Основные этапы развития рок-музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития рок-музыки



 

Точкой отсчета истории рок-музыки является появление такого жанра как рок-н-ролл, сочетающего в себе многие черты блюза, кантри и джаза. Само название "рок-н-ролл" берет свое начало из композиций исполнителей христианского кантри, являясь призывом к началу веселого и зажигательного танца. Впервые это слово было замечено в песне Уальда Мура, которая так и называлась "Rock And Roll". Развитие раннего рок-н-ролла связано, в основном, с американскими исполнителями, однако - установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, - практически невозможно.

"Явление это имело всемирно-историческое значение. Поп-музыку этот самый рок-н-ролл развернул, по меньшей мере, на 90 градусов. И вообще, повлиял на молодежь, ее умонастроение, образ жизни на последующие несколько десятилетий. Что такое рок-н-ролл, можно показать очень просто. Рок-н-ролл - это негритянская музыка ритм-энд-блюз плюс кантри плюс электрические инструменты плюс секс".

Для подростков 50-х рок-н-ролл был переворотом во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. "Рок-н-ролл создал обособленное племя, со своими ритуалами, своей униформой, своими тайнами, своим языком, своей музыкой. Это была необычная - шумная, грубая, крикливая музыка, с мощным зарядом энергии и маниакальным, пульсирующим битом. Ее невозможно описать. Ее можно слушать, можно чувствовать. О да, именно чувствовать, но ее нельзя разложить по полочкам и подвергнуть анализу". Популярная музыка существует не для того, чтобы ее анализировали. Она существует для того, чтобы доставлять удовольствие. Рок-н-ролл в большей степени, чем любая другая поп-музыка, не поддается интеллектуальному анализу.

Среди основных исполнителей рок-н-ролла, как первого жанра рок-музыки, следует назвать Чака Бери, Боби Солея и Ингвина Уэлша. Музыканты довели до ума бунтарскую направленность рок-текстов и выработали полноценный роковый стиль игры на гитаре и других музыкальных инструментах. Особняком среди них стоит Литл Ричард, исполнявший свои рок-н-роллы в особо динамичной и более агрессивной, чем у конкурентов, манере. Изначально рок-н-ролл считался музыкой изгоев, характерной только для "черной афроамериканской аудитории". "Черная и белая" музыка были разделены так же, как "белая и черная" общины. Но со временем, и радио, по которому передавали эту музыку, позволяло "черным" слушать "белую" музыку и наоборот. "Белых" парней начал привлекать блюз, а "черным" пришлась по душе музыка кантри. Радиоволны приносили совершенно новую стилистику, и бескорыстные пионеры этой стилистики начали понемногу скрещивать две эти культуры в единое целое. Рождалась новая, "дикая", "заразная" музыка по имени рок-н-ролл, вобравшая в себя многое и от блюза и от кантри.

Молодые "белые" американцы начинали чувствовать, что национальные хит-парады не соответствуют их вкусам. Сами они, возможно, и не смогли бы точно сформулировать, что им хотелось бы слушать. "А выбор был. Просто для того, чтобы обнаружить это, надобно было приложить некоторые усилия. Но музыка была. И молодые ребята - белые ребята - стали слушать то, что черным было давно известно. Это была их музыка. Их - по той причине, что ни один белый родитель не потерпел бы эти ритмы джунглей в своем доме".

Окончательно разрушить сложившийся стереотип с успехом смог Элвис Прэсли, завоевавший посмертный титул короля рок-н-ролла и ставший абсолютным фаворитом жанра, культом для миллионов поклонников. Прэсли стал первым исполнителем, отодвинувшим назад своих черных коллег и распространившим рок-н-ролл среди белого населения. Помимо музыки Элвис также с успехом снимался в кино и даже участвовал в популярных телешоу того времени. Своим примером он вдохновил множество начинающих групп и исполнителей, и вскоре сфера влияния рок-н-ролла значительно выросла. Волна "юного бунтарства" постепенно распространяется не только в США, но и в Европе. Как отмечает музыкальный журналист и писатель А. Бурлака, попутно рок-н-ролл начинает сплетаться с такими жанрами, как серф, фолк, кантри, соул и ритм-энд-блюз. Следствием такого музыкального обмена становятся новые жанры: фолк-рок, биг-бит, блюз-рок.

Рок-н-ролл стал одним из первых явлением художественной культуры, зафиксировавшим и воплотившим в себе пропасть между сознанием отцов и детей в современном буржуазном обществе.

В Великобритании главной вехой в истории рок-н-ролла и биг-бита становятся the Beatles. Даже в первые годы своей карьеры ливерпульская группа представляла по-настоящему уникальное явление. Они сумели объединить в своем творчестве необычные музыкальные идеи и новый имидж, выступая как коллектив четырех полноценных музыкантов, где каждый исполняет и сочиняет песни. Охватившая практически весь мир популярность The Beatles дала толчок небывалому для того времени явлению - "битломании". После появления ливерпульского квартета музыкальная жизнь Великобритании стала развиваться особенно, открывались новые концертные площадки, а рок-н-ролльная музыка становилась всё более разнообразной.

Сами музыканты Beatles никогда не боялись экспериментировать и создавать новое. Со временем в их музыке помимо традиционного рок-н-ролла и бита появилось большое количество фолка, психоделики, восточной музыки и хард-рока. Музыкальные критики даже сомневаются - к какому жанру отнести ту или иную работу поздних битлов. Их концептуальный альбом Sgt. Pupers Lonley Heart club Band стал одним из наиболее значительных в рок-музыке. Для него, помимо элементов психоделии, были характерны своеобразные, нередко сюрреалистические тексты.

На протяжении всех 60-х их песни вдохновляли музыкантов по всему миру и открывали новые горизонты рок-музыки. И каждый из четырех участников привносил в музыку что-то новое. Джон Леннон был самым сложным и бунтарски настроенным новатором рока, Джордж Хариссон всегда отдавал предпочтения этническим напевам восточной музыки, Ринго Стар неизменно выделялся как любитель стиля кантри, а Пол Маккартни оставался прекрасным поп-композитором и автором массовых хитов. "Для последней четверти XX века "Битлз" - это уже история.. Но история не забытая, не канувшая в Лету, не прошедшая бесследно. Осталось огромное, еще далеко не осмысленное и окончательно не оцененное наследство "Битлз", но главное - в современной рок-культуре, особенно в молодежной субкультуре, сохраняющей дух заданного битлами направления".

Одной из наиболее важных идей, объединяющих рок-сообщество (музыкантов и их слушателей) на протяжении всех 60-х и первой половины 70-х, была идея пацифизма, неразрывно связанная с движением хиппи.

Хиппи (в просторечье хиппари, хиппаны) - молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали церкви, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: "Make love, not war!", что значит "занимайтесь любовью (сексом), а не войной!". К движению примкнули школьники и студенты младших курсов, в основном гуманитарных вузов, а также начинающие поэты, художники, музыканты. Хиппи свойственно стремление к самопознанию, склонность к философии с традициями странничества и анархопацифизма, толстовского "непротивления злу насилием" и отрицание государства. Их можно отнести к достаточно интеллектуальной, образованной и перспективной части молодежи столицы. К достоинствам хиппи относится стремление к познанию и осмыслению окружающего мира, к недостаткам - социальная пассивность и созерцательность. Внешний вид хиппи - длинные распущенные волосы, джинсы, несоразмерно большой вязаный свитер, на руках "фенички" - самодельные браслеты или бусы. Для них типично пренебрежение к материальным ценностям: деньгам, дорогим вещам; популярны восточные религии и учения.

Хиппи сторонились мира капитала, жили коммунами и симпатизировали коммунистам СССР и Китая, надеясь устроить в Штатах Революцию. Лидерами политизированных хиппи (йиппи) были Эбби Хоффман и Джерри Рубин. Со временем хиппи поняли, что начинать надо с себя. А революцию сначала проводить в сознании, а не в обществе. Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников - вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений. Участие хиппи в большой политике часто происходило в виде фарса. Например, выпускание живой утки в зал во время серьёзного теле-интервью или избирание свиньи в Президенты США. Хиппи устраивали баррикады около американских военкоматов, вместе с вьетнамскими дзэнбуддистами и кришнаитами произвели театрализованную осаду Пентагона.

Это движение выработало собственный язык, свои песни, стихотворения, манифесты и, главное, - множество фольклорных историй, повествующих о деяниях легендарных хиппи. Участники объединений имеют многообразные личные связи (хиппи, даже из разных городов, всегда найдут общих знакомых), места сборищ ("тусовки") и квартиры ("флэты"), систему оповещения. Наконец, это движение опирается на достаточно разработанную контркультурную идеологию, впитавшую в себя (хоть и в примитивном, искаженном виде) элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых "бунтарей".

Основную часть молодежной идеологии 60-х годов, с ее теорией свободной любви и антимилитаризмом, вдохновленным страшными последствиями мировых и локальных войн, было сформировано именно благодаря движению хиппи. Более того, значительная часть всех наиболее известных рок-музыкантов того времени полностью разделяла пацифистские идеи хиппизма.

К концу 60-х мир рок-музыки был представлен весьма обширным разнообразием жанров: гаражный рок (MC5, Monks, The Stooges), авангард (Фрэнк Заппа), психоделический рок (The 13th Floor Elevators, Cream, The Electric Prunes), каждый из которых в той или иной степени завоевывал сердца молодежи и продолжал разрушение традиционных понятий о музыке.

С началом нового десятилетия многие исполнители, популярные в 60-е, отходят на второй план, а наибольшим успехом у слушателей начинают пользоваться новые жанры - в первую очередь, хард-рок и арт-рок. Ряд групп, которые пытались на основе блюзовых импровизаций создать тяжелое гитарное звучание, уже во второй половине 60-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок. К характерным особенностям жанра относятся мощная ритм-секция, электрогитара в качестве основного инструмента, тяжелые гитарные рифы (музыкальные фразы поддерживающие ритм-секцию), яркий и сильный вокал.

Первым полноценным альбомом хард-рока принято считать дебютную и, по мнению многих, лучшую пластинку группы Led Zeppelin 1969 года. Этот знаменитый альбом записан целиком в течении 30 часов, и выход его был приурочен к началу второго американского турне коллектива. "В альбом вошли некоторые композиции из репертуара группы Yarbirds - в том числе "Dazed and Confused"; традиционные блюзы и несколько новых песен. Другим классическим номером с первого альбома стала песня "Communication Breakdown". Именно ей, а не блюзам, было суждено определить последующее лицо "Zeppelin". В данном случае подобной "пластической операции" подвергся уже рок-н-ролл".

В дальнейшем Led Zeppelin много экспериментировали, привнося в музыку элементы фолка, фанка и даже классики. Гитарист Джимми Пейдж по праву считается одним из лучших в тяжелой музыке и по сей день. Его уникальные импровизации на каждом концерте были отличны от предыдущих и буквально завораживали публику. А вокал Роберта Планта стал настоящим голосом поколения 70-х. Пика своей популярности группа достигла, записав четвертую пластинку с бессмертным хитом Straiway to

heaven, ставшим не только классикой рока, но и классикой мировой музыки в целом.

Другой важнейшей группой хард-рока были Black Sabbath. Их музыкальный материал отличался от Led Zeppelin более жесткими, тягучими рифами и оккультной направленностью текстов, что в дальнейшем очень повлияло на формирование таких направлений как хэви-метал и стоунер-рок. Публика встречала Black Sabbath великолепно, зато критики фактически в каждом сообщении о концерте не оставляли от команды "камня на камне" - их ругали за все, что только можно: за тексты, за громкость, за примитивизм. А когда журналисты узнали об оккультных увлечениях бас-гитариста Гизера Батлера, то стали их критиковать и за "сатанизм". Однако, вопреки нападкам СМИ, спрос на команду был столь велик, что музыкантам часто приходилось играть по два и даже три раза в день.

Значительное влияние на развитие хард-рока оказали также группы: Deep Purple, Grand Funk Railroad, Scorpions, Rainbow, Nazareth, Uriah Heep. Каждая из вышеперечисленных групп двигалась по своему направлению и, несмотря на общую принадлежность к одному жанру, у музыкантов получалось выпускать по-настоящему разнообразные пластинки, отличные от работ коллег.

Попутно с хард-роком широкое распространение получил арт-рок или прогрессивный рок. Музыканты этого направления усложняли структуру композиций, делали нетрадиционные для рока аранжировки, а иногда пытались построить свои композиции по канонам классических произведений. Тексты песен, как правило, повествовали о наиболее злободневных событиях с философским уклоном. Одной из самых выдающихся групп арт-рока можно назвать Yes, для которой были характерны необычные музыкальные контрасты и крайне сильная исполнительская сторона. Композиции, как правило, длились гораздо больше стандартных пяти минут и создавали неповторимую атмосферу погружения в иной мир для слушателей. Некоторые исполнители арт-рока использовали в своей музыке элементы фолка и хард-рока, как например Jethro Tull, что придавало их музыке особый колорит.

Помимо Великобритании, арт-рок начинает распространяться по другим Европейским Странам. Появляются новые имена в Италии, Германии и Франции. Немецкая арт-роковая сцена развивается наиболее бурно, и вскоре критики начинают выделять ее в отдельное направление, получившее название краут-рок.

В ногу с арт-роком развивался близкий к нему джаз-рок, собравший музыкантов, творчество которых порой выходило за рамки рок-музыки. Знаменитый и скандальный исполнитель Фрэнк Заппа традиционно считается одним из отцов основателей джаз-рока, однако позже и этот жанр стал для него слишком узок.

Во второй половине 70-х мир рок-музыки вновь претерпел серьезные изменения, и на смену исполнителям хард и арт-рока приходит новое поколение музыкантов, вдохновленных гаражным роком 60-х и проповедующих яростный нигилизм во всем. "Зародившийся в 74-м году в богемных трущобах Нью-Йорка (Ричард Хирд, Television, Ramones, Патрик Смит) панк к к концу 1976-го дошел до Британии (Sex Pistols, the Damned), где не "удержался" в подвалах, а с огромным скандалом - и не одним! - обрушился на массового слушателя и зрителя".

В середине 1970-х в Америке не было тех условий, которые спровоцировали контркультуру 1960-х ("новые левые", хиппи, битники, др.). В Великобритании же 1970-е - это время самой большой молодежной безработицы, такая была только до войны. Мировой энергетический кризис, повлекший за собой экономические трудности, еще более ухудшил и без того далекое от благополучия положение молодежи Великобритании. Это способствовало нагнетанию атмосферы социальной безысходности и духовной бесперспективности, что обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не могли найти выражения в пацифистской, неагрессивной субкультуре хиппи. Именно этот момент, по мнению Крэйка Охары, стал объединяющим для панк-субкультуры, несмотря на ее социальную разнородность. "Панки не были (как принято считать) сплошь жители трущоб из рабочего класса. Кое-кто был, но большинство - молодые люди из среднего класса, а также подростки богатых пригородных районов. Их всех объединяла ненависть к хиппи, "вялым, ленивым и скучным".

Еще одной важной предпосылкой появления панка было изменение статуса рока, который к середине 1970-х из музыки детей-бунтарей превратился в "музыку для родителей". Иными словами, рок в большинстве своем утратил свои контркультурные качества и стал продуктом массовой культуры. Рок приносил колоссальные прибыли продюсерам, исполнителям, музыкальным корпорациям. Успех и богатство изолировали рок-руппы от простой молодежи. Теперь это были недоступные кумиры "развлекатели", приезжавшие на концерты в роскошных лимузинах под охраной полиции. Панки резко порвали с этой традицией. Панк противостоял коммерческой музыке двумя путями: во-первых, он бойкотировал крупные звукозаписывающие корпорации, во-вторых, изменил сам процесс создания музыки, провозгласив: "это может делать каждый!". Профессионализм считался внешним атрибутом коммерческого рока. Самый важный элемент панковского мироощущения - агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом "Я ненавижу" в противовес хипповскому "Я люблю". "Ненавидели всё: общество потребления, родителей, любые ценности. Себя называли цветами в помойке (Sex Pistols), белое называли черным, плохое хорошим, чистому предпочитали грязное, пению - вопли, рассудку - безумие, жизни - смерть ".

Панк-музыка предельно проста: несколько аккордов, бешеный темп, интонации рок-н-ролла, нарочито "грязная" манера игры. Это движение и его музыка были, безусловно, антибуржуазны и по содержанию, и по форме. Панки выступали против "ожиревших богов хард-рока", социальной несправедливости, правых радикалов, жестокого мира капитализма. А основным принципом панк музыки стал слоган: "Сделай сам!". По-мнению панк-музыкантов, совсем не обязательно обладать недюжим талантом для создания собственного ансамбля, главным являлось не умение, а желание играть. Такой принцип породил огромное количество самых разнообразных панк-групп по всему миру. Но в основе новой для мира панк-культуры была не только музыка. "Главная проблема при попытке объяснить панк заключалась в том, что он не укладывается в готовые схемы и категории. И в этом нет ничего удивительного, потому что у панка есть определенная цель: попробовать разрушить все рамки и ярлыки. Когда у движения подобная цель, любая попытка объяснить его или дать ему определение должна напоминать широкие, свободные мазки кисти".

К началу 80-ых панк-рок породил множество родственных направлений: хардкор (Blak Flag), краст (Doom), ой, альтернативный рок. Но его главным пасынком становится постпанк, сформировавшийся почти одновременно со своим предшественником. Направление,".. с одной стороны, исповедующее резкость и энергетический накал панка, а с другой - не желавшее обходиться его примитивным музыкальным арсеналом". Исполнители этого жанра использовали игнорируемые в панке клавишные, композиции стали гораздо сложней и разнообразней, а социальный протест заменили романтические тексты с легким налетом сарказма. В музыке постпанка сквозила апатия и безнадежность, а внешний облик исполнителей, как правило, выглядел мрачно: черная одежда, белый грим на лицах, тяжелые ботинки на платформе.

После спада в развитии тяжелого рока, связанного с появлением панк-рока, в начале 80-х в Великобритании появляется такое движение, как "Новая волна Британского Хэви". Это дало жизнь новому жанру - хэви металу, сочетающему в себе тяжесть и профессионализм хард-рока и агрессию панка. Музыкальные принципы, заложенные такими группами как Judas Priest, Iron Maiden, Tank, Motorhead породили одну из наиболее популярных и стабильных в мире рок-музыки метал-культуру со своими музыкальными приоритетами (тяжелый, агрессивный звук) и имиджем (кожаные куртки, шипы, заклепки, длинные волосы). Музыка Iron Maiden была быстрой, напористой и громкой, что прекрасно сочеталось с пронзительным вокалом и мистическими текстами. Благодаря им хэви-метал получил свое развитие и в других странах. В Германии эту музыку играли Accept, в Америке - Manowar. "Сегодня влияние Iron Maiden прослеживается во всех направлениях тяжелой музыки, будь то дэт-пауэр или прогрессив-метал, а сами члены коллектива вовсе не собираются уходить с хэви-металической сцены".

Часто хэви-метал группы в поисках нового звука начинали особо активно экспериментировать с панк-роком и хардкором. Так зародился новый жанр метала - трэш-метал. Более агрессивный, чем традиционный хэви, трэш характеризовался частыми сменами тэмпа, грубым, иногда даже рычащим вокалом и виртуозными гитарными соло. Его основателем можно по праву назвать группу Metallica, навсегда вписавшую свое имя золотыми буквами в историю тяжелого рока. Их первые альбомы до сих пор считаются эталоном для многих любителей метала и музыкантов, исполняющих его.

Среди других, наиболее ярких представителей трэша, следует отметить Slayer, Megadeth, Exodus, Testament. Помимо США, трэш-метал активно развивался в Германии, где получил особую популярность. При разрушении Берлинской стены был организован крупнейший в Европе трэш-метал фестиваль. Немецкий трэш отличала от американского более "грязная", примитивная и напористая манера исполнения. И именно ему было суждено повлиять на дальнейшее развитие экстремального метала и породить такие направления, как дэт и блэк-метал.

Эти жанры отличала особая брутальность, бескомпромиссная агрессия, жестокость и часто антирелигиозная направленность в текстах песен. По стечению обстоятельств, большинство блэк-метал групп были скандинавского происхождения и открыли миру тяжелого рока новые точки на карте. Музыканты норвежских групп Burzum, Mayhem и Immortal создают подпольное движение "Черный круг Норвегии", в котором не только занимаются музыкой, но и устраивают несколько поджегов католических церквей. По их мнению, на исконно языческой северной земле не должно быть христианских памятников. После ряда подобных инцидентов блэк-металл, как особо скандальное и антирелигозное явление, получает огласку на весь мир, и вчерашние подпольщики становятся известными музыкантами. А лидер и единственный участник группы Burzum Варг Викернес попадает за решетку на 21 год (наивысший срок наказания в Норвегии), где продолжает сочинять музыку и пишет книги на националистическую тематику. Именно в этот период впервые за свою историю рок-музыка вступает в прямую конфронтацию с религией.

В августе 2001 года правительство Малайзии (где подавляющее большинство жителей - мусульмане) объявило о запрете блэк-металла на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодежь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металлом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество "метала", звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений.

К началу 90-х рок-музыка находилась в определенном кризисе из-за явной нехватки новых имен и направлений. В этот период на вершину Олимпа начинает подниматься вчерашняя альтернативная андеграундная сцена. С одной стороны, это вызывает недовольство поклонников других направлений, с другой - имеет огромный плюс и дает существенный толчок для новых музыкальных идей.

В американском городе Сиэтл был рожден новый рок-идол молодежи - группа Nirvana. Их музыка была квинтэссенцией стиля гранж (психоделический панк) - мрачная, примитивная, депрессивная, полностью построенная на тяжелых, монотонных рифах; представляла из себя смесь альтернативного рока и панка. Молодежь 90-х получила своего долгожданного героя. И подобно "битлам" и "зеппелинам" лидер Nirvanы Курт Кобейн стал иконой для рок-н-ролльщиков нового поколения. "Один альбом ансамбля был сочинен в 1988 году, выпущен в 1989-м; другой успешно завершен к 1990-му, а затем - трехгодичное пребывание в состоянии творческого бесплодия, поскольку группа, и, в особенности, ее лидер, сочинитель песен и "супергерой поневоле" Курт Кобейн, барахтались в бурных водах океана всемирной славы, судорожно хватаясь за брошенные ими концы спасательного каната, и порой не понимая, что это колючая проволока, - скатывались к саморазрушению".  Альбом "Nevermind" стал одним из самых коммерчески успешных в истории мирового рока, однако это не уберегло Кобейна от депрессий, результатом которых стало самоубийство. Его песни звучали по радио, клипы крутились по многим телеканалам, но ничто не сумело заполнить душевной пустоты музыканта.

Судьба Кобейна во многом напоминала ситуацию в рок-музыке 90-х. Появлялись новые стили, и было выпущено множество достойных альбомов, но каждая новая рок-звезда не дотягивала до уровня прежних идолов, многие группы исписывались и начинали заниматься самоплагиатом после выпуска пары успешных пластинок. Но коммерческий успех дебютных шагов вполне компенсировался нехваткой свежих музыкальных идей. Стили рок-музыки стали постепенно смешиваться друг с другом, пытаясь родить новый звук. Так появляются альтернативный метал, стоунер рок, индастриал-рок.

Несмотря на общий упадок хэви-метала и других традиционных жанров тяжелой музыки, отдельные одиозные фигуры традиционного метала появлялись и в 90-х. Среди них стоит выделить группу Pantera, сыгравшую решающую роль в формировании пост-трэш-жанра грув-метал. Также отметим, что в 90-х началась новая волна блэк-метала - более умиротворенного и мелодичного с явным влиянием готики. Группы этой волны, в частности Cradle of Filth, добились наибольшего коммерческого успеха за всю историю блэка. А их вокалист Дени Филт попробовал себя в качестве телеведущего и актера, снявшись в фильме ужасов "Колыбель кошмаров".

Фактически, в период с 2000 по 2010 гг. в рок-музыке не появилось ни одного заметного жанра. Такой застой, в какой-то степени, был компенсирован возрождением и развитием ряда поджанров альтернативного рока - в первую очередь ню-металла, индастриала, пост-панка и хард-кора. Также многие молодые группы начинают возвращаться к корням и играют блюз, рок-н-ролл и арт-рок, используя современный звук. Кумиры прошлого, словно сговорившись, вновь собираются вместе и дают ряд триумфальных концертов (Led Zeppelin) или даже записывают новый материал (Black Sabbath, Iron Maiden), вызывая волну интереса у более молодой аудитории.

В последнее время в выcказываниях музыкальных критиков и самих музыкантов можно было вcтретить прямо поcтавленный или cкрытый вопроc: "А cущеcтвует ли еще рок, и еcли cущеcтвует, то каков он, и есть ли у него будущее?" Вопроc этот, конечно, чиcто риторичеcкий - хотя бы потому, что у каждого нового поколения, как выяcнилоcь, cвой рок. Еcли заявить очередному подростку, что его музыка уже давно не рок, а что-то другое, он этого не поймет, вернее, проcто ваc не уcлышит. Каждое молодое поколение, очевидно, всегда будет называть этим cловом cвою музыку, являющуюcя наряду c жаргоном, манерой веcти cебя, одеватьcя или причеcыватьcя cредcтвом cамоутверждения в мире взроcлых, в мире родителей, более того - cредcтвом протеcта и противопоcтавления cебя этому миру. В этом cмыcле рок будет cущеcтвовать всегда и в любом обществе.

1.3 Феномен "русского рока". Основные этапы становления

 

В Советском Союзе история рока складывалась по-своему. Первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате "культурного шока" от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Постепенно формировалась доктрина "советского рока" - и она заметно отличалась от англо-американского варианта. Если там стержнем жанра был Ритм, то у нас таковым стало Слово.

В отечественном роке содержанию песен и качеству текстов придают большее значение, чем в западном. Скорее всего, это связано с особой ролью литературы, в частности - поэзии, в жизни России. По словам Троицкого менталитет россиян предрасполагает к философскому восприятию окружающегомира и чуткому восприятию Идеи и Слова.

Основным оружием нашего рока в отличие от западного всегда являлось слово, а не музыка. Ведь сами корни русского рока упираются во многом в авторскую песню. Предтечами настоящего отечественного рока стали не джазмены и танцевальные оркестры, а, скорее всего, суперзвезды нашей поэзии Вознесенский и Евтушенко, барды Высоцкий и Галич. Первичность текста в российской рок-музыке можно подтвердить простейшими примерами. Во главе любого известного рок-коллектива стоит поющий "производитель текстов", автор-исполнитель с гитарой ("ДДТ" - Шевчук, "Аквариум" - Гребенщиков, "Алиса" - Кинчев, "Машина Времени" - Макаревич, "Кино" - Цой, "Зоопарк" Науменко). Исключение составляет екатеринбургская рок-группа "Наутилус Помпилиус", тексты для которой писал поэт Илья Кормильцев, а музыку лидер группы Вячеслав Бутусов, и несколько известных хэви-метал групп ("Ария", "Мастер").

Музыкальная составляющая в русском роке, безусловно, всегда играла немаловажную роль - но, как правило, воспринималась как дополнение к поэзии. По сути дела, любая из популярных рок-групп со стажем представляет собой союз некоего рок-барда и аккомпанирующего ему ансамбля исполнителей. А вот группы, сделавшие ставку на качественную и "умную" музыку, не только не достигли широкого признания, но и прекратили свое существование, не исчерпав творческого потенциала ("Високосное лето", "Автограф", "Урфин Джюс").

В статье "Культурный миф нашего поколения" Д. Данилов говорит, что если сравнивать русский рок с тем, что происходило с западным роковым мэйнстримом во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, то мы увидим совершенно различные тенденции. Западная рок-музыка к концу 70-х годов уже преодолела порог своей сложности, получивший наиболее яркое воплощение в хард-роке и психоделике, и встала на путь упрощения музыкального строя. Но, если западный рок уже прошел эволюцию и сформировал собственную субкультуру в молодежной среде, то в СССР рок в "западном смысле" слова возник и до 86-87-х годов не выходил за рамки богемной субкультуры. В стране не проходило крупных рок-концертов, рок-музыка не звучала по радио.

"В полном запретов социалистическом государстве рок-музыка являлась средством выражения молодежи, этакой живительной отдушиной в серой обыденности. Государственные органы всеми силами пытались оградить молодое поколение от "зарубежной заразы", не брезговали самыми изощренными приемами и методами. Тогда большинству хотелось, чтобы все запреты были сняты, и каждый смог бы сам выбирать, что ему слушать и любить".

Первые советские рок-группы появились в 60-е годы на волне всеобщего увлечения творчеством the Beatles, однако до середины 1970-х представляли собой, в основном, подражание музыке зарубежных исполнителей. Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, стала группа Александра Градского "Скоморохи", они же считаются первыми музыкантами, записавшими полноценные рок-альбомы на территории СССР. Градский часто вспоминал влияние ливерпульской четверки и отдавал им дань уважения в многочисленных интервью: "Роль Beatles в зарождении советского рока невозможно переоценить: она была главной и решающей. Я давно задавал себе вопрос почему?! - и могу поделиться некоторыми соображениями. Мне кажется, что Элвис и другие были слишком экзотичны для нас. А Beatles были рядом.. не географически, а душевно".

Влияние битлов всегда признавал и другой отечественный рок-музыкант Андрей Макаревич, чьи тексты вывели наш рок на совершенно новый уровень. Именно после прослушивания их альбома "Вечер трудного дня" он понял, чем хочет заниматься в жизни. Андрей потом рассказывал, что у него было такое чувство, что всю предыдущую жизнь он носил в ушах вату, а тут ее вдруг вынули. Группу "Машина Времени" по праву можно назвать "русскими the Beatles" своего времени. В нашей стране они стали новаторами в музыке и первой рок-группой, чьи тексты на русском языке по-настоящему обратили на себя внимание молодежи.

"Рок-подполье 70-х было неотделимо от движения хиппи. Поэтому на многих пионеров нашей рок-музыки обрушилиcь вcе cоответcтвующие "прелеcти" политических гонений. Хиппи c их легко опознаваемым внешним видом всячески отторгалиcь из общеcтва. Их cтаралиcь не принимать на работу, отчиcляли из учебных заведений. Им была оcтавлена возможноcть cущеcтвовать на cамом нижнем cоциальном уровне, работать ночными cторожами на мелких cкладах, в больницах и моргах, грузчиками в булочных и продмагах, дежурными в котельных и т.п. Уcтроитьcя на подобное меcто в те времена было необычайно трудно, потому что, кроме идейных хиппи и обычных деклаccированных бездельников и пьяниц, на них претендовали многие диccиденты, "внутренние эмигранты" разного типа: бывшие филоcофы, cоциологи, иcкуccтвоведы, пиcатели, художники и другие интеллигенты, не желавшие обслуживать маркситскую мифологию".

Может, именно поэтому, многие группы 70-ых, за исключением "Машины Времени" и питерского "Аквариума", не получили широкой огласки. Эпоха тотального застоя в буквальном смысле душила своими тисками огромное количество молодых талантов, а для средств массовой информации они, в то же время, оставались персонами нон-грата. "Все это разнообразие ушло в никуда, так и не оставив следов. Разве что от "Соколов" осталась песенка "Фильм, фильм, фильм", да от "Скоморохоов" несколько альбомов, изданных уже позже, да "Мифы" успели записаться в 1981-м почти золотым составом".

Лишь в 1980 году, когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на жанр внимание. Некоторые ведущие рок-группы (Динамик, Карнавал) были приглашены в государственные концертные организации, где попадали под влияние худсоветов. Большинство рок-исполнителей так и осталось в "андеграунде", предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму "Мелодия", ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы "позднего застоя", социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей он давал столь редкие и нужные слова правды и духовности. Отделы науки и культуры ЦК КПСС, заручившись поддержкой КГБ, без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984 году, когда весь жанр был фактически поставлен под запрет.

Советские власти почти всегда воспринимали всякую развлекательную музыку как явление прозападное, а значит вредоносное (джаз, рок, диско), пытаясь остановить ее естественное развитие и свести к минимуму влияние на широкие людские массы. Именно в период правления Андропова в СССР разворачивается первая по-настоящему крупная компания по борьбе с рок-музыкой, которая уже во всем цивилизованном мире успела стать достоянием мировой культуры.

По словам Троицкого, принятый 17 октября 1983-го указ Министерства культуры был одним из серьезнейших проблем, вставших на пути у рок-музыкантов. Главный пункт ее гласил: отныне в репертуаре каждого профессионального ансамбля должно быть не менее восьмидесяти процентов песен, написанных членами Союза композиторов, а все профессиональные зарегистрированные рок-группы должны пройти через проверку министерскими комиссиями, в которых обязаны участвовать сам Союз композиторов, музыкальная пресса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.036 с.)