Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акмеологической позиции личности
Понятие «акмеологическая позиция» вошло в современную науку через акмеологию совсем недавно. В понимании его сущности у акмеологов гораздо меньше единства, поэтому рассмотрим это понятие подробнее. Прилагательное «акмеологическая» происходит от термина «акмеология», и обращает наше внимание на новую науку, возникшую на стыке ряда естественных, общественных и гуманитарных наук в 1980-1990-х годах. Акмеология занимается исследованиями закономерностей и феноменов самосовершенствования человека, достигающего вершин (от древне-греческого ακμή - акме) в личностно-профессиональном развитии [55]. Цель акмеологии – совершенствование человека, помощь в достижении им акме – высшей точки в личностно-профессиональном развитии на основе гуманизации. Объектом акмеологических исследований, считает Н.В. Кузьмина, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, президент Международной академии акмеологических наук, является целостный человек в пору самореализации его творческой, т.е. созидающей личности [23]. А.А. Деркач, первый проректор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности кадров госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, обобщая исследования основателя акмеологии А.А. Бодалева и Н.В. Кузьминой, уточняет понятие «объект» акмеологии. Это прогрессивно-развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональной деятельности и достигающая вершин в своём развитии [22]. Как мы видим, объективное поле акмеологии уже, чем, например, психологии, изучающей все стадии развития человека. Возникнув, как наука о развитии взрослого человека, первоначально акмеология не занималась проблемами воспитания и образования человека в детском и юношеском возрасте. В настоящее время акмеология представляет собой систему научных дисциплин с расширенным объективным полем и дифференциацией предметов и методов познания: акмеология профессионального развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); общая и управленческая акмеология (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, В.П. Ситников и др.) спортивная (И.П. Волков), педагогическая (Н.В. Кузьмина, А.М. Зимичев и др.) и т.д.
Педагогическая акмеология выявляет объективные и субъективные факторы профессионализма и креативности как проявлений вершин (акме) в профессиональной деятельности взрослого человека (педагога, работника системы образования) в условиях моделирования продуктивных педагогических систем, в которых формируются эти факторы. Педагогическая акмеология преобразовалась в акмеологию образования (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.А. Реан, В.Н. Максимова, Е.И. Степанова, Ю.А. Гагин и др.) – комплексную философскую и психолого-педагогическую науку, интегрирующую в образовательной среде знания о развитии человека, о достижении вершин в деятельности и развитии человека в различных типах и видах образовательных систем [21]. Именно в акмеологии образование впервые рассмотрено как самоорганизующаяся система, подвластная законам самореализации природных потенциалов человека в продуктах культуры, обеспечивающих искомые новообразования – духовные продукты в человеке [5]. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии и акмеологии образования рассмотрены в работе В.Н. Максимовой «Акмеология: новое качество образования». Автор указывает, что «Акмеология – это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика» [35]. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и субъектов образовательного процесса: педагога и учащегося. В контексте обращения к личности ученика объектом своих исследований акмеология видит личность (индивида), имеющую определённый потенциал – «стартовый» набор качеств и свойств - способную к саморазвитию и самосовершенствованию, достигающую определённых вершин в активно-созидающей и социально-полезной творческой, интеллектуальной и иной деятельности. Цель акмеологии в образовании и воспитании: совершенствование на гуманистической основе такой личности (индивида), помощь ей в достижении определённых её потенциалом и возможностями среды результатов. Иными словами, цель акмеологии в образовании - помочь юному человеку стать тем, кем он может стать!
К настоящему моменту акмеология сформировала теоретико-методологические основы, в том числе акмеологические принципы, методы и приёмы, способные усилить развивающий потенциал пространства образовательного учреждения и предоставить новые возможности для решения задач развития личности. Использование возможностей акмеологии для решения общепедагогических задач назовём акмеологическом подходом к образованию и воспитанию. Акмеологический подход, как совокупность принципов, методов и приёмов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи, в настоящее время является одним из наиболее прогрессивных и перспективных подходов для современного образования. «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» [22]. Акмеологический подход ориентирует на прогрессивное, комплексное, оптимальное развитие человека и реализацию им своей сущности в деятельности, общении, жизнедеятельности в целом [3]. Образование перенимает у акмеологии следующие ориентации и принципы к изучению развития личности [22]: 1. Признание внутренних свойств и качеств личности побудительными причинами саморазвития (иными словами – «развитие личности становится движущей силой её дальнейшего развития») – принцип психологического детерминизма; 2. Признание прогрессивного (однонаправленного), гетеросинхронного и целостного развития человека как индивида, индивидуальности, личности и субъекта жизнедеятельности и через преодоление противоречий – принцип развития и многопланового развития человека; 3. Признание активной роли личности в выборе средств и методов своего развития (в образовании - до определённых пределов, не противоречащих безопасности и гуманности процесса) – принцип активности; 4. Признание важности равнонаправленного изучения человека в деятельности (а не человека и деятельности отдельно) - принцип изучения личности как субъекта труда; 5. Признание ценности человека и его способности прогрессивного развития до гуманистических требований общества – принцип гуманизма. В акмеологии образования акмеологический подход дополнен следующими положениями [35]: 1. Создание педагогических условий для мотивации успеха, актуализации потребности в достижениях у субъектов образовательного процесса, их стремления к высоким результатам, к творчеству; 2. Организацию творческой созидательной деятельности как вариативного образовательного и воспитательного процесса, раскрывающего интеллектуальный и творческий потенциал каждой индивидуальности; 3. Оценку качества образования с позиций интегральных критериев саморазвития и самосовершенствования педагога и ученика в синергетических образовательных системах: - творческая индивидуальность как высший уровень целостного развития человека;
- здоровье как интегральный критерий жизненных сил человека; - творчество как высший уровень активности и самостоятельности человека; - зрелость как интегральный критерий единства развития, образования и воспитания на каждом возрастном этапе взрослеющего человека; - профессионализм как высший уровень практической реализации сущностных сил человека в его профессиональной деятельности. В педагогике понятие «акмеологическая позиция» - новое, его распространённость в текстах в последнее время набирает обороты. Также как понятие «позиция», оно не имеет общепринятой формулировки. В научный лексикон его ввели В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева. К данному термину эти исследователи обращались в ряду других терминов и понятий, не прорабатывая подробно его структуру и критериальные основы. В.Н. Максимова раскрывает акмеологическую позицию педагога, как производную его профессионального, личностного и духовного развития, как гуманистическую установку на обеспечение успеха и здоровья каждого, на развитие творчества учителя и ученика в их взаимодействии [34]. К основным признакам акме- позиции обучающегося В.Н. Максимова в своей книге «Введение в акмеологию школьного образования» относит: - субъектность как личностную активность обучающегося в освоении различных видов деятельности (как учебной, так и социальной); - адаптивность как умение принимать условия социально-профессиональной среды, использовать их в целях личностного развития; - сформированность гуманистических ценностей как системы регулирующей поведение и деятельность личности, определяющей не только мотивационно-потребностную сферу, но и направленность личности на реализацию своего профессионального потенциала; - стремление к самореализации как полному раскрытию своих способностей, которое возможно лишь в общественно значимой деятельности; - обучение будущего специалиста различным технологическим процедурам и приемам, используя различные формы и методы обучения; - создание развивающей акме-среды, способствующей личностному росту обучающегося и становлению личностной и социальной зрелости и др. Н.М. Полетаева даёт двунаправленное определение понятия «акмеологическая позиция». С одной стороны – это субъектная позиция личности, характеризующаяся неизменным стремлением к достижениям и самореализацией творческого потенциала и жизненных сил в социально-значимой, т.е. гуманистически оправданной (направленной) деятельности. С другой стороны – это результат ценностно-смыслового самоопределения личности в пользу ценностей: здоровье, жизненный успех, духовность как совокупность устойчивых отношений к миру, жизни, образу жизни.
Таким образом, акмеологическая позиция у Н.М. Полетаевой одновременно есть достижение личности и потенциальная сила, составляющая импульс её дальнейшего прогрессивного развития; она аккумулирует и выражает совокупность жизненных ценностей человека, его основные потребности в будущей жизнедеятельности [51]. Гуманистическая ориентация на обеспечение успеха и здоровья, на высокие результаты и достижения, на развитие творческой созидательной деятельности определяют в акмеологически направленном образовательном учреждении не только позицию ученика, но и педагога, побуждая его к поиску инновационных технологий обучения, к отходу от стереотипов, к объективной оценке и рефлексии [51]. А.С. Глинский, как и Н.М. Полетаева, рассматривает в своей работе акмеологическую позицию (акмеологию) как ученика, так и учителя. Акмеология ученика – это совокупность его сегодняшних жизненных смыслов, доминирующих мотивов деятельности, учебной мотивации, умений и навыков учебной деятельности, которая является, наряду с коммуникативной, ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Акмеология учителя – это личностная характеристика профессионала-педагога, совокупность жизненных смыслов педагога, продвигающая его и его учеников к акме [19]. А.А. Деркач объясняет акмеологическую позицию как личностное самоопределение, как состоявшееся самоутверждение в проблемных личностных ситуациях, как преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления. И вновь, как указанные выше исследователи, он говорит о двухвекторности акмеологической позиции - от переосмысления проявления «Я» в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективизации [22]. Проблеме самоопределения личности посвящены также исследования Л.И. Божович (психологическая природа самоопределения как потребность развивающейся в социуме личности, как потребность в формировании смысловой системы личности, как устремление в будущее и потребность в выборе профессии); С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской (самоопределение – как определение субъектом себя через свои действия; центральный момент самоопределения - самодетерминация, т.е. собственная активность, осознанное стремление занять определённую позицию); В.Ф. Сафина (самоопределившаяся личность может самостоятельно осознать и соотнести цели, средства, ситуации, свои возможности, ожидания среды и требования общества, принимать решения и реализовать их). Изучению процесса формирования акмеологической позиции в образовательной деятельности посвящены работы М.И. Лукьяновой, Л.И. Ермаковой, Л.В. Левицкой (у студентов, как условие профессионально-личностного становления будущего специалиста), Н.С. Сосновских (у школьников основной и средней школы). Опираясь на базовые идеи акмеологии, авторы предлагают модели формирования акмеологической позиции, её критериальные характеристики, обосновывают организационно-педагогические условия формирования такой позиции.
Л. И. Ермакова указывает, что акме-позиция студентов, являющаяся задачей профессиональной подготовки, представляет собой сложное многокомпонентное образование, выступающее качественной особенностью личности. Акме-позиция обладает дихотомической функцией, одновременно являясь результатом, достижением развития личности и потенциальной силой, двигателем дальнейшего развития человека; она одновременно аккумулирует и выражает совокупность профессиональных умений и личностно-профессиональных качеств студента и его основные потребности в будущей профессиональной деятельности [24]. Л.В. Левицкая использует в своей работе следующие методологические основы (подходы и принципы): - личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); - акмеологического подхода к исследованию проблем достижения профессиональных вершин, теоретических положениях об «акме» как вершине в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, С.Н. Толстов, А.С. Турчин, Н.П. Фетискин и др.); - теоретических положений субъёктно-деятельностного подхода, в рамках которого человек рассматривается как активный творец своей жизнедеятельности, раскрываются связи психических процессов, свойств личности и деятельности (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, В.А. Зобков, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, C.JI. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); - концепций о влиянии стиля деятельности на её продуктивность (Б.А. Вяткин, K.M. Гуревич, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, М.Р. Щукин). Рассмотрение проблемы формирования и сформированности субъектной позиции личности студента на основе акмеологического подхода в образовательной среде вуза, по мнению Л.В. Левицкой, предполагает изучение акме-психологических компонентов на объективно-психологическом, собственно-психологическом и интегративном уровнях анализа учебно-профессиональной деятельности [30]. На объективно-психологическом уровне анализа деятельности субъектная позиция студента проявляется в единстве и иерархическом взаимодействии следующих компонентов: организационно-деятельностном, интеллектуально-творческом, эмоционально-волевом и коммуникативном. Собственно-психологический уровень рассматривается через выделенные ранее компоненты, но посредством анализа их содержательных характеристик. Так, в структуре субъектной позиции были выделены личностные характеристики (соответственно компонентам объективного уровня), смысло-жизненные ориентации, уровень субъективного контроля и самоактуализационные тенденции личности. Формирование субъектной позиции студента в образовательном пространстве вуза напрямую зависит от условий и содержания учебно-профессиональной деятельности, которые влияют на личность студента как на объективном, так и на субъективном уровнях. Внешние воздействия, преломляясь через «совокупность внутренних условий психики», формируют и способствуют развитию компонентов субъектной позиции, что находит проявление в специфических приемах и средствах реализации учебно-профессиональной деятельности. На основе теоретического анализа литературы и экспертных оценок в целях более качественного анализа объективно-психологические показатели субъектной позиции были объединены Л.В. Левицкой [29] в следующие компоненты: 1) интеллектуально-творческий компонент (самостоятельность, инициативность, любознательность, креативность); 2) организационно-деятельностный компонент (организованность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, рефлексивность, трудолюбие, результативность учебной деятельности); 3) эмоционально-волевой компонент (целеустремленность, настойчивость, уверенность, произвольность); 4) коммуникативный компонент (коммуникативная совместимость, общительность, эмпатия, искренность).
Таблица 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.253 (0.04 с.) |