Анализ выполнения заданий ким 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ выполнения заданий ким



Таблица 2‑13

Номер

задания в КИМ

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

 

Процент выполнения задания
в субъекте Российской Федерации[6]

средний в группе не преодолевших минимальный балл в группе от минимального до 60 т.б. в группе от 61 до 80 т.б. в группе от 81 до 100 т.б.
1 Биологические термины и понятия. Дополнение схемы Б 59,11 22,92 50,79 84,05 100,00
2 Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей Б 46,55 13,54 39,46 67,70 94,44
3 Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи Б 76,23 27,08 75,06 94,94 100,00
4 Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Б 71,43 38,02 64,97 93,00 100,00
5 Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) П 50,86 13,54 40,82 78,79 97,22
6 Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи Б 74,51 37,50 69,84 94,55 100,00
7 Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Б 61,08 33,33 52,49 83,66 97,22
8 Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) П 62,81 26,04 53,29 90,27 100,00
9 Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Б 65,27 34,38 60,20 83,46 94,44
10 Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) П 40,33 5,21 23,92 78,02 91,67
11 Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности Б 83,31 38,02 84,13 97,67 100,00
12 Организм человека. Гигиена человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Б 76,48 44,27 74,60 90,27 97,22
13 Организм человека. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) П 52,22 11,46 43,76 78,99 94,44
14 Организм человека. Установление последовательности П 35,90 11,98 25,17 58,95 97,22
15 Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом) Б 79,74 41,67 77,44 96,50 100,00
16 Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка) П 62,68 32,81 57,37 80,54 97,22
17 Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) Б 85,34 54,69 84,92 96,50 100,00
18 Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рисунка) П 66,44 45,31 58,16 87,16 86,11
19 Общебиологические закономерности. Установление последовательности П 65,27 30,21 57,14 89,88 100,00
20 Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) П 63,05 33,85 60,77 76,07 88,89
21 Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме Б 70,94 43,23 69,05 82,88 94,44
22 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) В 13,30 0,52 7,60 23,54 75,00
23 Задание с изображением биологического объекта В 20,07 2,08 13,91 34,63 59,26
24 Задание на анализ биологической информации В 50,33 12,85 40,06 78,86 94,44
25 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов В 9,20 0,69 4,01 18,03 55,56
26 Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации В 8,33 2,43 3,93 15,43 46,30
27 Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации В 36,74 1,74 24,41 66,67 98,15
28 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации В 29,15 1,04 18,37 53,31 98,15

 

Для получения наиболее полного представления об уровне биологической подготовки выпускников были проанализированы результаты выполнения заданий по каждому содержательному блоку, представленному в кодификаторе. Анализ ответов экзаменуемых позволил выявить проблемы, связанные с освоением определенных элементов содержания разными группами экзаменуемых, выявлением затруднений и типичных ошибок, некоторые из которых повторяются из года в год.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Содержание этого блока в части 1 проверялось заданием базового уровня (линия 2), которое оценивалось 1 баллом, и заданием линии 22 высокого уровня сложности.

 

 

Линия 2 - работа с таблицей, в которую необходимо было вписать недостающую информацию. Задания линии 2 выполнили в среднем 46,55%, что ниже заявленного уровня сложности (60–90%). Разброс результатов составил от 13,54% до 94,44%. Из группы с неудовлетворительной подготовкой с заданием справились всего 13,54%, с удовлетворительной подготовкой (39 – 60 баллов) – 39,46%. Усвоили знания методов биологической науки и умения определять их по характеристике 67,70% экзаменуемых с хорошей подготовкой и 94,44% с отличной подготовкой, получившие за работу от 81 балла и выше.

Изменение формата задания в 2018 году повысило его сложность. В 2018 г. средний результат по этой теме составил 77,1%, в 2019 году составил 53,2% по результатам России, в Ленинградской области – 55% (310 вар.).

В 2020 году участники экзамена в Ленинградской области показали средний балл – 46,6% (45% экзаменуемых выполнили это задание в варианте 319 2020 года).

Снижение результатов можно объяснить отсутствием возможности угадать ответ. Для многих участников экзамена, по-прежнему, сложно по характеристике метода биологического исследования, уровня организации живого или раздела биологии, приведенных в таблице, определить терминологию соответствующего понятия.

В части 2 (линия 22) было представлено только 1 задание по этому блоку, в котором требовалось применить биологические знания в практической ситуации (практико-ориентированное задание). В 2019 году средний балл по России составил 24,2%.

В этом году его выполнили 13,3% участников экзамена в области (17% выполнили задание линии 22 вар.319).

 

В течение последних трех лет наблюдается некоторое улучшение результатов у всех групп экзаменуемых. Разброс составляет от 13,3% до 75% (отличная подготовка, от 81 балла и выше). Однако 24% выполнения для группы с хорошей подготовкой (61 – 80) показывают недостаточность формирования навыков применения знаний в новой практической ситуации.

Типичные недочеты и ошибки при выполнении задания 22 (вар.319)

Пример. Во время медицинского обследования пациента врач прослушивает фонендоскопом сердце. При прослушивании чётко различимы два основных вибрирующих звука – тона сердца. Объясните, с работой каких клапанов и с какими фазами сердечного ритма связаны эти звуки.

В задании уже имеется подсказка об участии клапанов в возникновении тонов сердца, однако экзаменуемые:

- не могут соотнести клапаны и тона сердца,

- неправильно указывают фазы сердечного цикла в соотношении с работой клапанов,

- не отвечают на поставленный вопрос, а просто описывают систолы и диастолы предсердий и желудочков. 

В целом по блоку «Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого» к числу слабо сформированных элементов можно отнести:

- недостаточные знания методов наук и уровней организации живого;

- недостаточно сформированные умения описывать и объяснять эксперименты,

- применять биологические знания в практической ситуации.

Блок 2. Клетка как биологическая система. Данный блок в каждом варианте был представлен 4–3 заданиями. 2 задания базового уровня линии 3, 4, задание повышенного уровня (линии 5), 1 задание высокого уровня сложности (линии 27).

Линия 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор соматических и половых клеток. Базовый уровень. Средний балл в России за выполнение данного задания составил в 2019 году 67%. В 2020 году в Ленинградской области это задание выполнили в среднем 76% участников, из выполнявших задания 319 варианта - 78%.

При этом наблюдается положительная динамика результатов у всех групп участников экзамена, включая группу с неудовлетворительной подготовкой. Для групп с хорошей и отличной подготовкой данное задание не представляет сложности, что в полной мере соответствует базовому уровню.

 

Линия 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рисунком в варианте 319). Базовый уровень. Средний балл за выполнение данного задания в 2019 году в России составил 71%. В Ленинградской области наблюдается общее улучшение результатов у всех групп участников экзамена. В 2020 году средний балл – 71,4% (56% вариант 319). Участники экзамена с хорошей (61 – 80 баллов) и отличной подготовкой выполнили данное задание успешно – 93% - 100% соответственно, что соответствует базовому уровню сложности задания этой линии.

 

Пример задания из варианта 319. % выполнения этого задания ниже, чем средний по всем вариантам.

Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания структуры клетки, обозначенной на рисунке вопросительным знаком. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) целлюлозная оболочка 2) фосфолипиды 3) транспорт веществ 4) рибосомы 5) белки

Для выполнения данного задания необходимо

- уметь определять клетки растений и животных по рисунку,

- знать строение основных структур клеток и их функции,

- уметь проводить сравнение, анализ и выбор.

Очевидно, что большинство участников экзамена частично выполнили данное задание и получили только 1 балл.

Линия 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия. Профильный уровень. В 2019 году это задание выполнили в среднем 50,5%, что соответствует заявленному уровню сложности. В этом году задание линии 5 было успешно выполнено участниками группы с хорошей подготовкой (61 – 80 баллов) – 78,8% и отличной подготовкой (81 и более баллов) – 97,2%.

 

За последние три года наметилось улучшение результатов выполнения данного задания у группы с неудовлетворительной подготовкой, однако средний балл в этом году составил 50,9% (задание вар. 319 – 43%). Более низкий процент выполнения задания вар.319 объясняется проверяемым содержанием задания.

Пример. Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена углеводов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ А) Образуется молочная кислота. Б) Образуются конечные продукты – углекислый газ и вода. В) Образуется пировиноградная кислота. Г) Происходит расщепление глюкозы. Д) Синтезируется более 30 молекул АТФ. Е) Обмен осуществляется в митохондриях. ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА 1) бескислородный 2) кислородный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам

Более низкие результаты объясняются недостаточным знанием учебного материала и несформированностью умений устанавливать соответствия между процессами энергетического обмена и характеристиками. Большинство участников экзамена получили за выполнение задания 1 балл.

Следует отметить, что задания по обмену веществ в клетке, делению клетки регулярно используются в ЕГЭ и всегда вызывают затруднения у участников независимо от формы задания, что свидетельствует о слабой сформированности знаний этих элементов содержания.

Линия 27. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. Высокий уровень сложности.

 

 

С заданиями этой линии в 2020 году справились в среднем 36,7% участников в Ленинградской области (в 2019 году по России – 36,7%), что выше заявленного уровня сложности. Однако результаты выполнения данного задания в варианте 319 составили 24%. Традиционно результаты по трем сюжетам заданий, представленных в линии 27 существенно различаются. Так, задания на генетический код и матричный синтез в среднем участники экзамена выполняют лучше (46,3% в 2019 по стране), а на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах деления клетки и хромосомного набора клеток результаты несколько ниже.

В целом наблюдается положительная динамика, которая показывает, что участники экзамена с неудовлетворительной подготовкой приступают к его выполнению (1,74% справились с заданием) и группа с удовлетворительной подготовкой (39 – 60 баллов) увеличила результаты до 24,4%.

В целом по блоку «Клетка как биологическая система» к числу недостаточно сформированных у экзаменуемых знаний и умений можно отнести:

1) знание процессов метаболизма (энергетического обмена);

2) устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами;

3)  умения определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза.

Блок 3. Организм как биологическая система. Данный блок в экзаменационной работе представлен в среднем 5 заданиями: в 319 варианте на базовом уровне 3 задания в линиях 6, 7, 8, на повышенном уровне сложности 19, 21, задание высокого уровня сложности в линии 28.

Линия 6. Базовый уровень.

В части 1 на базовом уровне в линии 6 предлагались задачи на моногибридное или дигибридное скрещивание, анализ родословных с определением вероятности проявления признака у потомков. В варианте 319 – предлагалась задача на дигибридное скрещивание. Выполнение составило в среднем 74,51%, а максимальный результат у групп с хорошей и отличной подготовкой – 94,55% - 100% соответственно. Практически все участники продемонстрировали умение решать простые генетические задачи, что свидетельствует о сформированности таких умений. По сравнению с прошлыми годами, выполнение этих задач повысилось на более 10%.

 

 

В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминологии, характеристик онтогенеза, закономерностей наследственности и изменчивости, основ селекции и биотехнологии.

Среднее выполнение заданий в 2020 году в области составило 61,08%, а максимальный результат – 97,22%, что соответствует заявленному базовому уровню сложности.

Результаты выполнения задания линии 7 в варианте 319 существенно ниже – средний балл 46. Проверялось знание основных положений хромосомной теории наследственности.

Пример. Все приведённые ниже утверждения, кроме двух, относят к положениям хромосомной теории наследственности. Определите два положения, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно.

2) Сцепление генов нарушается при кроссинговере.

3) Гены расположены в хромосоме линейно.

4) В гетерозиготе проявляется доминантный ген.

5) Гены представляют собой последовательность нуклеотидов.

Результаты выполнения данного задания указывают на недостаточную сформированность знаний основных положений хромосомной теории, которая не позволила части участникам экзамена получить за задание максимальный балл. Задание выполнялось частично с результатом в 1 балл.

Линия 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка). Повышенный уровень сложности.

 

В 2019 году результаты выполнения данного задания по стране оставили 48,8%, в этом году участники экзамена в Ленинградской области показали значительное улучшение результатов. Задание выполнили более половины участников экзамена с удовлетворительной подготовкой и четверть из группы с неудовлетворительной подготовкой. Участники с хорошей и отличной подготовкой выполнили это задание на 90,1% - 100%. Это связано с тем, что данные типы заданий уже использовались в прошлых КИМах ЕГЭ и были проработаны экзаменуемыми в ходе подготовки к экзамену по учебным пособиям.

В варианте 319 в задании предлагалось установить соответствие между морфологическими образованиями организма и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Несмотря на то, что данное задание относится к повышенному уровню Средний балл выполнения составил 55%, что говорит о сформированности умений участников экзамена соотносить структуры и зародышевые листки при работе с рисунком.  

Линия 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности. Повышенный уровень сложности.

В 2019 году средний балл выполнения задания линии 19 составил 55,1%. В этом году участниками экзамена по биологии в Ленинградской области показаны отличные результаты, разброс которых составил от 30% до 100% выполнения. Задания выполнила треть участников с неудовлетворительной подготовкой, более половины с удовлетворительной подготовкой. Доля участников экзамена (вариант 319), справившихся с заданием составила 61%. Несмотря на то, что считается, более сложным задание на последовательность, чем на установление соответствия, многое зависит от знаний содержательной основы. В данном случае можно полагать, что экзаменуемые усвоили основы генной инженерии.

Пример. Установите последовательность этапов генноинженерного получения животного белка в бактериальных клетках. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) синтез животного белка

2) внедрение плазмид со вставкой в бактериальную клетку

3) разрушение клеточных мембран животных клеток, выделение молекул ДНК

4) встраивание фрагмента ДНК (гена) в плазмиду

5) разрезание молекул ДНК на отдельные фрагменты, выделение гена.

 

В линии 21 на анализ данных в табличной форме было предложено 1 задание, выполнение которого составило 71% (68% выполнили задание из 319 варианта) что соответствует заявленному базовому уровню.

 

 

Задание выполнили 43% участников экзамена с неудовлетворительной подготовкой и 69% участников из группы с удовлетворительной подготовкой (39 – 60). Наблюдается положительная динамика в освоении общеучебных умений. Участники продемонстрировали умения анализировать графики, диаграммы и табличные данные, делать правильные выводы.

В линии 28 предлагались генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков. Средний результат выполнения генетических задач по стране в 2019 году составил 33,2%, что соответствует результатам 2018 г. (34%). В этом году средний балл в Ленинградской области составил 29,2%. Удается выполнить данное задание 1%, участников из группы с неудовлетворительной подготовкой, 18,4% участников (39 – 60 баллов) решают задачу, более половины участников из группы с хорошей подготовкой справляются с заданием и 98,2% участников с отличной подготовкой освоили решение разных типов задач.

 

Однако следует отметить появление в 2019 варианте задачи, которая оказалась нерешаемой для большей части экзаменуемых (средний – 9%).

Пример. У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночная слепота) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца – куриная слепота, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

Часть участников экзамена не разобралась с данными условия задачи. Часть учащихся, разобравшись с условием задачи не знали как ее записать, в этом была главная сложность. Не имея опыта решения задач подобного рода, обучающиеся в массе не справились с решением, хотя подобные задачи с кроссинговером на аутосомах явно решали правильно.

В целом наблюдается положительная динамика в результатах выполнения задания линии 28 высокого уровня сложности. Учащиеся знают алгоритм решения задач, умеют записывать схемы решения задач, анализировать условие, в меньшей степени умеют анализировать результаты и делать выводы.

Анализ выполнения заданий блока «Организм как биологическая система» показал положительную динамику результатов, большинство участников овладело знаниями об организме как биологической системе, участники умеют решать генетические задачи разного уровня сложности, однако не были готовы к появлению задачи на сцепленное наследование в половых хромосомах. Успешное выполнение большинства заданий блока связано с тем, что аналогичные типы заданий использовались в КИМах последние три года.

Блок 4. Система и многообразие органического мира». Данный блок в каждом варианте был представлен 4–5 заданиями: в 319 варианте заданиями базового уровня (линии 9, 11), заданием повышенного уровня (линия 10), а также 2 заданиями высокого уровня (линии 23 и 24).

Линия 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор.

 

 

Средний результат выполнения заданий базового уровня в линиях 9 с множественным выбором составил 65,27%, что соответствует заявленному уровню. Участники продемонстрировали знания характеристик организмов царств живой природы.

Участники экзамена, выполняющие 319 вариант, показали средний результат 65%. Видна положительная динамика в выполнении задания линии 9 за последние три года.

Анализ результатов по выполнению задания линии 11 базового уровня на установление последовательности показал хорошие результаты выполнения – средний 83,3% в 2020 году. Разброс составил от 38% до 100%, результаты выполнения задания в варианте 319 – 81%.

 

 

 

Анализ результатов за последние три года показал наличие у участников экзамена сформированности знаний основных систематических категорий, их соподчинённость.

Линия 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия. На повышенном уровне задания в линиях 10 проверяли умения сопоставлять организмы разных царств с их характерными признаками. В 2020 году средний результат составил 40,3% (в варианте 319 – 45%), что соответствует заявленному уровню сложности. Однако по ряду заданий результаты выполнения могут быть ниже, в зависимости от проверяемого содержания, заложенного в основе задания. В 2019 году задание о тканях растений вызвало затруднение у большинства экзаменуемых.

 

 

Во второй части работы были по этому блоку представлены в нескольких линиях.

задания высокого уровня сложности

В линии 23 предлагались задания на анализ изображения биологических объектов.

 

 

В 2020 году средний результат их выполнения в Ленинградской области составил 20,1% (результаты варианта 319 составили 31%), в 2019 году по результатам экзамена в России максимальные 3 балла получили около 10% участников, что соответствует высокому уровню сложности.

Некоторое ухудшение результатов в 2019 году можно связать с ужесточением критериев оценки, при котором ответ не принимался при неправильном определении объекта, даже при наличии правильных характеристик. В других случаях участники правильно определяли изображенный объект, но затруднялись дать правильное обоснование, указать характерные признаки. Следует отметить, что результат выполнения задания данной линии во многом зависит от представленного объекта, растительные объекты всегда определяются участниками экзамена хуже.

 

Пример варианта 319. На рисунке были представлены черепа животных.

У разных групп зверей число зубов, их форма и функции существенно различаются. По зубным системам млекопитающих, изображённым на рисунках 1 и 2, определите и обоснуйте характер питания животных, имеющих такие зубы. Какое значение имеют эти зубы?

В большинстве своем обучающиеся правильно определяли тип питания животных, однако при этом не могли четко дать научное название зубов и их функции. Многие ответы были даны на бытовом уровне. Задание достаточно простое, однако максимальный балл получали около 5%-10% участников экзамена. Эти результаты указывают на недостаточное умение научно представить развернутый ответ.

В линии 24 на анализ биологической информации предложенные задания в Ленинградской области в среднем выполнили 50,3% участников (вариант319 – 54%). Тексты были достаточно выверенные и предполагали однозначные исправления. Анализ результатов показал положительную динамику результатов. Группы участников с неудовлетворительной и удовлетворительной подготовкой приступали к выполнению заданий и справились с разбросом результатов от 12,85% до 40,1% соответственно. Успешно справились с задание группы с хорошей (61 – 80 баллов) и отличной подготовкой – 78,9% и 94,4%.

 

>

 

Но при этом были и ошибочные суждения, что указывает на отсутствие конкретных знаний содержания биологии.

Пример задания линии 24. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Папоротниковидные».

(1) Наибольшее количество видов папоротниковидных растений встречается во влажных тропических областях, так как их размножение обусловлено наличием воды. (2)В жизненном цикле папоротниковидных происходит смена бесполого и полового поколений. (3) Взрослое растение папоротника – это спорофит, то есть половое поколение. (4) Гаметофитом у этих растений является зелёная пластинка (заросток), которая развивается из зиготы. (5) На гаметофите образуются гаметы, для передвижения сперматозоидов к яйцеклетке необходима вода. (6) Набор хромосом в клетках гаметофита диплоидный. (7)В цикле развития папоротниковидных преобладает спорофит.

Задания, связанные с чередованием поколений у высших споровых растений, являются достаточно сложным материалом, однако в этом году участники экзамена показали достаточно хорошие результаты, в большинстве освоили циклы развития этих растений.

В целом результаты выполнения заданий блока «Система и многообразие органического мира» свидетельствуют в общем о хорошей подготовке обучающихся по данному блоку.

Блок 5. Человек и его здоровье. Линии заданий были призваны контролировать знания о строении и функционировании организма человека, нейрогуморальной регуляции физиологических процессов, санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. Данный блок представлен в каждом варианте в среднем 5 заданиями: 2 задания базового уровня (линии 1, 12); 2 задания – повышенного уровня (линии 13, 14), высокого уровня сложности (линии 25).

Линия 1. Это задание предполагает проверку знаний биологических понятий и терминов, базовый уровень, не вызвало затруднений у обучающихся с хорошим и высоким уровнем подготовки. В 2020 году 50,79% (в 2019 году 59% в Ленинградской области) обучающихся из группы с удовлетворительным уровнем подготовки справились с данным заданием, из группы с неудовлетворительным уровнем подготовки 22,92% усвоили основные понятия и термины. Следует отметить улучшение результатов группы с неудовлетворительной подготовкой, в 2019 году только 14% участников этой категории справились с данным заданием.

 

Линия 12. Организм человека. Ткани. Органы. Системы органов. Гигиена человека. Множественный выбор. Базовый уровень. В текущем году средний результат выполнения задания данной линии составил 76,48% (результат выполнения данного задания в варианте 319 составил 53%, в 2019 году 25,3%). Задание выполнили 44,4% участников экзамена с неудовлетворительной подготовкой и 74,6% участников с удовлетворительной подготовкой. Экзаменуемые с хорошей и отличной подготовкой справились с заданием с результатами 90,27% и 97,2%.

 

Полученные результаты этого года соответствует базовому уровню сложности и свидетельствуют об освоении большинством участников содержания блока. Значительный разброс результатов за последние три года объясняется тем, что отдельные задания традиционно оказываются сложными для отдельных групп участников экзамена. Это задания на проверку знаний работы эндокринных желез, анализаторов, нейрогуморальной регуляции.

Задания повышенной сложности были представлены в линиях 13, 14.

Линия 13. Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Установление соответствия.

 

 

 

Средний результат их выполнения составил 52,22%, что соответствует заданному интервалу (30–60%). Разброс результатов составил от 11,46% до 94,44%. Однако разброс результатов, характерных для всех групп с разной подготовкой за последние три года указывает на наличие пробелов в знаниях по курсу «Человек и его здоровье».

Линия 14. Организм человека. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Гигиена человека. Установление последовательности.

 

В текущем году результаты выполнения задания линии 14 в Ленинградской области ниже, чем в прошлом 2019 году. Средний результат составил 35,9% (выполнение задания в варианте 319 – 35%). Средний балл снизился из-за невысокого процента выполнения данного задания участниками экзамена с неудовлетворительной (0 – 39 баллов) и удовлетворительной подготовкой. Имеющиеся пробелы в знаниях не позволяют установить правильную последовательность структур и процессов.

 

Пример. Линия 14 вариант 319.

Установите соподчинённость структур выделительной системы человека, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) эпителиальная клетка

2) нефрон

3) мочевыделительная система

4) капсула нефрона

5) почка

6) корковое вещество и мозговое вещество

Для выполнения данного задания необходимы прочные знания отдельных структур и органов выделительной системы, нужно проявить умения расположить данные структуры и органы в сторону убывания. Данная логическая операция была выполнена большинством участников экзамена с ошибками.

Во второй части 319 варианта по блоку «Человек» предлагалось 1 задание высокого уровня сложности (линия 25).

Линия 25. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Высокий уровень сложности.

Средний результат выполнения составил 9,2% (в варианте 319 – 8%), в 2019 году средний балл составил 14,5%, что соответствует уровню сложности заданий. Это задание обычно выполняют обучающиеся с хорошей и отличной подготовкой.

 

Пример задания линии 25 варианта 319.

Полость среднего уха человека соединена с носоглоткой слуховой трубой. Каково значение такого соединения? К каким последствиям может привести непроходимость слуховой трубы?

К сожалению, на первый вопрос следовал ответ – выравнивает давление. Такой ответ нельзя считать даже элементом, так как его нельзя отнести к развернутому ответу. Между чем выравнивает? В большинстве своем к последствиям экзаменуемые относили воспалительный процесс. Другие элементы ответа (их четыре по критериям) указывали частично. Отсюда полученные результаты – 1 или 2 балла в лучшем случае. 

 

Основная часть экзаменуемых показала освоенность предметного содержания курса «Человек и его здоровье». При этом, как и в предыдущие годы, наибольшие трудности вызывают вопросы по следующей тематике: нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности; строение и функции эндокринной и нервной систем, анализаторов, выделительной системы.

Блок 6 «Эволюция живой природы». Данный содержательный блок представлен в каждом варианте в среднем 4 заданиями: 1 базового уровня (линия 15), 1 повышенного уровня (линии 16,), 1 задание высокого уровня (линия 26).

Линия 15. Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом). Средний результата выполнения данного задания в Ленинградской области в 2020 году составил 79,74% (в 2019 году – в целом по стране – 85,6%). Следует отметить положительную динамику результатов у групп со слабой и удовлетворительной подготовкой, которые приступают к заданию и получают результаты с разбросом 41,7% - 77,4%. Задание ежегодно успешно выполняют участники групп с хорошей и отличной подготовкой. Правильно осуществляют множественный выбор при работе с текстом.

Линия 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия. Анализ выполнения данного задания в текущем году указывает на положительную динамику результатов участников экзамена с неудовлетворительной (0 – 39 баллов) и удовлетворительной подготовкой (39 – 60), которые справились с заданием повышенного уровня сложности с разбросом 32,81% - 58,16% соответственно. Средний балл по результатам области – 62,7% (по результатам варианта 319 – 43%).

 

Пример задания линии 16 варианта 319.

Установите соответствие между систематическими признаками человека и таксонами животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.123 с.)