Дидактическая игра «Солнышки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра «Солнышки»



Цель: развивать умение соотносить графическое изображение эмоционального состояния с прилагательными, характеризующими данную эмоцию, пополнять пассивный и активный словарь детей эмоциональной лексикой, развивать память, мышление.

Содержание игры: 5 серединок солнышек с основными эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх), лучики с написанными на них прилагательными, характеризующими данное настроение.

· Радость: счастливое, приветливое, шаловливое, лучезарное, довольное, шутливое, искрящееся, довольное, игривое, забавное, задорное, беззаботное, бесшабашное, ликующее, радостное, улыбчивое, удалое, восторженное, веселое, озорное, смешное;

· Грусть: трагичное, унылое, скучное, несчастное, жалобное, грустное, печальное, нахмуренное, плачущее, тоскливое, дождливое, кислое, плаксивое, скорбящее, пасмурное, обиженное;

· Гнев: злое, грубое, угрюмое, свирепое, хмурое, мрачное, грозное, сердитое, яростное, недовольное, злобное, гневное;

· Удивление: удивленное, неожиданное, изумленное, очарованное, восхищенное, зачарованное;

· Страх: испуганное, оторопевшее, паникующее, онемевшее, тревожное, трусливое, беспокойное, остолбеневшее, вспугнутое.

Ход игры: К серединкам солнышек нужно подобрать соответствующие лучики.

 

Дидактическая игра «Мир эмоций»

Цель: развивать умение соотносить графическое изображение эмоционального состояния с прилагательными, характеризующими данную эмоцию, пополнять активный словарь детей эмоциональной лексикой, развивать умение определять причину данного эмоционального состояния у других, учить передавать соответствующее эмоциональное состояние, используя различные средства выразительности (мимику, жесты), развивать память, мышление.

Содержание игры: Большое игровое поле. В середине его изображены мальчик и девочка. К ним ведут 8 дорожек, на которых встречаются пиктограммы с изображением основных эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, страх. Кубик, 8 фишек. 25 маленьких карточек с заданиями. Типы заданий:

· Назови сказочного персонажа с таким настроением;

· Как по-другому можно назвать это настроение. Предложи 3 варианта;

· Почему бывает такое настроение?

· Изобрази это настроение;

· Расскажи, когда у тебя было такое настроение.

Ход игры: Играть может от 2 до 8 человек. С помощью кубика и фишек дети двигаются по дорожкам. При попадании на пиктограмму ребенок должен вытянуть карточку с заданием. Если задание не выполнено, выполнено частично или неверно, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до центра.

 

Дидактическая игра «Пляшущие человечки» (О. В. Алалыкина, О. А. Куварзина)

Цель: развивать умение соотносить мимику с жестами, развивать внимание, мышление.

Содержание игры: 6 карт с изображением человечков в разных эмоциональных состояниях, соответствующие туловища из проволоки, 6 бумажных головок с такими же эмоциональными состояниями.

Ход игры: С помощью карт подобрать к проволочным туловищам соответствующие головы.

 

Дидактическая игра «Куклы»

Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния, развивать внимание, мышление, память.

Содержание игры: две мягкие куклы - мальчик и девочка. Черты лица (глаза, брови, рты) крепятся на липучки. 6 плоскостных изображений лиц с основными эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, страх, удивление, спокойствие).

 

 

С.В. Кокорина

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКОРО В ШКОЛУ»

 

Пояснительная записка

 

Понятие «готовность к школьному обучению» означает: развитие речи, развитие интеллектуальных способностей, развитие произвольности, развитие познавательной активности, развитие мелкой моторики, сформированность внутренней позиции школьника.

Проведенные исследования показывают, что около трети детей 6-7 лет психологически не готовы к школьному обучению. По данным Министерства образования РФ среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза, достигнув 30% и более.

Й. Шванцер считает, что школьная зрелость - это достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении. По мнению А.Анастази, школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями и мотивами, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Л.И. Божович рассматривает готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. А.Н. Леонтьев в своих трудах отмечал, что период 6-7 лет – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. Достаточная готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности к произвольной, то есть осознанной и волевой регуляции поведения.

Период дошкольного детства является сензитивным для психического развития ребёнка. За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти. Постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением. Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Специфика детского сада компенсирующего вида вносит свои коррективы в работу. Дети с общим недоразвитием речи относятся к «группе риска» по готовности к школе, так как отличаются следующими особенностями развития: низкая наблюдательность и познавательная активность преимущественно к языковым явлениям; недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесному; низкая способность к переключаемости, неустойчивое внимание; низкий уровень самоконтроля, пониженная работоспособность; недостаточное развитие словесно-логического мышления; повышенная психическая истощаемость; неумение проявлять волевые усилия для выполнения учебных заданий; недостаточная сформированность произвольной деятельности и общения.

Опираясь на положение о том, что каждая фаза умственного развития ребенка формируется в непосредственной связи и зависимости от предыдущей, Л.С. Выготский выдвинул положение о том, что при определенных благоприятных педагогических условиях возможно предупредить появление вторичных проявлений недоразвития высших психических функций. Специальная помощь педагогов и психологов на стадии подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи должна быть направлена на предотвращение таких вторичных проявлений.

Программа «Скоро в школу» представляет собой систему коррекционно-развивающего воздействия специалистов на стадии подготовки к школе.

Целью данной программы является подготовка ребенка-дошкольника к полноценной учебной деятельности средствами активного социально-психологического взаимодействия.

Задачи:

1. Учить устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

2. Развивать мышление и другие познавательные процессы.

3. Формировать произвольное поведение.

4. Обогащать словарный запас.

Методика реализации программы. Программа предназначена для детей 6-7 лет. В неделю проводится 1 занятие продолжительностью 20-30 мин.

Занятия проводятся в форме игр-путешествий.

Структура занятий представлена следующими блоками:

1. Разминка.

2. Коррекционно-развивающий блок.

3. Двигательная разминка.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Прощание.

Занятия проводятся психологом, имеющим опыт работы с детьми данного возраста. Необходимое требование – знание психологических особенностей детей данного возраста, владение навыками толерантного общения, развитые эмпатические способности.

Тематическое планирование

 

№ п/п Наименование занятия Цели
1. Занятие 1. «Времена года» - формирование понятий о временах года - знакомство с признаками предметов - развитие операций анализа (сравнение предметов), развитие вербального мышления - развитие мелкой моторики
2. Занятие 2. «Времена года» (продолжение) - развитие общих представлний об окружающем мире, расширение кругозора - развитие вербального мышления - развитие произвольной сферы - развитие мелкой моторики
3. Занятие 3. «Путешествие на таинственный остров» - развитие слуховой памяти - знакомство с отношениями между предметами и понятиями - развитие операций анализа (сравнение предметов) - развитие эмпатии - развитие воображения
4. Занятие 4. «Волшебный лес» - развитие логического мышления - развитие общих представлений об окружающем мире (знакомство с обитателями леса)  - узнавание предметов по заданному признаку
5. Занятие 5.    «В стране Сообразилии» - развитие логического мышления - знакомство с понятием «Животное» - развитие эмпатии
6. Занятие 6. «Колобок» - установление логических связей между противоположностями - развитие понимания количественного и качественного соотношения предметов - развитие логического мышления - развитие мелкой моторики
7. Занятия 7 – 8. «Путешествие в Москву» - формирование операций классификации и обобщения - формирование навыков счета до десяти - развитие памяти и отработка методов запоминания
8. Занятие 9. «Дружба» - знакомство с понятием «Дружба» - развитие дружелюбия, навыков общения со сверстниками - развитие отдельных операций памяти, внимания, мышления
9. Занятие 10. «Моя семья» - формирование позитивного отношения к своей семье - развитие отдельных операций внимания, мышления, воображения
10. Занятие 11. «Школа» - формирование школьной мотивации - знакомство детей с школьными правилами

 

Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы

Программа «Скоро в школу» разрабатывалась и прошла этап внедрения в МДОУ № 20 «Росинка» г. Омутнинска и показала свою эффективность. В результате коррекционно-развивающей работы по программе уровень мышления повысился у 35,5% участников. Повышение уровня развития памяти констатируется у 29% дошкольников. Перед реализацией программы у 48,4% детей выявлен «недостаточный» уровень развития внимания, «достаточный» уровень – 51,6 %. По окончании работы 87,1% показали «достаточный уровень развития внимания», 12,9 % - «недостаточный». Перед началом реализации программы уровень тревожности «выше нормы» выявлен у 64,5% детей, «нормальный» уровень тревожности – у 35,5%, по окончании работы эмоциональную готовность к школе демонстрировали уже 94,1%.

Будущие первоклассники к началу обучения в школе должны знать своё имя, отчество, фамилию; свой домашний адрес, название своего города, страну, столицу; имя, отчество родителей, их место работы; времена года; название месяцев, дней недели, текущий год; виды деревьев, цветов; уметь различать диких и домашних животных.

В рамках оценки эффективности программы проводится первичная и заключительная диагностика с использованием следующих методик: методика оценки интеллекта детей старшего дошкольного возраста («МЭДИС»), «Оценка игровой и учебной мотивации» (Д. В. Солдатов), «Оценка зрительной кратковременной, слуховой памяти» (А. Р. Лурия), «Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер), «Оценка личностной тревожности» (Д. Теммл), «Корректурная проба» (Д. Векслер).

По результатам диагностики психологом ДОУ заполняется карта сопровождения развития ребенка, которая передается школьному психологу при поступлении ребенка в школу (Приложение 1).

С целью повышения эффективности программы для родителей проводятся групповые консультации, которые направлены на принятие родителями новой социальной роли «родитель ученика», на развитие у них педагогической рефлексии. Темы консультаций разрабатываются на основе анализа конкретной родительской группы, например, «Тип личности ребенка и его готовность к школе» (Приложение 2), «Дети и родители глазами друг друга» (Приложение 3)

Проводятся консультации для педагогов: «Готовность к школе» (Приложение 4).

 

Конспекты занятий

Занятие №1 «Времена года»

Цели: формирование понятий о временах года, знакомство с признаками предметов, развитие операций анализа (сравнение предметов), развитие вербального мышления, мелкой моторики руки.

Материалы: иллюстрации «Времена года», Самолет Шустрик, Винни Пух, Пятачок, картинки «5 отличий», тетрадь, карандаши.

 

Ход занятия

Ведущий: Посмотрите в окно. Солнышко улыбается и заглядывает к нам, чтобы посмотреть, чем мы занимаемся. Давайте улыбнемся солнышку в ответ и начнем наше удивительное путешествие. Да, вы не ослышались. Сегодня мы отправимся путешествовать на этом веселом самолетике. Его зовут Шустрик. Но чтобы Шустрик взлетел, нам нужно ответить на его вопросы. Готовы?

Вопросы: Какое сейчас время года? Что происходит осенью? Как дети осенью одеваются? Что происходит зимой? Во что дети играют зимой? Как они одеваются зимой? (аналогичные вопросы про лето и весну).

На доске картинки с изображением времен года.

Ведущий: Покажите, где здесь лето, весна, осень, зима. Молодцы! Вы ответили на все вопросы Шустрика. Он завел свои моторчики. Готовы? Полетели!

Физкультминутка «Самолет»:

Руки ставим мы вразлет-

Получился самолет.

Взмах крылом туда, сюда

Делай раз, и делай два

1, 2, 1, 2.

Руки в стороны держите

Друг на друга посмотрите.

Ведущий: Смотрите, ребята, кто это нам внизу лапкой машет? (Винни Пух). Давайте спросим его, что он тут делает.

Винни-Пух: Мой друг Пятачок попал в беду. Его заколдовала злая волшебница, т.к. он не справился с её заданиями. Не летайте туда, она и вас заколдует.

Ведущий: Что будем делать, ребята? Назад полетим? Хорошо. Давайте полетим вперед и поможем Пятачку.

1 задание «Загадки»

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет (кошка).

Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крылом собирает (курица).

С хозяином дружит, дом сторожит, спит под крылечком, хвост колечком (собака).

Спереди- пятачок, сзади- крючок, посередине- спинка, на спинке- щетинка (поросенок).

Хвост с узорами, сапоги со шпорами (петух).

Ведущий: Ребята, о ком все эти загадки? (домашние животные)

2 задание «Отличия»

Ведущий: Найдите 5 отличий между двумя птичками.

 

 

     
 

 

 


3 задание «Аналогии»

Птица - летает, рыба-…

Ворона - птица, медведь-…

Клубника - ягода, яблоко-…

Корова - мычит, кошка-…

Лопата - копать, молоток-…

Сапоги – нога, шляпа -…

Утка – утенок, корова -…

Ведущий: Ну, вот мы и справились со всеми заданиями злой волшебницы. Пятачок спасен.

Винни-Пух: Спасибо вам, ребята! Вы освободили моего друга.

Ведущий: Давайте попрощаемся с Винни-Пухом и Пятачком и полетим дальше.

4 задание «Работа в тетради»

 

             
     

 

 


Физкультминутка «Самолет»

Ведущий: На этом наше путешествие заканчивается. Что вам понравилось? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Шустрик прощается с вами. Но он обязательно прилетит к вам ещё. До встречи!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.068 с.)