Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т.С. Кухарева, В.Ю. Мишина, Т.В. ВанюгинаСтр 1 из 16Следующая ⇒
Т.С. Кухарева, В.Ю. Мишина, Т.В. Ванюгина З А Д А Ч Н И К По органической химии Часть 1 Москва 200 9 Успехи в изучении органической химии достигаются в полной мере лишь при сочетании освоения теоретического материала с комплексом упражнений и решением задач. С учетом сказанного, на кафедре органической химии химического факультета МПГУ подготовлено и апробировано учебное пособие для студентов, включающее в себя набор упражнений и задач, соответствующий стандарту и программе курса. Книга охватывает материал, посвященный изучению алифатических систем[1]. Задания, представленные в пособии, разнообразны, и они требуют от студентов как знания теоретических положений курса, так и творческой инициативы и сообразительности в подходе к решению аналитических и синтетических задач. Проверочный материал распределен по главам, которые в сумме охватывают основные разделы органической химии, изучаемые в первом семестре. Каждая глава предваряется кратким анализом химического строения и возможных химических превращений представляемого класса органических соединений. В первой главе задачника приведены задания, целью которых является совершенствование знаний об электронном строении органических соединений и реакционной способности частиц, образующихся в реакциях органических веществ. Во второй главе собраны задачи по химии насыщенных соединений, молекулы которых содержат только s-связи: алканов, галогеналканов, алканолов и аминов. Третья глава посвящена химии непредельных соединений - алкенов, алкадиенов и алкинов, в молекулах которых присутствует неполярная p-связь. В четвертой главе рассмотрены свойства более сложных органических соединений - альдегидов, кетонов, карбоновых кислот и их производных. Задачник содержит ответы на некоторые задачи, которые обозначены в тексте значком (*). Для удобства в задачник включен справочный материал. Справочные таблицы расположены в конце книги. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ Электронное строение органических соединений и реакционных частиц Задачи 1. Приведите электронные конфигурации атомов элементов второго периода. Определите значение высшей валентности каждого элемента.
2. Дайте определения следующим понятиям: атом, катион, анион, радикал. Приведите примеры.
3. Укажите внешние электроны в следующих частицах: а) H, H +, H -; б) Br, Br +, Br -; в) CH 3, CH 3 +, CH 3 -; г) OH, OH +, OH - Назовите эти частицы.
4. Охарактеризуйте типы химических связей в приведенных соединениях (ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная): F2, CH4, NaI, HCl, H2O, NaNH2 KF, CH3CN.
Образец выполнения задания: четыре C – Н связи, все ковалентные неполярные. 5. Охарактеризуйте типы химических связей (обычная ковалентная, координационная, семиполярная) в приведенных соединениях: H3C – Br, HNO3, CO, NH4Cl, H3C – CH3, C2H5ONa, NH3. Образец выполнения задания:
6. Представьте следующие молекулы в виде структур Льюиса, укажите типы химических связей: Образец выполнения задания:
7. Представьте следующие молекулы в виде структур Льюиса и поставьте, где необходимо, формальные заряды на атомах, укажите типы химической связи: Образец выполнения задания:
8. Дополните указанные формулы соединений неподеленными электронными парами (НЭП), выберите заряженные частицы, проставьте заряды: BH3; CH3; H3O; NH3; NH4; CH4; NH2; H2O, CH3NH2, CH3OH, CH3OCH3, CH3SCH3, CH3C(O)OC(O)CH3, [CH3OH2]Cl.
9. Какие из приведенных пар соединений являются изоэлектронными: а) CH 3 + и BH 3; б) NH 3 и H 3 O +; в) CH 4 и H 2 O
10. Выберите соединения, в молекулах или ионах которых валентность центрального атома равна четырем: CH 4; NH 4 +; H 2 O; CH 3 +
11. Выберите соединения, в молекулах или ионах которых валентность центрального атома равна трем: CH 4; NH 3; H 3 O +; CH 3 +; CH 3 -; BF 3; NH 4 +
12. Выберите соединения, в молекулах или ионах которых координационное число центрального атома равно трем: CH 4; NH 3; H 3 O +; CH 3 +; CH 3 -; BF 3; NH 4 +
13. Представьте следующие молекулы в виде структур Льюиса и объясните, почему они изоэлектронны: N 2, CO, CN -.
14. Докажите, что приведенные структуры изоэлектронны: а) CO 3 2- и NO 3 -; б) CO 2 и NO 2 +; в) CO и N 2.
15. В приведенных рядах соединений выберите изоэлектронные структуры, напишите для них формулы Льюиса: 1) NO+, NO, CO2, CN- 2) N2, NO+, CO, CN-, NO, NH2- 3) CH4, NH4+, BH4-
4) CO2, HNO2, NO2+, N2, CN
16. Какие из перечисленных структур являются ионами:
17. Для приведенных молекул укажите тип гибридизации каждого атома: Образец выполнения задания:
18. Для приведенных молекул и частиц укажите тип гибридизации каждого атома, используя правило октета, проставьте все неподеленные электронные пары и укажите орбитали, на которых они находятся: Приведите схемы s- и p-связей. Образец выполнения задания:
19. Определите длину одинарных (σ-) связей в приведенных соединениях с учетом ковалентных радиусов атома углерода (RСsp3 = 0.767 Ǻ, RCsp2 = 0.742 Ǻ, RCsp = 0.668 Ǻ): 20. Из каждой пары веществ выберите такие, в молекулах которых выделенная связь имеет большую длину: а) CH 3 - CH 3 или CH 2 = CH 2; б) > C = O или CH 3 – OH; в) HC º CH или CH 3 - Cl.
21. Приведите схемы σ- и π- связей для молекул следующих соединений, укажите орбитальные углы: Образец выполнения задания: Схема s – и π-связей для молекулы азотной кислоты: Схема σ- и p -связей для молекулы пропена: 109 ° 28 ¢ и 120 °
22. Какая из связей в каждой паре более полярна, какая более поляризуема: а) C – C и C º C; б) C – Cl и С - I; в) C - N и C º N; г) C - O и C = O; д) C - S и C - O; е) C - O и C - F; ж) C - F и C - Br; з) C = N и C º N; и) C = C и C º C
23. Сопоставьте полярность и поляризуемость выделенных связей в следующих парах соединений: (Указание: воспользуйтесь данными табл.10 в Приложении).
24. Определите ковалентность и координационное число для выделенных атомов в следующих соединениях:
25. Рассчитайте формальные заряды на выделенных атомах: а)[ CH 3 – OH 2 ] Br; б) [ NH 4 ] Cl; в) [ CH 3 – C º C:] K;
26. Рассчитайте формальные заряды в следующих фрагментах молекул:
27. Приведите конкретные примеры для каждого случая образования ковалентной связи по донорно-акцепторной схеме: A: + B+ → A+ - B A:- + B+ → A - B A:- + B → A – B- A:- + B + → A – B
28. Какие способы обобщения электронной пары реализуются при образовании приведенных соединений:
29. В каком случае донорно-акцепторное взаимодействие приводит к образованию семиполярной связи? В чем ее отличие от ионной и ковалентной? В каких из приведенных соединений имеются семиполярные связи?
Задачи 1. Укажите виды индукционного эффекта (+I, -I) в молекулах следующих соединений, проставьте возникающие при этом дробные заряды: H 3 CCl, (H 3 C)3 CCl, H 3 C 4 Li, CH 3 CH 2 CH 2 NH 2, CH 3 CHICH 3. Образец выполнения задания: т.к. ЭОCl > ЭОС (См. табл.4 в Приложении).
2. Расположите приведенные соединения в порядке убывания величины δ+ на указанном атоме углерода: H3 C – Cl, H3 C – CH2 – Cl, H3 C – F, H3 C – OH, H3 C – CH2 – CH2 – Cl, H3 C – NH2.
3. Сравните кислотные свойства карбоновых кислот, учитывая действие индукционного эффекта групп, входящих в состав кислот: а) CH2Cl – COOH; CH2I – COOH; CH2(OH) – COOH; CH3 – COOH б) CH3 – COOH; H – COOH; CH3 – CH2 – COOH; CH3 – CH(CH3) – COOH в) CH2F – COOH; CH2F – CH2 –COOH; CH3 – CHF – COOH; CH 2 (F) – CH 2 – CH 2 – COOH
4. Укажите, в каких случаях реализуется образование единой сопряженной системы и мезомерной стабилизации: Образец выполнения задания: Бутадиен-1,3, аллильный радикал, винилфторид 5. Сопоставьте силу мезомерного эффекта со стороны указанных частиц: а) -NH2; -OH; б) -OH; -OR; O-
6. Сопоставьте силу мезомерного эффекта со стороны указанных частиц:
7. Какие виды электронных эффектов наблюдаются в данных соединениях: а) – I; б) + I; в) + M; г) - M; д) s-p-сопряжение; е) p-p-сопряжение.
8. В каких из приведенных структур реализуется мезомерный эффект? Укажите вид сопряжения. CH 3 – CH 2 – OH, CH 3 – COOH, CH 3 – CH = CH 2. С H 3 – CH 2 +, (CH 3)3 C +
9. В каких из приведенных соединений реализуется эффект p-p-сопряжения: CH2 = CH – CH2 – CH2 – CH = CH2; CH2 =CH - COOH; CH2 = CH – Cl; CH2 = CH – CH = CH2; CH3 –O – CH2 – C º C - C º CH; CH2 = CH – C º C - C º CH; CH2 = CH – CH = CH – CH3
10. В каких из приведенных соединений реализуется эффект s-p-сопряжения: CH3 – COOH; CH2 = CH – CH = CH2; CH3 – CH = CH2 Cl – CH = CH2; CH3 – CH2 - CH = CH2; H – COOH; CH3 – NO2
11. В каких из приведенных соединений реализуется эффект p-p-сопряжения: Образец выполнения задания: также г), д), е).
12. Каков вид электронного эффекта в молекуле, если он передается по цепи p-связей и на заместителе, вызывающем этот эффект, образуется частичный положительный заряд:: а) – I; б) + I; в) + M; г) - M
13. Приведите граничные структуры и мезоформулы с изогнутыми стрелками и выравненными связями для указанных соединений: Образец выполнения задания: в)
14. Объясните, почему а) частичный положительный заряд на выделенном атоме углерода в молекуле ацетальдегида СН3 С НО больше, чем в молекуле этанола СН3 С Н2ОН; б) невозможно существование винилового спирта СН2=СН-ОН; в) нитрометан CH3NO2 может существовать в виде кислоты. Образец выполнения задания: в)
15. В приведенных соединениях определите виды мезомерных эффектов (π-π-, р-π- и σ-π- сопряжение). Приведите мезоформулы соединений: Образец выполнения задания:
16. Приведите для указанных соединений граничные структуры, мезоформулы и вид единой π-молекулярной орбитали (укажите, сколько центров и электронов участвуют в ее образовании): Образец выполнения задания:
17.Приведите граничные структуры, мезоформулы и вид единой π-молекулярной орбитали для одной из граничных структур на выбор для следующих соединений (укажите, сколько центров и электронов участвуют в ее образовании):
18. Приведите граничные структуры, мезоформулы и вид единой π-молекулярной орбитали для одной из граничных структур на выбор для следующих частиц (укажите, сколько центров и электронов участвуют в ее образовании):
19. Определите, в каком из приведенных соединений имеется больший частичный положительный заряд на атоме углерода связи С-I:
CH3 – CH = CH – I CH3 – CH2 – CH2 – I Дайте объяснения.
20. Дайте объяснение уменьшению стабильности катионов: а) б)
Задачи 1. Приведите кривую изменения потенциальной энергии системы в зависимости от устойчивости конформаций (конформационный анализ) с использованием формул Ньюмена для а) этана СН3 – СН3 относительно связи С – С; б) этилхлорида H3C – CH2 – Cl относительно связи С – С; в) н-пентана H3C1 – 2CH2 – 3CH2 – 4CH2 – 5 CH3 относительно связи С3 – С4. г) бутана С2-С3.
д) 2-хлорпентана относительно связи С2-С3. е) 2,3-дибромбутана относительно связи С2-С3 Образец выполнения задания: а) рассматриваем две конформации: заторможенную и заслоненную
2. Какая особенность строения органических молекул является причиной оптической изомерии: а) асимметрический атом углерода; б) ось симметрии?
3. Выберите характеристику рацемата: а) индивидуальное вещество; б) смесь изомеров; в) эквимолекулярная смесь антиподов; г) оптически активен; д) оптически неактивен.
4. Какими свойствами отличаются антиподы: а) физическими; б) физико-химическими; в) величиной угла вращения плоскополяризованного света; г) знаком вращения плоскополяризованного света?
5. Выберите характеристику мезоформы: а) отсутствие асимметрических центров; б) отсутствие оптической активности; в) наличие оси симметрии.
6. Приведите проекционные формулы Фишера для указанных соединений. Определите абсолютную конфигурацию хирального центра. Чем являются соединения I, II, III по отношению друг к другу?
Образец выполнения задания: 7. Сколько оптических изомеров существует для нижеприведенных соединений? Укажите число рацематов, мезоформ, диастереомеров. Образец выполнения задания: I и II; III и IV – антиподы, I и III; I и IV; II и III; II и IV – диастереомеры. 50 % I + 50 % II – эритрорацемат 50 % III + 50 % IV - треорацемат
8. Приведите проекционные формулы Фишера всех возможных оптических изомеров для CH3–CH(OH)–СH(NH2)–CHO. Определите абсолютную конфигурацию асимметрических атомов углерода.
9. Возможны ли геометрические изомеры для следующих соединений? Приведите их проекционные формулы:
10. Какие виды изомерии свойственны приведенным соединениям:
11. Приведите проекционные формулы Фишера для соединений, формулы которых изображены различными графическими способами:
Образец выполнения задания: 12. Приведите проекционные формулы Фишера для соединений: а) 2-аминопропионовая кислота, «S»-конфигурация; б) 2,3-дигидроксиянтарная кислота, «R, R»-конфигурация.
13. Приведите проекционные формулы Фишера всех оптических изомеров для соединений, имеющих следующее химическое строение: Все ли из указанных изомеров обладают оптической активностью?
14. Приведите проекционные формулы Фишера для соединений, имеющих R,R-конфигурацию для *С2 и *С3. Приведите формулы Ньюмена наиболее устойчивых конформаций для этих форм, определите их (эритро-, трео-):
15. Определите абсолютную конфигурацию каждого хирального центра:
Образец выполнения задания:
16. Используя формулы Фишера, приведите ряд соединений к единообразию. Установите взаимную связь между указанными изомерами (антиподы, диастереомеры, мезоформы, эритро-, треоформы): Образец выполнения задания:
17. Приведите ряд соединений к единообразию. Установите взаимную связь между указанными изомерами (антиподы, диастереомеры, мезоформы, эритро-, треоформы, рацематы):
18. Приведите ряд соединений к единообразию. Установите взаимную связь между указанными изомерами (антиподы, диастереомеры, мезоформы, эритро-, треоформы, рацематы):
19. Приведите ряд соединений к единообразию. Установите взаимную связь между указанными изомерами (антиподы, диастереомеры, мезоформы, эритро-, треоформы, рацематы):
20. Определите абсолютную конфигурацию (Z и E) для соединений:
Образец выполнения задания: а) E – старшие заместители у каждого атома углерода (Br и COOH) находятся по разные стороны от плоскости двойной связи; б) Z - старшие заместители у каждого атома углерода (-С2Н5 и - CH = CH 2) находятся по одну сторону от плоскости двойной связи
21. Напишите формулы следующих соединений: (Е)-бутена-2, (Z)-пентена-2, (Е)-3-метил-пентена-2.
Задачи
1. Газообразный углеводород имеет следующий элементный состав: С 0.8571, Н 0.1429. Относительная плотность его по водороду равна 21. Определите молекулярную формулу исследуемого углеводорода.
2. Определите молекулярную формулу вещества, если при сжигании 13.8 г его получено 26.4 г СО2 и 16.2 г Н2О. Относительная плотность вещества по водороду равна 23.
3. Выведите молекулярную формулу газообразного вещества, имеющего состав С 0.828, Н 0.172, если известно, что 1 л этого газа весит 2.59 г (н.у.).
4. Выведите молекулярную формулу органического вещества, содержащего 54,5% углерода, 36,4% кислорода и 9,1% водорода. Плотность по водороду равна 44.
5. При сжигании органического вещества, состоящего из углерода, водорода и серы получено 2,64 г углекислого газа, 1,62 г воды и 1, 92 г диоксида серы. Выведите формулу вещества.
6. Выведите молекулярную формулу вещества, содержащего 93,75% углерода, если плотность его по воздуху равна 4,41.
7. Выведите молекулярную формулу органического вещества, содержащего 77,4% углерода, 7,5% водорода и 15,1% азота. Плотность по воздуху равна 3,21.
8. При сжигании 4,3 г углеводорода получено 13,2 г углекислого газа. Выведите формулу вещества.
9. С помощью какого спектрального метода удобнее всего установить наличие той или иной функциональной группы: а) ИК; б) ЯМР; в)УФ?
10. С помощью какого спектрального метода удобнее всего установить наличие группы >С=О: а) ИК; б) ЯМР; в) УФ?
11. Какую информацию дает анализ ИК-спектра: а) о наличии неэквивалентных протонов; б) о наличии определенных функциональных групп?
12. Какие изменения в молекуле при действии электромагнитного излучения фиксирует метод ИК-спектроскопии: а) взаимодействие атомных ядер с радиоизлучением; б) валентные колебания связей между атомами; в) переход валентных электронов на более высокий энергетический уровень?
13. Какие из перечисленных изотопов могут быть объектом метода ЯМР-спектроскопии: а) 13С; б) 16O; в) 31P; г)14N; д)15N; ж) 19F; з) 12С; и) 1H; к) 2H?
14. Какую информацию несет понятие химического сдвига в спектре ПМР: а) наличие разных видов протонов; б) экранирование магнитных ядер; в) количественное соотношение протонов?
15. Какую информацию можно извлечь из интенсивности сигналов в спектре ПМР: а) наличие разных видов протонов; б) различное электронное окружение магнитного ядра; в) количественное соотношение протонов; г) спин-спиновое взаимодействие?
16. Что означает расщепление сигнала в спектре ПМР: а) наличие различных видов протонов; б) взаимодействие магнитных ядер; в) количественное соотношение протонов?
17. Какой вывод можно сделать, если в спектре ПМР органического соединения присутствует три сигнала: а) в молекуле три атома водорода; б) в молекуле три различных типа протонов?
18. Какой вывод можно сделать, если в спектре ПМР органического соединения присутствует сигнал в виде триплета: а) в молекуле три атома водорода; б) в молекуле содержится два протона; в) в молекуле три различных типа протонов?
19*. Установите строение углеводорода С9Н20 на основании ЯМР 1Н спектра, в котором присутствуют два синглета с химическими сдвигами 0.98 м.д. и 1.26 м.д. с соотношением интенсивностей 9:1.
20*. Приведите спектр ЯМР 1Н и интегральную кривую для соединения
21*. Установите строение соединения с формулой С4Н9Br на основании его спектра ЯМР 1Н: 22*. Соединения А и В имеют одинаковую молекулярную формулу С2Н6О. Спектры ЯМР 1Н этих соединений приведены на рисунках. Установите строение веществ А и В.
в
23. При сжигании одного объема углеводорода в шести объемах кислорода образовалось четыре объема СО2 и четыре объема водяного пара, приведенные к н.у. Определите молекулярную формулу углеводорода.
24*. Установите строение соединения С5Н10О на основании следующих данных: а) ИК-спектр имеет интенсивную полосу поглощения в области 1720 см-1; б) В спектре ЯМР 1Н наблюдается два резонансных сигнала 0.9 м.д. (триплет) и 2.4 м.д. (квадруплет) с соотношением интегральных интенсивностей 3:2.
25*. Установите строение соединения С6Н10О3 на основании следующих данных: а) Данные ИК-спектров указывют на наличие групп б) спектр ПМР приведен на рисунке 26. Установите строение соединения состава С5Н12О на основании следующих данных: а) ИК-спектр имеет широкую полосу поглощения в области 3200 см-1; б) В спектре ЯМР 1Н наблюдается четыре резонансных сигнала: 0.9 м.д. (триплет), 2.0 м.д. (синглет), 3.0 м.д. (квадруплет), 3.5 м.д. (синглет) с соотношением интенсивностей 3:6:2:1.
27. Установите строение углеводорода С9Н20 на основании ЯМР 1Н спектра, в котором присутствуют два синглета с химическими сдвигами 0.98 м.д.(триплет) и 1.26 м.д. (квадруплет) с соотношением интенсивностей 3:2.
28.Установите строение соединения С6Н12О на основании следующих данных: а) ИК-спектр имеет интенсивную полосу поглощения в области 1725 см-1; б) В спектре ЯМР 1Н наблюдается два синглета: 1.5 м.д. и 2.8 м.д. с соотношением интенсивностей 3:1.
29. Установите строение соединения С4Н11Т на основании следующих данных: а) ИК-спектр имеет одну полосу поглощения в области 3330 см-1; б) В спектре ЯМР 1Н наблюдается три сигнала: 0.8 м.д. (синглет), 1.1 м.д. (триплет) и 2.7 м.д. (квадруплет)с соотношением интегральных интенсивностей 1:6:4.
Алканы Алканы (предельные, насыщенные углеводороды, парафины) – это углеводороды общей формулы CnH2n+2. В их молекулах имеются прочные низкополяризуемые ковалентные s-связи С-С и С-Н. Связи в алканах не проявляют склонности к гетеролитическому разрыву, они устойчивы к действию ионных (нуклеофильных и электрофильных) реагентов. В обычных условиях алканы не реагируют с концентрированными кислотами, с сильными окислителями (KMnO4, K2Cr2O7), щелочными металлами и щелочами. Однако неполярные С-Н-связи в молекулах алканов способны расщепляться гомолитически при атаке свободными радикалами. К таким процессам относятся реакции радикального замещения атомов водорода - галогенирование, нитрование (реакции Коновалова и Титова), сульфохлорирование и сульфоокисление (I), окисления – частичного или полного (горение) (II), расщепления углеродного скелета – изомеризация, крекинг, дегидрирование до алкенов (III, IV, V). Несмотря на то, что связь С-С менее прочна, чем связь С-Н, последняя рвется легче, так как располагается на периферии молекулы и более доступна для реагента. Реакции замещения носят цепной характер и протекают по механизму SR.
Задачи Номенклатура и изомерия 1. Сущестуют ли алканы, содержание водорода в которых достигает 50%?
2. Напишите структурные формулы всех изомеров гептана. Назовите их по рациональной и систематической номенклатуре. Укажите первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы углерода.
3. Напишите формулы структурных изомеров октана: а) содержащие один вторичный атом углерода, б) не содержащих третичных атомов углерода, в) содержащих два третичных атома углерода.
4. Какие одновалентные радикалы можно образовать от углеводородов: а) н-бутана, б) изобутана, в) неопентана? Назовите эти радикалы.
5*. Напишите структурные формулы изомерных радикалов, имеющих состав: а) –С3Н7, б) –С4Н9, в) –С5Н11. Напишите структурные формулы углеводородов, которым соответствуют эти радикалы.
6*. Укажите число первичных, вторичных, третичных и четвертичных атомов углерода в следующих соединениях: а) СН3СН2СН(СН3)СН3 б) СН3СН(СН3)СН(СН3)СН(СН3)СН2СН3 в) (СН3)2СНСН2СН2СН2С(СН3)2 СН2 СН3 г) СН3С(СН3)2СН(СН3)СН2СН2СН(СН3)СН(СН3)2
7*. Напишите структурные формулы и назовите по систематической номенклатуре следующие соединения: а) триметилметан, б) метилдиэтилметан, в) метилпропилметан, г) метилдиизопропилметан, д) диизопропил.
8*. Сколько изомеров можно вывести из углеводорода, заменяя один атом водорода на атом хлора: 9. Сколько структурных изомеров можно вывести, если заменить один атом водорода на атом брома в 2,3,4-триметилпентане? Назовите получившиеся соединения по систематической номенклатуре.
10. Составьте структурные формулы соединений и назовите их по систематической номенклатуре: а) 3-этилгексан, б) 2,2,5-триметилгептан, в) 2-метил-3-изопропилгептан, г) 2,3,3,4,4-пентаметилпентан, д) изобутан, е) 4,4-диметилоктан, ж) изопентан, з) неопентан
11. Приведите проекции Ньюмена для заслоненной и заторможенной конформации следующих алканов: а) пропан, б) 2-хлорбутан, в) 2,2,3.3-тетраметилбутан. Объясните различную устойчивость конформаций.
12. Найдите ошибку в названии углеводородов: а) 4,4-диметилгептан, б) 2-метил-3-этилбутан, в) 2,4-диметил-2-изопропилпентан.
13. Изобразите спектры ПМР и интегральные кривые для следующих алканов: а) этана, б) тетраметилметана, в) изобутана, г) пропана. Химические свойства 14*. Расположите углеводородные радикалы по увеличению устойчивости. Приведите объяснения.
15*. Расположите углеводородные радикалы по увеличению устойчивости. Приведите объяснения.
16. Напишите уравнения реакций полного сгорания: а) этана, б) бутана, в) 2,2,3-триметилгексана, г) октана. Расставьте коэффициенты.
17. При хлорировании метана получается смесь четырех хлорпроизводных. Сколько хлорпроизводных образуется при хлорировании этана?
18*. Сколько изомерных монохлорпроизводных может образоваться при хлорировании следующих углеводородов: а) пропана, б) бутана, в) изобутана?
19. Напишите уравнения реакций. Укажите механизмы реакций, условия их протекания. Отметьте случаи, где реакция не идет. а) н-бутан + О2 б) н-бутан + Br2 (на свету) → в) н-бутан + Сl2 (на свету)→ г) i-бутан + Br2(на свету) → д) i-бутан + Сl2(на свету) → е) ж) i-бутан +HNO3(разб.) з) i-бутан + Br2 и) этан + HBr → к) метан + SO2 + Сl2 → л) метилбромид + HI → м) этан + KMnO4 н) этан + H2SO4(конц.) →
20. Напишите уравнение реакции монохлорирования изобутана. Рассмотрите механизм реакции (SR).
21. При монохлорировании алканов на свету относительные скорости замещения первичного, вторичного и третичного атомов водорода составляют 1:3,8:5. Рассчитайте изомерный состав смесей, которые образуются при монохлорировании: а) изобутана, б) 2,2-диметилбутана, в) 2,2,3-триметилбутана, г) 2,2,3-триметилпентана, д) декана
22. Объясните различие во взаимодействии пропана с галогенами: а) Пропан + F2 → CF4 б) Пропан + Cl2 → CH3CH2CH2Cl (45%) + CH3CHClCH3(55%) в) Пропан + Br2 → CH3CH2CH2Br (3%) + CH3CHBrCH3(97%) г) Пропан + I2 → реакция не идет
23. Напишите уравнение реакции нитрования (реакция Коновалова) следующих алканов: а) метана, б) изобутана, в) н-бутана, г) 2-метилбутана. Укажите условия реакций. Напишите механизм реакции нитрования.
24*. Какие алканы получатся в результате следующих реакций? а) CH3CH2I + HI → б) CH3CH2CH(CH3)Br + Na → в) CH3CH2Br + CH3Br + Na → г) CH3CH2Br + Mg (эфир) → … … д) CH3CH2CH=CH2 + H2(Ni) → 25. Предложите способы получения бутана из а) н-бутилбромида, б) втор-бутилбромида, в) хлорэтана, г) валериановой кислоты, д) бутена-2.
26. Сколько продуктов дегидрирования можно получить из 3-метилпентана? Будут ли полученные алкены иметь геометрические изомеры?
27*. Рассчитайте процентный состав монохлорпроизводных изобутана, получен-ных путем термического хлорирования при 300 ºС. Вероятность отрыва атомов водорода от первичных и третичного атомов углерода составляет 1:3.
28. Напишите уравнение реакции и механизм парофазного окисления бутана кислородом воздуха до уксусной кислоты в присутствии пероксида ацетила СН3 – С(О) – О – О – С(О) – СН3.
29*. Приведите возможные продукты крекинга 2,3-диметилбутана.
30. Из неорганических соединений получите метан.
31.. Из неорганических соединений получите изобутан.
32*. Из пропана получите 2,3,4,5-тетраметилгексан.
33. Осуществите превращения: пропан А 2,3-диметилбутан
34. Осуществите превращения: Галогеналканы Галогеналканы (алкилгалогениды) можно рассматривать как предельные углеводороды, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на атомы галогенов. Обобщенную формулу галогеналканов можно представить таким образом:
Действующий индуктивный эффект делает связь углерод-галоген полярной, склонной к разрыву под действием нуклеофильных частиц. В некоторых случаях связь C-Hal может разрываться по радикальному пути, поэтому галогеналканы могут вступать в реакции радикального замещения. Кроме того, атомы водорода метиленового звена имеют слабо выраженный кислотный характер и поэтому могут быть атакованы основаниями, что приводит к отщеплению (элиминированию) галогеноводорода. Значит, наличие двух реакционных центров в молекуле галогеналкана способствует протеканию двух типов реакций: нуклеофильного и гомолитического замещения (SN и SR) и элиминирования (Е). Легкость реакций и их направление зависит как от строения молекулы галогеналкана, так и от строения реагента. Очень важную роль играет растворитель.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.422 с.) |