Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ проблемы формирования акмеологической позиции учащихся
в воспитательном пространстве образовательной организации
Образование и воспитание подрастающего поколения без преувеличения важнейшая и, в то же время, сложнейшая проблема современной системы российского образования. И дело не только в том, что дети 2000-х годов имеют особенности в развитии, отличающие их от предыдущих поколений – раннее соприкосновение с технологиями, доминирование виртуального общения, уменьшение в системе досуговых занятий времени на игры со сверстниками, прогулки на свежем воздухе. Речь идёт о современном состоянии общества, безусловно, влияющем на развитие детей и молодежи и характеризующемся, по мнению исследователей, неопределённостью и быстрой сменой социальных ситуаций и положений индивидов в обществе, ростом «рисков» и аномией - распадом нравственных норм социальной регуляции поведения [22]. Всё чаще перед личностью встают проблемы, решение которых не лежит на поверхности; появляются вопросы, на которые нет готовых ответов. Это касается всех сфер жизни человека: семья, дружеское общение, но более всего это отражается в профессиональной сфере, где ценится способность мыслить и действовать, быстро принимать решение в условиях противоречий и появления новых задач. В современном мире актуален тип активной личности, способной эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль в обществе, сохраняя при этом своё здоровье. Обращение к личности ученика как к будущему профессионалу – задача любого общества. В Федеральных государственных стандартах общего и среднего образования одним из ключевых моментов выступает идея воспитания и развития личности, подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. В основе Федеральных государственных стандартов начального, общего и среднего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, помимо построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [69].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования даёт нам такие характеристики «выпускника школы», как личности креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, осознающей ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированной на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей своей жизни; подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества. Стандарты начального, общего и среднего образования включают в себя в том числе: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества - личностные результаты; - освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться – метапредметные результаты. В связи с акмеологическим подходом в образовании возникает необходимость говорить об особой позиции ученика как характеристике личности, стремящейся себя сохранить, изменить и совершенствовать – акмеологической позиции. Формирование акмеологической позиции подразумевает способность личности проектировать своё поведение и прогнозировать результат поступков, самостоятельно искать новые способы решения возникающих проблем, формировать и транслировать свою точку зрения. Этому уделяется внимание в школе, но именно эти качества оказывается наиболее трудно формируемыми в образовательной и воспитательной деятельности школы. Обратимся к теоретическим основам и практическим предпосылкам решения проблемы формирования акмеологической позиции школьников. Ряд западных и отечественных учёных в области гуманистической психологии А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс, В.Э. Франкл, Г.У. Олпорт, Р. Мэй, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, В.С. Братусь, Д.А. Леонтьев своими исследованиями сформировали представления о доминировании индивидуальных субъектных свойств в развитии человека. М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, О.В. Бочкарёва в своих работах описали положения о человеке как о субъекте культуры, о его диалогическом характере взаимодействия с миром культуры. Исследованиями закономерностей индивидуально-личностного становления и развития учащихся в процессе его профессионально-личностного самоопределения занимались О.С. Газман, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжкниов и др.
Особо выделим развитие педагогической акмеологии и такого её направления как акмеология школьного образования (В.Н. Максимова, А.С. Глинский, Н.М. Полетаева). Акмеология образования говорит о личности со сформированной акмеологической позицией, как о самоэффективной личности, готовой к саморазвитию и непрерывному самообразованию, к достижению личностных и профессиональных успехов, а значит, обладающей навыками самоорганизации, самоконтроля и самокоррекции, личности ответственной, умеющей осуществить поиск и принять решения. Характеристики «акмеологической позиции», данные известными исследователями-акмеологами, возвращают нас к основополагающим документам в современном российском образовании, отражающим единые в целом и единичные на местах принципы и подходы к образованию: Национальная доктрина и Концепция модернизации образования в Российской Федерации, единые Федеральные государственные образовательные стандарты, программы развития (в том числе образования и воспитания) образовательных учреждений и др. Таким образом, между теоретическими основами официальных документов, проектирующих российское образовательное пространство, и акмеологическими установками на развитие личности нет непреодолимых противоречий. Это является идеологической предпосылкой для решения проблемы формирования личности, обладающей сформированной акмеологической позицией. Кроме того, практическая значимость, ясность и доступность научно-практических результатов акмеологов в перечисленных выше исследованиях помогут получить новые значимые результаты, вызванные потребностями нынешнего дня и нынешнего состояния образовательного учреждения. Практическими предпосылками для решения проблемы формирования личности, обладающей акмеологической позицией, являются переход учреждений образования на многоуровневые системы подготовки специалистов, создание единых педагогических комплексов, развитие инновационных процессов в сфере образования, стремление учреждений соответствовать новым требованиям к качеству образования. В то же время большинство отмеченных теоретиков исследуют возможности формирования акмеологической позиции в рамках образовательной деятельности, почти не учитывая или не выделяя особенности воспитательного процесса и воспитательного пространства учреждения. Кроме того, понятие «акмеологическая позиция» практически не применялось к характеристике учащихся младшего и среднего школьного звена (6,5-10, 11-14 лет). Важнейшей характеристикой акмеологической позиции являются ценностно-смысловые установки личности. Их точное описание затруднено в наши дни ситуацией «идеологического плюрализма» и отсутствия чётких эталонов личностного развития. Эти трудности можно частично преодолеть, применяя акмеологический подход к требованиям Федеральных государственных стандартов.
Таким образом, актуальность исследования проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве учреждения обусловлена следующими существенными противоречиями: - между потребностью общества в качественно новом результате – в личности креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей своей жизни; подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества, и невозможностью полностью удовлетворить эту потребность в условиях существующей системы образования; - между необходимостью формировать акмеологическую позицию личности уже на этапе школьного образования и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ организации данного процесса, в том числе на этапе начального образования; - между потребностями современного общества в активных, инициативных, творчески мыслящих, социально адаптивных гражданах, стремящихся к высоким профессиональным результатам, и низким уровнем сформированности акмеологических ценностей у выпускников школы; - между необходимостью осуществления акмеологического подхода к обучению в школе и недостаточным наполнением содержания начального общего и среднего образования, воспитательного пространства личностно значимыми ценностями и со-бытиями, посредством разработки акмеологических аспектов изучаемых учебных дисциплин и программ спецкурсов, факультативов, а также описаниями воспитательных практик и технологий, программ деятельности классного руководителя, сценариями мероприятий и пр.; - между необходимостью осуществления качественного мониторинга сформированности акмеологической позиции школьников в воспитательном пространстве и отсутствием его критериального аппарата. Высокая актуальность заявленной проблемы стала основанием для выбора многопрофильным лицеем темы инновационной деятельности – «Формирование акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации».
Цель исследования: Обеспечить эффективные психолого-педагогические и организационно-управленческие условия для формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. Объект исследования: реализация акмеологического подхода в воспитательном пространстве образовательной организации. Предмет исследования: формирование акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области». Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач: 1. Изучить степень разработанности проблемы формирования акмеологической позиции учащихся и понятия «воспитательное пространство» в психолого-педагогической литературе. 2. Разработать модель формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации и обеспечить ее реализацию посредством соответствующей программы деятельности многопрофильного лицея. 3. Разработать критериальный аппарат исследования, подобрать диагностический инструментарий для выявления динамики в развитии акмеологической позиции учащихся и последующего обоснования эффективности программы. 4. Определить эффективные психолого-педагогические и организационно-управленческие условия, обеспечивающие реализацию модели процесса формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. 5. Организовать систему методической работы с учителями по освоению технологии формирования акмеологической позиции школьников в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. 6. Проанализировать результаты, обобщить итоги опытно-экспериментальной работы лицея и выработать методические рекомендации для педагогов других образовательных организаций по формированию акмеологической позиции школьников в воспитательном пространстве образовательной организации. Гипотеза исследования: Формирование акмеологической позиции учащихся будет успешным при следующих условиях: - раскрыто содержание структурных компонентов акмеологической позиции личности, что становится основой для определения содержания процесса ее формирования в условиях воспитательного пространства многопрофильного лицея; - определены основные направления развития воспитательного пространства многопрофильного лицея на основе активной реализации акмеологического подхода и широкого использования акмеологических технологий; - обеспечивается повышение компетентности педагогов в вопросах реализации акмеологического подхода, освоении акмеологических технологий при организации воспитательного пространства лицея в контексте формирования акмеологической позиции учащихся.
Для проверки и гипотезы и решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: 1. теоретические: - анализ нормативно-правовой и методической документации и философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ подходов к формированию акмеологической позиции; - синтез и обобщение положений педагогических, психологических, акмеологических, социологических теорий; - моделирование; 2. Эмпирические: - методы психолого-педагогической диагностики (косвенное и включённое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, проективные методики, экспертная оценка); - опытно-экспериментальная работа. 3. Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов. 4. Информационные: информатизация процесса анкетирования и разработка удобных форм подсчёта результатов анкетирования. Методологической основой исследования выступят базовые концептуальные подходы: личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, A.А. Деркач, Ю.А. Гагин, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимов и др.), компетентностный (В.А. Козырев, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, B.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.), аксиологический (О.С. Анисимов, А.Г. Здравомыслов и др.), личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.И. Андреев и др.), идеи субъектной активности личности в процессе её жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.) Основными методологическими принципами изучения личности и организации воспитательного пространства, в котором будет формироваться акмеологическая позиция личности, будут принципы психологии, педагогики, акмеологии: - гуманизма; - системности; - процессуальности; - субъектности; - доступности; - совместной деятельности; - учёта возрастных особенностей личности; - психологического детерминизма личности; - признания развития личности; - активности личности. Новизна исследования заключается в том, что будет раскрыта структура акмеологической позиции как личностного новообразования школьника, обоснованы содержание ее компонентов и их функции; будут выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет процесс формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве образовательной организации. Теоретическая значимость исследования: - будет осуществлен разносторонний и многоаспектный теоретический анализ проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации; - будет разработана модель формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве лицея, которая отразит ее целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты, условия ее эффективности, спроектирует психолого-педагогическое сопровождение данного процесса; - будет разработан критериальный аппарат, необходимый для изучения динамики в развитии акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации; - будут выявлены возможности и потенциал воспитательного пространства образовательной организации как условия формирования и развития акмеологической позиции учащихся. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику деятельности образовательной организации модели формирования акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации. Разработанный диагностический инструментарий позволит выявить динамику в развитии акмеологической позиции учащихся, уровни сформированности их мотивации к достижениям. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться основой для создания организационного, содержательного и методического проектирования воспитательного пространства образовательной организации с целью обеспечения эффективного процесса формирования акмеологической позиции учащихся. По результатам проведенного исследования будут подготовлены и внедрены в образовательную практику МПЛ комплект программ внеурочной деятельности, что позволит обеспечить развитие у обучающихся акмеологической позиции, повысить их активность в образовательной и общественно-полезной деятельности. Кроме того, выявленные в ходе исследования организационно-управленческие и психолого-педагогические аспекты формирования акмеологической позиции учащихся позволят осуществить их эффективное применение в других учреждениях образования региона. Достоверность результатов исследования будет обеспечена: - обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций и обращением к смежным к педагогике отраслям знания (философия, психология, акмеология, социология); - регулярной оценкой результатов по таким научным критериям как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; - длительностью исследования – необходимым условием тщательного анализа результатов (количественного и качественного), а также устойчивой повторяемости результатов; - большим объёмом выборки при проведении формирующего эксперимента; - применением методического комплекса, соответствующего предмету, целям, задачам исследования; - использованием научных методов исследования, в т.ч. математического и информационного метода обработки результатов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.032 с.) |