Выводы об итогах анализа выполнения заданий, групп заданий: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы об итогах анализа выполнения заданий, групп заданий:



 

При анализе результатов выполнения заданий по каждой группе участников учитывалось, что элементы содержания считаются освоенными, а умения – сформированными, если процент выполнения задания, проверяющего данный элемент, равен или выше 50.

1. Участники экзамена по биологии в Ленинградской области в 2020 году продемонстрировали сформированность следующих учебных умений и способов действий:

Содержательный блок «Клетка как биологическая система».

Знать и понимать:

- основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез;

- строение и признаки биологических объектов;

- сущность биологических процессов и явлений;

- современную биологическую терминологию и символику.

Уметь:

- устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

- распознавать и описывать клетки растений и животных;

- сравнивать (и делать выводы на основе сравнения биологические объекты;

- решать задачи разной сложности по цитологии.

Содержательный блок «Организм как биологическая система».

Знать и понимать:

- основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез;

- строение и признаки биологических объектов;

- сущность биологических процессов и явлений;

- современную биологическую терминологию и символику;

Уметь:

- объяснять явления и устанавливать взаимосвязи на уровне организма как биологической системы;

- решать задачи разной сложности по генетике (составлять схемы скрещивания);

- распознавать и биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности;

- сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) биологические объекты, процессы и явления (обмен веществ у организмов).

Содержательный блок «Многообразие организмов».

Знать и понимать:

- строение и признаки биологических объектов;

- сущность биологических процессов и явлений.

Уметь:

- объяснять и устанавливать взаимосвязи на уровне организмов;

- распознавать и описывать биологические объекты;

- выявлять отличительные признаки отдельных организмов;

- сравнивать (и делать выводы на основе сравнения организмы растений, животных, грибов и бактерий, процессы и явления;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию.

Содержательный блок «Организм человека».

Знать и понимать:

- строение и признаки организма человека;

- сущность биологических процессов и явлений: развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);

- современную биологическую терминологию и символику;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь:

- объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира;

- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

- причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

- зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- распознавать и описывать биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности;

- выявлять отличительные признаки отдельных организмов;

- сравнивать биологические объекты (и делать выводы на основе сравнения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обоснования правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; заражения инфекционными и простудными заболеваниями;

- оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Содержательные блоки «Эволюция живой природы» и «Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера».

Знать и понимать:

- основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез;

- строение и признаки биологических объектов: популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

- сущность биологических процессов и явлений (действие искусственного отбора, движущего и стабилизирующего отборов, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания);

- круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы.

Уметь:

 - объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила;

 - взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды;

- причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас;

- место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека;

- зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции;

- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

- распознавать и описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы.

- выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

- сравнивать (и делать выводы на основе сравнения формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов; состояние окружающей среды, влияние факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере; результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обоснования правил поведения в окружающей среде;

- способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

2. Однако некоторые знания и умения оказались сформированы слабее по сравнению со средним результатом 2019 года по области и по стране в целом.

Более низкие данные получены по следующим требованиям:

знать и понимать:

- методы научного познания (линия 2 – 47%);

- строение и признаки организмов разных царств (как и в прошлом 2019 году - линия 10, повышенный уровень сложности – средний 40,33%);

- особенности строения органов и систем человека (линия 14, повышенный уровень сложности, установление последовательности – 35,9%;

Уметь:

 - применять знания в новой практической ситуации (13,3%);

- обобщать и применять знания о человеке и многообразии организмов (9,2%);

- обобщать и применять знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации (8,33%).

3. В текущем году результаты показали увеличение количества экзаменуемых с минимальной подготовкой (0 – 38 баллов).

Их результаты оказали серьезное влияние на общий средний балл – 53,41.

Участники с минимальным уровнем подготовки (группа 1) не имеют системных биологических знаний, владеют ограниченным перечнем биологической терминологии и символики, допускают существенные биологические ошибки. Их результаты по выполнению первой части работы составляют от 5,21% (задание линии 10) до 54,69% (задание линии 17 – заявлен уровень освоения).

Результаты выполнения остальных заданий ниже заявленного уровня освоения. Слабо сформированы умения сопоставлять объекты, процессы с их свойствами и характеристиками. Большинство участников с минимальным уровнем подготовки не приступали к выполнению заданий с развернутым ответом или выполнили их неверно, однако в этом году анализ результатов показал положительную динамику результатов выполнения заданий второй части работы. Наиболее высокие результаты получены за работу с текстом (линия 24 – 12,85%). Показатели выполнения остальных заданий колеблются в пределах от 0,52% (линия 22) до 2,43%. Низкие показатели группы 1 объясняются несформированностью у них предметных и общеучебных умений.

Большинство экзаменуемых можно отнести к группам с удовлетворительной и хорошей подготовкой.

Участники с удовлетворительной подготовкой показали освоение знаний и умений при выполнении 16 заданий части 1 (линии 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21). Остальные задания линий 2, 5, 10, 13 и 14 выполнены ниже 50%.

Задания с развернутым ответом части 2 выполнены в среднем с разбросом результатов от 3,93% задание линии 26 до 40,1% задание линии 24.

 Экзаменуемые из группы 2 с удовлетворительной подготовкой показали результаты выше 15%  при выполнении заданий линий 24 – 40,1% (работа с текстом), линии 27 – 24,41% (решение цитологической задачи), линии 28 – 18,37% (решение генетической задачи, кроме задачи со сцеплением генов в половых хромосомах). Средние результаты выполнения других заданий ниже заявленного уровня освоения.

Участники ЕГЭ в Ленинградской области с хорошей подготовкой (группа 3, 61–80 б.) освоили знания и умения, достаточные для выполнения заданий базового и повышенного уровня 1 части работы. Результаты выполнения заданий составили разброс от 58,95% (линия 14) до 97,67%.

Анализ результатов группы 3 показал, что в ответах на задания с развернутым ответом части 2 могут отсутствовать некоторые элементы, допускаются биологические неточности и ошибки. Они умеют работать с текстом (результат – 78,86%, решают цитологические задачи (результат – 66,67%), составляют схемы скрещивания, решают генетические задачи разной степени сложности (53,31%).

Результаты выполнения заданий линий 22, 25, 26, как и в прошлом году, составили в среднем 15,43% - 23,54%. В целом они продемонстрировали освоение проверяемых элементов содержания и сформированность учебных умений. Это свидетельствует о серьезной подготовке участников по биологии к экзамену в формате ЕГЭ.

Экзаменуемые с отличной (группа 4) подготовкой показали высокие результаты и значительно превысили заявленный уровень освоения, кроме заданий линии 26 -46,3%.

Результаты выполнения заданий части 2 среди участников с высоким уровнем подготовки составил 46,3%–98,15%. Они преодолели заявленный уровень освоения учебного материала (50%) и показали высокие результаты выполнения заданий, кроме генетической задачи нового типа, что указывает на высокий уровень сложности.

4. Построенные графики результатов выполнения заданий ЕГЭ по биологии группами с разной подготовкой за последние три года показали положительную динамику выполнения заданий участниками с минимальной и удовлетворительной подготовкой в целом.

Однако для всех групп проблемными остаются задания линии 10 и 14 первой части и задания на проверку методов биологии, практико-ориентированные задания.

 5. Общая структура КИМ 2020 года сохранилась, что позволило большинству экзаменуемых справиться с работой с результатом от 39 до 80 баллов. При этом во второй части работы появилось обновленное задание (линия 26), которое требовало подробно изложить этапы биохимической гипотезы Опарина-Холдейна с указанием условий для процессов эволюции. Такое системное изложение материала было недоступно для большинства участников (вариант 319 - 8% выполнения). Еще более сложным оказалось задание 28 в варианте 319 – генетическая задача (9% выполнения). Для выполнения этого задания экзаменуемому было бы необходимо, хотя бы раз решить такого рода задачу, чтобы научиться записывать правильно схему скрещивания. Группы участников экзамена с хорошей и отличной подготовкой не справились с заданием. Остальные не приступали.

6. Основная масса образовательных организаций области, обучающиеся которых участвуют в ЕГЭ по биологии, это обычные сельские и городские школы с базовым обучением биологии. Работа УМО по биологии области была направлена на оказание содержательной и методической помощи учителям, особенно в связи с пандемией. Мероприятия, включенные в дорожную карту в 2019 году, позволили оказать методическую помощь учителям из сельских школ с отмеченными низкими результатами ЕГЭ. В 2020 году показатели этих школ заметно улучшились.

Улучшение результатов групп с минимальным, удовлетворительным и хорошим результатом по отдельным линиям заданий можно связать с проведенными в 2019 году мероприятиями, а также постепенным переходом на новые УМК.

 

Раздел 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях более эффективной организации преподавания курса биологии и подготовки к ГИА (ЕГЭ) по биологии рекомендуем:

1. Учителям биологии основной и старшей школы, методистам районов в обязательном порядке принять участие в вебинаре по теме «Анализ результатов ЕГЭ по биологии в Ленинградской области. Разбор типичных ошибок при выполнении заданий».

2. По результатам ЕГЭ в образовательных организациях районов провести семинары с участием учителей и методистов по разбору заданий и типичных ошибок обучающихся с целью выявления причин низких результатов и выработкой мер по повышению качества подготовки экзаменуемых на уровне района и каждой образовательной организации. Составить дорожную карту работы на год.

3. Методистам районов совместно с методистами ГАОУ ДПО ЛОИРО составить план работы с учителями ОО, учащиеся которых показывают стабильно низкие результаты с целью организации консультативной поддержки и организации, при необходимости, очных или онлайн-занятий по отработке биологического содержания сложных тем или практических занятий. 

4. Учителям биологии, участвующим в подготовке обучающихся к экзамену в формате ЕГЭ пересмотреть и оптимизировать учебную программу, при необходимости заменить УМК с учетом подготовки к ГИА согласно рекомендациям ГАОУ ДПО ЛОИРО.

5. Всем учителям биологии в обязательном порядке участвовать в вебинарах по согласованию подходов к оцениванию заданий ВПР с целью отработки отдельных сюжетов заданий, проверяющих общеучебные умения и навыки, в КИМах ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, с целью включения данных заданий в урочный процесс, начиная с 5 класса.

6. Учителям биологии и методистам районов познакомиться с заданиями сборников эталонных заданий по формированию естественнонаучной грамотности и принять их в работу.

7. Учителям биологии, работающим по базовым программам в 10 – 11 классах, продумать систему внеурочной и самостоятельной деятельности обучающихся для подготовки к ЕГЭ, особенно в режиме возможного он-лайн обучения, связанного с пандемией. При возможности включить в систему подготовки ресурсы факультативов и кружков.

8. В урочной и самостоятельной деятельности выпускников усилить практическую составляющую, включающую работу с реальными тестовыми материалами разработчиков ЕГЭ с целью ознакомления с новыми критериями ответов, сюжетами заданий и работой над ошибками. Обязательно включать в работу изучение спецификации и кодификатора КИМ ЕГЭ.

9.  На следующем этапе следует внимательно отнестись к отбору учебной литературы, выбору УМК. Следует проанализировать соответствие используемого УМК задаче подготовки обучающихся к экзаменам в формате ГИА для базового и профильного уровня. При необходимости приобрести новые УМК базового обучения, для организации дифференцированного обучения – УМК углубленного обучения биологии (для индивидуального обучения и профильных групп при подготовке к ЕГЭ).

10.   Рекомендуется использовать методические материалы, разработанные с участием членов рабочей группы федеральной 21 комиссии по биологии ФИПИ, поскольку не все издаваемые пособия дают адекватное представление о контрольных измерительных материалах.

11. Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

· документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 г.;

· открытый банк заданий ЕГЭ;

· учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

· Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2018–2020 гг.);

· журнал «Педагогические измерения»;

· Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2018– 2019 гг.), материалы сайта ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/daydzhest-ege).

12. Организовать оказание психологической помощи выпускникам с целью подготовки к тестовым экзаменам в формате ЕГЭ.

13. Организовать рабочие консультации для родителей выпускников с целью знакомства с особенностями проведения экзамена и спецификой выполнения тестовых заданий. Системно знакомить родителей с предварительными результатами подготовки обучающихся к ЕГЭ.

 

· Рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников

1. Анализ результатов ЕГЭ по биологии текущего года показал, что необходимо активизировать работу для сокращения доли участников экзамена с минимальной подготовкой. Для этого необходимо:

- начиная с начала учебного года провести учет всех будущих участников экзамена по биологии в 2021 году;

- провести диагностические работы с каждым обучающимся с целью выявления степени готовности к экзамену в формате ЕГЭ;

- организовать для каждого претендента журнал учета достижений, где будут представлены его работы и результаты оценивания, работы над ошибками;

- регулярно в процессе подготовки знакомить обучающегося и его родителей с динамикой достижений;

- в течение года организовать повторение основных блоков содержания, заявленных в КИМах ЕГЭ и провести диагностические работы по всем разделам курса биологии с целью выявления пробелов в знаниях и умениях;

- для диагностики использовать сюжеты заданий КИМов ЕГЭ - множественный выбор (с рисунком или без него); установление соответствия (с рисунком или без него); установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; решение биологических задач по цитологии и генетике; дополнение недостающей информации в схеме; дополнение недостающей информации в таблице; анализ информации, представленной в графической или табличной форме

- учить претендентов выполнять задания со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно и кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

2. Анализ результатов ЕГЭ текущего года позволил выявить затруднения в выполнении заданий линии10 и линии 14 повышенного уровня сложности первой части КИМ ЕГЭ. В связи с этим рекомендуется организовать повторение материала по разделам «Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы». Установление соответствия (с рисунком и без рисунка), Линия 14. «Организм человека. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Гигиена человека». Установление последовательности. Проработать задания на установление соответствия биологических объектов, процессов явлений по темам: обмен веществ и превращение энергии в клетке; воспроизведение организмов, онтогенез; характеристика основных групп растений, растительных тканей, беспозвоночных животных; строение и функции эндокринной, нервной и сенсорной систем.

3. Анализ результатов ЕГЭ текущего года показал, что задания 24, 27, 28 в группах с удовлетворительной, хорошей и отличной подготовкой выполнены несколько лучше, чем задания 22, 25, 26. Задания в линиях 22, 25, 26 требуют глубоких и системных знаний биологических объектов и процессов, а главное умений применить знания в новой ситуации, анализировать и объяснять происходящие процессы и явления. Необходимо создать условия для самостоятельной работы обучающихся над заданиями второй части КИМ ЕГЭ в максимально приближенном к экзамену формате.

4. При изучении всех разделов биологии необходимо обратить внимание на методы биологических исследований, использующие конкретные биологические науки, объекты и процессы, которые изучают эти науки, уровни организации живого.

5. С целью обновления содержания биологического образования рекомендуется провести МО по теме «Методы биологии», заслушать сообщения учителей высшей категории по данной тематике. Обменяться опытом преподавания по данной тематике.

6. По окончании каждой темы курса биологии уделить внимание решению практико-ориентированных заданий, направленных на применение знаний в разных ситуациях. Использовать задания КИМ ОГЭ, ВПР, эталонных заданий по формированию функциональной (естественнонаучной грамотности).

7. На районных методических объединениях с участием экспертов ЕГЭ познакомиться с новым типом задачи линии 28, с новыми требованиями к выполнению заданий с развернутым ответом, а также критериями оценивания.

8. На методических объединениях  Всеволожского района обсудить результаты ЕГЭ 2020 года. Выявить возможные причины низких результатов обучающихся. Методисту района и ГАОУ ДПО ЛОИРО включить в план работы обязательное посещение уроков учителей, показавших низкие результаты подготовки к экзамену.

9. Эксперту ЕГЭ, учителю высшей категории Яськовой С.И. рекомендуем провести семинар во Всеволожском районе по обмену опытом подготовки обучающихся к экзамену, а также познакомить учителей с новыми требованиями к выполнению заданий и критериями оценивания.

 

· Рекомендуем направления повышения квалификации в 2020 – 2021 г.г

- КПК «Обновление содержания биологического образования и методики преподавания биологии» 36 ч. для учителей ОО с низкими результатами ЕГЭ по биологии.

- КПК «Организация подготовки обучающихся к ЕГЭ в классах с углубленным изучением предмета или профильных группах» 72 ч. для учителей первой и высшей категории.

- КПК «Формирование и оценивание функциональной (естественнонаучной) грамотности школьников в контексте требований международных исследований качества образования (PISA)» (очно-заочная форма с применением ДОТ и ЭО)

· https://drive.google.com/drive/recent адрес размещения в сети Интернет настоящих Рекомендаций для системы образования субъекта Российской Федерации.


Глава 2 Предложения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
(по каждому учебному предмету)

 

Раздел 1. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, УКАЗАННЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В ДОРОЖНУЮ КАРТУ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2019 г.

 

Таблица 4‑1

Название мероприятия Показатели (дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1. Ежегодный семинар «Анализ итогов ГИА по биологии 2019 года» 28.09.2019 Вебинар ГАОУ ДПО «ЛОИРО» Руководители районных методических кабинетов и школьных методических объединений предметников, руководители общеобразовательных организаций, учителя- предметники Анализ результатов ЕГЭ позволил определить круг проблем, связанных с освоением определенных элементов содержания разными группами экзаменуемых, выявлением затруднений и типичных ошибок, некоторые из которых повторяются из года в год. Планируется продолжить подобные мероприятия в текущем году по отзывам учителей и методистов районов.  
2. Ежегодный вебинар «КИМ ЕГЭ и ОГЭ текущего года». 27.10. 2019 Руководители районных методических кабинетов и школьных методических объединений предметников, учителя- предметники Эксперты ПК Подробный анализ выполнения заданий разного уровня сложности с указанием типичных ошибок для групп с разным уровнем подготовки дает возможность получить более широкую информацию об итогах ЕГЭ. Мероприятие позволяет расширить круг вопросов, связанных с типичными затруднениями участников экзамена.  
3. КПК «Подготовка обучающихся к ГИА по биологии 9 и 11 классов» (ГАОУ ДПО ЛОИРО) ГАОУ ДПО ЛОИРО. КПК не состоялись. Необходимые материалы включены в модули КПК «Обучение биологии в современной школе». В текущем году планируются КПК для учителей биологии, преподающих в классах с углубленным изучением предмета, а также для учителей с низкими результатами ГИА..

 

 

Раздел 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ДОРОЖНУЮ КАРТУ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.066 с.)