Теоретические основы понятия «воспитательное пространство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы понятия «воспитательное пространство»



 

Пространство, окружающее современного человека, небезопасно. Молодые люди постоянно сталкиваются с современными феноменами, часто не сознавая их и не понимая необходимость и возможность противодействия им. Речь идёт о таких явлениях как деструктивные секты, асоциальные субкультуры, имеющие антиобщественную и антиличностную направленность социальные сети, небезопасное информационное пространств и прочее. Возникает острая необходимость в создании и развитии особого воспитательного пространства в образовательных организациях, которое способствовало бы формированию личности, умеющей преодолевать эти кризисные и деструктивные соблазны, личности готовой к саморазвитию и самореализации на гуманистических началах.

Отечественная педагогика имеет большой опыт в решении данных проблем. Однако кризисные и деструктивные явления современности, имеют иной характер, чем, например, ещё 15-20 лет назад. Кроме того, сказывается длительность отсутствия внятной государственной политики в области воспитания в школе. Безусловно, имеет место быть и дезориентация в определении воспитательного идеала, а значит отсутствие эмпирической основы определения эффективности воспитания. Новое поколение педагогов не владеет в должной мере новыми технологиями воспитания, утратив или не переняв практические навыки реализации традиционных. Прибавим к перечисленным факторам снижение статуса педагогической и воспитательной профессиональной деятельности и поймём, что задачи организации воспитания по-прежнему актуальны.

Мировым трендом в организации образовательной и воспитательной деятельности (как, впрочем, и других видов деятельности) становится пространственный подход. Он определяет всю совокупность и целостность воспитательного процесса, интегрирующего взаимосвязи и взаимовлияния его субъектов в целях достижения воспитательного результата.

Термин «пространство» как количественное и качественное определение пришёл к нам из точных наук, в первую очередь математических. Обозначает он в этом случае множество объектов, между которыми установлены отношения - связи, определяемые характером этих объектов и расстоянием между ними. Пространство двойственно, т.е. амбивалентно, так как может определяться такими характеристиками как протяжённость и фрагментарность, прерывистость и непрерывность.

Термин «пространство» широко используется сегодня, объединяясь в научной и бытовой практике с иными характеристиками: единое экономическое, политическое, культурное, информационное и т.п. пространства.

Понятие «пространство» находит отражение как базовый термин в трудах таких философов, как И. Кант, Ф. Брентано, М. Хайдеггер, А. Бергсон и др. Философский словарь определяет «пространство», как «форму бытия материи, форму координации сосуществующих объектов, состояний материи» [75].

Пространство – это иерархия взаимосвязанных и взаимозависимых субъектов и объектов, смыслов и значений, ими создаваемых. Устойчивыми признаками пространства являются его нелинейность, непредопределенность во времени, незамкнутость, подвижность и интенциональность, целостность, событийность. Субъекты пространства не просто сосуществуют вместе, но соединены в интегративную целостность.

В научный оборот отечественной педагогики термин «воспитательное пространство» вошёл в 1960-1970-е годы. Исследованиями различных аспектов этого понятия занимались Е.В. Бондаревская, Д.В. Григорьев, В.А. Караковский, И.В. Кулешова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова и другие.

Вместе с тем очень часто наряду с термином «воспитательное пространство» в педагогике используется слово «образовательное пространство», где «воспитательное пространство» понимается как выделенная часть образовательного пространства или чаще всего его интегрированная составляющая.

Термин «образовательное пространство» используется не только в рамках педагогики, но и в рамках ряда других наук, таких как философия, социология, психология и т.д. Все эти науки рассматривают и анализируют образовательное пространство с разных точек зрения, изучают конкретные элементы, связанные непосредственно с данной наукой.

Понятие «образовательное пространство» использовано в действующем Законе Российской Федерации об образовании и других нормативных актах. В статье 3 действующего Закона РФ «Об образовании» отмечается, что один из принципов государственной политики в области образования – единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [74].

Советом глав правительств СНГ утверждена Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ от 17 января 1997 г.

Теория образовательного пространства сложилась под влиянием идей В.П. Борисенкова, Т.Ф. Борисовой, М.В. Борытко, Г.И. Герасимова, А.Я. Данилюка, Н.В. Наливайко, В.И. Слободчикова, В.М. Степанова, И.Д. Фрумина и др.

В.И. Слободчиков определяет пространство образования как пространство совместной жизнедеятельности людей разных возрастных групп, в котором разворачивается образование человека на основании общих целей.

Обобщая исследования многих предшественников, Р.Е. Пономарёв даёт следующее определение термину: «Образовательное пространство представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры» [53].

На сегодняшний день, исходя из представленных определений и понятий, образовательное пространство интерпретируют с двух сторон.

Согласно первой тенденции, под образовательным пространством понимают взаимоотношения между педагогом и учащимися во время передачи знаний и опыта, то есть рассматривается в качестве самого процесса.

Вторая тенденция рассматривает образовательное пространство как специально созданную зону, наполненную необходимым материалом и оборудованием, для организации образовательной деятельности.

Таким образом, образовательное пространство – это совокупность среды и системы, направленной на организацию педагогической деятельности.

Понятие «воспитательное пространство» активно вошло в педагогическую науку благодаря исследованиям Л.И. Новиковой.

Воспитательное пространство как феномен исследованы и описаны также в трудах Н.В. Кузьминой, Е.В. Бондаревской, Д.В. Григорьева, В.А. Караковского, Н.К. Катовича, М.В. Корешкова, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрик, Н.Л. Селивановой, В.М. Степанова, Т.А. Бабкиной, А.В. Гаврилина, Н.Г. Новикова, Т.П. Беликовой.

Л.И. Новикова под этим термином понимает «педагогически организованную среду, окружающую ребёнка или определённое множество детей (классы, группы, школы, лицея)» или шире «систему взаимосвязанных образовательных и воспитательных учреждений, детских и юношеских организаций, функционирующих на его (пространстве) территории, социальных педагогов, психологов, профориентаторов предприятий, которые по своему замыслу реализуют определённые воспитательные функции по отношению к детям, средства массовой информации, общественные организации» [45].

В отличие от воспитательной среды, которая в основе своей есть данность, воспитательное пространство является результатом созидательной и интегрирующей деятельности по педагогизации среды.

Процесс педагогизации среды заключается в целенаправленной активности, направленной на актуализацию позитивных социально значимых ценностей и потребностей и дезактуализацию в сознании молодёжи ценностей и потребностей асоциального характера. Это предполагает сужение в воспитательной среде стихийного негативного за счёт организованных системных влияний, т.е. не устранение неорганизованной среды (это невозможно), а включение её в качестве составляющего компонента в систему окружающей школу среды [44].

Структурной единицей воспитательного пространства является учреждение (или есть учреждений), принимающее (принимающих) участие в его создании, а механизмом создания – взаимодействие субъектов, объединённых пониманием педагогических задач, едиными дидактическими принципами и подходами. Таким образом, воспитательное пространство может быть объектом изучения и моделирования (на этапе его создания), а также инструментом воспитания (на этапе его функционирования).

А.В. Мудрик считает, что ребёнок как личность формируется и развивается не только под влиянием целенаправленного воспитания, но и в процессе социализации [40]. Под воспитательным пространством он понимает качественную характеристику микросоциума, от которой во многом зависит успешность адаптации личности в социуме, уменьшение риска превращения её в жертву неблагоприятных условий социализации, возможность корректировать неблагоприятное влияние окружающей среды. Таким образом, воспитательное пространство есть сфера относительно контролируемой социализации, в рамках которой интегрируются институциональные и личностные ресурсы всех её субъектов [41].

Ю.С. Мануйлов вторит мнению А.В. Мудрика и характеризует воспитательное пространство как часть «среды, в которой господствует определённый педагогически сформированный образ жизни» [38]. Взаимодействие всех субъектов воспитательного пространства определяется целью образа жизни личности учащегося, а механизмы его создания схожи с образовательными (т.е. с механизмами создания образовательного пространства) [37].

Большое внимание понятию «воспитательное пространство» посвятила в своих работах Н.Л. Селиванова. Она видит в воспитательном пространстве прообраз, модель гражданского общества, нарождающегося в России. Структура воспитательного пространства сложна и понимается как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, созидаемых усилиями социальных субъектов (коллективных и индивидуальных).

Коллективные субъекты воспитательного пространства – это профессиональные общности различных образовательных и иных учреждений, ставящие перед собой цели воспитания.

Индивидуальными субъектами являются педагоги, родители, дети, студенты, врачи, юристы, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться в событие.

Главная характеристика воспитательного пространства в том, что оно способно выступить интегрированным условием личностного развития человека, как взрослого, так и ребёнка. Ключевым ценностным моментом «события» является значимость для всех его участников, важным технологическим моментом «события» является их совместная деятельность.

А.В. Гаврилин определяет воспитательное пространство как многомерное и полифункциональное образование, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и других пространств (витального, предметного, экологического, информационного, образовательного, социокультурного и пр.) на процесс становления, развития и самореализации личности. Фактически воспитательное пространство есть временное сочетание источников энергии, способных обеспечить развитие личности в соответствии с определенными целями.

В исследовании Н.М. Борытко воспитательное пространство рассматривается в широком контексте взаимодействия «человека с миром и людьми как условие его саморазвития». Социокультурное воспитательное пространство есть специально-организованная педагогическая среда и системы «педагогических факторов и условий становления ребенка». Особо важную в саморазвитии личности Н.М. Борытко отводит субъектному пространству человека, которое является «результатом работы человека над собой, постоянного усилия быть, сохранять свою позитивную идентичность». Отношение к самому себе, работа над собой и взаимодействие с миром и другими людьми, выступают в концепции Н.М. Борытко источниками развития человека в воспитательном пространстве, где важную роль играет именно субъектное пространство человека [14].

Основными характеристиками идеального воспитательного пространства А.В. Гаврилин видит:

1- гуманистическую направленность данного пространства, когда целью воспитания выступает внутренний ценностный ориентир на развитие и самореализацию, и жизнь ребенка сейчас («здесь и теперь») является самоценностью;

2 - его системность, которая включает:

А) уровень системообразующих отношений, возникающих в процессе функционирования воспитательного пространства;

Б) субстратный уровень, состоящий из пассивных и активных элементов, в котором:

- пассивные элементы как это элементы экологической среды и артефакты;

- активные элементы пространства - единые воспитательные коллективы и отдельные люди (педагоги, воспитанники и родители), как субъекты воспитания;

3 - многомерность и плотность воспитательного пространства (наличие и количество иных подпространств структуры), протяженность (степень влияния данных подпространств на воспитательное пространство), полнота (степень и успешности включения того или иного подпространства в целенаправленный процесс воспитания) [27].

Составляющие воспитательного пространства:

· материальные (здание школы, его дизайн, оборудование, цветовая гамма форма одежды внешний вид учеников учителей и др.);

· социальные (характер отношений способ взаимодействия членов организации социально-психологический климат в целом и др.);

· духовные (идеалы, ценностный потенциал, идеи, творческие проявления, традиции и др.).

Н.Е. Щуркова объясняет понятие «воспитательное пространство» как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» и подразделяет ее на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение» [80].

При этом Н.Е. Щуркова подразделяет воспитательное пространство на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.

Под предметно-пространственным окружением понимаются с одной стороны все помещения и обустройство школы; классные комнаты, учебные кабинеты, школьный двор, спортплощадки и так далее; с другой стороны – это предметные проявления одежды директора школы, учителей, технических работников и самих школьников. Всё это психологический фон, на котором разворачиваются отношения тех, кто находится в здании школы.

Поведенческая среда школы отражает установившиеся в школе интонации в обращении, характер совместной деятельности детей и педагогов, отдельные поступки школьников, протекающие конфликты этического порядка и их разрешение.

Событийное окружение – это совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и сопереживанию, основанием для жизненных выводов. Событие становится фактором личностного развития его участников.

Информационное окружение школьника - это культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; учебники у всех учащихся; приобщение детей к домашнему чтению и к слушанию публичных выступлений с приглашением гостей; регулярные реферативные выступления школьников и конференции для старшеклассников.

Таким образом, воспитательное пространство по Н.Е. Щурковой – это использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды и усиление позитивных факторов. В любом случае среда трактуется как некие объективно данные обстоятельства, которыми, при наличии определенной цели, можно более или менее успешно управлять [77].

Т.П. Беликова также определяет воспитательное пространство как многоуровневое образование, но выделяет в нём не четыре, а семь уровней (компонентов) [цит. по 27]:

- деятельностная среда – это среда непосредственной самореализации, самоутверждения личности;

- коммуникативная среда – это среда непосредственного общения;

- компаративная (от латинского comparatio – сравнивать, сопоставлять) среда – это такая среда, которая выступает социальным фоном для сравнения и самосравнения человека;

- предметная среда человека включает в себя множество значимых для него предметов, которыми он сообразует свое поведение и деятельность;

- экологическая среда - система обслуживания обучаемых, которая включает в себя бытовые, транспортные и другие услуги; важное значение здесь имеют: их гуманный характер; адресная направленность; достаточность и своевременность; корректность и достаточность их представления;

- эмоциональная среда, повышающая настроение обучаемых, их работоспособность, готовность к контактам;

- информационная среда, характеризующаяся содержанием и объемом необходимой и достаточной информации, ее источниками, направленностью и плотностью, каналами передачи, соотношением прямой и обратной связей.

Теория воспитательных пространств также представлена в трудах Ю.П. Сокольникова, О.И. Попова, С.Н. Сивкова, Н.В. Бестужева-Лада, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, Н.Ф. Девятко, В.Н. Иванова, Г.А. Котельникова, В.И. Патрушева, Ж.Т. Тощенко.

Целый ряд педагогических исследований раскрывают факторы гуманизации воспитательного пространства посредством:

· формирования детского движения (Л.В. Алиева);

· включения личности в игровую деятельность (Л.В. Куликова);

· развития географического пространства (Т.Н. Зубкова);

· использования воспитательных возможностей учреждения дополнительного образования (В.А. Бородулин).

Таким образом, можно отметить, что понятие «воспитательное пространство» определяется авторами многозначно.

Нам ближе точки зрения двух исследователей – Н.Л. Селивановой и Н.Е. Щурковой, объединяя которые мы формулируем следующее определение: воспитательное пространство – это динамично развивающаяся сеть взаимосвязанных педагогических событий (событийное окружение), с одной стороны, и совокупность информационной, предметной, акмеологической сред образовательной организации и реализуемой в ней системы воспитания, с другой стороны».

Под акмеологической средой лицея мы понимаем среду лицея, направленную на решение акмеологических задач, в рамках нашего исследования на формирование акмеологической позиции учащихся.

Информационное пространство лицея – это вся совокупность необходимой и достаточной информации, её источники и каналы передачи, возможности прямой и обратной связи как факторы реализации воспитательных и образовательных задач лицея.

Под событийным окружением мы понимаем динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, созидаемых усилиями социальных субъектов лицея и (или) попадающих в лицее в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и сопереживанию, основанием для жизненных выводов, т.е. фактором личностного развития его участников (коллективных и индивидуальных).

Под системой воспитания мы понимаем совокупность воспитывающих систем в лицее (в т.ч. системы работы педагога-предметника и классного руководителя, система исследовательской и проектной деятельности, система деятельности социально-психологической службы), направленных на достижение воспитательных и образовательных целей.

В контексте освоения акмеологического подхода необходимо осуществить моделирование воспитательного пространства образовательной организации (в нашем исследовании – лицея), в условиях которого было бы обеспечено эффективное формирование акмеологической позиции учащихся (лицеистов). Разработанная нами структурная модель такого воспитательного пространства представлена на рисунке 3.

Структурная характеристика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.036 с.)