Глава 1. Основные этапы развития рок-музыки на западе и в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основные этапы развития рок-музыки на западе и в России



Понятие рок-музыка

 

"Раньше, когда к року у нас относились чуть более серьезно и опасливо, чем теперь, очень популярны были "круглые столы" и дискуссии, посвященные этому одиозному жанру. Как правило, начинались они с вопроса: "Так что же такое рок?!" - и этим же вопросом заканчивались спустя несколько часов.. В самом деле, очень трудно дать исчерпывающее определение этому явлению".

Рок.. Когда-то это недлинное слово очень любили философы-мистики и поэты-символисты. И означало оно, как известно, злую судьбу и печальную предрешенность. Затем, в оптимистичное (по крайней мере, в официальных речах) время слово это стали забывать, и забыли уже было совсем, но.. С конца 60-х "рок" вновь прописался в прессе и в ежедневном нашем лексиконе. Бывали случаи, что это слово даже запрещали печатать в газетах - такой нездоровый ажиотаж оно вызывало. Гласность все поставила на свои места, и термин "рок" со всевозможными производными и приставками (роковый, рок-музыка, рок-поколение..) стал едва ли не одной из важнейших примет того времени. Вместе с тем, осталось не совсем ясным: что же понимают под "роком" в новом значении слова?"Рок" - это "музыка молодежи", это "образ жизни", это "социальный феномен", "духовный СПИД", это "современный фольклор", это "идеологическая диверсия", "шум и грохот", "это самое демократичное из искусств", это "особая энергетика"..

Обратимся к книге Артема Троицкого "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е.." Рок - запутанная, многомерная конструкция. Если мы возьмем его самую очевидную, "художественную" составляющую - то легко убедимся, что и она сложна и представляет собой синтез различных видов авторского творчества - музыки, поэзии и визуальных искусств (театр, танец, видео). Далее - пресловутая "социальная" миссия рока. Известные формулы: "рок - это средство общения", "рок - это образ жизни", "рок - это путь поколения" - имеют под собой самые веские основания. Отсюда же - и такие, совсем немузыкальные понятия, как "рок-движение" или "рок-оппозиция". Дополнительное смятение вносит непрерывное изменение рок-идеи во времени: стихийное веселье рок-н-ролла 50-х трансформировалось в социальную ангажированность 60-х, а та, в свою очередь, в панк-нигилизм 70-х и технократический комфорт 80-х.

".. основной "посыл" любого рока - это раскрепощение, сбрасывание всех и всяческих пут, не дающих молодому человеку существовать так, как ему хочется, и чувствовать себя хорошо". На Западе в качестве таковых пут выступали, прежде всего, официальная религия, буржуазная мораль, военщина, расисты, "истэблишмент", но основной мишенью оставались родительские "устои". "В нашей стране "освободительный" призыв рока прозвучал в совершенно иной ситуации. С одной стороны, сильных позиций у религии, расизма, хозяев-эксплуататоров.. у нас не было. С другой - кругом было столько всяческого подавления и насилия над личностью, что даже пресловутый секс в списке молодежных "неудовлетворенностей" оказался далеко не на первом месте.. Тотальная несвобода и тотальная неправда - вот что чувствовалось в годы зарождения бурного подъема советского рока. И именно об этом в советском роке шла речь".

Итак, рок-музыка - это во многом смелый голос молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых и буйных настроений, протест против "закона старших", несправедливости и жестокости окружающего мира. С другой стороны, рок-музыка - одна из немаловажных частей мирового шоу-бизнеса, главная цель которой получение прибыли. Двойственная природа этого явления и объясняет противоречия, связанные с развитием и распространением жанра. В основном, вся история рока состоит из схожих друг с другом этапов, в начале каждого из которых происходит протест, появление новых ценностей и свежих музыкальных идей, возникновение групп и исполнителей - основоположников стиля, а затем - постепенный процесс коммерциализации, упрощения, появление огромного числа вторичных рок-групп. Однако на смену устаревшим направлениям и формам музыкального выражения всегда приходят новые, чтобы вновь и вновь найти своих слушателей.

Рок-музыка, как феномен современной культуры, породила целый образ жизни для многих людей. "Рок-н-ролльный образ жизни" определяет стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода, философию и внешний вид (что не так значительно). Тем не менее, возникшие на основе различных направлений рок-музыки жанры зачастую имеют очень мало схожего между собой, как и неформальные молодежные движения, порожденные ими. У них различные приоритеты звучания музыки, идеология и даже внешний вид. Так, например, знаменитая армия поклонников отечественной группы "Алиса" в большинстве своем поддерживает православные и монархические увлечения Константина Кинчева, в то время как приверженцы стиля хардкор выступают за отмену границ между государствами и крайне негативно относятся к религии в целом. Но и в том и в другом случае - это рок-музыка, обладающая огромной силой и энергией. Она дает личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности. Пожалуй, именно это протягивает единую нить между ее поклонниками, и именно поэтому на рок-музыке выросло уже не одно поколение.

Во многих странах развитие рока бесспорно имело свои особенности, отличные от европейских стандартов. Отечественная рок-музыка заявила о себе в середине 60-х годов. Первые советские рок-группы копировали своих западных кумиров, исполняя композиции на английском языке; лишь в конце 70-х русский, эстонский, грузинский и другие "родные языки" окончательно вытеснили английский. До 1985 года жанр находился под полузапретом (слово "рок" было запрещено для использования в прессе, рок-музыка полностью игнорировалась радиостанциями и телевидением), но это нисколько не умаляло его огромного влияния на молодежь. Рок был одним из важнейших явлений в стране, противостоявшим лицемерной и искусственной культуре эпохи застоя. По словам Троицкого эстетический стержень западного рока, его основной инструмент - это ритм (как своего рода звуковой эквивалент сексуальной раскачки), у нас таковым стало слово. Потому что здесь было важнее - да и опаснее - выговориться.. А рок всегда предрасположен к опасности. На Западе хорошо играют, у нас - поют интересные вещи. И все это - рок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.006 с.)