Глава 3. Отечественная рок-журналистика 1991 - 2010 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Отечественная рок-журналистика 1991 - 2010 гг.



3.1 Печатные издания

 

В 1990 году время глобальных перемен для отечественного рока закончилось, появляется официальная рок-журналистика со своими теоретическими и практическими аспектами: некоторые самиздатовские журналы начинают выходить на профессиональный уровень и получают широкое признание, помимо этого появляется множество новых музыкальных изданий; телевидение и радиостанции предлагают широкий спектр программ, ориентированных на любителей рока всех поджанров.

К началу 1990 года, несмотря на бурные события в Прибалтике и дебаты в Верховном Совете, у рок-музыкантов резко упал интерес к социальной тематике. Лидеры полит-рока ("Телевизор", "ДДТ", "Гражданская Оборона") в своих новых программах обратились к "внутренним" переживаниям души. Теле-радиоэфиры наполнились песнями о том, как несладко нам живется, и как много нас обманывали. Только теперь это были в большинстве безликие эстрадные исполнители, использующие внешний антураж рока и его привычную тематику (В. Леонтьев, О. Газманов). Многие представители отечественного рока пытаются делать первые шаги на международном музыкальном рынке, однако абсолютное большинство из них потерпит фиаско ("Аквариум", "Звуки МУ", "Мастер").

К началу 1990 года вопрос существования рок-музыки уже не подвергался дискутированию. По всей стране продолжало выходить множество самиздатовских журналов, а официальная пресса по-прежнему освещала вопросы отечественного рока. В самом конце 80-х актуальным становится вопрос о выходе специализированного рок-издания. Ведь несмотря на то, что за 80-е отечественный рок-самиздат претерпел значительные изменения, увеличивая тиражи и количество иллюстраций, но по-прежнему не был доступен массовой аудитории.

Первая попытка создания специализированного рок-издания была предпринята в декабре 1990 года. Тогда свет увидел первый номер совместного советско-германского проекта журнал "ОК Метал Хаммер". Изначально он планировался как ежемесячный рок-журнал, русскоязычный вариант немецкого журнала "Metal Hammer". Журнал отличали красочные иллюстрации (база ФРГ), и вместе с тем отбор зачастую второсортных исполнителей, отсутствие музыкального анализа и значительное количество ошибок разного рода. Отметим, что журнал крайне плохо раскупался из-за высокой цены и слабого содержания, в следствии чего проект окончательно провалился.

В феврале 1990 года вышел "специальный выпуск" советско-финской рок-газеты "Румба". Данное издание являлось частью запланированной российско-европейской акции Next Stop Rock n roll. Газета состояла из пространных аналитических статей известных отечественных рок-журналистов (А. Троицкий, А. Бурлака, А. Бахметьева) и специальных материалов, посвященных финскому року. "Румба" получилась интересным, экспериментальным изданием, став серьезным шагом вперед для отечественной рок-журналистики. Однако отметим, что это были попытки привлечения западных специалистов.

Первым от начала и до конца отечественным рок-журналом стал выпущенный "Внешторгиздатом" в начале 1990 года журнал "Рокада". Журнал бы хорошо иллюстрирован и содержателен в рассмотрении истории мирового рока и его лучших представителей. Следующий номер выходит через год, в 1991-м, и таким образом одни из главнейших требований к такого рода изданиям - информационность и своевременность - соблюдены не были.

"Официальная периодика переболела синдромом погони за конъюнктурой, да и рок-музыка перестала пользоваться ажиотажным спросом, не потеряв при этом своих истинных почитателей". Патриотический и одобрительный тон публикаций сменяется более трезвым анализом ситуации. В изданиях, не потерявших интереса к року, оформились и стали регулярными музыкальные рубрики, старающиеся оперативно информировать читателей о многочисленных рок-фестивалях, новых альбомах, концертах. В газете "Комсомольская правда" по-прежнему продолжалась рубрика "33 1/3", окончательно избавившись от советской идеологии и часто предоставляя возможность самим музыкантам рассказывать о своих творческих планах или новых работах, помогая поддерживать многим группам народную известность

В начале 90-х годов продолжили свою деятельность многие самиздатовские рок-журналы. Более того, некоторым из них удается выйти на типографский уровень и значительно увеличить свои тиражи и перейти в разряд официальных изданий. Появляется и большое количество новых самиздатовских журналов.

На наш взгляд заслуживают внимания такие журналы, как московский "Ширлиц", отличавшийся большими аналитическими статьями; красноярский "Хаммонд" - одно из немногих изданий, посвященных сибирскому панку; ярославский "Шабаш", орииентированный исключительно на ценителей хэви-метала; чистопольский "Юлдуз Ньюз", ориентированный на любителей авангард-рока и джаза.

Также в стране постепенно начинают появляться официальные рок-издания локального характера (в основном при рок-клубах и молодежных центрах творчества).

Так, в начале 1990 года выходит первый номер альманаха московской рок-лаборатории "Сдвиг". Это многостраничный, регулярно выходивший ксероксный журнал с тиражом более 10 тыс. экземпляров. Альманах подробно рассказывал о жизни московской рок-сцены: концертах, пластинках и других событиях музыкальной жизни столицы. "Журнал выходит на двух языках и добросовестно выполняет взятые на себя обязательства по достаточно объективной характеристике внутрилабораторных событий".

В середине 1990 года в Ленинграде начинает выходить газетный вариант популярного несколько лет назад в рокерских кругах журнала "Рокси". Это совместное издание ленинградского рок-клуба и книготоргового предприятия ИМА-пресс. "Рокси-экспресс" стал прямым продолжением своего предшественника, даже система рубрик не изменилась. По-прежнему объективно и подробно рассматривались новые альбомы, сообщались последние музыкальные и около музыкальные события. "Газета помогает оценить в полной мере суть происходящих событий внутри старейшей и основополагающей питерской школы рок-музыки".

При свердловском рок-клубе также начинает выходить своя газета "Перекати поле". Следуя той же схеме, что и вышеописанные нами издания, газета информирует читателя прежде всего о рок-жизни Свердловска и окрестностей, постепенно вводя на свои страницы новости западного рока.

Помимо региональных рок-клубовских газет, получили распространение одноразовые выпуски, приуроченные к каким-либо рок-событиям или музыкальным акциям. Наибольшую известность получают "Вестник пост-Аквариума", "Арокс и Штер", повествующие о философских идеях Аквариума, творческих началах группы. Гастролям Бориса Гребенщикова на русском Севере посвящен экстренный выпуск газеты "Кайф" - "Б.Г. в Северодвинске", состоявший из большого интервью с Гребенщиковым, фоторепортажа и подробной биографии "Аквариума". Аналогичен по структуре выпуск ""Алиса" на Белом море".

Фондом памяти Виктора Цоя отдельным изданиям были выпущены интервью с Марьяной Цой "Два часа в его квартире" и "40 дней со дня смерти Виктора Цоя". Широкое распространение получила газета "Шабаш", приуроченная к выходу одноименной пластинки группы "Алиса".

В 1991 году появляется первая независимая от какой-либо организации ленинградская 8-страничная газета "Rock Fuzz", впоследствии проложившая дорогу аналогичным изданиям. Газета был основана капитаном III ранга, преподавателем Нахимовского училища Александром Владимировичем Долговым, который долгие годы являлся ее идейным вдохновителем. "Rock Fuzz" первоначально следовал классической схеме, преподнося массу интересной и, главное, свежей информации любителям рок-музыки самого широкого профиля. Около 50 процентов газеты было отдано зарубежному року. Основными ставками газеты были: многочисленные аннотации пластинок независимых студий грамзаписи, ленинградские концерты и аналитический подход к рассмотрению рок-андеграунда.

Привлекательность издания для широких масс стоит искать в его содержании. Долгов и другие талантливые авторы газеты (Е. Борисова, А. Дорофеев и др.) изначально исследовали деятельность не только узкого круга музыкальных исполнителей, как это часто происходило в случае с самиздатовской прессой, не ограничивались описанием самой популярной зарубежной и отечественной музыки. Основной курс был взят на освещение отечественного и мирового рока во всем его многообразии. На страницах издания читатель мог познакомиться с регги, хэви-металлом, панком, фолк-роком. "Этого принципа журнал придерживается до сих пор. Мы не делим рок-музыку на "подпольную" и "официальную", "форматную" и "андеграундную", "старую" и "новую", "модную" и "элитарную" - мы просто пишем о музыке. О самой разной музыке - лишь бы она была интересной, качественной, талантливой, придуманной и сыгранной от души".

Подобный подход находит заметный отклик у читательской аудитории. К 1993 году газета из черно-белой становиться цветной, а объем вырастает до 32 полос, среди постоянных авторов появляются известные музыкальные журналисты. "Rock Fuzz" публикует многочисленные аналитические статьи, портретные интервью, рецензии на целые дискографии классиков мирового рока, освещая при этом основные концертные события.

В июне 1996 года "Rock Fuzz" становится полноцветным 64-полосным журналом, а в начале 1997 года сокращает свое название и становится FUZZ. С большим ростом популярности журнала, он начинает распространяться по подписке, информируя меломанов всей страны. В качестве дополнения к самому изданию, подписчикам вместе с журналом стали рассылаться музыкальные приложения, на которых сначала на аудио-кассетах, а затем на CD были скомпонованы композиции как малоизвестных, так и популярных рок-групп.

Журнал FUZZ более чем на десять лет становится самым востребованным и достоверным изданием о рок-музыке в России, отвечая помимо этого всем мировым стандартам музыкального издания (Rolling Stone, Classic Rock). Первые в отечественной прессе материалы о группах "Король и Шут", "БИ-2", "TEQUILAJAZZZ", "Пилот" и многих других, чья музыка постепенно стала очень популярной, появились именно на страницах FUZZ.

В 1994 году удалось воплотить в жизнь еще одну важную идею редакции - организовывать под эгидой журнала крупный музыкальный фестиваль, таким образом предоставив молодым музыкантам донести свое творчество большому количеству людей со сцены. Первый из проведенных фестивалей назывался Аэро-FUZZ (организован вместе с Аэроклубом), следом за ним - RadioFUZZ (организован с "Радио 1"). В 1997 году состоялся первый самостоятельный фестиваль журнала - "Премия FUZZ", на котором проходило выступление рок-групп, победивших по итогам голосования в различных номинациях: группа года, артист года, альбом года, открытие года, клип года, живое выступление года. Фестиваль становится ежегодным, неизменно пользуясь почетом и уважением в рок-среде.

"На протяжении многолетней истории FUZZа в нем менялось многое - количество страниц и дизайн, логотип и состав авторов. Не менялось только одно, но зато самое главное - сама идея рок-н-ролльного журнала, всесторонне освещающего текущий музыкальный процесс, с уважением вспоминающего прошлое и с любопытством заглядывающего в будущее. Эта идея, вместе с любовью и преданностью наших читателей (число которых неизменно возрастает с каждым годом) помогла журналу выстоять в самые трудные времена, и она же помогает нам двигаться дальше, развиваться и расти, увеличивать тираж, количество страниц и освещаемых тем. FUZZ - старейший отечественный музыкальный журнал, который будет оставаться живым и современным до тех пор, пока существует настоящий рок-н-ролл".

В конце января 2009 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> выпуск журнала был приостановлен, а в сентябре - возобновил свою деятельность в качестве веб-сайта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82>. Новым главным редактором журнала становится Александр Старостин.

В 1991 году московская фирма гамзаписи "Biz Enterprises", занимающаяся распространением и активной популяризацией тяжелого рока в нашей стране, начинает издавать специализированный иллюстрированный журнал Rock Sity, выходивший тиражом 10000 экземпляров. Журнал предлагал всем любителям металл-музыки самый широкий спектр информации: новости, биографические статьи, обзоры, рецензии. Рассмотрению подлежали как западные, так отечественные группы.

Rock Sity состоял из 4 основных разделов.

Superstars (посвященного наиболее популярным представителям тяжелой музыки)

Высшая лига (информация о музыкальных проектах второго эшелона)

Свежая кровь (раздел, посвященный начинающим, но перспективным музыкантам)

Спецназ-рубрики (музыкальные новости, рецензии, список адресов фэн-клубов)

Первые два года своего существования журнал выходил 2-3 раза в год, но ближе к концу 90-х процесс выпуска издания значительно ускорился, и он становится практически ежемесячным (в 1999 году вышло 10 номеров). К каждому из номеров журнала прилагался плакат известной рок-группы, делая таким образом подарок своим читателям.

Главный редактор Rock Sity не раз писал в своей редакторской колонке о разноплановости информации издания: "Редакция готова, если это необходимо, модернизировать журнал, вводить новые рубрики, освещать любые проблемы, увеличивать или уменьшать тот или иной раздел. Границы нашей деятельности не столь узки, как может показаться на первый взгляд. Мы готовы освещать на своих страницах любой стиль - от хард-рока до хардкора, плюс музыку родственных нам по духу групп".

Попутно с регулярным выпуском основного издания Rock Sity, журнал занимался выпуском спецномеров-брошюр, посвященных истории какой-либо известной рок-группы (Metallica, Kind Diamond),, а также активным распространением рок-атрибутики по почте (куртки, футболки ботинки). А в 1997 году под эгидой журнала и его авторов выходит десятитомная энциклопедия хард-рока, ставшая самым внушительным биографическим изданием о тяжелой музыке на русском языке.

Отдельного внимания в журнале заслуживает отдел рецензий, подробно рассматривающий все новинки метал аудио-индустрии. Обзору подлежали все без исключения подвиды тяжелой музыки. Впервые в нашей рок-прессе стали появляться аналитические материалы о тяжелом роке, выполненные на профессиональном уровне и со знанием дела, несмотря на большое количество молодежного жаргона в публикациях ("тусовка", "круто", "зашибись", "дерьмовый альбом"). Более 50 процентов фотографий в журнале были заимствованы из англоязычных изданий о металле, таких как RIP, Metal hammer, RAW, Hard Rock, Hard Forse; многие материалы также являлись переводными.

Rock Sity просуществовал почти десять лет (1990-1999 гг.) и оставил ощутимый след в истории отечественной рок-журналистики, по-праву заслужив звания главного русского металл-издания. В дальнейшем по его примеру в России были созданы многие журналы подобного толка: "Alive", русский вариант Kerrang, и др. Но, не одному из них не удалось сравниться с Rock Sity хотя бы частично по масштабности, широте читательской аудитории и достоверности предлагаемого материала.

В 2000 году Rock Sity прекращает свое существование, а один из его постоянных авторов Андрей Корюхин вместе со своими коллегами Игорем Поляковым (гитарист группы "Катарсис") и Георгием Арустамяном (сессионный музыкант) создает новый рок-журнал, получивший название "Dark Sity", созданный во многом по образцу своего предшественника (система рубрик, большое количество аналитических рецензий, рассылка рок-атрибутики). Но было и немало различий.

На страницах "Dark Sity" помимо статей, посвященных традиционной тяжелой музыке, стали появляться материалы о таким направлениях как индастриал и дарк-вэйв. Кроме того в рубрике журнала "В гостях у страха" публикуются обзорные материалы о фильмах ужасов, а также эксклюзивные интервью с деятелями хоррор-культуры, что безусловно позволило расширить читательскую аудиторию. Еще одним новшеством стал большой отдел, посвященный читательским письмам, с помощью которого любители метала могли заводить новые знакомства и общаться с единомышленниками. В настоящее время журнал DarkCity является единственным в России высокотиражным печатным изданием (тираж 120 000 тыс), которое посвящено металл-музыке во всем ее разнообразии и уделяет большое внимание культуре ужасов и мистики.

Из-за нестабильной экономической обстановки и спада интереса к року в целом в середине 90-х страну захлестнула волна фэнзинов, малотиражных периодических или непериодических изданий (журнал, информационный бюллетень, фотоальбом, альманах и так далее), часто посвященных рок-музыке, молодежным субкультурам, религиозным учениям. Во многом фэнзины походили на самиздатовские журналы 80-х (малые тиражи, непрофессиональные материалы), однако в отличие от них, фэнзины часто изначально печатались в профессиональных типографиях и умышленно не пытались выходить на более массовый уровень. А учитывая узкую и субкультурную специфику большинства фэнзинов, рассчитывать на коммерческий успех было просто невозможно.

Одним из наиболее примечательных фэнзинов середины 90-х стал питерский "Сусии Сотсирх" (Иисус Христос наоборот), издаваемый музыкантами одной из старейших российских блэк-металл групп Денисом и Дмитрием Поповыми. Начиная с первого номера, журнал провозгласил себя прежде всего как антихристианское и антирелигиозное издание, пытаясь уместить в названии свою основную концепцию. "Что может более ясно символизировать выворачивание наизнанку всей концепции христианства, чем использование написанного наоборот имени Иисуса Христа. Это так же просто и понятно как перевернутый крест? Наша задача показать противостояние христианству в музыке и не только, чтобы уяснить свое положение в ВЕЛИКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ"

Основную часть издания занимали статьи, посвященные антихристианскому блэк и дэт-металлу (интервью, переводы песен, биографии музыкантов), многие из которых составляли сами Поповы. Бездарно и сухо были написаны рецензии на музыкальные альбомы, умещающиеся порой в три-четыре предложения. Их отличали крайняя степень субъективизма и неуважительное отношение ко многим музыкантам. "Архетипическая примитивная и тупорылая музыка, но исполненная живыми людьми, а не синтезаторами, время от времени выглядывающими то ли из колодца, то ли из унитаза элементами рок-музыки и начисто лишённая цепляемости и запоминаемости простеньких попсовых мотивчиков. Хотел я познакомиться с по-настоящему безвкусным и убогим недотворчеством - ознакомился. Не повторяйте моей ошибки!"

В обращении к своему читателю братья Поповы также не стеснялись в выражениях. "Чтоб ты сдох!!! Ну а какое приветствие ты ожидал увидеть, если взял в руки наше издание? Да и с чего мне желать тебе здоровья. Чтоб ты сдох еще раз!". Этими грубыми словами издатели приветствовали своего читателя в первом номере фэнзина, вышедшего в 1996-м году.

Помимо музыкальных материалов в издании часто встречались статьи, посвященные Третьему Рейху (исключительно в одобрительном ключе), серийным убийцам, половым извращениям и прочим темам, зачастую неприемлемым для широких масс. Именно их перу принадлежит термин "гиперфашизм", широко распространившийся в отечественной метал-культуре конца 90-х и отчасти придавший движению любителей тяжелой музыки политический окрас, в самом отрицательном значении этого слова.

Одним из ведущих рок-изданий, появившихся на рубеже веков становится "InRock" - издание, посвященное прежде всего ценителям западного рока, первый номер которого выходит в самом конце 1999 года. До 90 процентов информации было отдано под иностранную музыку. Журнал получил свое название в честь тридцатилетия с мoмента выхода альбома Deep Purple "In Rock", ставшего одним из краеугольных камней в истории тяжелого рока. Три кита, на которых восседает журнал - хард-рок, арт-рок и хэви-метал (от новой волны британского хэви-металла до прогрессив-металла); кроме того затронуты темы блюза, фолка и, само собой, уделяется внимание отечественной рок-сцене. Журнал рассчитан прежде всего на просвещенных и опытных меломанов и музыкантов, хорошо разбирающихся в мировом роке, знающих его историю и регулярно слушающих новые пластинки. В каждом номере читатель имеет возможность познакомиться с эксклюзивными интервью с ведущими рок-артистами, историей рок-групп, прочитать развернутые рецензии на новинки аудио и DVD, репортажи с концертов и многое другое. "InRock" продолжает выходить и сегодня, оставаясь верным выбранному им музыкальному курсу, но имеет гораздо меньшую популярность чем 10-12 лет назад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.04 с.)