Аудио-визуальные и электронные СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудио-визуальные и электронные СМИ



 

С окончанием перестройки в России появляется множество коммерческих телеканалов, регулярно транслирующих музыкальные передачи и клипы известных рок-групп того времени: 2х2, ТНТ, Муз-ТВ. Начинает свое вещание российский вариант популярного на Западе телеканала MTV, где в клиповых подборках часто можно встретить музыкантов таких группы как Metallica, Nirvana, Guns n Roses и других модных в то время артистов. Основную целевую аудиторию канала составляют молодые люди в возрасте от 11 до 34 лет. А отбор музыкального материала происходит по принципу востребованности того или иного жанра среди молодежи в данный момент. В начале 2000-х годов усиление позиций таких развлекательных каналов, как СТС <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A2%D0%A1> и ТНТ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%9D%D0%A2>, вынудило MTV изменить сетку вещания канала в сторону уменьшения количества передач, имеющих отношение к музыке - их вытеснили, например, программы "Поцелуй навылет" и "Элементарный секс". Также в последнее время большую часть эфирного времени канала занимают не собственные передачи, а заимствованные у других отделений MTV.

В 1992 году на Пятом Канале Санкт-Петербурга в эфир начинает выходить программа "Нержавеечка", посвященная тяжелой музыке. В программе в большом количестве присутствовали клипы западных и отечественных музыкантов, а многие из них становились гостями на съемочной площадке. Ведущие Кирилл Немоляев (вокалист группы Бони НЕМ) и Хрюша в косухе (вымышленный персонаж, очень напоминающий Хрюшу из детской программы "Спокойной ночи, малыши") пытались все - возможными способами не только информировать своего зрителя о последних новинках из мира тяжелой музыки, но и развлекать. В программе присутствовали различные комические рубрики, нарочито нелепые выходки ведущих и обязательный конкурс для телезрителей с музыкальными призами. Одним из наиболее полюбившихся зрителям конкурсов назывался "Хорошо ли ты знаешь OZZY?", основной целью которого было правильно ответить на все биографические вопросы о звезде тяжелого рока, включая даже самые незначительные подробности. Таким образом, ведущие "Нержавеечки" постоянно поддерживали контакт со своими почитателями, привнося в программу элемент интерактивности.

Начавшая свое вещание еще в 1983 году, молодежная программа "До 16 и старше" в 90-е годы особо активно эксплуатировала тематику рок-музыки во всем ее многообразии, не исключая даже самые радикальные ее направления и субкультуры. В короткометражных сюжетах все чаще начинают появляться панки, металлисты, скинхеды и прочие неформалы. Однако, ведущие часто нарочно пытаются представить эти течения молодежной культуры в негативном свете, сводя их суть к алкоголизму, наркомании, фашизму, уличным дракам. Многие российские музыканты становятся частыми гостями программы и, более того, главными героями некоторых ее выпусков ("Ария", "Крематорий", "ДДТ")

Наиболее свежо на центральном телеканале ОРТ выглядело музыкальное ток-шоу "Рок-урок". В программе известные российские музыканты исполняли свои лучшие песни, а зрители после выступления задавали им вопросы. Студия была оформлена как ринг, в центре которого находились музыканты. Вокруг сидели зрители. Их задача была - нокаутировать музыкантов самыми необычными и каверзными вопросами. Ведущий руководил "боем" и комментировал происходящее. Первоначально вопросы задавали школьники младших и средних классов. Вопросы детей не были заранее подготовлены: неожиданность была основным принципом программы. Но, как показала практика, интеллектуальный уровень школьников не всегда соответствовал сложности задачи. Поэтому к участию в программе стали привлекать будущих журналистов - подростков, сотрудничавших с московской молодежной газетой "Глагол". Юный ведущим программы - Иван Попов - был одним из самых примечательных детей, имеющих отношение к отечественному телевидению. Его талант импровизировать перед камерой, смелость, задор, энергетика и удивительное для ребенка чувство юмора обеспечили передаче сверхвысокие рейтинги. Всего вышло 250 выпусков программы и ее гостями побывали практически все звезды российской поп - и рок-музыки. Создатели программы также старались привить молодежной аудитории вкус к классической музыке. В этой студии Мстислав Ростропович <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9C%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Дмитрий Хворостовский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%A5%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9> были не менее желанными гостями, чем "Агата Кристи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8>" и Вячеслав Бутусов. Со временем в программу помимо музыкантов стали приглашать известных политиков, актеров, деятелей культуры.

Отметим в нашем исследовании программу "Акулы Пера", выходившую в течении пяти лет (1995-2001 гг.) на канале ТВ-6, который на тот момент бы ориентирован на молодежную аудиторию. В рамках программы журналисты, представляющие различные издания самого разного толка (музыкальные, спортивные, общественно-политические), задавали вопросы известным людям, пришедшим в студию; в большинстве случаев рок - и поп-музыкантам. "Само понятие "Акулы пера" возникло давно, но получило развитие и с тех пор имеет определенный смысл, когда речь идет о журналистах, благодаря телевизионному проекту о музыке и обо всех, кто имеет отношение к миру шоу-бизнеса. Любимая многими меломанами и любителями популярной музыки скандальная программы "Акулы пера" появилась на телевизионных экранах в 1995 году и была, пожалуй, единственным проектом, в котором журналисты могли спросить и получить ответы прямо, честно и напрямую". Продюсером и руководителем проекта был шоумэн Иван Демидов, а участниками - журналисты Сергей Соседов, Отар Кушанашвили и Илья Легостаев, а также другие приглашенные на отдельные передачи этого цикла журналисты. В музыкальной среде не каждый популярный музыкант имел смелость добровольно отправиться на программу. Однако, как показывает практика, программа "Акулы Пера" часто повышала рейтинг как журналистов, так и ведущих.

Иногда программа перерастала в банальные скандалы, провоцируемые журналистами. Например, жесткой критике подверглась Татьяна Буланова за песню "Ясный мой свет"; участники группы "Иванушки International", получившие сравнение с дурачками-шутами, исходя из аналогии с русской сказкой; группа "Коррозия Металла" была обвинена в неонацизме и разврате.

Как вспоминают участники телевизионного музыкального проекта "Акулы пера", запись передач проходила в настолько напряженной обстановке, что некоторые покидали съемки и обещали вернуться через пару лет, когда "акулы" подрастут для нормального общения. Атмосфера на экране вырисовывалась весьма недоброжелательная, потому что главная задача журналистов была раскрыть самые неприглядные факты или домыслы, спровоцировать звезду и создать нестандартную ситуацию. Следует заметить, что некоторые музыканты выходили из неприятных и затруднительных ситуаций с большим достоинством, но это происходило довольно редко.

год стал знаковой точкой в истории нашей страны. Началась перестройка, вдохнувшая новую жизнь в советское общество и коренным образом изменившая культурную обстановку СССР. И.В. Кузнецов в своей работе "История отечественной журналистики" отмечает, что большое развитие в этот период происходит в радиовещании, и к 1990 году вели вещание около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. А 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной радиостанции "Эхо Москвы", учредителями которой выступили Моссовет, редакция журнала "Огонек" и факультет журналистики МГУ.

"Начало 90-х - время активного формирования нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические и социальные преобразования в стране привели к серьезным изменениям в структуре и функционировании всех средств массовой информации, в том числе и электронных, их демократизации. Внедрение высоких информационных технологий открыло широкие возможности для совершенствования качества вещания, экспериментов в области создания новых программ и их яркого звукового оформления". Одна за другой стали появляться коммерческие радиостанции.

Первой коммерческой радиостанцией, вещающей на территории нашей страны, и первой рок-радиостанцией стало "Радио РОКС". Радиостанция начала свое распространение через спутник из столицы Норвегии Осло на территорию бывшего Советского Союза, а первые города-слушатели появились в странах Прибалтики. После попытки вещать в Москве "Радио Рокс" в 1992 окончательно обосновывается в Санкт-Петербурге. Уже через год регион вещания охватывает 35 городов страны, а в Северной Столице начинается региональное вещание.

Основа формата радиостанции, прежде всего, - классический рок 60-х, 70-х и 80-х годов (The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd, Motorhead). В нашей стране "Радио Рокс" остается единственной радиостанцией, занимающейся подобной музыкой и благодаря этому всегда имеет своего слушателя. Однако, помимо традиционной программы вещания существует множество специализированных авторских программ. Например: "Весь этот джаз" Леонида Голощекина, повествующий о классической составляющей джазовой музыки или программа "Сумерки Богов" для любителей готик, дум и дэт-металла. За время существования "Радио Рокс" его гостями были многие рок-звезды мирового уровня: Йан Гилан, Рон Джеймс Дио, музыканты групп Hellowen и Gamma Ray и многие другие известные музыканты.

В европейской музыкальной культуре Нового времени сформировалась ценностная модель, сохраняющая свое значение для нашей современности. Главное в ней - абсолютный приоритет уникальности художественного творчества. Этот фактор является одним из краеугольных камней, заложенных в основе любой авторской музыкальной программы.

"Авторская программа - радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера. То есть, автор передачи целиком и полностью отвечает за ее производство: сам придумывает тему, сам пишет текст, подбирает музыкальный материал, продумывет джингл, иногда находит спонсоров".

Авторская программа может существовать как на коммерческой, так и на государственной радиостанции. Автор программы договаривается с гостями о предстоящей встрече, обсуждает тему грядущей беседы, обговариваются наиболее нежелательные вопросы. Однако, иногда работа происходит в настоящем времени, и начинает действовать сила творческой импровизации автора.

Большое значение имеет сам формат радиостанции и ее музыкальная концепция. Например, мы никогда не услышим авторскую программу об американском джазе на радиостанции, ориентированной исключительно на отечественную поп-музыку. Однако, автор сам отбирает необходимый музыкальный материал, который может ни разу не прозвучать за пределами его программы, не нарушив при этом общую концепцию радиостанции.

Постановка актуальных вопросов культуры и общества является неотъемлемой частью музыкальной журналистики, в свою очередь, круг затрагиваемых вопросов для достижения определенной цели программы, а также характер их решения определяется самим автором. По мнению А. Шереля, большинство авторских программ характеризует внутренняя ритмика их движения, состоящая из последовательного чередования текста ведущего, музыкальных композиций, прямых включений с места события, создавая разнообразие и эффект присутствия. Также важной характеристикой авторской программы является наличие ее специальной и отличной от других музыкальной подложки. Автор практически всегда использует "фирменное" приветствие и прощание, вырабатывает свою уникальную манеру общения со слушателями. Это становится знаком его творения, благодаря которому многие запоминают программу.

Широкий спектр авторских программ предлагает своим слушателям главная рок-радиостанция страны "Радио Рокс". Здесь можно услышать множество новой и редкой музыки, отсутствующей в привычном плэй-листе. Авторские программы о джазе, металле, этнической музыке на сегодняшний день уникальное явление для радиослушателей.

Программа "Весь этот джаз" Давида Голощекина полностью посвящена этому направлению популярной музыки. Ведущий является поклонником классической школы джаза (в его понимании - это свинг, бибоп, кул, хард-боп) и старается избегать экспериментов, отдавая предпочтение истокам жанра. Давид сам играет во многих джаз-бэндах и является культовой фигурой питерского джаза. Он не понаслышке знаком не только с теорией, но и с практикой этого направления. Вот уже много лет вокруг Голощекина группируется весь ленинградский джазовый "мейнстрим". Саксофонисты Михаил Костюшкин, Игорь Бутман, барабанщики Виктор Щербин, Евгений Губерман, контрабасисты Вениамин Дунаевский, Дмитрий Колесник, гитарист Андрей Рябов. Помимо работы на "Радио Рокс", Давид также рассказывает о джазе на волнах санкт-петербургского радио в программе "Джазовый калейдоскоп".

Другим заметным проектом радиостанции является программа Александры Ромашовой "Лунный город". Эта единственная в Санкт - Петербурге музыкальная программа электронной, экспериментальной, авангардной музыки еженедельно собирает у радиоприемников многотысячную аудиторию. Это и постоянные слушатели, однажды попавшие на волну "Радио Рокс" и благодаря программе оставшиеся ее верными спутниками, и новые слушатели. В "Лунном городе" звучит не только электронная музыка в классическом понимании этого термина. Диапазон музыкальных произведений очень широк: от сольной гитары до эмбиентных полотен, от психоделических пассажей до экзотического звучания давно забытых инструментов, от трип-хопа до мягких и нежных мелодий космической музыки.

По словам самой Ромашовой, программа возникла благодаря ее интересу к культуре других народов: "Я не стала ограничиваться электронной музыкой, мне всегда была интересна этническая музыка, и в программе звучит много современной этники. А также мне всегда была интересна история во всех проявлениях: и история создания произведений, и история исполнителей и создателей музыки. И история жанров, и стран, и мест, откуда пришла эта музыка. Поэтому программа получилась (со временем) с некоторым познавательным оттенком".

Уникальное явление для отечественного радио - программа Ильи Павлюченко "Rock Live". Автор предоставляет замечательную возможность побывать на концертах наиболее знаменитых рок-групп прошлого и настоящего, ощутить подлинный дух "живого рок-н-ролла". Ведь, как известно, концертные версии многих рок-композиций гораздо более интересны своих студийных оригиналов. Прежде всего, это более динамичная манера исполнения, присутствие живой энергетики музыкантов и разнообразные инструментальные импровизации, так любимые многими меломанами.

В каждом выпуске слушатели путешествуют вместе с автором в выбранную им точку на карте, где происходит примечательный рок-концерт. В начале программы, как правило, Павлюченко рассказывает интересные факты, связанные с местом проведения концерта, а затем переходит к основной музыкальной теме своего проекта.

Главным источником для подготовки к программе служат новинки музыкальных магазинов и интернет-источники. "Сначала я определяюсь с выбором исполнителя, затем начинаю внимательно изучать его биографию, а также факты, связанные с тем или иным местом проведения концерта. На основе всего прочитанного, я пишу свой собственный текст, который, по большому счету, представляет из себя сценарий отдельно взятой программы. Потом я записываю этот текст в студии и, используя специальные компьютерные программы, свожу все в единое целое. "Rock Live" готов к выходу в эфир. Что касается вопроса, почему эта программа появилась на "Радио Рокс", то ответ тут довольно прост - все программы, которые появляются в эфире той или иной радиостанции, возникают там, потому что автор и руководство считают, что проект будет успешным".

"Радио Рокс", практически полностью ориентированное на западную музыку, включает в свой формат программу Жени Глюк "Русский Рок". Программа рассказывает о современном состоянии отечественной рок-музыки. Женя Глюк особо акцентирует внимание на грядущих рок-н-рольных мероприятияx, проходящих в Санкт-Петербурге, и часто приглашает их участников в студию для живой беседы. Гостем программы "Русский рок" даже успел побывать лидер сибирской панк-группы "Гражданская Оборона" Егор Летов, сторонившийся практически любых официальных средств массовой информации.

Помимо "Радио Рокс", большое количество авторских рок-программ выходит и на других радиостанциях, не всегда связанных с рок-музыкой. Особой популярностью в нашей стране пользуются программы, посвященные тяжелой рок-музыке, первые из которых появились еще 20 лет назад. В конце 80-х на волне повышенного интереса к тяжелой музыке в нашей стране на радио "Юность" в рамках "Полевой почты" появляется передача "Рок-наряд". Ее ведущие Михаил Борзин и Валерий Гаина (играющий по-совместительству в группе "Круиз") представляли слушателям последние новости как мировой, так и отечественной рок-сцены.

"Рок-наряд" впервые открыл для многих радиослушателей все разнообразие мировой металлической музыки, как одного из самых энергичных и востребованных направлений рока. Здесь можно было познакомиться с такими новыми для советских слушателей направлениями, как трэш, дэт и спид-метал. В рамках программы новоиспеченные монстры советского метала, такие как "Шах", "Черный Обелиск", "Мастер", "Коррозия Металла", звучат наряду с известнейшими западными коллегами по цеху и лишь изредка разбавляются новостями. Ведущие проводили параллели между их творчеством и пытались найти в отечественном метале свою изюминку.

С приходом кризисных 90-х "Рок-наряд" прекращает свое существование, однако спустя несколько лет на радио "Юность" появляется программа "Железный занавес", также ориентированная на тяжелую музыку. Ее ведущий Сергей Маврин - гитарист и современный композитор - долгое время играл в знаменитой группе "Ария", для которой написал большую часть "классического" материала, а позже создал свой собственный коллектив с названием "Маврик", с которым выступает и по сей день. Его радиопередача очень быстро становится одной из самых популярных и востребованных на радио "Юность". За один час Сергей успевал сделать то, что порой не получалось у многочисленных конкурентов с журналистским образованием. В прямом эфире он рассказывает о новых молодых коллективах из России и стран СНГ, ставит уже ставшие классикой мировой музыки произведения грандов харда, хэви, трэша; также приглашает в студию гостей для обсуждения наиболее актуальных вопросов.

Еще одним важным плюсом "Железного Занавеса" являлся его еженедельный "стол заказов", где каждый слушатель мог попросить включить в сет-лист свою излюбленную композицию или предложить тему для обсуждения с помощью интернета. Ведь одна из главных задач журналиста - поиск контакта с аудиторией, использование мнений людей в своем рабочем процессе. Маврин уделял значительное внимание письмам своих слушателей и, по возможности, отвечал на них в прямом эфире программы.

Для разряжения тяжелой металлической обстановки автор включает в свою программу монологи вымышленного персонажа Кузьмича, веселившего слушателя своими рассуждениями о металлической музыке. Со временем Кузьмич становится в прямом смысле соведущим Сергея и фирменным знаком "Железного Занавеса". Он объявляет композиции, предворяя их легендами древнего мира, и рассказывает историю рок-групп в форме русских народных сказок. Низкий и скрипучий голос Кузьмича безошибочно узнается слушателями и придает программе свой уникальный для отечественного радио образ. С помощью участия в программе Кузьмича создается эффект вовлечения слушателя в музыкально-сказочный процесс самой программы.

Маврин использует принцип диалогичности, максимально приближая многие текстовые структуры "Железного занавеса" к естественному общению людей. В процессе такого диалога участвует сам Маврин, его вымышленный персонаж и слушатели программы. При наличии двух активных субъектов радио-диалога отсутствие обратной связи для слушателя становится не столь заметным.

Другой заметной стороной "Железного занавеса" являются шумы, активно используемые в ходе рассказа и диалога ведущего, иллюстрирующие слова автора и помогающие описать место действия. Программа оживает и обретает свою атмосферу благодаря правильно подобранным и скомпонованным шумам, представляющим собой самостоятельные части сюжетной конструкции. Они являются не менее важным выразительным средством, чем текст или музыкальные композиции в радио-творении Маврина. На наш взгляд, подобное средство выразительности сыграло немаловажную роль в становлении программы и обретении ее индивидуальности. Недаром многие современные психологи и искусствоведы, по мнению А. Шереля, ставят знак равенства между музыкой и шумами, имея ввиду способность отражать явления материального мира "ритмично и интонационно". Окончательно выбившись из формата радио "Юность", программа "Железный Занавес" прекращает свое существование в 2008 году.

Наряду с "Железным Занавесом" одной из главных радио-программ о тяжелом роке остается проект Дмитрия Добрынина "Прицел" на "Радио России". Характерной особенностью программы становится определенная направленность каждого выпуска. Добрынин останавливается на конкретном музыкальном событии, альбоме или направлении и поэтапно анализирует его с различных позиций, уделяя большое внимание не только инструментальной, а еще и идеологической составляющей.

Добрынин раскрыл суть таких противоречивых и скандальных направлений, как дэт-метадл и блэк-металл. И, несмотря на брутальность и крайнюю экстремальность этих стилей, зачастую повествующих об антирелигиозной агрессии и сексуальных извращениях, Добрынину удается доходчиво и информативно преподнести их наиболее положительные стороны радиолюбителям широкого круга.

В его программе часто идет перекличка различных видов искусства. По мнению Добрынина, рок-музыка является частью мировой культуры и впитывает в себя влияния кинематографа, живописи, литературы. В эфире "Прицела" часто можно услышать рассказ о писателях, поэтах и художниках прошлых столетий, чье творчество вдохновляло на создание рок-композиций. Сальвадор Дали и Антуан Де Сент Экзюпери оказали значительное влияние на творчество In Extremo и Dark Tranquillity, а жестокие забавы императрицы Анны Иоановны положили основу концепции одного из альбомов группы Kamelot. Даже одна из самых скандальных рок-групп всех времен Black Sabbath была обязана своей творческой концепцией старым фильмам ужасов 30-х годов и мистической философии средневековья, в чем не раз сознавался бас-гитарист Гизер Батлер.

Добрынин тщательно изучает историческую хронику, мифологию и оккультные книги, интересующие музыкантов. И каждый раз, проводя между ними параллели, он доносит до слушателей информацию, которую не найти в рок-энциклопедии или на сайте любимой команды. Возможно, именно поэтому программа "Прицел" вот уже более пяти лет остается востребованной. В Красноярске, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге даже возникают ее фан-клубы, что не характерно для явлений подобного рода.

По примеру Маврина, желая развеселить своего слушателя и на пару минут отвлечь от тяжелой музыки, Добрынин создал своего комичного героя - Дарью Металокрюковну, исполняющую рок-гимны прошлых лет. Как известно, юмор - обязательное свойство ведущего развлекательных программ. К сожалению, стремление быть абсолютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежелательному, негативному результату: свобода выражений граничит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить - в малограмотную бестактность по отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. Здесь главное - культурный уровень личности работника эфира. На наш взгляд, и Добрынину и Маврину удается поддерживать безошибочный баланс дозволенного и развлекать слушателя в нужную минуту.

Вслед за "Прицелом", Дмитрий Добрынин создает еще две рок-программы - "Восьмая нота" и "Высокое напряжение", посвященные, в основном, российскому тяжелому року. На протяжении всей программы, как правило, проходит интервью с отечественными рок-музыкантами и изредка телефонные разговоры с их западными коллегами. В случае, если программа выходит в праздничный день, Добрынин готовит специальный выпуск, посвященный данному событию с соответствующей музыкальной подборкой. Еще одной важной частью программы стало обсуждение актуальных для неформалов проблем, их взаимоотношение с государством и старшим поколением.

С появлением "Восьмой ноты" и "Высокого напряжения" в программах Добрынина появляется тематическое разнообразие и значительно расширяется музыкальная палитра. В его новых программах основное внимание уделяется не столько хитам "монстров хэви-металла", вроде Iron Maiden или Accept, сколько редким записям таких исполнителей, как "Агата Кристи", "Легион", Сергей Маврин, живому общению с ними в студии. Расширив "металлические" рамки, Добрынин привлек к своим программам новых слушателей, поклонников русского рока, фолка, этнической музыки и классики, которая также появляется в его проектах.

Дмитрий явно положительно расположен к своим гостям и по-дружески общается с ними, обсуждая историю становления музыкантов, их предпочтения в современном искусстве и выборе инструментов. В некоторых выпусках программы можно услышать премьеру новых композиций, исполненных в студии их авторами. На это делается определенный упор, и программа, таким образом, становится источником свежей информации и оплотом рок-премьер в эфире.

Мастерски владея техникой интервью, автору практически всегда удается раскрыть своего партнера, создав его портретный образ и одновременно получив необходимую информацию. Заметной чертой добрынинской беседы является и точное умение импровизации в необходимых случаях, и безошибочная способность повернуть разговор в нужное русло.

Добрынин в полной мере использует в своих проектах все выразительные средства вещания: звучащее слово, музыку, шумы и монтаж. Огромную роль в этом процессе играют сюжет и композиция. "Движение сюжета раскрывает содержание, композиция выстраивает все элементы в единое целое". Несмотря на всю разноплановость и многообразность программы, она имеет четкую внутреннюю структуру, отработанную до мелочей. Все этапы работы над материалом: выбор героя, создание и корректировка текста, запись материала в студии - важны в процессе подготовки программы и также имеют свой упорядоченный строй, в полной мере эксплуатируемый автором.

При выборе гостей Добрынин основывается на принципе "свежей" информации и старается сделать беседу наполненной смыслом и максимально актуальной. Сам он часто позиционирует свои творения, как радио-шоу, призванное одновременно развлекать и просвещать.

В качестве ведущего рок-передачи попробовал себя и знаменитый рок-музыкант Борис Гребенщиков. Его авторская программа "Аэростат" выходит с 2005 года на "Радио России" и на радиостанции "Культура". Она посвящена альтернативной музыке и рок-музыке мира, не вписывающейся в рамки большинства современных радиостанций. "В Аэростате я хочу рассказать о той музыке, которой питается моя душа, о разной музыке, которая меняла мир и продолжает менять его и по сей день", - говорит сам автор о своем детище.

В рамках программы Гребенщиков рассказывает историю рока, джаза, синтипопа, начиная с 50-ых годов, останавливаясь на наиболее интересных, по его мнению, композициях и музыкантах. В "Аэростате" звучит самая разная музыка, начиная с конца 60-х и заканчивая современной японской электроникой. Здесь часто можно услышать песни "Гражданской Обороны", "Ника Рок-н-ролла", "Янки" и других представителей неформатной музыки, бойкотируемых большинством радиостанций. Гребенщиков всегда ведет свой рассказ с присущим ему объективизмом и избегает личностной оценки, что придает программе особую ценность.

Наиболее заметным выразительным средством программы бесспорно является музыка, в полной мере иллюстрирующая слова автора. Гребенщиков не использует интершумы и подложки во время своего рассказа, ограничившись лишь короткой, но запоминающейся заставкой в начале программы. С одной стороны, он представляет музыку как источник вдохновения и глубокого эмоционального воздействия на человека: ведь музыка в силу своей выразительной природы способна здесь дать больше, чем любое другое искусство. С другой стороны, Гребенщиков определяет ее востребованность и идеологическое влияние на современного человека и социальные процессы.

Программа "Аэростат" построена по принципу "текст автора - музыка", без излишних вступлений и дискуссий, лишний раз подтверждая старую русскую пословицу "Краткость - сестра таланта". После лаконичного информационно-наполненного фрагмента текста автора следует музыкальная композиция, дополняя его слова и помогая слушателю максимально ощутить необходимую атмосферу того или иного времени. В качестве вступительного слова всегда следует приветствие в виде фирменного гребенщиковского "здравствуйте" и небольшая аннотация, подготавливающая слушателя к восприятию музыки. Текст написан доступным языком и хорошо понятен не только опытным меломанам, но и слушателям, не знакомым близко с рок-музыкой. К минимуму сведено использование музыковедческих и композиционных штампов, что говорит о раскрепощенном мышлении и индивидуальности автора. Рассказ Бориса слушается на одном дыхании и увлекает.

Гребенщиков не использует в своей программе социальные опросы и голосования, практически не выходит на прямые контакты со слушателями, изучая свою аудиторию с помощью электронных средств. Его основной функцией как музыкального журналиста, в данном случае, является просветительская. В основе программы заложены цели: донести до слушателей редкую и уникальную информацию, приобщить их к миру музыкального искусства. Пять лет своего существования "Аэростат" работает именно по этим принципам. Помимо традиционных лекций о рок-музыке в рамках программы слушатель знакомится с историей неформальных субкультур и религиозных культов. Гребенщиков проводит параллели между историей стран мира, ведических учений и музыкальных направлений современности.

Сбор информации автором всегда играет важную роль, определяя дальнейшее ее содержание. В программе Гребенщикова текст часто имеет аналитический характер. Автор самостоятельно исследует выбранные им темы, образуя из них новую и прорабатывая на протяжении всей программы. Можно смело сказать, что на сегодняшний день "Аэростат" является наиболее интеллектуальной музыкальной программой на российском радио, развивающей эрудицию и общий кругозор слушателей. Все тексты программы Гребенщикова подлежали тщательной расшифровке и были изданы в виде книги с одноименным названием.

Помимо всероссийских радиостанций с большим охватом вещания, во многих областях существуют региональные радиостанции со своими рок-программами. В нашем исследовании мы уделим внимание авторским проектам Данилы Костина, ведущего уже более 10 лет различные рок-программы на волнах мурманской радиостанции Power Fm. Мы считаем его проекты связующим звеном между региональными и всероссийскими рок-программами. Многие музыканты, прославившиеся позже в столицах, начинали свой путь с его программы. Первая из них "Солдаты Рок-н-ролла" (ставшая первой авторской программой на мурманском радио) впервые вышла в эфир 10 октября 1998 года и сразу привлекла к себе внимание всех любителей рок-музыки Кольского полуострова. В то время интернет-индустрия не была распространена на должном уровне, и для многих мурманских меломанов эта программа стала основным музыкальным информатором конца 90-х.

В рамках своего детища Костин рассказывал о новинках в мире отечественного рока и презентовал слушателям "свежие" альбомы. Некоторые выпуски были посвящены отдельным именитым ансамблям: истории их становления и развития. Однако, основной целью программы было продвижение мурманской рок-сцены, выявление музыкальных и идеологических особенностей, ее сравнение с московской и петербургской. Костин регулярно приглашал на программу в прямой эфир наиболее запомнившихся ему исполнителей со всей мурманской области и знакомил слушателей с их творчеством и музыкальной концепцией. Благодаря "Солдатам Рок-н-ролла" широкую известность за пределами мурманской области получают такие группы, как "Кузя Бэнд", "Сайт", "Корнхолио". Их диски начинают продаваться в столице и других крупных городах страны.

В рамках "Солдат рок-н-ролла" присутствовал достаточно редкий жанр - радиорецензия. Этот жанр, столь популярный в печатной музыкально-критической журналистике, практически полностью отсутствует в радиоформате, либо представлен в урезанном и упрощенном варианте. Костин пытался проникнуться идейно-творческим замыслом автора, проводя в прямом эфире кропотливый анализ новых альбомов отечественных рок-групп.

С позиции профессионального журналиста он раскрывал сильные и слабые стороны произведения, анализировал историю и условия его создания, избегая грубого и бездоказательного отношения, даже в том случае, если альбом был ему не симпатичен. Активно использовался и звуковой материал, насыщая рецензию дополнительными выразительными средствами. В некоторых программах новый альбом был представлен от первой до последней композиции. Рецензии Костина были направлены, прежде всего, на любителей и знатоков рока, потому что в них отсутствовал рекламный характер, так часто используемый в более массовом радио-рецензировании.

Подобный подход позволяет любому журналисту чувствовать себя свободней в творческом смысле и проводить более глубокий анализ исследуемого им объекта. Во время программы "Солдаты рок-н-ролла" часто проходили электронные социальные опросы, позволявшие автору лучше узнавать свою аудиторию, ее вкусы и динамику их изменений. Рецензионные выпуски не стали исключением, и Костин внимательно следил за общественным мнением в отношении его оценки нового альбома, прислушиваясь к нему и дополняя, таким образом, свои радио-рецензии социальным базисом.

По словам самого Костина, его программа абсолютно не вписывалась в поп-формат Power Fm. "Просто нужна была передача, которая будет освещать жизнь рок-н-ролла, а также мурманской рок-музыки. Ведь без рок-н-ролла никуда". В 2005-м Данила Костин уходит с Power Fm, но не оставляет своих музыкальных увлечений. Сейчас в рамках "Солдат рок-н-ролла" он работает над новым проектом "Три ступеньки" - программой, так же рacскaзывающей o pазвитии мурманской рок-музыки.

Костин является не только радиоведущим, но и нередко выступает в роли организатора многих рок-концертов. С его помощью не первый год в Мурманске проходит музыкальный фестиваль "Polar Sound", открывший для широкого слушателя множество новых исполнителей. А 2001 году он лично занимался созданием Мурманского Рок-АРТ-Фестиваля, в котором приняли участие Егор Летов и "Запрещенные Барабанщики".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.04 с.)