Роль и место бюджетирования в управлении предприятием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место бюджетирования в управлении предприятием



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Бюджетное планирование на           машиностроительном предприятии».

 

 

Студент                 Мидонов Александр Юрьевич   _________           

                                                                                               (Ф.И.О.)                                                              (подпись)

Научный руководитель Трощий Анаида Рачиковна     _________           

                                                                                             (Ф.И.О.)                                                               (подпись)

Рецензент                     А ндрияновЮрий Николаевич _________           

                                                                                              (Ф.И.О.)                                                             (подпись)

Допустить к защите ГАК

                                                                 Зав.кафедрой

                   ______________________

                                                                                        (Ф.И.О.)

«____» __________2004г.

 

Ульяновск 2004г.

 

                              

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Основы бюджетирования……………………………………….. 6

1.1 Роль и место планирования в управлении предприятия…………….. 6

1.2 Сущность бюджетного планирования…………………..…………… 12

1.3 Функции бюджета……………………………………………………… 21

1.4 Структура общего бюджета предприятия……………………….…... 23

Глава 2. Анализ бюджетной системы ОАО "УАЗ"………………….…... 32

2.1 Общая характеристика ОАО "УАЗ"…………………………………. 32

2.2 Система бюджетного планирования ОАО "УАЗ"………………..… 33

2.3 Анализ бюджета движения денежных средств ОАО "УАЗ"…….… 40

2.4 Анализ бюджета доходов и расходов ОАО "УАЗ"………………… 47

Глава 3. Совершенствование бюджетирования в ОАО "УАЗ"………… 52

3.1 Бюджет по балансовому листу……………………………………… 56

3.2 Бюджет движения денежных средств………………………………. 64

3.3 Учет риска при принятии управленческих решений на этапе

формирования бюджета………………………………………………….. 66

3.3.1 Разработка алгоритма оценки риска …………………………....68

3.3.2 Методы оценки риска …………………………………………....70

3.3.3 Оценка вероятности выполнения бюджета ……………………. 70

Заключение…………………………………………………………….….. 75

Литература … … …………………………………………………………. 79

Приложение 1.…… … … … ….. … … ….. … … … … … ………….82

Приложение 2… … … … ….. ….. ……………………………………..83

Приложение 3…….………………….…………………………………....84

Приложение 4 ……………………….……………………………………85

Приложение 5……………………………………….…………………….87

 

Введение

Всего лишь несколько лет назад эффективное планирование не воспринималось как ключевой фактор успеха предприятия, более того, сомнению подвергалась сама необходимость какого-либо планирования в столь сложных и неопределенных экономических условиях. Зачастую можно было услышать: "Семьдесят лет планировали - достаточно, теперь мы идем к рынку".

В настоящее время ситуация несколько изменилась. С одной стороны, этому способствует ужесточение правительственной финансовой политики и, как следствие этого, недоступность бюджетных источников финансирования. С другой, прошедшая приватизация, которая хотя и не привела к массовому появлению эффективных собственников (для этого потребуется значительно более длительный период времени), но изменила отношения между собственниками и администрацией, что привело к повышению ответственности последней.

В сегодняшних условиях управление предприятием стало невозможно без эффективного планирования его деятельности и контроля реализации планов. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях - важнейший инструмент удовлетворения запроса потребителя.

Обостряют ситуацию и частые кризисы: инвесторы не торопятся финансировать промышленные предприятия, тщательно взвешивая все риски, которые присутствуют на российском рынке, который плохо предсказуем: правила игры меняются с частотой, непонятной западному инвестору. Поэтому инвестор, выбирая, что перевесит - инвестиционный потенциал или инвестиционный риск проекта, хочет гарантий того, что российское предприятие будет работать по общепризнанным правилам хотя бы в той части, которая от него (предприятия) зависит.

            Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики. В связи с этим для предприятий становится важным производство различных видов изделий при постоянном освоении новых сфер деятельности. Следовательно, управление предприятием стало невозможно без долгосрочного, стратегического, и текущего планирования его деятельности и контроля реализации планов.          

    В условиях рынка планирование призвано обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправ-ленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптималь-ного использования всех ресурсов, основываясь на определенных гипотезах о будущем состоянии внешней среды, т.е. призвано обеспечить гибкое разви-тие предприятия.

       В этих условиях планирование и контроль его результата стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гиб-кого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевре-менной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое выражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонений фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия.

Бюджет представляет собой выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия воздействия альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческих решений, отклонения от запланированных результатов. Его также можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Существующая система бюджетирования на Ульяновском автомо-бильном заводе была внедрена в октябре 2000 года после прихода нового инвестора в лице "Северстали". За это время был установлен контроль над всеми финансовыми и материальными потоками, рентабельность предприятия стала положительной, а сам завод выведен в "точку безубыточности". Тем не менее, эта система не лишена недостатков, которые необходимо устранить.

Система бюджетного планирования в ОАО "УАЗ" все время совершенствуется, применяются новые методы и приемы планирования, позволяющие контролировать все потоки денежных средств внутри пред-приятия. Сводный бюджет ОАО "УАЗ" включает три основных бюджета: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов и бюджет по балансовому листу.

Объектом  исследований является ОАО «УАЗ», предметом – бюджетное планирование.

Цель работы – разработка предложений по совершенствованию бюджетирования в ОАО «УАЗ». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть роль и место планирования на предприятии;

· определить сущность бюджетного планирования;

· проанализировать систему бюджетного планирования ОАО «УАЗ» и выявить направления её совершенствования.

       Метод исследований – анализ литературной и внутренней информации.

 

 

Глава 1. Основы бюджетирования

Функции бюджета

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуется функциями бюджета, которые состоят в следующем:

· финансовое (ресурсное) планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

· координирование различных видов деятельности и подразделе­ний; согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

· стимулирование руководителей всех рангов к достижению постав-ленных целей;

· контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис­циплины;

· оценка выполнения плана и деятельности руководителей;

· обучение менеджеров.

Координирование. В процессе раз­работки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения организации работают согласованно, стремясь достичь целей организации в целом. Очень важно, чтобы пла­ны производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции, соответствующее за­планированному объему продаж.

Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Планы включают конкретные пунк­ты: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, ка­ких людей и какое оборудование использовать; сколько сырья и матери­алов необходимо закупить; какие продажные цены установить; какой политики и каких ограничений следует придерживаться в будущем и т.д. Примерами такого рода информации могут служить максимальные сум­мы, которые могут быть потрачены на рекламу, техническое обслужива­ние, расходы администрации; ставки заработной платы и количество ра­бочего времени; необходимый объем выпуска продукции.

Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ог­раничений.

Стимулирование. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей к дости­жению поставленных целей и, следовательно, целей всей организации. Каждый руко-водитель должен точно знать, что ожидают от его подразделения.

Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если ме­неджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.

Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых резуль­татах на момент его формирования. Тщательно подготовленный бюд­жет — наилучший стандарт. С ним сравнивают действительно достигну­тые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время его разработки.

До недавнего времени принято было сравнение текущих результа­тов с результатами за прошлый месяц или за аналогичный период преды­дущего года. В некоторых организациях такая практика до сих пор явля­ется основным методом сравнения. Но подобные «исторические стан­дарты» имеют сущест-венные недостатки, ибо при сравнении с ними не учитываются изменения в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год. Сравнение фактических данных с бюджет­ными «водружает красный флаг», т.е. указывает области, куда следует направить внимание и необходимые действия.

Анализ отклонений между реальными результатами и данными бюджета позволяет:

• идентифицировать проблемную область, которая требует пер­воочередного внимания;

• выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;

• показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени не­реалистичен.

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, слу­жат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года. В не­которых организациях премии менеджеров рассчитываются как опреде­ленный процент от положительного отклонения по его подразделению (например, от суммы сэкономленных материалов, фонда оп­латы труда).

Обучение. Бюджет служит также средством обучения менедже­ров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятель­ности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответ­ственности с другими. Это особенно важно для лиц, назначенных на должности руководителей под-разделений. Каждый человек, который имеет опыт разработки годового бюд-жета для своего дела, мо­жет оценить обучающую природу этого процесса /32/.

 

Бюджет по балансовому листу

 

Бюджет по балансовому листу представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить в какие виды активов направляются денежные средства, и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств - текущие активы (счет в банке, кас-са, дебиторская задолженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прог-нозы изменения средств на планируемый период.

Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.

Величина активов и пассивов в плановом периоде может измениться по сравнению с базисным под влиянием действия ряда факторов. Каждая статья активов и пассивов должна быть рассчитана с учетом факторов, воздейс-твующих именно на ее величину. В данном случае нам важно учесть те факто-ры, которые связаны с изменениями выручки от реализации в целом, цен на реализуемую продукцию, объема реализации в натуральных единицах, прибыли от реализации и прочих видов деятельности, цен на сырье, материалы и услуги, потребляемые в процессе деятельности предприятия, условий расче-тов с дебиторами и кредиторами /15/.

Перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на наиболее динамичные элементы активов и пассивов - на запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, кредиторскую задолженность. Внеобо-ротные активы подвергаются меньшему воздействию названных факторов, но тоже могут изменяться по каким-то другим причинам.

Нематериальные активы и особенно долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения не подвержены непосредственному воздействию динамики выручки от реализации, цен на продукцию предприятия и сырье и т.д. Основные средства и незавершенное строительство могут изменяться, например, под влиянием изменений объема производства, но это должны быть существенные сдвиги в технологии, объеме и номенклатуре продукции и т.д.

Капитал и резервы, долгосрочные пассивы и краткосрочные кредиты банков также меняются по причинам другого характера, однако необходимо иметь в виду возможное увеличение капитала и резервов за счет направления туда части прибыли, полученной в плановом периоде.

       Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия целесообразно составлять на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав прежде всего активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств. Этими данными интересуются инвесторы и особенно коммерческие банки, к помощи которых прибегает предприниматель, собирающийся финансировать приобретение этих активов. Из размера и структуры активов банк извлекает сведения, необходимые для исчисления обеспечения кредита, выявления его экономической целесообразности, что в значительной степени гарантирует возвратность выдаваемого займа /29/.

   Главная задача формирования производственного баланса – обеспечение его сводимости. Эта задача возникает в связи с тем, что активы и пассивы прогнозируются независимо друг от друга. В частности, анализируя имущественный потенциал, исследователь может заложить в прогноз рост основного капитала предприятия. Кроме того, в прогнозируемый баланс должно быть заложено предположение о темпах роста запасов и затрат, в особенности при нехватке оборотных средств. Эти предпосылки должны быть сбалансированы с источниками капитала /30/.

   При составлении баланса активов и пассивов предлагаю использовать рекомендуемый зарубежными экономистами "метод пробки". Как известно, в экономических расчетах при планировании и прогнозировании первенство отдается активам и затратам. Источники их формирования и финансирования изыскиваются вслед за ними. Разницу между запланированными активами и теми средствами, которые могут дать имеющиеся источники называют "пробкой". Если она имеет отрицательное значение, то выбить ее удается с помощью дополнительного внешнего финансирования, например, эмиссии ценных бумаг. Если по прогнозу окажется, что средств из собственных источников и уже вовлеченных в оборот заемных средств будет больше, чем необходимо для формирования производственных активов, возникшая положительная пробка ликвидируется возвратом заемных средств, а излишние собственные средства могут быть инвестированы, например, в ценные бумаги.

Расчеты по каждой строке баланса в ОАО «УАЗ» предлагаю выполнить с помощью формул (таблица 5).

Результаты расчетов ББЛ ОАО "УАЗ" представлять по форме в таблице (таблица 6).

Таким образом, бюджет по балансовому листу позволяет дать прогнозную оценку структуры активов и пассивов ОАО "УАЗ". Введение табличной формы ББЛ позволит прогнозировать финансовое состояние предприятия. По ней руководитель может понять почему он не получил тот результат которого он ожидал по бюджету движения денежных средств и по бюджету доходов и расходов. Из отчета о движении денежных средств можно понять куда ушло средств больше, а куда меньше, но за счет чего это произошло, неясно. Представленная форма наглядно показывает какие ресурсы были завышены, какие занижены, почему нет ожидаемого результата.

 

Основные задачи анализа финансового положения предприятия:

· определение меры влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

· оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;

· оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;

· анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;

· выявление резервов повышения рентабельности и разработки мероприятий по использованию выявленных резервов.

В процессе финансового анализа исследуется:

· наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;

· состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;

· дебиторская задолженность;

· эффективность использования средств.

В конечном счете такой анализ может позволить прогнозирование возможных финансовых результатов исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

Проанализируем финансовое состояние ОАО "УАЗ".

В структуре активов наибольший удельный вес занимают внеоборотные активы (таблица 7). Общая стоимость активов предприятия в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизилась на 479723 тыс.руб. Это вызвано в большей степени снижением стоимости внеоборотных активов на 326129 тыс.руб. и снижением стоимости оборотных активов на 153594 тыс.руб.

Таблица 7

 Структура активов

    Показатели

 

Абсолютные величины, тыс.руб

Удельные веса (%) в общей величине активов

      Изменения  
      на 1.01.03     на 1.01.04   на 1.01.03   на 1.01.04   в абсолют-ных величинах, тыс.руб   в % удельного веса в % к измене-нию общей величины активов
Внеоборотные активы 5633207 5307078 66,40 66,30 -326129 -0,09 68,0
Оборотные активы 2850793 2697199 33,60 33,70 -153594 0,09 32,0
Всего активы 8484000 8004277 100 100 -479723   100,0
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов 0,506 0,508 - - 0,002 - -

 

Анализ структуры внеоборотных активов показывает, что в структуре внеоборотных активов наибольший удельный вес занимают основные средства (91 – 92%), что связано со спецификой ОАО. Снижение стоимости внеоборот-ных активов связано в большей степени снижением основных средств на 294991 тыс.руб. 

В структуре оборотных активов наибольший удельный вес занимают запасы (66%), затем дебиторская задолженность (21–24%). Снижение общей стоимости оборотных активов вызвано снижением краткосрочных финансовых вложений на 164080 тыс.руб., денежных средств на 52303 тыс.руб и стоимости запасов на 1923 тыс.руб.

 

Таблица 8

Структура пассивов

  Показатели

 

Абсолютные величины,

тыс.руб

Удельные веса (%) в общей величине пассивов

      Изме-нения    
    на  1.01.03   на 1.01.04   на 1.01.03   на 1.01.04 в абсо-лютных вели-чинах, тыс.руб в % удельного веса в % к изменению общей величины активов
Реальный собственный капитал   1994226   1357186   23,51   16,96   -637040   -6,55   132,79
Заемные средства 6489774 6647091 76,49 83,04 157317 6,55 -32,79
Итого источников средств   8484000   8004277     100   100   -479723   0,00   100
Коэффициент автономии 0,44 0,41 - - -0,03 - -
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 1,25 1,30 - - 0,05 - -

 

В структуре пассивов заемные средства составляют 76% – 83 %, а соот-ветственно собственные – 23–17% (таблица 8). Общая стоимость источников на конец 2003 года снизилась на 479723 тыс.руб. за счет снижения стоимости реального собственного капитала на 637040 тыс.руб. Коэффициент автономии за анализируемый период снизился на 3% и составляет 41%. В западной практике нормальным этот коэффициент считается на уровне 60%.

Коэффициент финансовой зависимости (соотношения заемных и собст-венных средств) также увеличился на 0,05 и составляет 1,3, что свидетельствует об усилении зависимости ОАО "УАЗ" от внешних займов. Высокий уровень коэффициента отражает опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств и может привести к банкротству предприятия.

Таким образом, сформировав бюджет по балансовому листу можно рассчитать показатели финансового состояния предприятия, в результате чего можно увидеть картину будущего состояния. В зависимости от получаемой картины принимают решения по управлению предприятием.

 

Методы оценки риска

 

Поскольку риск является категорией вероятностной, для его оценки используются следующие методы:

· статистические;

· экспертные;

· построение моделей случайных процессов.

Предприятия наиболее часто используют статистический и экспертный методы. При выборе метода оценки рисков учитываются достоинства и недостатки каждого из них. Так, первый метод оценки требует большого объема статистической информации за длительный период времени. Второй – приглашение специалиста (эксперта) для оценки риска. Точность третьего метода зависит от принятых в модели допущений и от количества факторов, которые учитываются моделью. Кроме того, метод построения моделей наиболее трудоемкий.

 

Заключение

Итак, бюджет — это денежное воплощение плана, характеризующее до-ходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом це­лей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оцен­ки эффективности деятельности предприятия. Составление бюджета, как и программирование, является процес­сом планирования.

Бюджеты представляют собой ключевой инструмент системы уп­равленческого контроля. Практически все организации, за исключени­ем самых мелких, составляют бюджеты. Конечной целью бюджетного планирования является выявление потребности предприятия в финансировании.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуется функциями бюджета, которые состоят в следующем:

· финансовая оценка планируемых операций, обеспечивающих достижение целей организации;

· координирование различных видов деятельности и подразделе­ний;

· стимулирование руководителей всех рангов к достижению поставленных це­лей;

· контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис­циплины;

· служить основой для оценки выполнения плана подразделениями и их руководителей;

· обучение менеджеров.

Бюджет имеет множество видов и форм, но несмотря на это, наиболее ши­роко используется структура общего бюджета с выделением опе­ративного и финансового бюджетов.

Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюд­жет — это система бюджетов, характеризующих доходы и расхо­ды по операциям, планируемым на предстоящий период для сег­мента или отдельной функции организации. В ходе составле­ния операционного бюджета формируются бюджеты различных операций (на закупку сырья и материалов, коммерческих и адми­нистративных расходов и т.п.).    

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и струк-тура предполагаемых средств и их источников, а также планируемые направ-ления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.

В ОАО "УАЗ" составляется несколько видов бюджетов. Основным бюджетом, контролирующим все потоки денежных средств, является бюджет движения денежных средств. С помощью бюджета доходов и расходов определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

БДДС необходим для управления текущей платежеспособностью. Используя БДДС возможно:

· оценить предполагаемую текущую ликвидность, т.е. способность предприятия рассчитываться по своим обязательствам;

· выявить необходимость привлечения заемных средств для устранения кассовых разрывов и восполнения дефицита бюджета;

· построить календарь платежей.

Несмотря на то, что система бюджетного планирования в ОАО "УАЗ" все время совершенствуется, действующая система бюджетирования имеет ряд недостатков, которые необходимо устранить:

· финансовое планирование производится на отчетный период равный одному году;

· малая вовлеченность конкретных исполнителей в процесс планирования и управления (принятия решений);

· процесс бюджетирования не полностью автоматизирован;

· процесс планирования начинается от производства, а не от сбыта продук-ции;

· при формировании бюджета не учитываются риски;

· не планируются бюджеты цехов всех производств предприятия.

Бюджет доходов и расходов предназначен для оценки эффективности деятельности ОАО"УАЗ". Используя БДР можно оценить предполагаемую рен-табельность основной деятельности, предполагаемую рентабельность продаж, предполагаемую рентабельность основного капитала.

Необходимо на предприятии также формировать бюджет по балан-совому листу, который позволяет дать прогнозную оценку структуры активов и пассивов предприятия. Использование бюджета по балансовому листу позволит увидеть какие ресурсы были завышены, какие занижены и почему нет ожидаемого результата.

Для того, чтобы оценить возможные потери ресурсов, необходимо формировать бюджет предприятия, учитывая возможные потери.

Для совершенствования системы бюджетирования в ОАО «УАЗ» для внедрения предложено:

· ввести оперативное (краткосрочное) финансовое планирование взамен годового с составлением платежного календаря, что позволит своев-ременно перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия;

· производить планирование бюджетов не производств предприятия (Механосборочного, Сборочно-кузовного, Металлургического, Станко-инструментального), а подразделений (цехов), входящих в них, для контроля их текущей деятельности, обеспечения плановой дисциплины, стимулирования руководителей всех рангов к достижению поставленных целей;

· при разработке бюджетов в процесс планирования и управления (принятия решений) привлекать конкретных исполнителей в необхо-димом количестве;

· автоматизировать работу Планово-экономического управления предпри-ятия независимо от компьютерной сети бухгалтерии, что позволит оперативно получать информацию с высокой достоверностью отчетов, а также получать аналитику как по фактическому движению денежных средств, так и по плановому;

· при принятии управленческих решений на этапах формирования бюдже-та, учитывать риски для прогнозирования возможных потерь ресурсов;

· формирование косвенного отчета о движении денежных средств заменить на прямой метод отчета, который основан на изучении каждой денежной операции и определении к какому виду деятельности она относится: основному, инвестиционному или финансовому. Это дает более точные показатели потоков денежных средств и, соответственно, формируется более точный отчет;

· в системе бюджетирования движение денежных средств предприятия производить контроль посредством проверки правильности заполнения бюджетных форм, соответствия сумм расходов утвержденным плановым лимитам и занесением фактических данных о движении денежных средств с первичных документов, в которых отражены фактическое поступление и выбытие денежных средств;

· начинать процесс планирования от сбыта продукции, а не от её произ-водства. Калькулирование себестоимости производить на единицу проданной продукции взамен единицы выпуска продукции.

Поставленные задачи решены, цель работы – совершенствование системы бюджетирования в ОАО «УАЗ» достигнута.

В дальнейших планах автора стоит задача по разработке и утверждению системы формирования бюджетов и отчетам по ним в разрезе цехов, а не производств.

 

 

 Литература

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 237 с.

2. Ашкинадзе А.В. От бюджета к управлению бизнесом // Учет. Налоги. Право. - 2000. – № 47. – С.11–15.

3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2001. – 282 с.

4. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра – М, 1999 – 167 с.

5. Бизнес-планирование / Под ред. В.М.Попова, С.И.Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 306 с.

6. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: Инфра-М, 2000.–116 с.

7. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование / Под ред. В.Н.Самочкина. М., 2000. – 187 с.

8. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомилов А.Ю. Планирование на предприятии. М., 2000. – 326 с.

9. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии.– М.: Филинъ, 1999. –208 с.

10. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия.– М.: МИК,1996.– 312с.

11. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое плани-рование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1998.–217 с.

12. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Минск: Новое знание, 2001.–186 с.

13. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М., 1998.– 406 с.

14. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия. – СПб.: Бизнес-пресса, 1999. – 158 с.

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азбуковник, 1998. – 944 с.

16. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 315 с.

17. Петров П.А., Чеблоков А.Т. Финансовый план предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1991.– 295 с.

18. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. – М.: Дело, 1999. – 132 с.

19. Самочкин В.Н., Калюкин А.А., Тимофеева О.А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (на примере АК "Туламашзавод") // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000г. – №2. – С.3 – 16.

20. Самочкин В.Н., Тимофеева О.А., Калюкин А.А., Захаров Р.А. Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета //Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №3. – С.52 – 57.

21. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // РЦБ. Управление компанией. – 2001. – №3. – С.18 – 24.

22. Стратегическое планирование /Под ред. Э.А. Уткина. – М.: ЭКМОС, 1998. – 125 с.

23. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.

24. Уткин Э.А. Бизнес-планирование. – М.: Тандем, 2001. – 110 с.

25. Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: Инфра-М, 2000. – 321 с.

26. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 216 с.

27. Финансовое планирование и контроль /Под ред. М.А.Паукока и А.Х.Тейлора. – М.: Инфра-М, 1996. – 283 с.

28. Финансовое управление компанией. /Под ред. Терехина. – М.: Дело,1998.– 178 с.

29. Финансовый бизнес-план./ Под ред. В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 371 с.

30. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. Е.С.Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2001. – 307 с.

31. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2001. – 211 с.

32. Шуляк П.Н. Финансы предпритий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 215 с.


 

Дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

 

 

«___» _________________ ______г.

 

______________________________               _______________________

              (подпись)                                                                                                        (Ф.И.О.)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Бюджетное планирование на           машиностроительном предприятии».

 

 

Студент                 Мидонов Александр Юрьевич   _________           

                                                                                               (Ф.И.О.)                                                              (подпись)

Научный руководитель Трощий Анаида Рачиковна     _________           

                                                                                             (Ф.И.О.)                                                               (подпись)

Рецензент                     А ндрияновЮрий Николаевич _________           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.147 с.)