Структура общего бюджета предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура общего бюджета предприятия



Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее ши­роко используется структура общего бюджета с выделением опе­ративного и финансового бюджетов.

Общий бюджет (основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям финансовый план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризу­ющий информа-ционный поток для принятия и контроля управ­ленческих решений в области финансового планирования. Струк­тура общего бюджета представлена ниже (рис.5) /29/.

                                                                                                                          

ОПЕРАЦИОННЫЙ                                                                       ФИНАНСОВЫЙ

БЮДЖЕТ                                                                    БЮДЖЕТ

 

 


Рис.5 Структура общего бюджета предприятия

Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюд­жет — это система бюджетов, характеризующих доходы и расхо­ды по операциям, планируемым на предстоящий период для сег­мента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается именно с операцион-ного бюджета, первым шагом в котором является бюджет продаж. Целью и заключитель­ным этапом процесса составления операционного бюджета вы­ступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составле­ния опера-ционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и адми­нистративных расходов и т.п.).    

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точ-кой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Прогноз объема продаж – необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Прогноз осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.

На прогноз объема продаж влияют следующие факторы:

· объем продаж предшествующих периодов;

· производственные мощности;

· зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;

· относительная прибыльность продукции;

· изучение рынка, рекламная компания;

· ценовая политика, качество продукции;

· конкуренция;

· сезонные колебания;

· долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздействие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построены на информации, определенной в бюджете продаж. Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо соблюдать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характери­зующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закуп­ки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и администра­тивных расходов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

· определить объем затрат;

· сгруппировать затраты с учетом специфики процесса произ­водства и изменений объема реализации продукции;

· вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий пе­риод.

В бюджете коммерческих расходов детализируются все предполага-емые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например, расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.

Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшения мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.

Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

Коммерческие расходы могут классифицироваться по многим критериям, основными из которых являются:

· типы продукции;

· типы покупателей;

· география сбыта /23/.

При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции необхо-димо произвести, чтобы обеспечить запланиро­ванные продажи и требуемый уровень запасов.

Бюджет производства учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок. Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

Бюджет закупки/использования материалов. Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпо-читают единый документ.

В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для вы­полнения производственных планов. Использование материалов опре­деляется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материа­лов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки мате­риалов.

Бюджет трудовых затрат определяет необходи­мое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированно­го объема производства, получаемое умножением количества единиц продуктов или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе или в отдельном определяются затраты труда в денежном вы­ражении умножением необходимого рабочего времени на различные ча­совые ставки оплаты труда.

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

· основную часть оплаты труда;

· дополнительную часть оплаты труда.

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детали-зированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели:

· интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;

· аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычис­ления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.

Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с произ­водством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в настоящем будущем и периодах. Разработка такого бюджета нужна для обес­печения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты, переменная часть затрат, если она и присутствует, планируется как процент (например от объема продаж).

Бюджетный отчет о прибылях и убытках. На основе подго­товленных периодических бюджетов главный менеджер или директор по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестои­мости реализованной продукции согласно данным бюджетов использо­вания материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и до­бавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и администра­тивных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках – первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработала компания за отчетный

период и какие затраты были понесены.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса. Взаимосвязь финансового и операционного бюджетов показана на (рис.5). Финансовый бюджет составляется с учетом информации, содержащейся в бюджетном отчете о при­былях и убытках.

Бюджет движения денежных средств — один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. Бюджет движения денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках уже завершены.

Бюджет движения денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта роспись показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают.

Таким образом, могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью. Низкий уровень может указывать на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Вот почему необходимо тщательно планировать денежные средства.

Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы – с учетом изменений в кредиторской задолженности. При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация.

При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Бюджет капитальных вложений на основе выбранного крите­рия рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необхо-димо приобрести или построить. Информация, со­держащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денеж­ных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюд­жетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгал-тер­ский баланс (изменяя величину основных средств и других долго срочных активов).

Завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном поло­жении предприятия при условии выполнения спланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продук-ции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

После подготовки бюджета движения денежных средств, уже зная прог-нозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму капи-тальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, ко-торый является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе фи-нансирования принимается на основе дополнительного анализа. Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств /30/.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.015 с.)