Русская рок-журналистика 1980-2010 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская рок-журналистика 1980-2010 гг.



Русская рок-журналистика 1980-2010 гг.

Магистерская диссертация

 

 

Муравьева Максима Львовича

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры истории журналистики,

Кругликова О.С.

 

 

Санкт-Петербург 2012


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Основные этапы развития рок-музыки на западе и в России

1. 1. Понятие рок-музыка

1.2 Основные этапы развития рок-музыки

1.3 Феномен "русского рока". Основные этапы становления

Глава 2. Отечественная рок-журналистика 1980-1991 гг.

2.1 Зарождение независимой рок-журналистики в период тотальных запретов и гонений

2.1.1 Рок-тематика на телевидении и радио

2.1.2 Рок-тематика в печати

2.2 Развитие отечественной рок-журналистики в период перестройки

2.2.1 Печатные издания

2.2.2 Аудио-визуальные СМИ

Глава 3. Отечественная рок-журналистика 1991 - 2010 гг.

3.1 Печатные издания

3.2 Аудио-визуальные и электронные СМИ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения


Введение

 

Вот уже более 50-ти лет рок-музыка является важной частью мировой культуры. Она отражает самые волнующие и яркие события современности и не боится затронуть не всегда положительные (разрушительные войны, расовая дискриминация, несправедливость властей), но всегда актуальные социальные темы. Для миллионов людей рок стал не только хобби, но и образом мыслей, новой платформой для творческих процессов. Пройдя долгий и извилистый путь от полумаргинального молодежного течения в музыке до общепризнанного культурного феномена, рок начал всерьез интересовать журналистов и музыковедов. На тему рок-музыки были написаны тысячи книг и сняты сотни документальных фильмов, а в музыкальной журналистике появляется даже отдельное направление - рок-журналистика. Этот термин прочно обосновался в прессе, на радио и телевидении с появлением большого числа специализированных рок-изданий, теле - и радио-программ, ориентированных на любителей рок-музыки.

Рок-журналистика всегда отражала состояние этой музыки, детально донося до аудитории ее наиболее важные составляющие компоненты и намечала тенденции дальнейшего развития. В нашей стране рок-журналистика имела своеобразный путь развития, резко контрастирующий с принятыми на Западе стандартами. 1980-е годы, ставшие отправной точкой для советской рок-журналистики, начались как эпоха тотальных цензурных запретов и гонений на рок-музыку, считавшуюся "оружием массового поражения" буржуазного мира. Однако с началом перестройки рок-культура начала постепенно выходить из подполья и расширять поле своего влияния. С этого времени советская рок-журналистика становится делом актуальным и востребованным. Появляется множество легальных изданий; теле-каналы начинают показывать концерты и клипы рок-звезд, что совсем недавно было сделать невозможно; востребованными становятся авторские программы о рок-музыке и рок-культуре. Как правило, в основе такой программы лежит не только определенный информационный повод, но и аналитический подход к основным этапам развития рок-музыки и ее новейшим проявлениям, связь с прошлым. И каждый автор сам выбирает, намечает путь, по которому суждено пройти его слушателям, умело применяя свои способности и создавая тем самым неповторимый облик программы. Ведь каждая заметная рок-программа может остаться на плаву и продолжать свое существование лишь при наличии особой изюминки, формируемой автором.

Актуальность темы обусловлена тесной связью рок-журналистики с общественно-политическими процессами, которые специфически преломляются в разнообразных молодежных субкультурахи находят свое отражение в новых формах музыки. Рок-журналистика ярко демонстрирует разнообразие идейных направлений и концепций, бытующих в молодежной культуре и выраженных языком музыки. Сегодня рок-журналистика переживает особый этап развития, когда эволюция идей протекает на фоне динамичного изменения технологий, происходит постепенное освоение рок-журналистикой возможностей электронного формата: большое количество рок-радиостанций вещают через интернет, многие крупные рок-издания переходят в электронный формат (журнал "FUZZ"), появляются современные визуальные рок-программы, изначально существующие как интернет-проект (А. Троицкий "Опыт рока - год за годом"). Немаловажно и то, что современный этап развития рок-журналистики характеризуется выраженным влиянием массовой культуры и шоу-бизнеса.

Стремление проанализировать особенности актуального состояния рок-журналистики, выявив их исторические предпосылки, обуславливает научную новизну работы. В последнее время большое внимание уделяется изучению истории развития рок-музыки и рок-журналистики как ее отражения. Рассмотрению подлежат печатные, аудиовизуальные и электронные средства массовой информации. Однако, большинство изученных нами работ о русской рок-журналистике рассматривают лишь ее отдельные аспекты. Особенности и характерные черты развития русской рок-журналистики в контексте социально-политических процессов в нашей стране (от возникновения до наших дней) и изменение ее приоритетов во взаимосвязи с периодами развития России и советской цензуры, до настоящего времени комплексно не рассматривались. Кроме того, многие работы, написанные ранее, уже не могут во всей полноте отражать современную обстановку в рок-журналистике.

Энциклопедия Александра Кушнира "Золотое подполье" - единственная на данный момент история развития самиздатовской рок-журналистики в нашей стране, включающая в себя полный хронологический список всех крупных и мелких нелегальных рок-изданий 1980-х, 1990-х с их подробным описанием. Но данная книга отражает состояние самиздатовской журналистики только до начала 1990-х годов. Книга В. Марочкина "Повседневная жизнь российского рок-музыканта", несмотря на большое количество в ней уникальной информации об отечественной рок-журналистике, связанной с воспоминаниями автора, дает отрывочные сведения, акцентируя свое внимание на жизни рок-общества в целом.

русская рок журналистика издание

Теоретическим базисом нашего исследования стали работы по теории журналистики С. Корконосенко, A. Шереля, Е. Пронина и теории музыки Т. Курышевой, А. Горохова, А. Вульфа. Тесная связь рок-журналистики с развитием русского рока как культурного феномена потребовала привлечения широкого круга источников по истории развития рок-движения: А. Троицкого, Н. Харитонова, Г. Кнабе. Нами были изучены работы А. Троицкого, А. Бурлаки, В. Марочкина, А. Кушнира, напрямую связанные с рок-музыкой и рок-журналистикой.

Книга Артемия Троицкого "Рок в Союзе" - один из наиболее важных источников нашего исследования. Данная книга включает в себя практически всю историю советской рок-музыки от первых самодеятельных коллективов начала 60-х годов до рок-фестивалей конца 80-х. Множество событий молодежной культурной жизни, в которых сам автор принимал участие или был их очевидцем, нашли отражение на страницах книги. Нами было использовано множество материалов, связанных с историей отечественного рока и биографией известных рок-музыкантов.

Сборник статей Троицкого "Гремучие скелеты в шкафу", написанный им в 1970-е, 1980-е гг. и включающий в себя как небольшие информацион - ные заметки, так и серьезные аналитические материалы, был использован нами в качестве наглядного примера трансформации отечественной рок-журналистики и изменений ее приоритетов за указанный период. Также данное издание дает представление о стилистических особенностях первых лет советской рок-журналистики.

Энциклопедия Александра Кушнира "Золотое подполье" - единственная на данный момент история развития самиздатовской рок-журналистики в нашей стране, включающая в себя полный хронологический список всех крупных и мелких нелегальных рок-изданий 1980-х, 1990-х с их подробным описанием.

Данное издание не только излагает историю самиздатовской прессы, но и дает представление о каждом из них, как о самостоятельной единице рок-журналистики со своими целями.

"100 магнитоальбомов советского рока" Кушнира - сборник статей, посвященных подробной истории наиболее важных альбомов советского рока, оказавших влияние на рок-движение в нашей стране. Рассмотрению подлежат признанные шедеврами записи таких групп и исполнителей, как "Аквариум", "ДДТ", Александр Башлачев, Юрий Морозов, "Гражданская Оборона" и другие. Также в этом издании подробно рассматривается взаимоотношение советской цензуры и музыкальной звукозаписи и его изменение, произошедшее в 1980-е годы. В книге в большом количестве присутствуют воспоминания звукорежиссеров Андрея Тропило и Алексея Вишни, оказавших большое влияние на запись и распространение магнитофонных и виниловых записей отечественного рока.

Книга Андрея Бурлаки "Кто есть кто в советском роке" - одна из первых в Советском Союзе энциклопедия, где в алфавитном порядке рассказывается история всех отечественных рок-групп. Здесь можно найти упоминание даже о самых редких и забытых сегодня ансамблях. Данное издание было использовано нами в качестве незаменимого справочного материала.

Наиболее полное представление о современном рок-движении и его связи с прошлым дала нам книга Андрея Горохова "Музпросвет". В ней наработанные за много лет материалы одноимённой радиопередачи Горохова используются для того, чтобы обобщить знания о современной музыке, прежде всего популярной. Это наиболее масштабная попытка разработать классификацию для современных музыкальных жанров и стилей (минимализм, нью-эйдж, техно, эмбиент и т.д.) на русском языке. Данная работа, написанная в ХХI веке, подробно раскрывает тенденции современной музыкальной индустрии.

В книге Арлена Блюма "Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991" на основе богатейшего архивного материала, впервые ставшего доступным исследователям, воссоздан механизм и результаты подавления мысли и слова в книгоиздательском, книготорговом и библиотечном деле, в сфере литературы и искусства. Большое внимание уделено теме цензурных репрессий, направленных органами Главлита и КГБ против книг писателей Русского зарубежья, а также литературы ленинградского андеграунда. Издание было использовано нами для общей характеристики цензуры 1980-х гг. Книга почти не связана с цензурой рок-музыки, однако дает хорошее представление о предпосылках возникновения цензурной опалы на рок.

Книга Павла Рейфмана "Из истории русской, советской и постсоветской цензуры" была использована нами в качестве альтернативной точки зрения на советский рок и его борьбу с цензурой, резко отличной от встречающихся в книгах Троицкого, Кушнира, Бурлаки и общей характеристики советской цензуры 1980-х. По мнению Рейфмана, ленинградский рок в отличие от московского всегда находился под прикрытием КГБ. Подобное мнение было встречено нами впервые. Данное издание на сегодняшний день существует только в электронном варианте и полностью выложено на официальном сайте Рейфмана.

Объект исследования. Объектом нашего исследования являются отечественные СМИ 1980-2010 гг., тематически специализирующиеся на освещении вопросов рок-музыки.

Предмет исследования. Предметом нашего исследования являются особенности и характерные черты развития русской рок-журналистики в контексте социально-политических процессов в нашей стране.

Цель нашей работы - проследить развитие русской рок-журналистики на рубеже веков в социально-политическом контексте. Исходя из цели, выделим ряд задач, необходимых для ее успешного достижения.

Задачи нашего исследования:

провести сравнительный анализ основных тенденций развития мировой и советской/российской рок-музыки

выявить специфику и уникальные черты русской рок-музыки и рок-журналистики, исторические предпосылки их формирования

проследить основные тенденции развития отечественной рок-музыки и рок-журналистики на современном этапе.

Методологическую основу нашего исследования составили научные принципы объективности, системности, историзма; исследование проводилось на основе сравнительно-исторического метода, для анализа медиа-текстов применялись методики контент-анализа и экспертного интервью.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1980 по 2010 гг., что обусловлено наиболее важными этапами в истории развития русской рок-музыки и рок-журналистики. В 1977 году на волнах Русской Службы BBC появляется программа С. Новгородцева "Рок-посевы", ставшая первым серьезным шагом в создании независимой рок-журналистики и идейно вдохновившей большое число советских любителей рока и первых рок-журналистов. И в этом же году выходит первый в нашей стране самиздатовский рок-журнал "Рокси", долгие годы служивший эталоном для большинства отечественных рок-изданий 80-х. Период с 1991-2010 гг. характеризуется для русской рок-журналистики общими тенденциями, применимыми и сегодня: появлением коммерческих рок-изданий различных форматов, посвященных рок-музыке; специализированных радиостанций и телеканалов, ориентированных на любителей рок-музыки; появлением значительного числа известных рок-журналистов, профессионально занимающихся вопросами рок-музыки; становлением рок-журналистики как неотъемлемой части музыкальной культуры в нашей стране.

Поставленные задачи обуславливают следующую структуру работы. В первой главе рассматривается история возникновения и развития рок-музыки в мировом масштабе, ее влияние на молодежную культуру и социальные процессы; проводится разграничение между жанрами рок-музыки и их взаимном влиянии друг на друга. Также мы рассматриваем явление "русский рок": основные этапы его становления, выделяем характерные черты. Во второй главе мы рассматриваем советский период развития русской рок-журналистики: основные издания данного периода, радио - и телепрограммы, отношения рок-журналистики с советской властью. В третьей главе мы рассматриваем современный период развития рок-журналистики в печатных, аудиовизуальных и электронных СМИ; анализируем авторские программы о рок-музыке на различных русскоязычных радиостанциях (более подробно на примере "Десятки Великих" Олега Соболевского на "Радио Рокс").

В качестве приложения к исследованию мы используем экспертные интервью, взятые нами у радио-ведущих: О. Соболевского ("Десятка Великих"), И. Павлюченко ("Rock Live"), Ю. Луцкой ("Happy Girls").


Понятие рок-музыка

 

"Раньше, когда к року у нас относились чуть более серьезно и опасливо, чем теперь, очень популярны были "круглые столы" и дискуссии, посвященные этому одиозному жанру. Как правило, начинались они с вопроса: "Так что же такое рок?!" - и этим же вопросом заканчивались спустя несколько часов.. В самом деле, очень трудно дать исчерпывающее определение этому явлению".

Рок.. Когда-то это недлинное слово очень любили философы-мистики и поэты-символисты. И означало оно, как известно, злую судьбу и печальную предрешенность. Затем, в оптимистичное (по крайней мере, в официальных речах) время слово это стали забывать, и забыли уже было совсем, но.. С конца 60-х "рок" вновь прописался в прессе и в ежедневном нашем лексиконе. Бывали случаи, что это слово даже запрещали печатать в газетах - такой нездоровый ажиотаж оно вызывало. Гласность все поставила на свои места, и термин "рок" со всевозможными производными и приставками (роковый, рок-музыка, рок-поколение..) стал едва ли не одной из важнейших примет того времени. Вместе с тем, осталось не совсем ясным: что же понимают под "роком" в новом значении слова?"Рок" - это "музыка молодежи", это "образ жизни", это "социальный феномен", "духовный СПИД", это "современный фольклор", это "идеологическая диверсия", "шум и грохот", "это самое демократичное из искусств", это "особая энергетика"..

Обратимся к книге Артема Троицкого "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е.." Рок - запутанная, многомерная конструкция. Если мы возьмем его самую очевидную, "художественную" составляющую - то легко убедимся, что и она сложна и представляет собой синтез различных видов авторского творчества - музыки, поэзии и визуальных искусств (театр, танец, видео). Далее - пресловутая "социальная" миссия рока. Известные формулы: "рок - это средство общения", "рок - это образ жизни", "рок - это путь поколения" - имеют под собой самые веские основания. Отсюда же - и такие, совсем немузыкальные понятия, как "рок-движение" или "рок-оппозиция". Дополнительное смятение вносит непрерывное изменение рок-идеи во времени: стихийное веселье рок-н-ролла 50-х трансформировалось в социальную ангажированность 60-х, а та, в свою очередь, в панк-нигилизм 70-х и технократический комфорт 80-х.

".. основной "посыл" любого рока - это раскрепощение, сбрасывание всех и всяческих пут, не дающих молодому человеку существовать так, как ему хочется, и чувствовать себя хорошо". На Западе в качестве таковых пут выступали, прежде всего, официальная религия, буржуазная мораль, военщина, расисты, "истэблишмент", но основной мишенью оставались родительские "устои". "В нашей стране "освободительный" призыв рока прозвучал в совершенно иной ситуации. С одной стороны, сильных позиций у религии, расизма, хозяев-эксплуататоров.. у нас не было. С другой - кругом было столько всяческого подавления и насилия над личностью, что даже пресловутый секс в списке молодежных "неудовлетворенностей" оказался далеко не на первом месте.. Тотальная несвобода и тотальная неправда - вот что чувствовалось в годы зарождения бурного подъема советского рока. И именно об этом в советском роке шла речь".

Итак, рок-музыка - это во многом смелый голос молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых и буйных настроений, протест против "закона старших", несправедливости и жестокости окружающего мира. С другой стороны, рок-музыка - одна из немаловажных частей мирового шоу-бизнеса, главная цель которой получение прибыли. Двойственная природа этого явления и объясняет противоречия, связанные с развитием и распространением жанра. В основном, вся история рока состоит из схожих друг с другом этапов, в начале каждого из которых происходит протест, появление новых ценностей и свежих музыкальных идей, возникновение групп и исполнителей - основоположников стиля, а затем - постепенный процесс коммерциализации, упрощения, появление огромного числа вторичных рок-групп. Однако на смену устаревшим направлениям и формам музыкального выражения всегда приходят новые, чтобы вновь и вновь найти своих слушателей.

Рок-музыка, как феномен современной культуры, породила целый образ жизни для многих людей. "Рок-н-ролльный образ жизни" определяет стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода, философию и внешний вид (что не так значительно). Тем не менее, возникшие на основе различных направлений рок-музыки жанры зачастую имеют очень мало схожего между собой, как и неформальные молодежные движения, порожденные ими. У них различные приоритеты звучания музыки, идеология и даже внешний вид. Так, например, знаменитая армия поклонников отечественной группы "Алиса" в большинстве своем поддерживает православные и монархические увлечения Константина Кинчева, в то время как приверженцы стиля хардкор выступают за отмену границ между государствами и крайне негативно относятся к религии в целом. Но и в том и в другом случае - это рок-музыка, обладающая огромной силой и энергией. Она дает личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности. Пожалуй, именно это протягивает единую нить между ее поклонниками, и именно поэтому на рок-музыке выросло уже не одно поколение.

Во многих странах развитие рока бесспорно имело свои особенности, отличные от европейских стандартов. Отечественная рок-музыка заявила о себе в середине 60-х годов. Первые советские рок-группы копировали своих западных кумиров, исполняя композиции на английском языке; лишь в конце 70-х русский, эстонский, грузинский и другие "родные языки" окончательно вытеснили английский. До 1985 года жанр находился под полузапретом (слово "рок" было запрещено для использования в прессе, рок-музыка полностью игнорировалась радиостанциями и телевидением), но это нисколько не умаляло его огромного влияния на молодежь. Рок был одним из важнейших явлений в стране, противостоявшим лицемерной и искусственной культуре эпохи застоя. По словам Троицкого эстетический стержень западного рока, его основной инструмент - это ритм (как своего рода звуковой эквивалент сексуальной раскачки), у нас таковым стало слово. Потому что здесь было важнее - да и опаснее - выговориться.. А рок всегда предрасположен к опасности. На Западе хорошо играют, у нас - поют интересные вещи. И все это - рок.

Рок-тематика в печати

Важную роль в развитии отечественной рок-журналистики сыграл Артемий Кивович Троицкий, начавший публиковаться еще в середине 70-х годов. Подобно Юрию Росту и Леониду Парфенову, Артем Троицкий стал подлинным символом своего поколения для многих начинающих музыкальных журналистов и музыкальных критиков. Он стал также одним из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди - и электронной музыки в России, умело оставаясь актуальным в любую новую эпоху. По сей день Троицкий - один из ведущих специалистов по современной музыке в России.

В эпоху застоя он публиковал материалы, посвященные классическому року, продвигая эту музыкальную культуру, и за семь (1975-1981) лет написал более 50-ти музыкальных статей, ставших подлинной классикой отечественной рок-журналистики.

Первой публикацией Троицкого стала статья "Пятерка пурпурно-лиловых" о группе Deep Purple. Она была сильно переправлена редакцией и вышла в мартовском номере журнала "Ровесник" за 1975-й год. С этого момента Троицкий стал постоянным автором таких журналов, как "Ровесник" и "Музыкальный журнал", наиболее активно освещающих на тот период молодежную музыкальную культуру, а также газеты "Московский Комсомолец". В эпоху застоя ему удавалось рассказывать миллионами советских меломанов о лучших представителях западного и отечественного рока, раскрывая не только биографию ансамблей, но и их идейную концепцию. Он был первым человеком в СССР, кто написал о таких легендах рока, как Led Zeppelin, Pink Floyd, Sex Pistols, The Cure.

В январе 77-го Троицкий переходит под крыло журнала "Музыкальная жизнь". В этом издании он напечатал огромное количество портретных статей о звездах мировой музыки и отечественной эстрады, которые, по мнению автора, нельзя назвать удачными. Единственный большой материал того периода вышел в свет в 1977 году и назывался "Рок в коротких штанишках". Троицкий пытается охарактеризовать рок-фэнов, условно разделяя их на 3 основные категории (от 6 до 16, от 16 до 22 и от 22 до..), каждой из которых присущи свои вкусы и свои особенности музыкального восприятия. Автор проводит своего рода социологическое исследование, чтобы с одной стороны охарактеризовать поклонников рока для читательской аудитории, с другой - чтобы верно выбрать свой ориентир действия для дальнейших публикаций.

После выхода материала о Deep Purple Троицкий становится постоянным автором журнала "Ровесник" и регулярно публикует свежие материалы, посвященные рок-музыке, однако, учитывая пропагандистскую направленность журнала, далеко не все материалы удавалось выпустить в свет, и многие были опубликованы значительно позже. Троицкий работал в большей степени по заказу редакции того или иного музыкального журнала, не реализуя полностью свой творческий потенциал. Поэтому в 70-е он не написал ни одной официальной статьи, посвященной любимому им авангарду и краут-року. Последним и наиболее заметным материалом, появившимся на страницах "Ровесника" во второй половине 70-х, стала статья "Куда летит Цеппелин" о группе Led Zeppelin, опубликованная летом 76-го года. В СССР музыка Led Zeppelin пользовалась куда меньшим спросом, чем творчество тех же Deep Purple или Nazareth, однако в мировом масштабе именно Led Zeppelin принято считать основоположниками тяжелого рока. Их дебютный альбом породил массу подражателей и последователей, повлияв на все разновидности современной гитарной музыки. Троицкий высоко оценивает первые 4 пластинки группы, называя их самой успешной и величественной музыкой начала 70-х годов, однако более поздние работы - в частности двойной альбом "Psysical Graggitti" - упрекает в чрезмерной затянутости композиций и отсутствии свежих музыкальных идей.

Прошло больше года, и Троицкий начинает сотрудничать с журналом "Клуб и художественная самодеятельность", для которого публикует материал "Феномен Диско" (ноябрь 1976), пытаясь охарактеризовать уже не отдельный музыкальный коллектив, а целое движение, которое становится все популярней среди молодежи. Троицкий описывает диско-музыку как безликую, усредненную, массовую. "Статус дискотеки таков, что она должна устраивать всех".

Достойным завершением деятельности А. Троицкого в 70-е стала статья "Рок-музыка: тупики и выходы". Главная цель этого материала - подведение итогов десятилетия и активная пропаганда панк-рока и новой волны, как единственного возможного выхода из музыкального кризиса конца десятилетия. "Однако трюк не удался - по причине, как крамольного содержания, так и чрезмерного объема, статью ни один из "прикормленных" журналов печатать не стал. Несмотря на эпохальность. В конце концов "Тупики и выходы" увидели свет в самиздатовском джазовом альманахе МВТУ имени Баумана ".

С 1983 по 1985 год публикации Троицкого были под запретом в советской печати. Тогда же началась его телевизионная карьера на латвийском телевидении: до 1986 года Троицкий вместе с режиссером-документалистом Подниексом вел первую советскую программу, посвященную видео-клипам, "Видео-ритмы".

Самодеятельная советская рок-музыка - детище противоречивой общественной атмосферы второй половины 60-70-х годов - стала своеобразным зеркалом эпохи, в котором нашли причудливое отражение наши проблемы, трудности, просчеты и ошибки.

Средства массовой информации не уделяли рок-музыке практически никакого внимания. Однако молодежь хотела знать, что происходит в этой музыкальной области, как и по каким законам она развивается. Тогда, во второй половине 70-х, появились первые машинописные музыкальные журналы. Их появление и ознаменовало рождение отечественной неформальной рок-журналистики. "Можно спорить, насколько объективную информацию они несли, но в том-то и дело, что другой не было".

-е годы ознаменовались в рок-журналистике как эпоха самиздата. "Само название самиздат появилось в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде Госиздат, Политиздат и т.п. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово "самсебяиздат" употребил поэт Николай Глазков, уже в 1940-е гг. ставивший это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетённых машинописных сборниках своих стихов".

Изначально рок-самиздат развивался по двум основным направлениям: первое было ориентировано на узкий круг лиц, определенную группировку, второе - на московскую, ленинградскую, свердловскую рок-сцену и предназначалось как можно большему кругу читателей. Все эти издания выходили в машинописном и - позже - ксероксном вариантах тиражом в 50-100 экземпляров; находились энтузиасты, переписывавшие их от руки для последующего распространения.

Первый полноценный самиздатовский рок-журнал "Рокси" появился в Лениграде и выходил с 1977 по 1990 год. Журнал был создан Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко, Юрием Ильченко, Натальей Васильевой. С седьмого номера (1984) редактором "Рокси" выступает Александр Старцев, возглавлявший издание вплоть до его закрытия. "Рокси" стал фактически официальным органом Ленинградского рок-клуба.

"Идея выпуска журнала принадлежала Борису Гребенщикову и Николаю Васину, известному битломану. Почему "Рокси"? Я спрашивал их об этом, но они ничего толком не сказали. Может быть от Рокси Мьюзик? Был такой ансамбль в Лондоне. Так или иначе, всем было понятно, о чем журнал, благодаря наличию в названии слова РОК".

История журнала состоит из трех редакций: первая с 1977 по ноябрь 1979, вторая с 1980 по декабрь 1983 и третья с 1984 по 1988. В состав первой редколлегии входили Борис Гребенщиков, внедрявший в журнал аналитические начала, активно пропагандируя музыкально-философские идеи "Аквариума", и Николай Васин, несущий его читателям светлые пацифистские идеи творчества английской группы Beatles и московской группы "Машины Времени". Эпизодически в журнале появлялись и другие авторы, такие как Майк Науменко, Юрий Ильченко и другие. В данной редакции вышли первые три номера "Рокси". Спустя два года свет увидел 4-ый номер журнала (январь 1981). В состав редколлегии вошли Михаил Брус, Александр Андреев, Олег Решетников (музыканты группы "Выход").

По мнению Кушнира в сравнении с первыми номерами неизменными остались интервью с ленинградскими рок-музыкантами (М. Науменко, Ж. Ордановский), значительно поубавилось неформального жаргона (пипл, шузы, флэт, хаер), а ряд статей стал отличать более глубокий исследовательский подход к рок-текстам. Уровнем своей продукции вторая редакция "Рокси" завоевала Москву: журнал "Ухо" (1982) поместил на своих страницах перепечатанное из "Рокси" интервью с панк-музыкантом Андреем Пановым и с анонимным ценителем рок-музыки. А "Рокси" № 6 становится официально представленным в ленинградском рок-клубе.

С 1985 по 1988 год "Рокси" начал выходить более или менее регулярно два раза в год - стостраничный машинописный журнал с вклеенными фотографиями и четко выработанной внутренней концепцией. Это, в первую очередь, направленность на подготовленного читателя: преобладание аналитически-критических материалов, принципиальный отказ от хэви-металла, преобладание ленинградских материалов, с эпизодической информацией о рок-жизни Москвы, Свердловска, Новосибирска, наличие фестивальных обзоров, уход от сленга и некоторая зацикленность на треугольнике из групп "Зоопарк", "Кино", "Аквариум". Последний номер журнала был датирован январем 1988 года. "С той поры, вопреки тщательно поддерживаемой официальной версии редакции, "Рокси" прекратил активное существование".

Вклад "Рокси" в развитие отечественного рок-самиздата неоценим, поскольку дал не только достоверную музыкальную информацию меломанам, но и доказал своим существованием право рок-журналистики на жизнь.

"В ту почти первобытную эпоху, когда не было компьютеров и принтеров, электронной почты и цифровых фотокамер, издание такого журнала было практически подвигом. Ибо надо было собрать не только материал или написать его, но и перепечатать на машинке, на тончайшей бумаге, чтобы можно было сделать больше закладок под копирку, проявить и высушить фотографии, вклеить их в каждый экземпляр".

Как отмечает А. Кушнир, по примеру ленинградского журнала, в Москве в 1981 году появляется аналогичное издание "Зеркало", выходившее на базе "Клуба синтеза искусств" имени Рокуэлла Кента при МИФИ. Редактором журнала становится И. Кричевский. Именно в этом издании начинали свой путь в "самиздатовскую" журналистику такие культовые фигуры, как Смирнов и Артем Троицкий. В конце 1981 года журнал перешел на "нелегальное" положение и стал выходить под названием "Ухо". Основной акцент делался на последовательном освещении событий московско-ленинградской подпольной сцены.

Дебютный номер журнала был посвящен московской рок-группе "Машина Времени". Центральным материалом выпуска стала статья Артемия Троицкого " "Машина Времени" - путь в двенадцать лет". Это подробная статья, рассматривающая всю историю одной из самых известных отечественных групп; в статье зафиксированы все изменения составов, смена стилей и т.д.

Одной из основных концепций журнала уже тогда стало присутствие в каждом номере "главного героя", вокруг которого выстраивалась центральная часть материала. Так, в 4-м номере помещена "Правдивая автобиография Аквариума", написанная самим Борисом Гребенщиковым. В журнале "Зеркало" впервые появились те черты московской рок-журналистики, что сохраняют свои традиции и по сей день - это обязательная подборка прозы, стихов, драматургии, материалов из архивов. Вторая характерная черта "Зеркала" и его последователей - это то, что чисто музыкальные страницы лишь наполовину посвящены собственно музыке; остальное - около музыкальная жизнь - то, что сегодня называют светскими сплетнями.

Существование "Зеркала", а позже "Уха" было идейно-художественным противостоянием существующему в стране политическому режиму. При этом одно из основных его значений заключается в том, что журнал заложил определенные принципы журналистской рок-эстетики.

К другим заметным явлениям отечественного рок-самиздата также можно отнести московские журналы "Урлайт" (1985-1992 гг., редактор - И. Смирнов) и "Контр Культ Ур'а".

Журнал "Урлайт" стал по-настоящему выдающимся явлением отечественного рок-самиздата. Буквально с первого номера (весна 1985) он завоевал весьма скандальную популярность благодаря полному неприятию "социалистических духовных ценностей" и взятому курсу на войну с московской рок-лабороторией. Инициатором создания "Урлайта" и автором его названия был Олег Осетров, студент МИЭМ. Если сравнивать "Урлайт" с другими московскими рок-журналами периода до начала 1987 года, то пожалуй это наиболее солидное издание по своему вкладу, оказанному на развитие рок-журналистики в России. На страницах журнала впервые появились качественные иллюстрации, постоянные рубрики, ксероксное исполнение.

Говоря о жизнедеятельности и структуре состава "Урлайта", необходимо отметить пиратские перепечатки из журнала "Сморчок" и различные "рок-хроники", написанные законспирированной тройкой редакторов - Смировым, Гурьевым, Мартусовым. У каждого из редакторов прослеживались явные литературные и музыкальные симпатии. Так Мартусов активно пытался направить вектор деятельности "Урлайта" в крутую диссиденщину. Ему же принадлежит рецензия на альбом "Наутилуса" - "Невидимка". Это была первая московская реакция на мало известную в то время свердловскую рок-группу. Гурьев специализировался на интервью со столичными музыкантами. Ему удалось пообщаться с такими командами, как "Браво", "Центр", "Звуки МУ", "Доктор" и т.д. В 1988 году, после проведения Московской рок-конференции, И. Смирновым и С. Гурьевым было решено делать новый "Урлайт" - журнал с профессиональным дизайном, большими (для самиздата) тиражами, продуманной редактурой и т.д. Чтобы сохранить некую преемственность с первой редколлегией, была оставлена старая нумерация; вместе с тем параллельно велась и новая (например, номер 1 (19)).

Всего второй редколлегией было выпущено 6 номеров, из них 5 - ксероксных и один - типографический. Но, несмотря на формальное повышение профессионального уровня, в журнале стали смешиваться андеграунд и официозная стилистика. Постоянно нарастали противоречия между политической и около музыкальной линиями. После ряда творческих разногласий И. Смирнов забрав с собой право на название журнала. Остальные члены редколлегии организовывают собственный проект "Контр Культ Ура".

"Урлайт" Смирнова не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.063 с.)