Урок - дискуссия «Что мешает открытому общению?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок - дискуссия «Что мешает открытому общению?»



 

Урок проводится в форме игры. Выбирается учащийся, желающий сыграть роль закоренелого манипулятора и готовый отстоять такую форму общения как наиболее эффективную. Выборы осуществляются за неделю до урока - дискуссии, для того, чтобы выбранный учащийся имел возможность продумать позицию. Ему можно предложить опорные вопросы:

- Был ли в жизни случай, подтолкнувший к выводу, что с помощью манипулирования можно добиться большего, чем общаясь открыто?

- Не боитесь ли вы потерять доверие людей?

- Часто ли люди раскрывают вашу игру?

- Какие приемы вы чаще всего используете? На что «покупаются» доверчивые люди?

- Почему люди становятся манипуляторами?

- Согласны ли вы с высказыванием Макиавелли: «Цель оправдывает средства»?

 Остальные учащиеся играют роль активных слушателей, готовых к обсуждению. После того, как выслушана позиция главного героя, учащиеся задают ему уточняющие вопросы, а затем высказывают свои мнения по поводу сомнительности выгоды, получаемой от манипулирования.

 

Приложение 3

Анализ ситуаций

а) Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень?

 

б) Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг? Просто одноклассник?

в) До вас дошли слухи явно искаженного содержания. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга? Просто знакомая?

г) Вам на рынке продали бракованный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если продавец младше вас? Если комплекция продавца такова, что Арнольду Шварценегеру, по сравнению с ним, делать нечего?

 

Приложение 4

Итоговый тест

1. Общение протекает:

    а) в микросреде;

    б) в макросреде;

    в) в малой группе;

    г) среди друзей;

    д) все ответы верны;

    е) все ответы не верны.

2. Психология общения исследует:

    а) восприятие и понимание людьми друг друга;

    б) подражание, внушение и убеждение;

    в) сплоченность и конфликтность;

    г) совместную деятельность;

    д) межличностные отношения.

3. Запас знаний, имеющийся у человека, это:

    а) информатор;

    б) информация;

    в) информированность;

    г) информативность.

4. Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям, называют:

    а) диалогом;

    б) внутренней речью;

    в) монологом;

    г) восклицанием.

5. Человека, без сомнения изменяющего свое мнение и поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:

    а) конформистом;

    б) нонконформистом;

    в) коллективистом.

6. Социальная норма – это:

    а) правило поведения;

б) стандарт поведения;

в) регулятор поведения;

г) обычаи и традиции;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

7. Приспособлением называют:

    а) решение, удовлетворяющее интересам всех сторон;

    б) взаимные уступки;

    в) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее;

    г) сглаживание противоречий за счет своих интересов;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

8. Результатом конфликта может быть:

    а) полное или частичное подчинение другого;

    б)компромисс;
    в) прерывание конфликтных действий;

    г) интеграция;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.                                              

9. Сформулируйте:

    1вариант: Правила взаимоотношений.

    2вариант: Правила говорящего.

    3вариант: Правила слушающего.

    4вариант: Правила уверенного отказа.

 

РАЗДЕЛ 3

ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ

 

Э. В. Момотова

 

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕНИЕ»:

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ ПЕДАГОГА

Пояснительная записка

 

В настоящее время отмечается возрастающий интерес к личностно-ориентированным технологиям обучения. Образование ставит приоритеты всестороннего личностного развития. Изменяется представление о модели выпускника школы. К ценностям «образованность», «нравственность» добавляются «способность быстро принимать решения и нести за них ответственность», «умение предвидеть последствия выбора», «гибкость», «мобильность», «способность к сотрудничеству» и др.

Только развивающийся педагог может воспитать ученика, способного к развитию и саморазвитию. Сама жизнь предъявляет к профессии педагога требование – постоянное профессиональное развитие. Нередко можно услышать от учителя фразы: «ничего не могу сделать с этим классом, с этим учеником, ничего не делают на уроке, сорвал урок, прогулял и т.п.». Все это доказывает, что старые отработанные методы и приемы перестают срабатывать. Бессилие, растерянность и напряженность, сопровождающие учителя в данных ситуациях доказывают, что он попал в капкан собственных стереотипов поведения, и надо что-то менять. Безусловно, много проблем со стороны процесса обучения и межличностного взаимодействия, но не меньше их и со стороны личностных особенностей педагога.

Устоявшаяся позиция педагога как Учителя с большой буквы, человека, не имеющего права на ошибку, несет в себе много психологических проблем: и профессиональные деформации, и «сгорание», и психосоматические отклонения. Как принять роль не «Учителя», а человека, многогранной, зрелой, яркой личности, обладающей огромным потенциалом, способной к постоянному самосовершенствованию?

Программа разработана в рамках творческой лаборатории психологов образовательных учреждений Подосиновского района Кировской области под руководством Е. Б. Парфиной «Психологическое сопровождение профессионального развития педагога».

Программа не предназначена для отработки конкретных навыков и умений педагогов. Её назначение – начать работу по преодолению внутренних стереотипов деятельности, помочь учителю понять причины существующих профессиональных проблем, найти резервы для более эффективной работы, активизировать поиск личностных ресурсов профессионального роста.

Цель программы: содействовать профессиональному росту педагога и способствовать активизации личностных ресурсов.

Задачи:

- развитие способности к самопринятию и принятию профессиональной деятельности как сферы реализации себя;

- стимулирование потенциальных возможностей педагога;

- оказание помощи в осознании общих профессиональных стереотипов, препятствующих развитию педагогического мастерства;

- формирование позитивного самовосприятия, расширение профессионального самосознания;

- обучение техникам саморегуляции, ослабления психической напряженности.

Методика реализации программы.

Программа рассчитана на 12 часов: шесть занятий по два часа. Желательны ежедневные занятия, способствующие более полному погружению в содержание программы.

Количество участников группы не превышает 15 человек. Показания для посещения группы - собственное желание, результаты психодиагностики. Требования к ведущему: психологическое образование, опыт оказания психологической помощи взрослым.

Условия проведения: просторная аудитория, магнитофон, аудиозаписи для релаксации, карандаши, бумага, ручки, тетради.

Формы работы на занятиях: групповая дискуссия, работа в малых и больших группах, игры, психологические упражнения, мини-лекция, самодиагностика.

Структура занятия

1. Вводная часть (Ритуал приветствия. Разминка. Мотивационная беседа).

2. Основная часть (Информационный блок. Практикум).

3. Заключительная часть (Рефлексия. Ритуал прощания).

 

Тематическое планирование

 

Название блока. Тема занятия Количество           часов
I Деятельность 1.1 Стереотипы педагогической деятельности. 1.2  Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 2 - 4 ч. 2 - 4 ч.
II Личность 2.1. Части моего «Я». Личностная перспектива. 2.2. «Возвращение к себе». Самораскрытие. 2- 4 ч. 2- 4 ч.
III Общение 3.1. Общение. 3.2. Позиции в общении. Навыки эффективного общения.   2- 4 ч. 2- 4 ч.
                                            Итого: 6 занятий 12- 24 ч.

 

Содержание программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.009 с.)