посуды на 4 персоны.

Варианты заданий:

- как узнать, хватит ли каждой кукле чашки, блюдца, ложки? (метод приложения «один к одному»);

- каких либо предметов посуды может быть больше или меньше количества кукол (уравнивание множеств двумя способами).

 

Динамическая пауза «Огород».

Цель: учить сравнивать 3 множества объектов, учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества.

Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество овощей выбрано произвольно).

Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:

То, что мы весной сажали,

То, что летом поливали,

То, что осенью собрали,

Урожаем мы назвали.

Наберем-ка овощей для салата и для щей!

По заданию дефектолога дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

- какие овощи собрали;

- сколько групп овощей получилось;

- как узнать, каких овощей больше, меньше;

- каких овощей больше (меньше) всего;

- Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.

 

Группировки.

Упражнения по группировке могут проводиться по одному и более признакам.

Например, собрать множество больших предметов; множество больших круглых предметов; множество больших круглых красных предметов; множество маленьких синих предметов и т.п. На ранних этапах применяются более простые группировки, которые значительно усложняются по мере обучения. Данный тип упражнений помогает так же устанавливать признаки сходства и различия.

 

 

Количество и счёт.

Формирование счетного навыка, умение понимать математическую задачу, выполнение простых счетных операций – залог успешного обучения в школе. Дефектолог учит детей различать количество и цифру, соотносить их. Упражняя в пересчете объектов, добивается не простого механического перечисления цифр, но понимания самого процесса пересчета, называния итогового числа. Данный вид деятельности представляет наибольшую трудность для детей с ЗПР. Чтобы избежать переутомления, потерю интереса, дефектолог обязательно должен вносить элемент игры, не завышать требований. Инструкции должны быть максимально просты и доступны для восприятия детьми. Можно применять разнообразный наглядный материал, интересный счетный материал, опираться на личный опыт детей, использовать произведения художественной литературы. В качестве вспомогательного средства можно пользоваться счетными палочками.

Следует учить дошкольников прямому и обратному счету, умению ориентироваться в числовом ряду, развивать навыки контроля и самоконтороля.

 

Игра – хоровод «Теремок».

Цель: Знакомство и закрепление понятий «внутри – снаружи».

Оборудование: игрушки – мышка, лягушка, петушок, волк.

Стоит в поле теремок-теремок.               – дети ходят хороводом

Он не низок не высок, не высок.

- Кто-кто в теремочке живет?

- Кто-кто в невысоком живет?

Там мышка-норушка живет,                       - мышку поместить внутри хоровода      

Тесто месит, пироги печет.

- Кто-кто в теремочке живет?

- Кто-кто в невысоком живет?

Там лягушка-квакушка живет,               - лягушку поместить внутрь хоровода

Чисто-чисто убирает, пол метет.

- Кто-кто в теремочке живет?

- Кто-кто в невысоком живет?

Там живет голосистый петушок,          - петушка поместить внутрь хоровода

Днем и ночью сторожит он теремок.

А кого мы не пустим в теремок?

От кого дверь закроем на замок?

Уходи-уходи, сердитый волк!              - оставить волка за пределами хоровода

И не щелкай ты зубами щелк-щелк-щелк!

 

2. Динамическая пауза «Солнышко высоко…»

Цель: закрепление понятий «высоко-низко», «далеко-близко».

Солнышко высоко,                                   – дети поднимают руки вверх

А тропинка низко.                                   – дети наклоняются вниз

Что за лесом – далеко,                           – дети вытягивают руки вперед

Перед лесом – близко.                             – дети прижимают руки к груди

 

Упражнение с флажками.

Цель: вырабатывать умение понимать инструкцию по выполнению действий и направлений движения.

Все движения выполняются согласно тексту.

 

Друг за другом шагай,

Свой флажок поднимай.

Выше, выше, еще выше

Свой флажок поднимай!

Друг за другом шагай,

Свой флажок опускай.

Ниже, ниже, еще ниже

Свой флажок опускай!

А теперь остановись,

В круг лицом повернись,

Правой ручкой помаши,

Левой ручкой помаши,

И с флажками попляши!

 

Игра «Снеговик-снеговичок».

Цель: вырабатывать умение определять у себя правую и левую руку и ногу.

Снеговик-снеговичок, топни ножками – топ-топ,

Снеговик-снеговичок, хлопни ручками – хлоп-хлоп.

Левой ножкой топ-топ, левой ручкой хлоп-хлоп,

Правой ножкой топ-топ, правой ручкой хлоп-хлоп.

(Несколько раз продолжается чередование рук и ног)

Вот такой снеговичок наш забавный старичок!

 

Игра «Шофер».

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол», «в центре» (посередине).

При желании эту игру можно провести не только за столом, но и на ковре.

Оборудование: тетрадный лист с нарисованным посередине прямоугольником-гаражом, игрушечные автомобили на каждого ребенка.

Дети ставят машину «в гараж». По команде дефектолога машину перемещают в правый верхний, левый нижний угол и т.д. Перед началом задания целесообразно провести пальчиковое упражнение «Шофер».

Би-би-би, на машине я качу.

Би-би-би, стать шофером я хочу.

Би-би-би, я лечу во весь опор.

Би-би-би, самый лучший я шофер!

 

Игра «Я иду искать».

Цель: учить отыскивать предмет по заданному направлению движения.

Предметы могут быть действительно спрятаны, а могут быть на виду; важно, чтобы ребенок правильно следовал инструкциям, даваемым дефектологом. На первом году обучения инструкции предельно просты: дойди до большого стола и посмотри под стол, кто там? и т.п. Постепенно они усложняются до серии инструкций с использованием счета шагов и сменой направления движения. В некоторых случаях, после выполнения задания, ребенку предлагается указать более рациональный путь. Например, дефектолог дает инструкцию: «Пройди вперед по диагонали налево, повернись направо, пройди прямо до окна направо. Кто там?» далее можно спросить о том, как быстрее добраться до данного предмета (сразу пройти вперед по диагонали направо). Перед выполнением заданий проводится динамическая пауза, которая настраивает детей на игру.

 

Что любят делать мышки? Пищать, пищать, пищать!

Что любят делать зайки? Скакать, скакать, скакать!

Что любят делать птички? Летать, летать, летать!

Что любят делать дети? Играть, играть, играть!

Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать!

 

Упражнение «Машина».

Цель: учить работать в тетради слева направо.

Оборудование: Лист бумаги с обозначенной двумя параллельными линиями «дорогой», игрушечный автомобиль по размеру сообразный с «дорогой».

Вот моя машина,

Завожу мотор,                     – упражнение для рук «завожу мотор»

Слева направо                       – правой рукой в воздухе «прочертить» несколько

Веди ее, шофер!                        раз линию слева направо

Слева направо,                       – слева направо прокатывать машину

Слева направо,                           по «дороге», на листе бумаги

Слева направо

Машина идет. 

Слева направо,

Слева направо,

Слева направо

Шофер ее ведет.

 

Упражнение «Наш мир».

Цель: учить работать с трафаретами, учить находить на листе бумаги нижнюю, верхнюю и среднюю часть.

Оборудование: трафареты с рыбами, птицами и зверями, лист бумаги, по горизонтали разделенный на 3 части – воду, сушу, небо.

Рыба плавает в воде,                   С помощью трафаретов дети    

                                                        изображают

Зверь гуляет по земле,                   птиц, рыб и животных в   

                                                        соответствующих

Птица в небе на свободе –          частях листа.

Все продумано в природе!

 

Величина.

Как правило, дошкольники с ЗПР видят и называют большие и маленькие по величине предметы. Задача дефектолога не только развить этот навык, но и научить сравнивать предметы по величине, группировать их, исключать лишний предмет, т.е. стимулировать развитие процессов мышления. Ребенок должен понимать сходство и различие понятий большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, далеко-близко и т.д., уметь правильно отражать их в речи. Предложенная серия упражнений и игр не только обучает детей пониманию величины предметов, но и способствует развитию мелкой моторики, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия.

Игра «Архитектор».

Цель: учить правильно выбирать большие и маленькие объекты.

Оборудование: вырезанные из бумаги 2 одинаковых домика, двери и окошки двух размеров.

Варианты заданий: выложить

  I домик II домик
1. маленькая дверь, маленькие окошки большая дверь, большие окошки
2. маленькая дверь, большие окошки большая дверь, маленькие окошки
3. большая дверь, маленькое окошко, большое окошко маленькая дверь, маленькое окошко, большое окошко

 

Игра «Пирамидки».

Цель: совершенствовать навык собирать пирамидки с учетом величины колец, учит сравнивать объекты по высоте, учить собирать 2 (3) пирамидки разной высоты.

Оборудование: матрешки и пирамидки двух (трех) величин.

Играли в пирамидки веселые матрешки:

Большая и поменьше и пирамидка-крошка.

Матрешки разыгрались, матрешки расшалились,

Упали пирамидки, колечки покатились.

- Ах, - матрешки испугались, 

- Пирамидки поломались!

Дефектолог предлагает помочь матрешкам собрать пирамидки и дать каждой матрешке пирамидку, подходящую по величине.

 

Игра «Домики».

Цель: учить подбирать парные по величине объекты.

Оборудование: разноцветные прямоугольники и вырезанные изображения животных.

Варианты заданий: зрительно определить, кому какой дом принадлежит; наложить на каждое животное соответствующий по размеру прямоугольник; вспомнить; какое животное находиться под конкретным прямоугольником.

 

Игра «Винни-Пух и Пятачок».

Цель: учить группировать предметы по величине.

Оборудование: парные предметы для группировки по величине.

Медвежонок Винни-Пух

Спал и ел всегда за двух,

 Стал большим он, словно дом,

Сильным стал он, словно слон.

Поросенок Пятачок

Ростом меньше, чем сверчок.

Друга не нашел пока

Винни лучше Пятачка.

Вместе ели и играли,

Спать ложились и вставали,

Все делили пополам,

Как положено друзьям.

Дефектолог предлагает детям разделить на две группы игрушки и вещи, принадлежащие Винни-Пуху и Пятачку.

 

Маленький фокусник.

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, закрепление знания геометрических фигур.

Дети конструируют разнообразные геометрические фигуры из уже данных. Например, квадрат из треугольников и ромб из этих же треугольников, прямоугольник из четырех ромбов и четырех треугольников и т.п. Сначала дети выполняют это задание только с помощью педагога, но потом справляются самостоятельно.

 

Геометрическое лото.

Цель: учить соотносить конкретные предметы с геометрическими фигурами.

 

Игры с цепочками.

Цель: учить моделировать геометрические фигуры из цепочек, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

 

Наряжаем елку.

Дети украшают нарисованную елку геометрическими фигурами, выкладывают гирлянду, соблюдая логическую последовательность. Усложненный вариант: дефектолог демонстрирует на доске или наборном полотне разные варианты гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту подходит имеющийся у них набор фигур, выстроить последовательность и продолжить ее.

Елочка, елочка, вот она какая!

Елочка-иголочка, красивая, большая!

Мы нарядим елочку снизу до макушки,

Мы повесим шарики, бусы и хлопушки,

И гирлянды – раз, два, три,

Ну-ка, елочка, гори!

 

Коврик».

Цель: учить соотносить геометрическую фигуру с вырезанной по контуру площадью этой фигуры, развивать, внимание, зрительное восприятие.

Оборудование: сделанные из разного материала коврики с выстриженными на них геометрическими фигурами.

Дети должны закрыть дырку на коврике соответствующей фигурой, «починить» коврик.

Как-то мышь ковер купила,

Пол ковром тем застелила.

До чего ж хорош ковер!

Замечательный узор!

Рада мышка той покупке,

С радости сверкнули зубки!

Только где ж теперь ковер?

Очень вкусный был узор!

 

Литература

 

Альмяшева Г.Р. Игры и упражнения, применяемые на занятиях

по формированию элементарных математических представлений. Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, 2008 г.

Баряева Л.Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с  

интеллектуальной недостаточностью», С.-Пб., издательство «Союз», 2001г.

Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у

дошкольников (с проблемами в развитии)», С.-Пб., издательство РГПУ им. А.И.Герцена, издательство «Союз», 2002г.

Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция

задержки психического развития» (учебно-методическое пособие), М. «Гном-Пресс», 1999г.

Колесникова Е.В. «Я считаю до 5», М., ТЦ Сфера, 2001г.

Колесникова Е.В. «Я считаю до 10», М., ТЦ Сфера, 2001г.

Морозова И.А, Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических

представлений» (конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР), М., издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

 

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.102 с.)