Глава 5. Самые знаменитые памятники садово-паркового искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Самые знаменитые памятники садово-паркового искусства



Рёандзи

 

Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом».

Макото НакамураРёандзи (Храм покоящегося дракона) расположен в северо-западном районе Киото, недалеко от Кинкакудзи. Он принадлежит религиозной школе Мёсиндзи ответвления Риндзай буддистской секты Дзэн. Самые ранние упоминания об этом храме датированы 983годом нашей эры. Сад камней появился в нем значительно позже, в начале XVI в., в эпоху Муромати (1333-1573гг.), после очередной реконструкции. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов.

О создателях храмового сада известно немногое. Его авторство приписывают художнику Соами (1480?-1525) и Дайсэн-ину. Однако хроники самого храма этому противоречат и называют в качестве создателей других людей. На одном из камней можно увидеть имена Котаро и Хикодзиро- они могли быть мастерами, непосредственно выложившими сад. Сад камней на территории храма Рёандзи считается одним из величайших шедевров японской культуры. В декабре 1994 года храм Рёандзи был объявлен памятником всемирной культуры, охраняемым ЮНЕСКО- в первую очередь, благодаря своему саду.

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма Красота этого сада настолько непонятна западному человеку, что многие туристы, незнакомые с тонкостями буддийской философии, называют его теннисным кортом.

Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Кто-то видел вних очертания китайского иероглифа «сердце». Ассоциативный ряд бесконечен. Дзэн-буддисты отрицали такие, слишком прямолинейные толкования композиции и были склонны относиться к красоте сада, как к проявлению непостижимой природы бытия.

Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - разный) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого. Утверждается, что лишь тот, кто посредством длительных медитаций и нужного настроя сознания достигнет просветления, сможет увидеть последний, невидимый камень Западный человек видит в этом загадку, но мудрые японцы понимают, что это действительно поэзия. Философский смысл сада камней невозможно до конца выразить словами. Асимметричная гармония выражает бесконечность мира в его вечной изменчивости. Недоговоренность является творческим приемом, благодаря которому художник приглашает зрителя по-своему пережить настроение, владевшее автором в момент создания сада. Никто раньше не предлагал сколько-нибудь глубокого объяснения этого эффекта. Группа ученых из Университета Киото под руководством Герта Ван-Тондера заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи. Они провели компьютерный топографический анализ этого, одного из наиболее известных дзэн-буддистских садов, и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны. А дерево является позитивным образом для человеческого восприятия, потому что оно символизирует Природу.

Если смотреть на камни из храмового павильона-с того самого места, где традиция предписывала созерцать сад, то в промежутках между группами камней выстроится четко распознаваемое человеческим подсознанием силуэт дерева. Сознание же, привыкшее оперировать не паузами, а объектами, будет сосредоточено на самих камнях. В результате возникнет завораживающий диссонанс между двумя координатными системами.

Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.

Всё время своего существования - около пяти столетий - сад Рёандзи привлекал паломников. В настоящее время его ежегодно посещают сотни тысяч туристов со всего мира. Многие из них находят в пяти группах замшелых камней нечто большее, чем просто шедевр ландшафтного дизайна. В их расположении чувствуется некий тайный смысл, завораживающий сознание, веками помогавший монахам храма в их медитациях.

Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.

 

Кацура

 

В сердце запечатлей! Там где возле плетня Слива благоухает, Случайный прохожий шел, Но замер и он, пораженный! Сайгё (из цикла «Времена года)»

Киото - столица Японии с VIII по XVIII век, считается культурным центром Страны Восходящего Солнца, дворцов, садов, музеев и храмов здесь столько, что сами японцы считают этот город самым большим музеем своей страны.

Одним из шедевров классической японской архитектуры считается загородный дворец Кацура с прилегающим садом. Весь комплекс занимает площадь 66 тысяч квадратных метров. Ансамбль включает сады разных типов и размеров, располагающихся на значительной территории, и дворца, состоящего из нескольких архитектурных объемов, выстроенных в виде зигзага. Хотя сады Кацура можно отнести к завершающей стадии развития средневековой культуры, это утонченное произведение лишено черт упадка, утраты духовной значительности

В начале XVII века эту территорию приобрел принц Тосихито, обладавший разнообразными талантами, в том числе, он рисовал, музицировал, владел искусством икебана и был большим почитателем чайной церемонии, поэтому сад дворца Кацура создавался по типу Chaniwa (Сад для чайной церемонии), где восприятие картин пейзажа происходит по мере продвижения по дорожке. Причем, ритм движения задается типом мощения: по неровной дорожке движение происходит быстрее, посетитель невольно смотрит себе под ноги, чтобы не споткнуться, а специально выровненные участки позволяют идти медленнее, разглядывая внимательно особо красивые уголки сада.

Постройки дворца свободно размещены вокруг большого пруда. Ансамбль состоит из трех зданий: старого, среднего и нового, причем первый этаж каждой постройки окружен верандой, которая от сада отделяется раздвижными стенками с наклеенной на рамы рисовой бумагой, покрытой изысканной живописью. Пейзажи внутри интерьера и вокруг дворца созвучны друг другу, таким образом, граница между жилым пространством и садом исчезает.

По берегам пруда, с отмелями и насыпными островами, на некоторые из которых можно попасть по каменным или деревянным мостикам, расположились павильоны для чайной церемонии, самый изящный из них Сёкинтэй («Павильон сосны и лютни»), предназначался для слушания шума ветра в ветвях сосен.

Другой своеобразный павильон - Гэппаро ("Павильон лунной волны»), окружен кленами, начинающими пламенеть осенью, с его бамбуковой веранды прекрасно видна полная луна, отражающаяся в глади воды. Амаленький павильон Тёикэн («Домик радости») словно парит над прудом.

Дворцовый ансамбль и парк Кацура отличается тем, что архитектура органично связана с садом, в «картинах» пейзажа явно чувствуется рука художника-садовника, они величественны, но соразмерны человеку, не противопоставлены ему.

 


 

Заключение

 

Формируя в себе способность довольствоваться тем, что есть под рукой, японцы ищут, находят и высоко оценивают красоту и великолепие во всех предметах, окружающих человека в повседневной жизни. Благодаря этому умению можно любое, даже самое примитивное творение рук человеческих воспринимать как величайшее творение искусства, как воплощенное совершенство.

Садовое искусство в Японии продолжает развиваться и совершенствоваться. Умение создания садов передается из поколения в поколение, сохраняя черты древней цивилизации и приобретая признаки современной культуры. Этому искусству японские мастера обучают представителей молодого поколения в специальных школах, где молодежь перенимает навыки и впитывает дух древней культуры.

Умение учителя точно и правильно передавать свои знания молодежи наглядно. Способность ярко отразить естественную красоту природы на маленьком участке требует определенных усилий и богатого воображения. Необходимо вложить в это искусство всю свою любовь, эмоции и передать четко свое душевное состояние таким образом, чтобы подчеркнуть первозданность природы.

История развития японских садов существенно отражается на мировоззрении нации. Минувшие столетия формировали из японцев людей, умеющих находить красоту в повседневной жизни, в самых, казалось бы, обыденных и приземленных предметах, ценить красоту и наслаждаться ею. На личную и общественную жизнь японцев влияет не только религия или политический строй, но и нормы прекрасного. Стремление к творчеству и желание последнего во всех сферах жизни заложено в японском характере.

Огромное влияние на современный дизайн оказывают японские традиции оформления интерьеров, японская эстетика. Тем людям, которым еще не представилась возможность познакомиться со Страной восходящего солнца лично, достаточно посетить хотя бы один из многих ресторанов с японской кухней или окунуться в волшебный и полный тайны мир маленьких японских садов.

Раньше, если европейцу хотелось насладиться красотой, он посещал галерею картин; если у него возникало желание полюбоваться картинами природы - он предпочитал получать наслаждение от прекрасного в больших порциях.

А в современной жизни человек постепенно приучается видеть красоту в миниатюрном садике или в своеобразном расположении нескольких камней. Культ красоты, порожденный обожествлением природы, широко раскрывается в творениях японцев. Именно природа является основным мерилом представлений о прекрасном, так как Япония представляется страной самых разнообразных живописных панорам. Все это в целом составляет крепкую основу японского искусства. Прочная нить, которая связывает искусство, природу и будничную жизнь, является ключевой характеристикой культуры этой страны.

Японская пословица гласит: «Искренность трогает небеса».

В Японии существует обычай: в дни больших торжеств преподносить символический подарок, который представляет собой букетик из бамбука, цветков вишни и ветки сосны. Это символизирует пожелание: быть несгибаемым, как бамбук; прекрасным, как цветки вишни; постоянным и неизменным, как ветка сосны.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.016 с.)