Диагностика результативности работы по программе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика результативности работы по программе



«Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка» (В. М. Минаева)

Задание 1.

Цель: изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя из сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

Задание 2.

Цель: изучение выразительности речи.

Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний.

Задание 3.

Цель: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»

Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Задание 4.

Цель: изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.

Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

· Когда бывает интересно?

· Когда человек удивляется?

· Когда человек получает удовольствие?

· Когда бывает стыдно?

· Когда бывает страшно?

· Когда человек злится?

· Когда бывает радостно?

· Когда у человека бывает горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

· Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

· Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

· Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

· Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

· Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

· Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

· Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?

· Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии ответов.

Задание 5.

Цель: изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали удивление, страх, злобу, радость, горе.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.

Методика «Лесенка»

Цель: исследование самооценки.

Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. Посредине нужно расположить фигуру ребенка (мальчика или девочки), вырезанную из бумаги.

Инструкция: Посмотри на лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше ступенька, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку тебя поставят твои друзья? А куда ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? А папа? А воспитательница?

Тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)

Цель: исследование внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка.

Инструкция: Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем0то заняты.

Материалы: стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик, цветные карандаши.

Беседа после окончания рисования:

1. Кто нарисован на рисунке?

2. Что делает каждый член семьи?

3. Где они находятся?

4. Им весело или скучно?

5. Кто из них самый счастливый и почему?

6. Кто самый несчастный и почему?

Кроме вопросов ребенку можно предложить несколько ситуаций для выявления позитивных и негативных отношений в семье:

1. Представь, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация. Анализируют структуру рисунка (состав семьи), расположение членов семьи, особенности их взаимодействий, последовательность и особенности рисования членов семьи, символику рисунков.

Таблица «Нарушения поведения у детей»

Инфантильная агрессивность:

Задиристый.

Часто ссорится с детьми.

Мучает окружающих.

Часто провоцирует родителей.

Оскорбляет окружающих.

Придирчивый.

Непослушный.

Постоянно выставляет свои требования родителям.

Характерны внезапные проявления буйного темперамента.

Ведет себя как тиран.

Склонен к припадкам агрессивности.

Ревнует к братьям и сестрам.

Жалуется, что его не любят.

Ссорится со сверстниками.

Неугомонный, буйный.

Сердит других детей.

Слишком много говорит.

Разрушает принадлежащие ему вещи, игрушки.

Сверхактивность:

Находится в постоянном движении.

Суетлив.

Много говорит.

Говорит чепуху.

Неспокойно спит.

Характерны внезапные проявления буйного темперамента.

Нервно обкусывает ногти.

Не умеет ждать.

Обособленность:

Застенчивый.

Любит одиночество.

Скрывает свои чувства.

Стремится держаться в тени.

Не принимает участия в грубых играх.

Предпочитает не уходить далеко от дома.

Необщителен.

Пуглив.

Страх:

Склонен к головным болям, в школьном возрасте – мигреням.

Частые боли в животе.

Ощущает страх перед детским садом или школой.

Легко соглашается, что виноват.

Жалуется, что его не любят.

Легко возникает рвота.

Нарушения сна:

Не хочет спать один.

Трусливый.

Боится по ночам.

Беспокойный сон.

Робкий.

Мучают кошмары.

Трудности в обучении:

Заучивает материал с трудом.

Плохо читает.

Плохо делит слова на слоги.

Не справляется с домашними заданиями.

Отстает от остальных учеников, одногруппников.

Плохо пишет.

Плохо считает.

Легко отвлекается.

Агрессивное поведение:

Иногда совершает плохой поступок, только чтобы привлечь к себе внимание.

Охотно провоцирует детей.

Мешает другим детям своим неугомонным поведением.

Толкает, задирает и бьет других детей.

Всегда находит недостатки в том, что делают другие дети.

Когда сердится, грозит причинить другим детям зло.

Скованное поведение:

Боится чужих взрослых.

Изменения ситуации его легко выводит из равновесия.

Боится, что проиграет во время игры.

Дрожат руки, когда волнуется.

Быстро пугается.

Никогда не кричит громко, даже если есть все основания сердиться.

Не защищается, когда другие дети обижают.

Пассивно-агрессивное поведение:

Становится капризным и упрямым, если что-то не получается так, как хочет.

Обижается на малейшую критику по отношению к себе.

Считает, что все должны ему во всем потакать.

От любого требования подчиниться дисциплине приходит в ярость.

Сердито и зло смотрит на окружающих.

Постоянно заряжен гневом.

Когда сердится, ни с кем не разговаривает.

Педагогам или родителям предлагается внимательно ознакомиться с перечисленными признаками нарушений в поведении ребенка и выбрать наиболее подходящие. Возможно их проявление не в «чистом виде», а в сочетании с другими. С помощью данных таблиц можно сформулировать наиболее общее представление о формах поведения ребенка. Используется в работе с детьми 4 – 10 лет.

Приложение 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.019 с.)