Анализ комплекса маркетинга Филиала уск оао «гомельпромстрой» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ комплекса маркетинга Филиала уск оао «гомельпромстрой»



 

Товарная политика предприятия

Управление стройиндустрии и комплектации является неотъемлемой частью строительного комплекса ОАО «Гомельпромстрой». Обеспечение строительными материалами и конструкциями, а также изготовление отдельных конструктивных элементов лежит в основе деятельности УСК.

Виды выпускаемой продукция в УСК:

. Сборные бетонные и ж/бетонные изделия и конструкции:

блоки стеновые ФБС;

перемычки различных типов и размеров;

кольца, днища и крышки канализационные диметром 1000, 1500, 2000 мм;

прогоны;

лестничные марши;

лестничные площадки;

тротуарная плитка вибропрессованая;

и др.

. Бетонные тяжелые смеси готовые к употреблению марок 200 и выше.

3. Растворные смеси готовые к употреблению <http://www.gomelpromstroy.by/prod/mixtures/> марок 25, 50, 75, 100: известковые, цементно-известковые, цементные.

. Асфальтобетонные горячие смеси.

. Сварные строительные металлоконструкции и металлоизделия.

. Цемент в мешках по 25 и 50 кг.

. Окна из ПВХ 5-ти камерные профильной системы марки Brugman.

. Доски не обрезные и обрезные, бруски, брусья деревянные.

. Бытовые помещения перевозные.

. Металлические нормокомплекты.

. Арматурные сварные сетки и каркасы.

Выпуск готовой продукции по основной номенклатуре за 2008 год представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Выпуск готовой продукции по основной номенклатуре Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2008 год

Наименование продукции Ед. изм. 2007 2008 Темпы роста объемов 2008 к 2007, %
Товарные смеси м3 38879,4 62890 161,8
Металлоизделия тн 2119,6 2131,27 100,6
Железобетонные изделия м3 6540,3 6601,36 100,9
Асфальтобетон тн 10833,2 28737,27 265,3
Пиломатериал м3 1634,2 1382,6 84,6
Изделия деревообработки м2 3323,5 3938,5 118,5
Изделия деревообработки погонажные м.п. 1141,7 1169,2 102,4
Шпатлевка, паста тн 3,83 0,3 7,8
Всего готовая продукция в сопоставимых ценах 2008 года млн.руб. 13858,8 18531,1 133,7

Рост объемов производства товарной продукции в сопоставимых ценах 2008 года за отчетный период составил 133,7 % к уровню 2007 года.

Выпуск готовой продукции по основной номенклатуре за 2009 год представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6 Выпуск готовой продукции по основной номенклатуре Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2009 год

Наименование продукции Ед. изм. 2008 2009 Темпы роста объемов 2009 к 2008, %
Товарные смеси м3 62890 78587 125,0
Металлоизделия тн 2131,27 2738 128,5
Железобетонные изделия м3 6601,36 9375 149,9
Асфальтобетон тн 28737,27 34915 121,5
Пиломатериал м3 1382,6 1871 135,3
Изделия деревообработки м2 3938,5 3462 87,9
Изделия деревообработки погонажные м.п. 1169,2 458 39,2
Шпатлевка, паста тн 0,3 - -
Сухие смеси тн - 127 -
Окна, двери ПВХ м2 - 1997 -
Всего готовая продукция в сопоставимых ценах 2009 года млн.руб. 24753,0 32670,0 132,0

 

Рост объемов производства товарной продукции в сопоставимых ценах 2009 года за отчетный период составил 132 % к уровню 2008 года.

Сбытовая политика предприятия

Данные по производству и реализации готовой продукции и услуг Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2007-2008 года представлены в таблице 2.7.

Объем реализации готовой продукции собственного производства вырос в 2008 году на 77 % к уровню 2007 года, и в структуре выручки от реализации составил 47,2 % (2007 год - 39 %), а услуги и работы производственно-комплектовочной базы выросли соответственно на 35 %, в структуре выручки составили 52,8 % (2007 год - 61 %).

Данные по производству и реализации готовой продукции и услуг Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2008-2009 года представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.7 Реализация и производство готовой продукции и услуг Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2008 год

Наименование продукции Ед. изм.

Количество

Объем реализации, млн.руб.

Темпы роста (+),снижения (-) 2008 к 2007 в %

     

 

 

 

      2008 2007 2008 2007 Объемов Выручки
                 
1 Товарный бетон м3 46196,8 27053,6 9281,8 2983,5 171 311
2 Товарный раствор м3 6985,2 6306,4 848,8 471,6 111 180
3 Раствор известковый м3 10021,3 6235,1 707,7 329,0 161 215
4 Сборный железобетон м3 3256,6 2612,2 1511,1 974,4 125 155
5 Блоки СП м3 2998,0 3209,7 630,0 416,3 -7 151
6 Пиломатериал обрез., брус м3 1379,3 1634,2 918,3 724,3 -16 127
7 Изделия д/обработки м2 4429,1 3323,5 1057,1 475,7 133 222
8 Изделия д/обработки м/п 1199,2 1141,7     105  
9 Товарная арматура тн 1490,0 1344,8 4018,8 2878,7 111 140
10 Товарные м/конструкции тн 616,7 774,8 2465,6 3513,1 -20 -30
11 Асфальтобетон тн 28737,3 10833,0 2881,8 965,2 265 299
12 Горячий песок тн 700,1 696,0 40,3 42,2 101 -5
13 Шпатлевка, паста потолочная тн 0,3 3,8 0,3 4,4 - -93

Всего по базе стройиндустрии

  - - 24361,6 13778,4 - 177
1 Складской товарооборот млн - - 23939,4 17642,0 - 136
2 Услуги а/транспорта млн - - 1401,9 1248,1 - 112
3 Услуги ж/д цеха млн - - 890,9 751,1 - 119
4 Прочие услуги млн - - 1034,1 595,7 - 174

Всего по ПКУ

млн - - 27280,9 20236,9 - 135

Всего по УСК без НДС,тонн/млн.руб

- - - 51642,5 34015,3 - 146

Всего по УСК с НДС,млн.руб

- - - 60938,2 41738,6 - 146

Таблица 2.8 Реализация и производство готовой продукции и услуг Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2009 год

Наименование продукции Ед.изм

Количество

Объем реализации, млн.руб.

Темпы роста (+), снижения (-) 2009 к 2008 в %

 

   

 

 

 

 

    2008 2009 2008 2009 Объемов Выручки

 

               

1

Товарный бетон м3 46197 57942 9282 12618 125 136

2

Товарный раствор м3 6985 9261 849 1194 133 141

3

Раствор известковый м3 10021 11384 708 895 114 126

4

Сборный железобетон м3 3257 4564 1391 3001 140 205

5

Блоки СП м3 2998 4811 750 1373 160 183

6

Пиломатериал обрез., брус м3 1379 1871 1975 2416 135 122

7

Изделия д/обработки м2 4429 3462     -19  

8

Изделия д/обработки м/п 1199 458     -62  

9

Бытовки,нормокомплекты шт 64 74     116  

10

Товарная арматура тн 1490 1863 4019 5067 125 126

11

Товарные м/конструкции тн 617 875 2466 4340 137 176

12

Асфальтобетон тн 28737 34915 2882 3948 122 137

13

Горячий песок тн 847 702 40 49 -17 123

14

Сухие смеси тн - 127 - 58 - -

15

Окна, двери ПВХ м2 - 1997 - 738 - -

Всего по базе стройиндустрии

  - - 24362 34948 - 143

1

Складской товарооборот млн - - 23939 35645 - 149

2

Услуги а/транспорта млн - - 1402 219 - -84

3

Услуги ж/д цеха млн - - 891 1785 - 200

4

Прочие услуги млн - - 1034 1693 - 164

Всего по ПКУ

- - - 27281 39342 - 144
1

СМР

млн. - -   2695 - -

Всего по УСК без НДС, млн.руб.

- - - 51643 76985 - 149

Всего по УСК с НДС, млн.руб.

- - - 60938 90424 - 148
                   

 

Структура реализации продукции и услуг Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2007-2009 года представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4Структура реализации готовой продукции и услуг Филиалом УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2007-2009 год, %

 

Так, объем реализации готовой продукции собственного производства вырос в 2009 году на 43 % к уровню 2008 года, и в структуре выручки от реализации составил 45,4 % (2008 год - 47,2 %), а услуги и работы производственно-комплектовочной базы выросли соответственно на 44 %, в структуре выручки составили 51,1 % (2008 год - 52,8 %). В 2009 году филиалом освоен выпуск новых видов продукции - окна, двери ПВХ (с установкой); сухие строительные смеси; тротуарная плитка.

Структура реализации готовой продукции Филиалом за 2007-2009 год представлена на рисунке 2.5.

Так, за рассматриваемый период структура реализации готовой продукции претерпела некоторые изменения:

реализация товарного бетона увеличилась с 21,7 % в 2007 году до 36,1 % в 2009 году;

реализация пиломатериала и продукции деревообработки уменьшилась с 8,8 % в 2007 году до 6,9 % в 2009 году;

реализация сборного железобетона увеличилась с 7,1 % в 2007 году до 8,6 % в 2009 году;

реализация товарной арматуры сократилась с 20,9 % в 2007 году до 13,4 % в 2009 году;

 

Рисунок 2.5Структура реализации готовой продукции Филиалом УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2007-2009 года, %

 

реализация товарной металлической конструкции сократилось с 25,5 % в 2007 году до 11,4 % в 2009 году;

реализация асфальтобетона увеличилась с 7,0 % в 2007 году до 11,3 % в 2009 году;

остальные товарные группы существенных изменений не претерпели;

в 2009 году предприятием освоено производство и реализация новых товарных групп - сухих смесей и окон, дверей ПВХ.

Структура реализации услуг Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2007-2009 года представлена на рисунке 2.6.

Данные рисунка 2.6. позволяют сделать следующие выводы:

складской оборот сократился с 87,8 % в 2007 году до 84,6 % в 2009 году;

оказание услуг автотранспорта сократилось с 5,1 % в 2007 году до 0,5 % в 2009 году;

услуги железнодорожного цеха выросли с 3,3 5 в 2007 году до 4,2 % в 2009 году;

в 2009 году предприятие освоило производство и оказание строительно-монтажных работ, удельный вес которых в общей структуре составил 6,7 %.

 

Рисунок 2.6Структура реализации услуг Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2007-2009 года, %

 

Специфика сбытовой политики Филиала заключается в следующем.

Основная задача Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» - материально-техническое обеспечение строительных управлений ОАО «Гомельпромстрой» необходимыми строительными материалами (за 2009 год складской товарооборот составил 46,3 % всего объема выпуска продукции и услуг). На втором месте - реализация готовой продукции сторонним организациям - 45,4 %, затем - прочие работы и услуги - 4,8 %, и строительно-монтажные работы - 3,5 %, производством которых предприятие занялось лишь в 2009 году.

ОАО «Гомельпромстрой» занимается сбытом комплексного товара (в частности, строительных объектов). Экономические преимущества объектов строительства лежат в основе решения основных стратегических задач маркетинга по выбору рыночного сегмента, будущей готовой продукции, определения размеров объекта и т.д. Данной маркетинговой работой частично занимается ОАО «Гомельпромстрой».

Ценовая политика предприятия

На протяжении 2008 года отпускные цены на продукцию и услуги УСК изменялись 11 раз, в т.ч. 5 раз в пределах установленного индекса изменения цен и 6 раз по согласованию МА и С. Основной причиной изменения цен явилось удорожание стоимости сырья и материалов.

Динамика роста отпускных цен за 2008 год представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.9 Динамика роста отпускных цен на продукцию и услуги Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2008 год

Наименование документа № документа Дата регистрации % роста цен
Прейскурант №1 11 01.02.08 0,5
Уведомление №2 297-300 28.02..08 4,24
Прейскурант №3 58 31.03..08 0,5
Уведомление №4 04-2-06/148 24.04..08 12
Уведомление №5 04-2-06/217 26.05.08 2,6
Уведомление №6 04-2-06/261 25.06.08 2,7
Прейскурант №7 161 30.07.08 0,5
Прейскурант №8 176 27.08.08 0,5
Уведомление №9 04-2-06/410 09.10.08 2,36
Прейскурант №10 254 14.11.08 0,5
Уведомление №11 04-2-06/510 11.12.08 2,06
Итого     28,46

 

В целом цены за 2008 год выросли на 28,46 %. Рост цен обусловлен ростом себестоимости выпускаемой продукции за счет увеличения цен на покупные материалы и комплектующие.

Основными причинами роста цен и себестоимости явились:

- рост стоимости сырья и материалов с учетом доставки (цемент в 2 раза, щебень в 2,4 раза, песок в 1,7 раза, металл на 15%) привел к росту цен на 26,13 %;

- рост заработной платы на 7,5 % (Тарифная ставка I разряда, включаемая в отпускные цены в течение 2008г увеличилась с 95000руб до 102150 рублей), что повлекло рост цен на 0,51 %;

- рост стоимости материальных ресурсов и частично заработной платы привел к росту накладных расходов и росту цен на 1,22 %;

рост цен привел к увеличению налогов и отчислений и соответственно повлек рост цен на 1,11%.

На протяжении 2009 года отпускные цены на продукцию и услуги УСК изменялись 9 раз, в т.ч. 8 раз в пределах установленного индекса изменения цен и 1 раз по решению коллегии МА и С. Основной причиной изменения цен явилось изменение стоимости сырья и материалов.

Динамика изменения отпускных цен за 2009 год представлена в таблице 2.10.

В целом цены за 2009 год выросли на 1,1 %. Изменение цен обусловлено изменением цен на покупные материалы и комплектующие.

 

Таблица 2.10 Динамика роста отпускных цен на продукцию и услуги Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2009 год

Наименование документа № документа Дата регистрации % роста цен
Прейскурант №1 21 29..01.09 0,8
Уведомление №2 Постановление.коллегии от 19.02.08 №30 01..04.09 -6,0
Прейскурант №3 112 25.04.09 0,9
Прейскурант №4 154 27.05.09 0,9
Прейскурант №5 191 30.06.09 0,9
Прейскурант №6 254 31.08.09 0,9
Прейскурант №7 298 01.10.09 0,9
Прейскурант №8 328 30.10.09 0,9
Прейскурант №9 352 30.11.09 0,9
Итого     1,1

Меры, принятые УСК по сдерживанию роста цен:

- с целью сдерживания роста отпускных цен в четвертом квартале зимние нормы применялись только для расчета цен на изделия по индивидуальным заказам;

используется производство ж/бетонных колец с эффективным армированием.

В то же время дифференцированные цены в рамках стратегии снижения цен и модификация предлагаемых услуг в сфере строительства в соответствии с дифференциацией структуры спроса с целью обеспечения более глубокого проникновения на рынок Филиалом УСК ОАО «Гомельпромстрой» не применяются. Это связано с тем, что ценовая политика данной организации регулируется государством и реализуется на уровне вышестоящей организации, а изменения в структуре спроса не отслеживаются систематически (в результате чего ОАО «Гомельпромстрой» и, соответственно, Филиал УСК, не в состоянии гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры посредством адекватных реорганизационных мер в сфере производства).

Коммуникационная политика

Специфика отдельных стадий жизненного цикла продукции УСК заключается в следующем.

Так, особенностью стадии внедрения продукции УСК является проведение вышестоящей организацией (ОАО «Гомельпромстрой») пропаганды и информационной рекламы, имеющей целью информирование потребителей о характеристиках выпускаемой продукции. В данном случае необходима агрессивная рекламная компания (пропагандирующая достоинства продукции и обеспечивающая наибольший коммуникативный эффект), в то время как УСК ограничивается некоторыми информационными сообщениями в специализированной прессе - газете «Строительство и недвижимость», как это показано в таблице 2.11.

Таблица 2.11 Расходы на рекламу Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» за 2007-2009 года

Показатели 2007 2008 2009

Отклонение (+/-) в 2009 от

        2007 2008
1. Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, млн. руб. 35300 50030 73169 +37869 +23139
2. Расходы на рекламу, млн. руб. 29 19 80 +61 +51
3. Доля расходов на рекламу в себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг, % 0,08 0,04 0,1 +0,02 +0,06

 

Как видно по данным таблицы 2.11., в 2009 году по сравнению с прошлым годом, а также в целом за анализируемый период в себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг наблюдался значительный рост удельного веса расходов на проведение рекламных мероприятий. На фоне относительно невысокой рекламной активности, в жизненном цикле продукции УСК наступает следующая стадия - стадия роста (роста объема реализации продукции и роста прибыли), что позволяет ориентировать деятельность предприятия в сторону расширения рынка.

Однако расширение рынка УСК ограничено рамками общей стратегии его вышестоящей организации и ценового регулирования со стороны государства.

Стадия зрелости строительной продукции УСК характеризует период относительной устойчивости, когда стратегические преимущества почти исчерпаны, но сохраняются высокие объемные показатели.

С целью замедления стадии зрелости УСК применяется ограниченный спектр маркетинговых инструментов:

усиливается рекламная пропаганда продукции;

расширяется товарная номенклатура работ.

Коммуникационная политика УСК не столько формирует способы рекламы и стимулирования процесса реализации строительной продукции, но, в первую очередь, выстраивает систему коммуникаций между рассматриваемой организацией и ее деловыми партнерами, позволяющую создать долговременные хозяйственные связи и эффективно решать вопросы инвестиционного обеспечения проектов.

Кроме того, недостаточная техническая оснащенность современными средствами (в частности, компьютерами) создает многочисленные трудности в УСК в управлении проектированием. В области сметной калькуляции требуются более совершенные методы составления смет, использование метода разделения затрат по категориям. В рамках действующей организационной структуры организация контроля качества осуществляется силами бюро качества и технологии работ. Вместе с тем, на практике контроль качества выполняемых работ осуществляется непосредственно самим заказчиком.

Тем не менее, проникновение новых технологий и предъявление на этой основе новых требований со стороны заказчиков заставляют строительные организации адаптироваться к изменившимся условиям внешней среды. То есть в данном случае идет речь о наступлении стадии насыщения рынка продукции УСК и далее - стадии спада, на которой происходит снижение абсолютных показателей объемов реализации и прибыли.

Этот период выдвигает перед ОАО «Гомельпромстрой» и УСК, в частности, следующую задачу - начать разработку нового проекта, призванного заменить продукцию, характеризующуюся тенденцией к снижению потребительского спроса и прибыли от ее реализации. Работая, как правило, в условиях дефицита маркетинговой информации, УСК не в состоянии своевременно оценить влияние тенденций развития рынка и адаптировать в соответствии с ними свою производственную систему. В результате, прежде чем перейти к разработке новой продукции (услуг) или внедрению новых технологий, рассматриваемая организация несет значительные убытки по отдельным номенклатурным позициям.

В случае перехода продукции УСК в стадию спада под влиянием технологического фактора, руководство данной организации предпринимает попытки удержания необходимого уровня спроса на основе проведения рекламных мероприятий и финансовой помощи со стороны вышестоящей организации. Кроме того, руководство ОАО «Гомельпромстрой» и УСК, в частности, рассчитывает на силовые методы воздействия на рынок со стороны государства (в частности, организационно-распорядительное распределение заказов между строительными организациями отрасли, регламентацию цен, воздействие на отдельных конкурентов посредством налоговых и других контролирующих органов). Однако при этом необходимо иметь в виду тот факт, что, если наступление стадии спада вызвано влиянием НТП, рассчитывать на новый «всплеск» спроса не целесообразно, так как изменения в области техники, технологии строительного производства, в принципе, необратимы. В этой связи меры, предпринимаемые государственными органами, могут только затормозить данный процесс, но не остановить его (так как государство также может быть экономически заинтересовано в развитии строительных технологий).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.057 с.)