Сосна - это основное структурное дерево японских садов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сосна - это основное структурное дерево японских садов.



Именно сосны в первую очередь подвергаются специальной формовке с целью создания задуманного образа, соответствующего эстетике японского сада, для удержания растения в определённых размерах (три-пять метров). Это не только традиция, но и, зачастую, просто необходимость - ведь сад площадью в одну сотку считается в Японии уже большим. На маленьком участке свободно растущие сосны будут нарушать гармонию сада. Сформированное дерево должно располагаться на самом интересном месте сада, быть его кульминацией.

Также для формирования хорошо подходят растения медленного роста и мелколистные породы кустарников. Методика формовки растений в саду та же, что и для бонсаи. Главное, чтобы в процессе его формирования дерево оставалось гармонично сбалансированным.

В садах Японии способ формирования деревьев отличен от западного. В европейских садах мы видим растения, сформированные чаще всего в виде геометрических фигур, спирали, скульптуры и т.п.

Но поскольку сад в Японии - это имитация природного пейзажа, то и дерево здесь формируется как естественное дерево, но выросшее в сложных климатических условиях. Например, глядя на причудливую сосну в японском саду, мы понимаем, что выросла она в расщелине горной скалы, а слива с искривлёнными ветвями - на продуваемом всеми ветрами каменистом морском берегу.

Лиственные растения Ну и ну! Ну и ну! - Как ещё о вас сказать, Вишни в Ёсино?.. Тайсицу

Формирование растительной составляющей сада в японском стиле должно происходить в соответствии с такими понятиями как особая цветовая гамма сада, целесообразность, минимализм, символизм, правильное соотношение растительных и архитектурных форм. Ассортимент декоративных кустарников для сада в японском стиле довольно широк. Главное - правильно вписать их в композицию сада по цвету, текстуре листвы,

В японском саду самым значимым растением из лиственных является, конечно, сакура; её называют «визитной карточкой» Японии. Сакура - японский символ чистоты, благополучия и стойкости: цветки её на дереве не вянут, а опадают «не умирая», и ещё некоторое время лежат «живыми» на земле. Сакура - это собирательный образ из нескольких видов косточковых: вишен и слив (по другим данным - вишен и черёмух) с махровыми цветками и кратковременным периодом цветения.

В течение нескольких дней или даже нескольких часов эти деревья утопают в белом или розовом облаке махровых цветков, собранных по четыре-пять в душистые соцветия. Японцы боготворят эти растения, поклоняются им. Время цветения сакуры - любимый национальный праздник. Японцы считают, что, созерцая такую красоту, человек обновляется духовно, излечивается от недугов.

Буйство цвета в японском саду бывает дважды в году - весной (во время цветения сакуры, азалий, др.) и осенью, когда японские клёны и другие растения демонстрируют листву удивительной осенней красоты.

В остальное время года цветочное оформление японских садов довольно своеобразно. Цветы присутствуют в саду лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление от общей картины сада или отдельного его элемента. Растительное наполнение садов в японском стиле сильно отличается друг от друга в зависимости от стиля и размера сада. В садах большой площади можно увидеть ирисы, пионы древовидные, хризантемы и другие крупноцветковые растения.

В небольших, традиционных японских садах преобладает разнообразие мелких декоративных растений с неброскими цветками. Интересная и достаточно разнообразная палитра сада создаётся за счёт оттенков зелёного цвета разной листвы растений.

«Один цветок лучше, чем сто, позволит пережить цветочность цветка», - говорят японские мастера.

 

Архитектурные элементы

 

Наряду с камнем, водой, хвойными и лиственными растениями, в саду японского стиля большое значение имеют скульптура и архитектурные элементы. Это пагоды, фонари, тсукубаи, мосты, изгороди, скамьи, чайные домики, беседки. Соединившись c ландшафтом и растениями в гармоничный ансамбль, они придают японскому саду атмосферу уюта, красоты и умиротворённости. Желательно, чтобы скульптура и архитектурные элементы сада были выполнены из натурального материала: дерева, бамбука, глины, камня.

Фонари

Фонарь на берегу,

Огонь свечи внутри.

Мой сад ночной

С луной ведет беседу.

Смотрю и растворяюсь в сказке

Фонари сейчас, пожалуй, самый популярный у нас элемент сада в японском стиле. Объяснить это просто. Формы фонарей, отточенные временем, превратились в оригинальную скульптуру. Органично вписываясь в садовые композиции, эти фонари-скульптуры делают сад загадочно-привлекательным. Фонари имеют удивительное свойство - оживлять композицию сада

Часто бывает так: саду создана красивая композиция из растений в японском стиле, вроде всё хорошо, но все же чего-то не хватает. Но как только устанавливается фонарь, то композиция многократно оживает, приобретая совсем другое звучание.

Изначально фонари были ритуальными предметами. Они располагались у статуи Будды, символизируя свет его учения. Затем фонари ставили у входа в храм и по краям дорожек, ведущих к храму, - как элемент освещения Пути.

Существует много разновидностей фонарей: от грубо вырубленных, до богато орнаментированных. Появление новых фонарей было связано с появлением нового садового стиля, мастера фонаря, местом изготовления, какой-то определённой датой.

В основе конструкции фонарей заложено три основные геометрические формы - треугольник, круг и квадрат.

Конструкция фонарей обычно состоит из шести отдельных элементов: подставка под фонарь, опора, подставка светильной камеры, сама камера, крыша и навершие. В Японии существует даже сад фонарей в синтоистском святилище Касуга-тайся, где представлено около двух тысяч каменных и тысяча бронзовых фонарей разных времён, форм и типов. Два раза в год, сопровождаемая музыкой и танцами, происходит церемония зажигания всех фонарей во время праздников Сецубун (3 февраля) и Обон (14-15 марта). Какая дивная картина разворачивается перед посетителями сада фонарей!

Фонари стали неотъемлемой частью японского сада только с развитием искусства чайной церемонии. Сейчас фонари - едва ли не самый узнаваемый элемент японского садового ландшафта, зачастую являясь просто декоративным элементом.

Несколько типов фонарей:

- Юкими-торо (Якими-гата) - фонарь с широкой крышей, на которой зимой образуется большая шапка снега.

Японцы всегда любуются такой зимней картиной. Хорошо смотрится этот фонарь на границе двух сред (например, воды и суши). Отражаясь летом в воде вместе с растениями и камнями, фонарь создаёт картину-отражение. Красив фонарь и зимой, с пушистой шапкой снега.

· - Касуга-торо - очень привлекательный фонарь, стоящий на прочной, высокой, круглой «ноге»- опоре. Это один из немногих богато орнаментированных типов фонарей. Отличительная его черта - сильно закруглённые углы крыши, состоящей из шести граней. Фонарь настолько интересен, что может один «держать» целую композицию, быть её кульминационной точкой. Красиво смотрится такой фонарь на открытых участках сада и перед входом в дом, в беседку.

·   - Оки-торо - маленький фонарь, который ставят у края тропинок, на отмелях. В конструкции этого фонаря могут отсутствовать: подставка фонаря или камеры, или же опора под фонарь. Оки-торо высотой не более 40 см.

Маленький фонарь хорошо смотрится в небольших дзенских садах, на берегу символических водоёмов, ручьев.

· - Орибе-торо - интересный фонарь, который устанавливается только вместе с тсукубаи - чашей для омовения рук. Отличительная черта Орибе: внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека. Это связано с древней легендой о происхождении фонаря. Некто Орибе служил мастером чайной церемонии. По вероисповеданию он был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени). Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к тсукубаю набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом.

Поэтому тсукубаи в саду ставится только с фонарём Орибе, нижняя часть которого должна быть всегда закрыта растениями. Так что, Орибе близок христианам по духу.

· - Ямадоро-торо - великолепный фонарь, выполняемый из грубого природного камня. Обработка его минимальна, что создаёт впечатление фонаря, собранного из целых природных камней.

Место Ямодоро-торо - в заросших, тёмных, сырых уголках сада, где фонарь быстро покрывается мхом и лишайником. Это полностью соответствует критериям красоты с японской точки зрения.

Фонари наиболее полно раскрывают свои необычные качества в вечернее или ночное время, когда в их светильной камере горит обыкновенная свеча. Пламя, колышущееся внутри фонаря, придаёт саду таинственность и очарование. При таком оригинальном освещении японцы проходят по саду в чайный домик - тясицу. Но и простое созерцание фонаря с горящей внутри свечой создаёт настроение необычности, реальное ощущение другого мира.

Мосты

Мосты в японских садах встречаются очень разные по конструкции. Им отведено несколько ролей: быть не только полезным сооружением, но и интересным архитектурным элементом, и символом, несущим дух философии и культуры садового искусства Японии. Мост в японском саду - это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

Мосты обозначают путешествие, символизируют переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Мост - это и продолжение дорожки, Пути. Мост или небольшой «горбатый» мостик, зачастую, призваны создать определённое настроение, вызвать ассоциации, восхищение, воспоминание.

В саду японского стиля мост большим быть не может (за исключением парковых садов). Иначе мост войдёт в противоречие с принципом миниатюризации японского сада.

Если постройки в саду деревянные, то мост тоже лучше сделать деревянным. Такой мост создаст настроение лёгкости и воздушности, что очень близко духу японцев. Поэтому в их садах часто можно увидеть именно такие мосты и мостики - лёгкие, выгнутые, деревянные. Роль моста может выполнять и простое необработанное бревно, перекинутое через ручей, речушку. Мосты могут быть и в виде земляной насыпи, связывающей берег водоёма с островом. Такие мосты в прямом назначении используются редко, являясь символическим элементом.

Если в саду присутствуют композиции из камней, мост должен быть каменным. Очень ценятся в Японии мосты из цельных необработанных камней или каменных глыб. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые, с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста. Но опять-таки, должна быть мера во всём - представьте себе большой мост на площади маленького сада. Такие мосты создают абсолютную природную достоверность композиции.

Зигзагообразные мосты Яцухаси - китайского происхождения, но они так же популярны и в Японии.

Хорошо расположить такой мост через заболоченный участок, заросли ирисов, заросший водоём. Зигзагообразные мосты выполняются в основном из дерева.

Пагоды

Пагоды - многоярусные (3, 5,13 ярусов) сооружения, символ буддийского храма. В зависимости от площади и назначения сада, пагоды могут быть разных размеров.

Нижний ярус пагоды самый большой, а каждый следующий ярус будет несколько меньше предыдущего. Такой ритм лишает общую композицию пагоды излишней активности, создавая настроение спокойствия. Благодаря этому, даже очень большие пагоды не подавляют человека, а посылают в пространство волны позитивной энергии. На Востоке считают, что пагоды гармонизируют энергию в окружающем пространстве.

Раньше пагоды изготавливались в основном из камня. Сейчас в специализированных магазинах можно купить пагоду из бетона или керамики. Конечно, если кто-то сможет поставить пагоду из камня, это будет в наибольшей степени соответствовать японской садовой эстетике.

Согласно японским канонам создания сада, первыми должны быть построены ворота, ведущие в сад. Вторым объектом строительства должна стать пагода, которая устанавливается на возвышении. При отсутствии естественного возвышения его нужно сделать.

Если в саду устанавливаются и фонари, то их размеры нужно соотнести с размерами пагоды. Существует правило: высота самого высокого фонаря в саду должна быть меньше высоты пагоды в 1,5-2 раза - если и пагода, и фонарь просматриваются вместе. Если же они находятся в разных точках обзора, то их размеры могут не зависеть друг от друга.

Стены и ограждения

Японский сад в большинстве своём - камерное творение. И чтобы таковым оставаться всегда, он должен быть отгорожен от внешнего мира. Ведь в саду мы полностью уходим от мирской суеты. Оставшись наедине с природой, мы погружаемся в состояние созерцания, расслабления, медитации. Поэтому так важны в японском саду стены и ограждения. Но они играют и другую важную роль.

Стена часто является фоном, который помогает прочесть и прочувствовать ту или иную композицию сада. Стена останавливает взгляд зрителя, возвращая его к объекту созерцания. Это особо важно в дзенских садах, так как помогает наибольшей концентрации внимания.

Стены могут быть из дерева, бамбука, природного камня. Хороши глинобитные стены с цветом побелки от белого до бежевого. На крыше такой стены можно быстро вырастить мох, что очень приветствуется в японских садах. Покрытая мхом крыша органично впишется в общую композицию сада и, в то же время, расширит его границы. Потому что мох будет одновременно принадлежать и саду, и пейзажу далеко за стеной.

Бамбук в японских садах применяется для создания и внешних, и внутренних ограждений. Но бамбук - это довольно дорогое удовольствие; его можно заменить деревом. Причём, сделав забор из дерева, не нужно его красить. Ведь в саду японского стиля всё должно покрыться естественной патиной времени.

Дерево хорошо сочетать с бамбуком. Например, во внешнем заборе несущие столбы можно сделать из дерева, а бамбук расположить между столбами, но чтобы он не контактировал с землёй (так он прослужит гораздо дольше).

В японских садах можно увидеть много лёгких ограждений. Их задача - чисто символически отделить одну часть сада от другой. Лёгкость таких ограждений не закрывает от просмотра Картины сада. Наоборот, лёгкие ограждения дополняют Картины сада воздушными конструкциями, усилив «японское» звучание.

Оригинально выполненные ворота или калитки сада в японском стиле могут выступать самостоятельными архитектурными элементами на фоне красивых композиций из камня или растений.

Скамейки

Скамейки помогут присевшему человеку расслабиться, окунуться в очарование садовых картин, в тишину и гармонию сада.

Скамьи должны быть низкими, и лучше без спинок (то есть, лавочки). Хороши скамейки из дерева или природного камня (но каменные скамейки должны быть оснащены деревянными сиденьями).

Каменная скамья красиво впишется в общую композицию, так как японский сад - это сад камней. Деревянные некрашеные скамьи тоже органично дополнят композицию любого уголка сада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.255.189 (0.023 с.)