акмеологической позиции учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

акмеологической позиции учащихся



в воспитательном пространстве учреждения

 

Моделирование есть построение модели реально существующего – предмета, явления, процесса, системы. Метод моделирования является научным и применяется в практике для решения сложных задач.

В философской энциклопедии даётся расширенное понятие этого термина «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т. п.» [74].

Педагогическое моделирование поможет соединить теоретические основы и практические возможности для формирования акмеологической позиции школьников лицея.

Педагогическое моделирование должно опираться на ряд принципов:

1. Акцент на личные особенности, склонности, способности, ценности школьников; направленность на гуманистические ценности общества;

2. Направленность на формирование такой модели воспитательного пространства, которая отличалась бы динамичностью, могла мы изменяться в зависимости от конкретной учебно-воспитательной ситуации;

3. Воспроизводимость модели на практике, что подразумевает её реалистичность и технологичность.

Педагогическое моделирование – это возможность создания качественно нового; проверки и корректирования уже имеющегося в научных исследованиях, прогнозирования динамики изменений при осуществлении определённого педагогического воздействия. В отличие от большинства научных моделей, педагогическое моделирование поможет представить то, что ещё не существует, но гипотетически возможно, или уже частично действует в иных системах и моделях.

В данном случае – модель процесса формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации будет представлена в виде системы символов и знаков, воспроизводя некоторые существенные реальные признаки оригинала и его гипотетические новые элементы.

Основная идея модернизации процесса формирования акмеологической позиции учащихся старшей школы и формирования основ такой позиции в младшей и средней школе – это идея формирующего воспитательного пространства.

Взаимообусловленное функционирование элементов воспитательного пространства должно обеспечить решение данной задачи.

Исходя из работ Н.В. Кузьминой, Е.В. Бондаревской, И.Г. Щукиной, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрик, Н.А. Селивановой, Т.А. Бабкиной, А.В. Гаврилина, Н.Г. Новиковой и других были определены качества такого пространства:

- благоприятная атмосфера сотрудничества, особый стиль взаимоотношений всех субъектов воспитательного пространства;

- акмеологическая направленность всех элементов воспитательного пространства, что предполагает возможности для творчества, исследования, формирования и проявления лидерских качеств, а значит возможности для проявления самостоятельности, возможности для создания ситуаций успеха, «которые вызывают положительные переживания, удовлетворение, чувство собственного достоинства, стимулирует деятельность» [52].

Для построения образовательной и воспитательной деятельности по формированию акмеологической позиции учащихся старшей школы и формированию основ такой позиции у учащихся начального и среднего звена, мы сконструировали модель.

Данная модель предполагает возможность увидеть не только содержание, структуру и степень выраженности позиции, но и динамику её становления. Об акмеологической позиции следует говорить не как о сложившемся феномене, а рассматривать её в динамике становления.

Модель создаёт возможность охватить в единой систему специфику этого процесса в конкретном воспитательном пространстве, описать и расширить знания об исследуемом процессе для дальнейшего преобразования и управления им.

Модель состоит из нескольких блоков.

Концептуальный блок указывает на концептуальные основы исследования, а именно:  цель и задачи, методологические подходы и принципы исследования.

Ресурсный блок раскрывает комплекс педагогических условий, реализация которых способствует формированию акмеологической позиции учащихся.

В модели представлены четыре группы педагогических условий: дидактические, психолого-педагогические, социально-педагогические, организационно-педагогические.

Далее в модели располагается мотивационный блок. Собственно он и прописывает составляющие акмеологической позиции через компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный, деятельностный (или поведенческий).

Для достижения поставленной цели в модели прописывается процессуальный блок, который представляет собой описание «идеального» воспитательного пространства лицея, формирование которого должно способствовать достижению цели. Ряд элементов воспитательного пространства ещё предстоит сформировать (образовательные программы «Умные каникулы», Школа юного исследователя - Research's Cool, акмеологически-ориентированная среда лицея), ряд элементов уже активно действуют в лицее (все элементы образовательной среды, научно-ученическое общество – НУО «Эврика», система работы классного руководителя и классных коллективов), ряду элементов предстоит модернизирование – система тьюторства, т.е. сопровождения исследовательских работ педагогами лицея).

Критериально-результативный блок отражает достижение намеченной цели. Разная степень сформированности акмеологической позиции школьников отражена в трёх уровнях: начальный (фрагментарный); достаточный (адаптивный); высокий (продуктивный). Показ во взаимосвязи элементов модели позволяет обратить внимание на то, что результат ожидается не только в ученике, но и в учителе.


Литература:

 

1. Rokeach, M. The nature of human values. — N.Y.: Free Press, 1973. 438 pp.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] К.А.Абульханова-Славская. – М.: Педагогика, 1991. 302 с.

3. Акмеологический словарь. [Электронный ресурс] URL. http://didacts.ru/slovari/akmeologicheskii-slovar.html (дата доступа: 29.04.2019).

4. Акмеология. [Электронный ресурс] / Психологический словарь http://www.psychologies.ru/glossary/01/akmeologiya/ (дата доступа: 29.04.2019).

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. [Текст] М.: Наука, 1997. 288 с.

6. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]: учеб. пособ. для студентов вузов по спец. «Педагогика». – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 607 с.

7. Аркин, Е.А. Обучение детского коллектива. – М., 1927. – цит. по Социальная психология. [Текст]: под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.

8. Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога [Текст]: монография /В.П. Бедерханова; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001. 220 с.

9. Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства [Текст] / Н.П. Беляцкий. Минск.: Новое знание, 2002. 352 с.

10.  Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие [Текст] / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. Минск: ИП «Экоперспектива», 2002. С. 352.

11.  Бёрнс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст]: пер. с англ. / Р.Бёрнс; общ.ред. и вступит. Стат. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

12.  Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1969. – 435 с.

13.  Борисова Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре [Текст]: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2001. – 187 с.

14.  Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания [Текст] / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с. С. 10-14.

15.  Борытко, Н.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. [Текст]: монография / Н.М.Борытко, О.М. Мацкайлова; науч. Ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Издательство ВГИПКРО, 2002. – 132 с.

16.  Борытко, Н.М., Мацкайлова, О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока [Текст]: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. – 132 с.

17.  Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.: учебное электронное текстовое издание. [Электронный ресурс] URL. http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf

18.  Гибсон, Дж. Л. Организации: Поведение. Структура. Процессы [Текст]: Учеб. для вузов / Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли-мл.; Пер. с англ. [Штернгарц М. З.]. - 8. изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - XXVI, 660 с.

19.  Глинский, A.C. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода [Текст]  : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.C. Глинский. Омск, 2007. - 24 с.

20.  Грицанов А. А., Румянцева Т. Г., Можейко М. А. История Философии [Текст]: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом, 2002.

21.  Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. [Текст] М.: Издательство РАГС, 1999, 309 с.

22.  Деркач, А.А., В.Зазыкин Акмеология. Учебное пособие. [Текст] / А.Деркач, В.Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

23.  Деркач, А.А., Кузьмина, Н.В. Акмеология пути достижения вершин профессионализма. [Текст] М.: РАУ, 1993.

24.  Ермакова Л. И. Акмеологическая позиция будущего учителя как педагогический феномен [Текст] / Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 38.

25.  Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. [Текст] - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).

26.  Жеребцова, Н.С. Лидерство в малых группах [Текст]: Дисс. … канд. филос. наук. – Л., 1969. – С. 40.

27.  Зимняя, И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе в России [Текст] / ред. И.А. Зимняя. М.: Изд-во «Сервис», 2004. 480 с.

28.  Изард К.Э. Психология эмоций. [Текст]: пер. с англ. – СПб, 1999. – 464 с. - С. 105-106.

29.  Ларионова, Л.А. Формирование профессиональной самооценки будущего учителя в процессе внеучебной творческой деятельности [Текст]: автореф. дис., … канд. пед. наук: 13.00.01 / М.А.Ларионова. – М., 1999 с. – 16 с.

30.  Левицкая, Л.В. Поликомпонентная актуализация субъектной акме-позиции у студентов на начальном этапе профессиональной подготовки [Электронный ресурс]: автореф. дис., … канд. пед. наук: 19.00.13. URL: http://library.ksu.edu.ru/autoreferat/2013/levickaiaLV.pdf (дата доступа: 29.04.2019). – 26 с.

31.  Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1977. – 304 с.

32.  Лукьянова М.И. Формирование акмеологической позиции личности как условие профессионально-личностного становления будущего специалиста [Текст] / Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15093 (дата обращения: 16.01.2019).

33.  Лукьянова, М.И. Формирование акмеологической позиции школьников в учебном процессе [Текст]: монография / М.И. Лукьянова, Н.В. Сосновских. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 200 с.

34.  Лукьянова, М.И. Формирование акмеологической позиции школьников в учебном процессе [Текст]: монография / М.И. Лукьянова, Н.В. Сосновских. – Ульяновск: УИКПРО, 2010. 200 с.

35.  Максимова, В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педагога. [Текст] – СПб.: 2004, 225 с.

36.  Максимова, Валерия Николаевна. Акмеология: новое качество образования [Текст]: Кн. для педагога / В. Н. Максимова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 (РТП РГПУ). - 98, [1] с.

37.  Мануйлов, Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii (дата доступа: 29.04.2019). – Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008 г. Том 14. С. 21-27.

38.  Мануйлов, Ю.С. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве. [Текст] / Педагогика. – 2000. - № 6. с.35,36,38.

39.  Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 200 с.

40.  Мудрик, Анатолий Викторович. Введение в социальную педагогику [ Текст ]: научное издание / А. В. Мудрик. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с.

41.  Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст] / К. Муздыбаев. – Л.: Наука, 1983. – 240 с.

42.  Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу [Текст]: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.

43.  Немов, Р.С. Социальная психология [Текст]: Учебное пособие / Р.С Немов, И.Р. Алтунина СПб.: Питер, 2010. 432 с.

44.  Новикова, Л.И. Школа и среда [Текст] / Л.И. Новикова. М.: Знание, 1985. 80 с.

45.  Новикова, Л.И., Кулешова, И.В. Воспитательное пространство опыт и размышления/ [Текст] / Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. - М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО,1996.-С.195-202.

46.  Новые ценностные образования [Текст]: тезаурус для учителей и школьных психологов / сост. Н.Б. Крылова. – М.: Инноватор, 1995 – 113 с.

47.  Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.

48.  Павлов, И.П. Мозг и психика [Текст] / под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Воронеж, 1996. – с. 266.

49.  Педагогический словарь. [Электронный ресурс] URL: http://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar.html (дата доступа: 29.04.2019).

50.  Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация [Текст] // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. 40 с.

51.  Полетаева, Н.М. Валеологическое воспитание школьников: теория и практика. [Текст] / Н.М. Полетаева // Образование и общество. – 2002. - № 4. – с.45.

52.  Пономарёв, Р.Е. Образовательное пространство [Текст]: Монография. – М.: МАКСПресс, 2014. 100 с.

53.  Попова, И.Н. Целенаправленное формирование культуры школы как педагогическая проблема [Текст] // Воспитание успешно если оно системно: Материалы первых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л.И. Новиковой (г. Владимир, 23-25 января 2006 г.) / Под ред. А.В. Гаврилина и Н.Л. Селивановой. – Владимир - М., 2006. - С.172-174.

54.  Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с.

55.  Психология подростка [Текст]: учебник под ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-Еврознак. 2006. – 480 с. (Психология – лучшее).

56.  Пугачев, В.П. Руководство персоналом [Текст]: Учебник / В.П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2002. 279 с.

57.  Пузько В.И. Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации (феноменолого-герменевтический аспект) [Текст]: автореф. дис.... канд. филос. наук. – Владивосток, 1998. – 24 с.

58.  Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. [Текст] // Гл. ред. В. Г. Панов. - М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. - Т. 1: А - М / Гл. ред. В. В. Давыдов. - 1993. - 607,[1] с.

59.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.

60.  Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1957. №3. – с.131-139.

61.  Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека [Текст]: введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа – Пресс, 1995. – 384 с.

62.  Словарик координатора детского движения. [Электронный ресурс] URL. http://didacts.ru/slovari/slovarik-koordinatora-detskogo-dvizhenija.html (дата доступа: 29.04.2019).

63.  Словарь по политологии / Под ред. проф. В. Н. Коновалова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.

64.  Словарь русского языка: В 4-х т. [Текст] / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999

65.  Словарь социального педагога. [Электронный ресурс] URL. http://didacts.ru/slovari/slovar-socialnogo-pedagoga.html (дата доступа: 29.04.2019).

66.  Современная психология [Текст] / под ред. В.Н. Дружинина. – М. – ИНФРА-М, 199. – 520 с.

67.  Социальная психология. [Текст]: под ред. А.Л. Журавлева. - М., 2002. -351 с.

68.  Социальная психология. [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Новосибирск.: Издательство «Сибирское соглашение», Инфра-М, 2001. 70 с.

69.  Творческость. [Электронный ресурс] URL: http://didacts.ru/termin/tvorcheskost.html (дата доступа: 29.04.2019) – (Национальная педагогическая энциклопедия).

70.  Толковый словарь русского языка: [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2002. - 944 с.

71.  Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. [Текст] - М.: Просвещение, 1980. – 160 с.

72.  Федеральный государственный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/ 768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата доступа/ 29.04.2019).

73.  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ        от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [Текст] http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата доступа: 29.04.2019).

74.  Философский энциклопедический словарь. [Текст] / под ред. М.М. Розенталя. - М.: Издательство политической литературы, 1968. – 432 с.

75.  Франкл, В. Человек в поисках смысла. [Текст] - М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

76.  Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001. 240 с.

77.  Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст] (7 изд., стер.): учеб. пособие / О.А. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с. – цит.

78.  Чернышев, А. С., Полонский, И. С., Корнев, А. В. Проблемы развития лабораторного эксперимента в социально-психологических исследованиях на базе ЭВМ [Текст] // Психологический журнал. - Т. 9. -  № 2. - 1988. С. 138–143.

79.  Шавен, Р. Поведение животных. [Текст]: Перевод с французского под редакцией и с предисловием д.б.н. Л.В. Крушинского.– М., Мир, 1972. – 490 с. - С. 261-269.

80.  Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. [Текст] - М.: АРКТИ, 2007. - 152 с.

81.  Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России. - 1998. - 234 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.036 с.)