Занятие 2. «Индивидуальный стиль педагогической деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. «Индивидуальный стиль педагогической деятельности»



Цели: способствовать осознанию своих профессиональных качеств, их влияния на профессиональную деятельность; содействовать выявлению резервов для профессионального роста и возможных причин профессиональных проблем.

 

Материалы для построения занятия:

 

Мини-лекции

«Типология учителей» (С. В. Кривцова)

В. Родионов выделяет следующие типы учителей: Наполеон, Нарцисс, Самодур, Штамповщик, Наблюдатель, Кот Леопольд, Доктор Фаустус, Самоактуализатор.

С. Кривцова предлагает такую типологию.

Учитель – компьютер. Его «пьедестал»- компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это - вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями: «Все знают, что», «Хорошо известно, что…», «Говорят…», «Есть мнение…», а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель.

Результат такого учительского поведения: снижение у учеников уверенности в себе, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом) и в конце концов, снижение мотивации к занятиям данным предметом, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».

Учитель - начальник. Его «пьедестал» - власть. От учеников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это - «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует свои знания для поддержания своего авторитета, чувствует себя облеченным властью, и поэтому особенно «принципиален». Такой педагог считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно «правильную» точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые «неопределенные» ситуации мучительны для учителей - начальников. Результаты такого стиля поведения: конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками.

Учитель - мученик. Его «пьедестал» - бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания, хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего он боится конфликтов и испытывает постоянное чувство вины, взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем.

Учитель – приятель. Его «пьедестал» - популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного учительского поведения - отсутствие у ребенка чувства ответственности.

Учитель - партнер. Учит детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Готов говорить негативные и положительные оценки, огорчаться и веселиться, гневаться и радоваться. Его поведение и слова не расходятся.

 

«Уровни профессионального самосознания»

Регулятивно – прагматический (Самодур): только служебная роль и адаптация к ситуации, нет самопознания, во взаимодействии с учениками пользуется принуждением.

Эгоцентрический (Наполеон, Нарцисс, Доктор Фаустус): личная выгода, удобство, престижность, самостоятельность, творческое начало направлено только на себя, упивается властью, манипулирует учениками.

Стереотипно - зависимый (Штамповщик, Кот Леопольд, Наблюдатель): зависимость от ценностей группы, все определяется близким окружением.

Субъективно - универсальный (Самоактуализатор): нравственность, стремление к творчеству, самовыражению, пониманию себя и людей, направлен на создание результатов, которые принесут благо другим людям.

 

«Индивидуальный педагогический стиль» (Р.В. Овчарова)

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем.

Индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Стиль педагогической деятельности – это характерные черты педагогического мастерства, традиционно складывающиеся в опыте учителей. Это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю.

Виды стилей (А. К. Маркова)

1. Стиль воспитательной деятельности

- проективно-ситуативный (по характеру выдвигаемых задач)

- творчески-утилитарный (по способу их решения)

- коллективистско-эгоцентричный (по активности в общении с детьми)

2. Стиль педагогического общения.

- авторитарный, демократический, попустительский (по управлению коллективом)

- активно и пассивно положительный, активно и пассивно отрицательный (через отношение к детям)

3. Стиль обучающей деятельности.

а) ориентация на процесс обучения:

- эмоционально – импровизационный

- эмоционально – методичный

б) ориентация на результаты обучения:

- рассуждающе – имровизационный

- рассуждающе – методичный.

 

Упражнения по теме занятия

Упражнение «Мне нравится»

Продолжите фразу: «В моей работе мне нравится… или Я люблю свою работу….»

 

Упражнение «Мой образ в профессии» (Л. Мардер)

Необходимо сформулировать девиз, создать образ, эмблему, символ своей профессиональной деятельности. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п.

Ролевая игра. Начните урок, исходя из образа профессии, созданного и отображенного вами в визитке.

Вопросы для обсуждения: Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо? Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом? Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить? Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку? Удовлетворены ли вы созданным символом? Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?

 

Упражнение «Роли идеального учителя»

Выпишите роли, которые приходится исполнять в своей профессии идеальному учителю. Отметьте: какие из них имеются у вас и каких недостает.

Пример ролей: помощник, мама, воспитатель, лидер, авторитет, идеал, интеллектуал, урокодатель, сухарь, судья, друг, советчик, опора, врач и т.д.

 

Проектное рисование «Я - педагог» (Л. Мардер)

Создайте рисунок-автопортрет, подчеркивая в нем свои профессиональные черты. Рисунок должен быть тайной для других. После этого неподписанные рисунки собираются ведущим, и группа приступает к их анализу. Рисунки предъявляются по очереди, без указания авторства. В обсуждении принимают участие все члены группы, свободно высказывая свое мнение.

Вопросы для обсуждения: Что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека? О его личностных особенностях? Какими достоинствами он обладает (профессиональными, личностными)? Что бы вы пожелали ему изменить в себе (профессиональные качества, личные качества)?

Автор рисунка может зафиксировать высказанные в ходе обсуждения мысли, которые показались ему важными.

 

  Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…» (С. В. Кривцова)

Работа в парах со сменой ролей. Первый говорит: «Меня не любят за то, что…». Второй отвечает: «Все равно ты молодец, потому что…»

Вопросы для обсуждения: Что чувствовали, когда слушали «жалобу»? Что чувствовали при поддержке?

 

Упражнение «Стиль педагогической деятельности»

Педагоги заполняют таблицу достоинств и недостатков каждого стиля обучающей деятельности (А. К. Маркова). У любого педагога в той или иной степени представлены все четыре стиля. Затем отмечают, какие из достоинств и недостатков присущи им и формулируют рекомендации. Это позволит глубже проанализировать свой стиль и пути его дальнейшего совершенствования.

 

ЭИС ЭМС РИС РМС
 Высокий уровень знаний, артистизм, контактность, проницательность, умение интересно преподать учебный материал, увлечь учеников своим предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. На уроках благоприятный психологический климат Высокий уровень знаний, контактность. Проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал,активизировать учеников, вызвав у них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения Высокий уровень знаний, контактность, проницательность, требовательность, умение ясно и четко преподать учебный материал, внимание к уровню знаний всех учеников, объективной самооценкой, сдержанностью Высокая методичность, внимательность к уровню знаний всех учащихся, высокая требовательность
Отсутствие методичности(мало внимания закреплению и контролю),недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на уроке Несколько завышенная самооценка и демонстративность, повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на уроке                          настроения и подготовленности учащихся Недостаточное варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к дисциплине на уроке, много времени на ответ ученика, что замедляет темп урока Неумение поддержать интерес учеников к предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения. Предпочтение репродуктивной деятельности, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся
Уменьшить время на новый материал, контроль за усвоением материала, контроль и закрепление, особенно у слабых учеников, больше времени на ответы учеников, повышайте требовательность, подробно планируйте урок, анализируйте свою работу на уроке Меньше говорить, давая высказаться ученикам, не исправляя ответ, а добиваясь чтобы ученик сам оформил свой ответ, проявляйте больше сдержанности Практикуйте коллективные обсуждения. Подбирайте увлекательные для учащихся темы, больше нетерпимости к нарушениям дисциплины Расширить арсенал методических приемов, варьировать разнообразные формы занятий

Вопросы для обсуждения: Какие чувства возникли? Где и в чем есть резервы для развития?

 

Упражнение «Заброшенный сад» (К. Фопель)

Когда вы чувствуете, что в вашей работе что-то не ладится, постарайтесь исправить ситуацию, не накапливая проблем. Закройте глаза, сядьте поудобнее.

Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако, уже давно за ним никто не ухаживает. Посмотрите вокруг. Растения так разрослись, и все настолько заросло травами, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете их, поливаете, сажаете новые растения, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид… Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, где вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали. Остановитесь и посмотрите на свою работу. Повсюду уже красочно сверкают редкие растения. Вы слышите чудесные звуки этого сада: жужжание шмелей, голоса птиц, шум далекого водопада. Вся природа наполнена спокойствием. Вы начинаете острее слышать, ощущать тонкие запахи, звуки. Становитесь чуткими ко всему. Запомните эти ощущения. Вы всегда можете вернуться сюда. Ваш сад будет ждать вас.

 

Упражнение «Я не могу – я не хочу»

Задание: Составьте список проблем, начиная со слов «Я не могу…», затем прочитайте их, начиная со слов «Я не хочу….»

Вопросы для обсуждения: Что получилось? Что вы чувствуете? О чем думаете? Какие проблемы истинные, а какие ложные?

Упражнение «Объявление»

Задание: Составьте объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающее обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Зачитайте перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого специалиста.

 

Упражнение «Мои перспективы»

Необходимо сформулировать основные цели профессионального самосовершенствования, которых участники хотели бы достичь в ближайшее время. Каждую цель прочитайте тремя способами, начиная со слов: «Я должен…», «Я могу…», «Я хочу…». Выберите реальные и истинные цели.

 

Упражнение «Мои сильные стороны» (Л. Мардер)

Каждый рассказывает остальным о таких чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям. Формулируйте в утвердительной форме. Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение. На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вызвало задание? Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон? Что мешало говорить о своих достоинствах? Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете? Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?

Идея, выносимая на обсуждение: Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качествами, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.

 

Разминочные упражнения

Упражнение «В кругу» (Мардер Л.)

Стоя в кругу, один участник показывает какое-либо движение в качестве приветствия, а все остальные повторяют. Затем усложнение: один - показывает движение, второй - повторяет его и добавляет свое (по принципу игры «Снежный ком»).

 

Упражнение «Паровозики» (Мардер Л.)

Задание: Объединитесь в группы по три человека. Первый – «паровоз» - управляет тройкой, глаза не закрывает. Второй и третий – «вагоны» – закрывают глаза. «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Дайте каждому возможность побыть и «паровозом» (управляющим тройкой), и «средним вагоном», и «последним вагоном».

Вопросы для обсуждения: Какие чувства ты испытал во время упражнения в каждой из позиций? Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться управляющему?

 

Упражнение «Печатная машинка» (Мардер Л.)

Выбирается фраза для печатания. Печатная машинка – это вся группа. Каждому участнику присваивается буква алфавита. Он встает, «печатая» свою букву и произносит ее. В конце каждого слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

           «Какой хороший день!

             Работать мне не лень.

             Какой хороший я

            И все мои друзья!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.034 с.)