Занятие 3. «части моего «я». Личностная перспектива» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. «части моего «я». Личностная перспектива»



Цели: создать условия для самораскрытия; способствовать осмыслению сильных и слабых сторон личности, перспектив личностного развития и самосовершенствования

 

Материалы для построения занятия

Мини-лекции

«Психологическая культура»

Человеку свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям.

К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.

В психологической культуре выделяют три компонента: 1) самопознание и самооценка, 2) познание других людей, 3) умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

 Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд.

«Самоценность» (С.В. Кривцова)

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов в данный момент. Это отношение к себе, представление о себе. Самоценность (самоуважение) можно сравнить с особым «сосудом» внутри нас, который либо наполнен, либо опустошен. В те минуты, когда у нас всё получается, удаётся благодаря нашим усилиям какое-то важное и хорошее дело, мы чувствуем огромные силы, желание дарить себя людям и не сомневаемся в разумности мира. Мы верим в себя и в людей. Это состояние высокой самоценности (самоуважения).

Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою высокую ценность, человек способен видеть, принимать ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время, он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор.

В жизни одни чаще, другие реже ощущают высокую самоценность. Но бывает и так, что мы чувствуем себя «опустошенными»: никого не хотим видеть, не верим ни во что хорошее и боимся себя. Это - состояние низкой самоценности. Спрятаться от самого себя и спрятать свою низкую самоценность от других – вот первое желание в эти моменты. Для этого мы выстраиваем стену высокомерия или «справедливого» гнева, надеваем маску послушания, покорности или цинизма. Но именно эти «защиты» выдают наши внутренние проблемы с отношением к самому себе, «кричат» о низком самоуважении.

В. Сатир ввела понятие самоценности. Она пишет: «…мне приходилось встречаться с людьми, у которых постоянно низкая самоценность. Они все время ждут насмешки, обмана, унижения, оскорбления со стороны окружающих людей. В конечном итоге они становятся жертвами. Ожидая угрозы, такие люди именно это и получают. Защищая себя, они прячутся за стеной недоверия и погружаются в мучительное состояние одиночества и изоляции. Отделяясь от остальных людей, они становятся апатичными и вялыми, равнодушными как к самим себе, но и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить принимать самостоятельные решения, поэтому они или унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчинясь им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. Они выстраивают внутри себя психологические барьеры».

Таким людям свойственен постоянный страх - неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх сковывает и ослепляет человека, мешает ему найти новые решения собственных жизненных проблем. Вместо этого страх толкает человека на самозащиту. Страх - это всегда предвидение чего-то неприятного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его страх исчезает.

 Человек с низкой самооценкой не только охвачен страхами, но он еще накапливает опыт неуспеха, ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать себя полностью безнадежным.

Таким образом, самоценность - это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Самоценность проявляется в поведении каждого из нас, независимо от нашего желания. Самоценность - это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Если я люблю себя, доверяю себе - я открыт для нового. Черты партнерского поведения появляются тогда, когда вопреки всему мы чувствуем себя открытыми миру, наполненными самоуважением, готовыми жить без страхов, принимая людей такими, какие они есть.

 

«Потребности человека» (Е. Милютина)

Человек от природы хорош и способен к непрерывному самосовершенствованию, сама сущность человека способствует его личностному росту, творчеству и самоактуализации. А.Маслоу выделяет потребности, которые присущи человеку:

- физиологические (голод, жажда, сон, кислород);

- потребность в безопасности (выживание и стабильность, защита от жизненных неудач, жить в предсказуемом мире);

- потребность в принадлежности и любви, принятии;

- познавательные потребности (много знать, уметь, понимать);

- эстетические (стремление к гармонии, красоте);

- потребность в самоуважении, компетентности (уверенность, достижение независимости и свободы);

- потребность в самоактуализации, реализации потенциала.

 

Упражнения по теме занятия

Методика «Самоописание» (Т. Р. Барлас)

Инструкция: выберите числовой показатель, соответствующий проявлению в вашей личности того или иного свойства.

1. обаятельный 2. сильный 3. разговорчивый 4. добросовестный 5. упрямый 6. открытый 7. добрый 8. независимый 9. отзывчивый 10. деятельный 11. решительный 12. энергичный 13. справедливый 14. расслабленный 15. спокойный 16. дружелюбный 17. уверенный 18. общительный 19. честный 20. самостоятельный 21. невозмутимый 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2  1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный Слабый Молчаливый Безответственный Уступчивый Замкнутый Эгоистичный Зависимый Пассивный Черствый Нерешительный Вялый Несправедливый Напряженный Суетливый Враждебный Неуверенный Нелюдимый Неискренний Несамостоятельный раздражительный
Значение числового показателя:   +3 +2 +1 0 -1 -2 -3  

 

Оценка:  1,4,6,10,13,16,19     

Сила:      2,5,8,11,14,17,20

Активность:3,6,9,12,15,18,21 

Низкие показатели: от – 63 до - 10

Норма: от –9 до +9

Высокие: от +10 до +63

Оценка: принятие себя как личности, удовлетворенность собой, представление о себе как обладающем положительными качествами.

Критическое отношение к самому себе, недостаточный уровень принятия себя, неудовлетворенность своим поведением, особенностями личности, достижениями

Сила: уверенность в себе, склонность рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях.

Зависимость от внешних обстоятельств, восприятие себя как неспособного добиваться желаемого, контролировать ситуацию, настаивать на своем.

Активность: восприятие себя как человека общительного, активного, эмоционально откликающегося на ситуацию.

Восприятие себя как человека замкнутого, несколько пассивного, спокойного, сдержанного.

 

Упражнение «Мои роли»

Задание: Нарисуйте три окружности, вписанных одна в другую. В центре - самая маленькая - это «Я». Во второй, по кругу, впишите роли, которые мы исполняем дома, в третьей - роли на работе. Проанализируйте их с позиции «комфортные/некомфортные».

 

Упражнение «Декларация самоценности» (С.В. Кривцова)

Я - это я. Такой, как я, никогда не было и никогда не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такой, как я, нет. Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно. Это есть. Это - достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить, чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня. Все, чего я достигла, принадлежит мне, все мои печали и радости, победы и поражения. Я - это я, и Я - это здорово!»

 

Упражнение «Контраргументы» (Л.Мардер)

Задание: Попробуйте немного разобраться в себе, своих достоинствах и ограничениях. Запишите их на одном листе. Старайтесь выразить то, что вы чувствуете «здесь и теперь», поставьте год, число, месяц, час заполнения листка и сохраните его. Подумайте о том, что вы принимаете в себе, чем вы лично недовольны. Периодически возвращайтесь к этому упражнению. Анализируйте изменение ваших оценок и ваших чувств (принятие – недовольство собой).

 

Упражнение «Части моего Я» (Е. Милютина)

Наше «Я» - это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отношения, наша духовность. Мы существуем в определенном пространстве, питаемся определенной пищей. Каждая часть нашего «Я» играет свою роль. Но все они взаимодействуют друг с другом, создавая магический узор этого «Я». Живем ли мы полноценной жизнью? Прислушиваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даем ли мы волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?

Подумав над этими вопросами, прислушавшись к каждой части «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я» (духовное, отношения, физическое, эмоциональное, интеллект, ощущения). Окрасьте образ в желательный для вас цвет. Задумайтесь над теми чувствами, которые он вызывает. Сохраните этот узор и сравните с другими узорами, которые вы нарисуете позже.

Для того чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни, мы должны:

- уделять внимание своему телу, любить его, заботиться о нем, развивать его;

- развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность (книгами, работой, общением, посещением специальных курсов);

- учиться управлять своими чувствами;

- развивать наши ощущения, заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющую наш внутренний и внешний мир;

- научиться гармонично решать всевозможные проблемы;

- создавать себе комфортное пространство из звуков, цвета, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем уютно;

- развивать в себе способность чувствовать биение пульса жизни, полностью раскрываться и проявлять себя.

Упражнение «Мои потребности» (Е. Милютина)

Ответственность за удовлетворение потребностей принадлежит самому человеку. У человека есть чувство «компаса», указывающее на то, совпадает ли деятельность, которой он занят, с потребностью в самоактуализации, либо отклоняется от нее. Бывает, достигнув определенных успехов в той или иной области, человек не чувствует себя удовлетворённым: «Я понимаю, что должен это делать. Это дает стабильный заработок (потребность в безопасности). Другие люди хвалят меня, да и я сам знаю, что у меня это неплохо получается (потребность в самоуважении). Но я чувствую, что это дело – не моё. Я не вижу смысла, перспективы этим дальше заниматься, но боюсь бросить».

Задание: Отметьте для себя, насколько реализована каждая из потребностей у вас.

Спонтанно продолжите предложение «Я должен…», затем прочитайте его, начиная с фраз «Я могу…» и «Я хочу…». Отметьте свои чувства.

 

Упражнение «Мои желания» (Е. Милютина)

Задание: Перечислите свои желания. Запишите их. Включите в этот список всё, чем вы хотели бы обладать. Отбросьте ложный стыд - «что подумают люди».

Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали. Выберите 5-6 самых существенных желаний.

На листе разместите свои желания. Нарисуйте их символы, дайте им имена, имеющие для вас смысл, и раскрасьте свое «Я».

 

Упражнение «Уровень счастья» (Е. Милютина)

Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? 100%? Если нет - скажите, что вам мешает его иметь? Вы тревожитесь о будущем? Вас беспокоит что-то в прошлом? Вы чувствуете, что вас кто-то обидел? Вы хотите кому-то отомстить? Вы чувствуете, что все бесполезно, безнадежно? За что вы благодарите судьбу в данный момент?

 

Разминочные упражнения

Упражнение «Приветствие» (К. Фопель)

Ходите по комнате. Будем здороваться, при этом фантазируя:

- приветствуйте коллегу как близкого друга (подругу), которого давно не видели;

- здороваетесь со всеми, как будто приглашены на День рождения и никого не знаете из гостей;

- здороваетесь со всеми, как будто находитесь в чужой стране;

- поздоровайтесь с теми, с кем еще не здоровались и выразите радость встречи.

 

Упражнение «Массаж в кругу» (К. Фопель)

Встаньте друг за другом и замкнитесь в круг. Впереди стоящему делаем легкий массаж шеи, плеч, погладим спинку, повернёмся в противоположную сторону и все повторим.             

 

Упражнение «Найди и коснись» (Л. Мардер)

Двигайтесь по комнате и касайтесь: чего-либо красного, холодного, шершавого, того, что весит примерно полкилограмма, круглого, железного, прозрачного, зеленого, из золота, шикарной вещи, интересной руки, безобразного, слова «красота», числа 15.

 

Упражнение «Передача силы» (Н.В. Самоукина)

Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела. Вдохните её.

Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

Поместите энергию справа, слева. Ощутите ее воздействие на правую (левую) половину тела.

Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.

Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.

Представьте, что вы посылаете энергию кому-то из ваших близких.

Упражнение «Маяк» (Н. В. Самоукина)

Представьте маленький скалистый остров вдали от континента, на вершине острова - маяк. Вы и есть этот маяк, стоящий на скале. Ваши стены толстые, прочные. Даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут вас покачнуть. Из окон верхнего этажа вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Ощутите в себе этот мощный внутренний источник света, который никогда не гаснет, являющийся символом безопасности. Ваш уверенный световой поток пробивается на десятки километров, неся с собой уверенность и спокойствие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.032 с.)