Пути повышения конкурентоспособности производимой продукции и услуг Филиала уск оао «гомельпромстрой» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути повышения конкурентоспособности производимой продукции и услуг Филиала уск оао «гомельпромстрой»



 

Автором во второй главе дипломной работы были проанализированы предмет и объект исследования, которые позволили определить следующие проблемы маркетинговой деятельности Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой»:

- поскольку производственная деятельность УСК планируется на основании заявок филиалов ОАО «Гомельпромстрой» и заключенных договоров на поставку продукции и оказания услуг филиалам общества и сторонним организациям, то изменения в структуре производства и реализации строительной продукции и оказываемых услуг носят плановый характер и не подтверждаются экономическими расчетами или изменения спроса на рынке строительной индустрии. Следовательно, на предприятии необходимо провести оптимизацию структуры выпускаемой продукции на принципах маркетинга и экономической целесообразности;

- несмотря на относительно стабильный рост основных финансово-экономических показателей работы предприятия за анализируемый период, УСК с целью улучшения работы предприятия и увеличения рентабельности реализованной продукции и оказываемых услуг необходимо освоить и увеличь производство менее материалоемкой продукции (например, применение химических добавок с целью экономии цемента, поиск альтернативных (более дешевых) поставщиков сырья и материалов);

поскольку УСК одновременно является производственным предприятием и предприятием сферы услуг, и от качества производства строительной продукции и оказываемых работ напрямую зависит качество строительных объектов, сдаваемых ОАО «Гомельпромстрой», предприятию необходимо оценить конкурентоспособность производимой продукции и услуг и провести работу по повышению качества и конкурентоспособности в отношении параметров, имеющих более низкий показатель, чем у основных конкурентов.

Внесем предложения по оценке конкурентоспособности продукции и услуг. Наиболее приемлемым методом для ее (конкурентоспособности) оценки будет экспертный метод.

Принцип расчета и основные понятия оценки конкурентоспособности продукции заключается в следующем.

Конкурентоспособность - это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами - конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Маркетинговый анализ как раз и призван прежде всего выявить те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.

Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полезность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других параметров. Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям, потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Поэтому для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с этими товарами.

Таким образом, конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются: качественные и экономические.

Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы. В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия. Кроме того затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения, т.е. обстоятельствами, в определенном смысле независимыми от самого товара, выносимого на рынок. Они, в частности, связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера.

К экономическим показателям конкурентоспособности относятся единовременные (затраты на приобретение товара: цена товара, стоимость установки, монтажа, расходы на транспортировку) и текущие ( затраты на эксплуатацию: расходы на эксплуатацию, ремонт, на послегарантийное обслуживание, на утилизацию, оплату страховых и кредитных взносов).

Вышеизложенное является ключевой предпосылкой в изложении методики оценки конкурентоспособности товаров с использованием экспертных оценок.

1. Определение цели оценки конкурентоспособности. В зависимости от конкретных условий ею может быть:

определение положения вновь разрабатываемого товара в ряду аналогов предприятия;

оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке;

выделение тех показателей товара (товара-аналога), которые обеспечивают ему необходимый уровень конкурентоспособности;

разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности;

установление цен на продукцию;

обоснование необходимости снятия изделия с производства или их модернизации;

выбор стратегии и тактики работы с товаром на конкретном рынке.

. Формирование требований к товару. Их выявление проводится на основе анализа различной информации о потребителях и их потребностях.

. Выбор номенклатуры показателей, необходимых для оценки конкурентоспособности товара. При их выборе следует руководствоваться принципом, что конкурентоспособность определяется только теми показателями, которые представляют интерес для конкретного потребителя. В этой связи, превышение (либо занижение) норм, стандартов, правил, конкретных требований потребителя не способствует повышению конкурентоспособности товара.

. Определение значимости (весомости) показателей конкурентоспособности. Для этого устанавливается иерархия показателей. На первый план выдвигаются те, которые имеют наибольший вес для потребителя. Расчет значимости (коэффициентов весомости) осуществляется экспертным методом.

. Формирование группы аналогов и установление значений из показателей. Все включаемые в группу аналогов изделия должны отвечать следующим требованиям:

иметь одинаковые значения классификационных показателей, характеризующих данный вид продукции (аналогичное название и взаимозаменяемость);

принадлежать к одному сегменту рынка;

представлять изделия на рынке в момент оценки.

Сформированная группа аналогов должна обеспечивать достоверность оценки на конкретном рынке в данный момент времени.

. Выбор базового образца. В зависимости от цели оценки конкурентоспособности из группы аналогов в качестве базового образца могут быть выбраны изделия:

стабильно реализуемые на конкретном рынке в больших объемах;

завоевавшие наибольшее число покупательских предпочтений;

выбранные группой экспертов в качестве «эталона».

. Сопоставление оцениваемого и базового образцов осуществляется отдельно по качественным (сопоставительным) и экономическим показателям исходя из общих условий:

 

  (3.1.)

 

где I к.п - групповой индекс по качественным показателям;

gi - значение оценки i -го качественного показателя конкурентоспособности;

ai - коэффициент весомости;

n - число показателей, принимаемых во внимание.

 

  (3.2.)

 

где I э.п - групповой индекс по экономическим показателям;

gk - значение оценки i -го экономического показателя конкурентоспособности;

ak - коэффициент весомости;

n - число показателей, принимаемых во внимание.

. Расчет комплексного показателя конкурентоспособности производится на основе групповых показателей по регламентируемым, качественным и экономическим показателям:

 

 (3.3.)

 

где К - комплексный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по сравнению с базовым образцом;

I р.п, I к.п, I э.п - групповые индексы конкурентоспособности по регламентируемым, качественным и экономическим показателям.

. На основе рассчитанного комплексного показателя конкурентоспособности формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. При К меньше 1 анализируемое изделие уступает базовому образцу; при К больше 1 - превосходит; при равной конкурентоспособности К = 1.

. На основании сформированных выводов определяется политика в отношении оцениваемого изделия. В случае положительного исхода принимается решение о производстве и внедрении товара на рынок, в случае отрицательного необходима разработка мер по повышению конкурентоспособности товара.

Выясним наиболее конкурентоспособные ассортиментные группы товаров, производимых на УСК «Гомельпромстрой».

Определим конкурентоспособность основных ассортиментных групп товаров, производимых на УСК ОАО «Гомельпромстрой» экспертным методом. Чтобы это сделать, нам необходимо определить для каждой оцениваемой ассортиментной группы товаров экономические, качественные и регламентируемые показатели и оценить эти показатели на продукцию, выпускаемую УСК «Гомельпромстрой», а также на аналогичную продукцию, выпускаемую конкурентами УСК «Гомельпромстрой». Затем определим весомость каждого показателя (на первый план выдвигаются те, которые имеют наибольший вес для потребителя). Расчет коэффициентов весомости также осуществляется экспертным методом.

Сначала необходимо указать основных конкурентов УСК ОАО «Гомельпромстрой». Основными конкурентами УСК ОАО «Гомельпромстрой» по изделиям деревообработки являются:

завод Железобетонных изделий, трест № 22;

УПТК, трест № 14;

завод Железобетонных изделий «Сельстрой»;

ООО «КСК».

Предприятия, производящие бетонные, известковые растворы, железобетонные изделия и металлоизделия следующие:

завод Смесей железобетонных № 5;

завод Железобетонных изделий, трест № 22;

УПТК, трест № 14;

завод Железобетонных изделий «Сельстрой».

Эти предприятия находятся в городе Гомеле, по месторасположению недалеко от УСК «Гомельпромстрой».

При оценке конкурентоспособности основных видов изделий, производимых на УСК «Гомельпромстрой» была создана экспертная комиссия в составе 5 человек: начальник ПЭО - Харитонова О.В.; зам. начальника ПЭО - Ефимков В.А; главный технолог УСК - Пшеничник Н.Н.; специалист коммерческого отдела - Плаксина А.М.; начальник коммерческого отдела - Выяснюк Д.И.

Оценка качественных, экономических и регламентируемых показателей основных ассортиментных групп товаров дана в таблицах 3.1 - 3.4.

В качестве базового образца по всем ассортиментным группам представим продукцию завода ЖБИ, трест №22. Выбор базового образца производился на основе данных о том, что продукция завода ЖБИ завоевала наибольшее число покупательских предпочтений.

 

Таблица 3.1 Сравнительная характеристика экономических, качественных и регламентируемых показателей товарных смесей производства Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» и его конкурентов

Показатели УСК «Го-мельпромстрой» Завод СБЖ-5 Завод ЖБИ трест № 22 УПТК трест № 14 Завод ЖБИ «Сельстрой» Коэф. весомости

Качественные

 
1 Прочность 8 10 10 8 8 2,5
2 Равномерность укладки 8 10 8 10 8 2,5
3 Морозостойкость 8 8 10 8 4 1,5
4 Водонепроницаемость 6 10 6 4 4 1
5 Расслаиваемость 6 8 8 2 4 2
6 Внешний вид изделия 8 10 7 6 4 0,5

Экономические

 
1 Цена товара 8 10 7 10 6 7
2 Цена потребления 8 10 8 8 4 3

Регламентируемые

 
1 Соответствие ГОСТам, СТБ 1 1 1 0 1 10

 

Итак, подставив значения из таблицы 3.1 в формулы 3.1. - 3.3., получили следующие данные:

I к.п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 74/100 = 0,74;

I э. п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 80/100 = 0,8;

I р.п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 1.

Отсюда комплексный показатель конкурентоспособности составил: К = 0,93.

I к.п. (продукция базового образца) = 85,5;

I э. п. (продукция базового образца) = 73;

I р.п. (продукция базового образца) = 1.

Показатель конкурентоспособности базового образца К = 1,17.

Сравнивая показатели конкурентоспособности и, опираясь на экспертные оценки из таблицы 3.1, сделаем следующие выводы.

Показатель конкурентоспособности по товарным смесям, производимым на УСК «Гомельпромстрой», не достигает 1 (0,93), а конкурентоспособность базового образца наоборот - превышает 1 (1,17).

Следовательно, конкурентоспособность завода «Железно-бетонных изделий» трест № 22 превышает конкурентоспособность продукции, производимой УСК «Гомельпромстрой». Судя по экспертным оценкам, рассматриваемому предприятию необходимо улучшить следующие качественные показатели по товарным смесям: прочность бетонных смесей, морозостойкость, расслаиваемость смесей и по возможности уменьшить цену товарных смесей.

Аналогично рассчитаем показатели конкурентоспособности по следующим ассортиментным группам товаров: изделия деревообработки, железобетонные изделия и металлоизделия.

Таблица 3.2 Сравнительная характеристика экономических, качественных и регламентируемых показателей пиломатериалов производства Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» и его конкурентов

Показатели УСК «Гомельпромстрой» ООО «КСК» Завод ЖБИ трест № 22 УПТК трест № 14 Завод ЖБИ «Сельстрой Коэф. весомости

Качественные

 
1 Прочность 8 10 9 7 6 1,5
2 Шероховатость 7 10 10 10 7 2,5
3 Геометрические размеры 9 8 9 9 5 1
4 Антисептирование 7 10 8 4 4 0,5
5 Внешний вид древесины 6 8 8 4 6 1,5
6 Внешний вид изделия 7 9 7 6 4 3

Экономические

 
1 Цена товара 6 10 6 10 6 7
2 Цена потребления 8 10 7 8 4 3

Регламентируемые

 
1 Соответствие ГОСТам, СТБ 1 1 1 1 1  

 

По данной ассортиментной группе показатели конкурентоспособности следующие:

I к.п.(продукция УСК «Гомельпромстрой») = 68/100 = 0,68;

I э. п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 66/100 0,66;

I р.п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 1.

Отсюда комплексный показатель конкурентоспособности составил К = 1,03.

I к.п.(продукция базового образца) = 84,5/100 0,845;

I э. п. (продукция базового образца) = 63/100 = 0,63;

I р.п. (продукция базового образца) = 1.

Показатель конкурентоспособности базового образца К = 1,34.

Сделаем выводы. Показатель конкурентоспособности по изделиям деревообработки, производимым на УСК «Гомельпромстрой», даже превышает 1 (1,03). Это говорит о том, что продукция по данной группе достаточно конкурентоспособна на рынке. Но конкурентоспособность базового образца составила 1,34. Сравнивая эти два показателя и экспертные оценки по качественным параметрам продукции, следует сказать о том, что УСК «Гомельпромстрой» можно было бы повышать качественные показатели такие как: шероховатость поверхности, внешний вид древесины и производить более качественно антисептирование изделий деревообработки.


Таблица 3.3 Сравнительная характеристика экономических, качественных и регламентируемых показателейжелезобетонных изделий производства Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» и его конкурентов

Показатели УСК «Го- мельпромстрой» Завод СБЖ-5 Завод ЖБИ трест № 22 УПТК трест № 14 Завод ЖБИ «Сельстрой Коэф весомости

Качественные

 
1 Прочность 10 10 10 9 9 3
2 Защитный слой 7 10 8 10 7 0,5
3 Морозостойкость 8 8 10 8 4 2,5
4 Водонепроницаемость 7 9 9 4 5 1,5
5 Расслаиваемость 4 7 8 3 6 1
6 Внешний вид изделия 5 10 5 6 4 1,5

Экономические

 
1 Цена товара 8 9 7 9 7 7
2 Цена потребления 9 10 7 8 4 3

Регламентируемые

 
1 Соответствие ГОСТам, СТБ 1 1 1 1 1  
               

 

Данные таблицы 3.3 позволяют рассчитать конкурентоспособность железобетонных изделий производства УСК «Гомельпромстрой».

Здесь комплексные показатели конкурентоспособности следующие:

I к.п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 75,5/100 = 0,755;

I э. п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 83/100 = 0,8;

I р.п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 1.

Отсюда комплексный показатель конкурентоспособности составил К = 0,91.

I к.п. (продукция базового образца) = 88/100 = 0,88;

I э. п. (продукция базового образца) = 70/100 = 0,7;

I р.п. (продукция базового образца) = 1.

Показатель конкурентоспособности базового образца К= 1,26.

Показатель конкурентоспособности по группе железобетонных изделий, производимым на УСК «Гомельпромстрой», не достигает 1 (0,91), а конкурентоспособность базового образца наоборот - превышает 1 (1.26). Также как и по группе изделий деревообработки, конкурентоспособность продукции по данной группе производства завода «Железно-бетонных изделий» трест № 22 превышает конкурентоспособность продукции, производимой УСК «Гомельпромстрой». Судя по экспертным оценкам, на УСК «Гомельпромстрой» необходимо улучшить следующие качественные показатели по железобетонным изделиям: защитный слой, водонепроницаемость, расслаиваемость изделий и, в общем, внешний вид изделия.

И, наконец, оценим показатели конкурентоспособности металлоизделий, производимых УСК «Гомельпромстрой».

Данные для расчета представлены в таблице 3.4.

По группе металлоизделий показатели конкурентоспособности следующие:

I к.п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 78,5/100 = 0,785;

I э. п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 77/100 = 0,77;

I р.п. (продукция УСК «Гомельпромстрой») = 1.

Отсюда комплексный показатель конкурентоспособности составил К = 1,02.

I к.п. (продукция базового образца) = 85/100 = 0,85;

I э. п. (продукция базового образца) = 80/100 = 0,8;

I р.п. (продукция базового образца) = 1.

Показатель конкурентоспособности базового образца К = 1,06.

 


Таблица 3.4 Сравнительная характеристика экономических, качественных и регламентируемых показателейметаллоизделийпроизводства Филиала УСК ОАО «Гомельпромстрой» и его конкурентов

Показатели УСК «Го- мельпромстрой» Завод СБЖ-5 Завод ЖБИ трест № 22 УПТК трест № 14 Завод ЖБИ «Сельстрой Коэф весомости

Качественные

 
1 Прочность арматуры 9 10 9 7 8 3
2 Качество сварки 7 9 8 9 7 2,5
3 Поверхность металла 8 8 9 8 4 2
4 Угол загиба 8 9 8 5 6 0,5
5 Внешний вид изделия 7 8 8 4 3 2

Экономические

 
1 Цена товара 9 10 8 9 6 7
2 Цена потребления 7 9 8 8 5 3

Регламентируемые

 
1 Соответствие ГОСТам, СТБ 1 1 1 1 1  
               

 

Показатель конкурентоспособности по металлоизделиям, производимым на УСК «Гомельпромстрой» составил 1,02. Здесь также можно говорить о том, что продукция по данной группе конкурентоспособна на рынке. Конкурентоспособность базового образца составила 1,06. Видим, что комплексный показатель конкурентоспособности металлоизделий у обоих предприятий практически равный. Для УСК «Гомельпромстрой» можно только порекомендовать улучшить качество сварки и соответственно внешний вид металлоизделий.

Учитывая вышесказанное, внесем предложение о введении на УСК «Гомельпромстрой» экспертного метода оценки конкурентоспособности. Этот метод достаточно легко просчитать и сделать определенные выводы. В нашем случае при расчете показателей конкурентоспособности на основные ассортиментные группы на предприятии необходимо улучшить некоторые характеристики производимой продукции для увеличения конкурентоспособности на рынке.

Затраты на улучшение качественных и экономических характеристик примерно составят 100 млн. рублей. В эти затраты входят: затраты на добавки для улучшения прочности товарных смесей и железобетонных изделий (в частности это калий углекислый, хлорированная, солированная вода и полиметаллический водный концентрат), затраты на покупку нового и ремонт старого оборудования и т.д.

Анализируя показатели финансово-экономической деятельности УСК «Гомельпромстрой» в части 2.1, мы выяснили, что предприятие изготавливает продукцию строительного назначения и является прибыльным. Также известно, что основная часть производимой продукции реализуется внутри ОАО «Гомельпромстрой» на строительные управления (около 85 % - 95 %), и лишь оставшаяся часть на продажу сторонним организациям.

Чтобы увеличить прибыльность предприятия, необходимо внести предложение о возможном выходе на региональный рынок (в нашем случае это пока город Гомель и Гомельская область). Но выход на рынок возможен с наиболее конкурентоспособной продукцией.

В главе 3.1 мы рассчитали показатели конкурентоспособности на основные ассортиментные группы.

Более конкурентоспособными являются группы изделий из металла и пиломатериалы. Именно с разновидностями продукции этих групп необходимо выходить на рынок.

Также возможен выход на рынок с некоторыми ассортиментными позициями железобетонных изделий и товарных смесей при условии совершенствования качественных и некоторых экономических показателей по этим изделиям. Как было сказано, затраты на усовершенствование составят около 100 млн. рублей.

Итак, предложение выхода на рынок с уже имеющейся продукцией, но с усовершенствованными качественными показателями по следующим ассортиментным группам: изделия деревообработки; металлоизделия; товарные смеси; железобетонные изделия. Это что касается выхода на рынок с усовершенствованной продукцией.

Но возможен ещё один более прибыльный вариант завоевания своей ниши на рынке. Выход на рынок с новой для предприятия продукцией. В нашем случае этой продукцией будет являться плитка тротуарная и сухие смеси.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.061 с.)