Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование акмеологической позиции учащихсяСтр 1 из 11Следующая ⇒
ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (Теоретическая разработка)
Тема РИП: «ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Директор школы: Дырдин Д.А. Зам. директора по НМР: Батырова А.Е.
Научный руководитель: Лукьянова М.И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента и образовательных технологий УлГПУ им. И.Н. Ульянова
Ульяновск, 2019 Аннотация
В работе дано теоретико-методологическое обоснование формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве образовательного учреждения, в том числе описаны такие понятия как «акмеологический подход в образовании», «воспитательное пространство». Приведён теоретический анализ феномена «позиция», сущность и структура «акмеологической позиции» применительно к учащимся 9-11 классов (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный, деятельностный (или поведенческий). Дана модель процесса формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве лицея, состоящая из концептуального, ресурсного, мотивационного, процессуального и критериально-результативого блоков. Рассматриваются показатели её сформированности у школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Гипотеза исследования:
Формирование акмеологической позиции учащихся будет успешным при следующих условиях: - раскрыто содержание структурных компонентов акмеологической позиции личности, что становится основой для определения содержания процесса ее формирования в условиях воспитательного пространства многопрофильного лицея; - определены основные направления развития воспитательного пространства многопрофильного лицея на основе активной реализации акмеологического подхода и широкого использования акмеологических технологий; - обеспечивается повышение компетентности педагогов в вопросах реализации акмеологического подхода, освоении акмеологических технологий при организации воспитательного пространства лицея в контексте формирования акмеологической позиции учащихся. Для проверки и гипотезы и решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: 1. теоретические: - анализ нормативно-правовой и методической документации и философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ подходов к формированию акмеологической позиции; - синтез и обобщение положений педагогических, психологических, акмеологических, социологических теорий; - моделирование; 2. Эмпирические: - методы психолого-педагогической диагностики (косвенное и включённое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, проективные методики, экспертная оценка); - опытно-экспериментальная работа. 3. Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов. 4. Информационные: информатизация процесса анкетирования и разработка удобных форм подсчёта результатов анкетирования. Методологической основой исследования выступят базовые концептуальные подходы: личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, A.А. Деркач, Ю.А. Гагин, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимов и др.), компетентностный (В.А. Козырев, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, B.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.), аксиологический (О.С. Анисимов, А.Г. Здравомыслов и др.), личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.И. Андреев и др.), идеи субъектной активности личности в процессе её жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)
Основными методологическими принципами изучения личности и организации воспитательного пространства, в котором будет формироваться акмеологическая позиция личности, будут принципы психологии, педагогики, акмеологии: - гуманизма; - системности; - процессуальности; - субъектности; - доступности; - совместной деятельности; - учёта возрастных особенностей личности; - психологического детерминизма личности; - признания развития личности; - активности личности. Новизна исследования заключается в том, что будет раскрыта структура акмеологической позиции как личностного новообразования школьника, обоснованы содержание ее компонентов и их функции; будут выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет процесс формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве образовательной организации. Теоретическая значимость исследования: - будет осуществлен разносторонний и многоаспектный теоретический анализ проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации; - будет разработана модель формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве лицея, которая отразит ее целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты, условия ее эффективности, спроектирует психолого-педагогическое сопровождение данного процесса; - будет разработан критериальный аппарат, необходимый для изучения динамики в развитии акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации; - будут выявлены возможности и потенциал воспитательного пространства образовательной организации как условия формирования и развития акмеологической позиции учащихся. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику деятельности образовательной организации модели формирования акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации. Разработанный диагностический инструментарий позволит выявить динамику в развитии акмеологической позиции учащихся, уровни сформированности их мотивации к достижениям. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться основой для создания организационного, содержательного и методического проектирования воспитательного пространства образовательной организации с целью обеспечения эффективного процесса формирования акмеологической позиции учащихся. По результатам проведенного исследования будут подготовлены и внедрены в образовательную практику МПЛ комплект программ внеурочной деятельности, что позволит обеспечить развитие у обучающихся акмеологической позиции, повысить их активность в образовательной и общественно-полезной деятельности. Кроме того, выявленные в ходе исследования организационно-управленческие и психолого-педагогические аспекты формирования акмеологической позиции учащихся позволят осуществить их эффективное применение в других учреждениях образования региона.
Достоверность результатов исследования будет обеспечена: - обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций и обращением к смежным к педагогике отраслям знания (философия, психология, акмеология, социология); - регулярной оценкой результатов по таким научным критериям как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; - длительностью исследования – необходимым условием тщательного анализа результатов (количественного и качественного), а также устойчивой повторяемости результатов; - большим объёмом выборки при проведении формирующего эксперимента; - применением методического комплекса, соответствующего предмету, целям, задачам исследования; - использованием научных методов исследования, в т.ч. математического и информационного метода обработки результатов.
Структурная характеристика В отечественной науке
Таким образом, лидерство – способность оказывать влияние на личность или всю группу для достижения определённых целей. Лидер – это личность, способная объединять людей для достижения этой цели. Оба понятия имеют значение только вместе с понятием «цель».
Остановимся немного на типологии лидерства. Широко известна классификация, связанная с легитимностью лидера – «формальный» (официально назначенный, даже узаконенный юридически) и «неформальный лидер» (реально распознаваемый коллективом). Л.И. Уманский выделил шесть типов лидера по характеру функций лидера [62]: - организатор (выполняет функцию групповой интеграции); - инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); - генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); - эрудит (отличается обширностью знаний); - эталон (является центром эмоционального притяжения, служит образцом, идеалом); - мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности). Е.М. Бабосов, О.Г. Носкова, Р.С. Немов классифицировали лидеров в зависимости от их восприятия группой [43]: 1) «один из нас» (не выделяется среди членов группы, «первый среди равных», волею случая или удачи оказавшийся легитимным лидером); 2) «лучший из нас» (выделяется из группы по многим параметрам и в целом считается образцом для подражания); 3) «хороший человек» (ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности, готовности прийти на помощь); 4) «служитель» (стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени). Лидер ведет себя в соответствии собственной «Я – концепцией». В «Образе-Я» более или менее ясно аккумулируются восприятия, мысли и чувства Лидера по отношению к самому себе. Формирующая роль в данном процессе у самооценки. Травмированная или заниженная самооценка приводит к сильной потребности во власти как в средстве компенсации. Лидер с низкой самооценкой попадает в зависимость от своих последователей. Он более реактивен, то есть чувствителен к обратной связи, и изменяет свою самооценку и поведение в зависимости от одобрения или неодобрения других. Он постоянно недоволен собой, и доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. Заниженная самооценка толкает Лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Сферой самоутверждения и компенсации заниженной самооценки для него часто становится политика. Лидер с более высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств, имея стабильные внутренние стандарты, на которых и основывает свою самооценку. Но имея завышенную самооценку, он переоценивает собственные качества, упивается любым собственным успехом, не замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение или относится к критике как к нападкам на него завистников. У него нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.
Лидер с адекватной самооценкой - наилучший вариант. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведения и ним самим работает надежно. Такой Лидер уважительно и высоко оценивает других лидеров, не боится, что его унизят, обойдут. В совместной деятельности выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к отсутствию такового и в его деятельности, и в его поведении. Стремление лидировать – одна из ведущих потребностей ребёнка. Лидерами, по мнению некоторых психологов, рождаются, но большинство склоняются к тому, что лидерские качества возможно формировать и развивать в процессе жизнедеятельности, в том числе в процессе обучения и саморазвития. Проблема лидерства в социологии, психологии, политологии, педагогике является одной из наиболее важных и дискуссионных проблем. Но это не значит, что её нельзя касаться в школе. Очень важно формировать лидерские качества именно в педагогически организованной среде на базе гуманных ценностей. Тогда лидер – формальный или неформальный – будет действовать в группе, имея перед собой гуманные цели. Такое лидерство не будет асоциальным или негативным. На наш взгляд, Лидером является тот человек, который обладает перечисленными выше качествами - активность, ответственность, самостоятельность, свидетельствующими о наличии акмеологической позиции. Каждый человек по природе своей – Исследователь. Спонтанное, неосознаваемой исследование свойственно любому человеку и животному. Исследовательская активность и исследовательское поведение во многом определяют степень адаптивности в приспособлении к условиям окружающей среды. Первоначальным мотивом такого поведения выступает любознательность или любопытство, так называемый рефлекс «что такое?» по словам И.П. Павлова [47]. Исследовательский рефлекс – базисное свойство психики организма, определяющее его жизнеспособность в такой изменчивой и непредсказуемой среде обитания. Среди основных факторов возникновения бескорыстного исследовательского поведения выделяют: новизну предмета или изменение пространства; контрастность и интенсивность раздражителей, обогащённость среды; возрастные, половые и иные факторы; активность других побуждений (например, на фоне голода, исследовательский интерес угасает) [79]. Во многих видах жизнедеятельности человека исследование, будучи средством познания, выступает значимой способностью выстраивания взаимодействия человека и мира. Однако в культуре заложены достаточно противоречивые нормативы по отношению к человеку-Исследователю. Социальные отношения, стереотипы, как выражение потребности в стабильности и определённости, формируют представления о незыблемости мира. Внутреннее стремление к определённости, подкрепляемое социокультурными средствами тормозит в нас стремление к исследованию. Внешняя среда требует от нас принятия и соблюдения нормативов, а критическое отношение к ним воспринимается как нежелательное и наказуемое. Позиция конформизма выигрышна для успешной адаптации, особенно в стабильной ситуации, но она несостоятельна в ситуации неопределённости, нестабильности. С появлением науки выделилась особая группа людей, главным видом деятельности которых является исследование. С развитие общества наука стала одной из ведущих производительных сил. За время своего развития наука выработала богатый инструментарий осуществления исследовательской деятельности. Исследовательский подход становится всё более актуальным в образовании. Исследование – универсальная способность личности, так или иначе включённая во многие виды деятельности, основа познания. Исследовательская позиция – это не только позиция, возникающая помимо воли человека в ситуации неопределённости, но и настоящая внутренняя потребности искать подобные ситуации, а найдя их, проводить исследование [47]. Эмоционально-смысловой основой исследовательского поведения выступает интерес, который будучи базовой эмоцией человека стимулирует познавательную активность и упорядочивает процессы восприятия и внимания человека. «Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений, интеллекта. Интерес - единственная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества» [28]. Мотивы Познания и Самореализации – основа исследовательской позиции. Рядом – мотивы достижения успеха. Исследовательская позиция подразумевает также рефлексию – к себе самому, как к субъекту деятельности, к самой деятельности на всех её этапах. Мы различаем понятия исследовательская деятельности и исследовательская позиция. Не всегда в долгом процессе организации исследовательской деятельности, в которую в связи с введением новых федеральных государственных стандартов вовлечены все без исключения учащиеся, формируется именно позиция – Исследователя. Освоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности лишь приблизит к формированию такой позиции. Позиция Исследователя указывает на самостоятельность субъекта исследовательской деятельности, его независимость, познавательный потенциал, развитую рефлексию и адекватную самооценку. Таким образом, Творец, Лидер, Исследователь – значимые позиции личности, свидетельствующие о сформированности у нее акмеологической позиции. ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.04 с.) |