Принципы создания японского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы создания японского сада



При создании сада в японском стиле нужно обязательно руководствоваться следующими принципами:

*главный принцип - подражание природному ландшафту;

*принцип неравенства, отсутствие симметрии, параллельности;

*принцип неповторяемости элементов композиции сада;

*принцип незавершённости

*всё, что можно пересчитать, не должно быть в чётном количестве.

Каждый из принципов создания японского сада характерен для мира живой природы, в котором мы не увидим два абсолютно одинаковых, симметричных или параллельных дерева. Не увидим остановившийся в своём развитии природный ландшафт. Всё в природе течёт и изменяется. Так должно быть и в саду.

Сад в японском стиле интересен ещё и тем, что может быть создан на затенённом участке, так как многие его растения теневыносливы или тенелюбивы. Хосты, роджерсии,, магония,мхи, папоротники, барвинки и т.д. Для мхов же, тень и влага - необходимая среда обитания, где они хорошо чувствуют себя и выглядят удивительно красиво. Но красоту мхов нужно понять.

Сад в японском стиле - это Сад Картин.

Это означает, что каждая отдельная композиция сада должна быть завершённым самостоятельным элементом. Например, холм, водоём, дорожка, группа растений и т.д.. Все они, пространственно перетекая друг в друга и гармонично сочетаясь, должны создавать единую картину сада.

Проникая друг в друга растениями, дорожками, камнями, архитектурными элементами, все эти отдельные «картины» объединяются и образуют единую картину сада.

В Саду Картин обязательно должны быть точки обзора. Ибо «картинами» мы должны любоваться, неспешно гуляя по саду и останавливаясь в местах, откуда открываются особо интересные виды. Точкой обзора может быть:

большой камень на развилке дорожек;

старинная скамья под раскидистым деревом;

место на берегу водоёма;

обязательно - место для просмотра водопада и место, где мы будем слушать его «пение

 

Роль воды

 

«Чтоб жизнь моя счастливою была, Я зачерпнул воды из родника, Что в Таруми бежит, шумя со скал. И воду эту жадно пить я стал». Из антологии японской поэзии «Манъёсю».

Источник всего живого на земле - вода. Благодаря синтоистской и дзенской эстетике, вода одухотворена и воспета японцами в различных видах искусства (как и горы, и камни, и растения).

Вода в японском саду обязательна - настоящая или в виде символов. И, зачастую, вода в садах Японии в большей степени важна не как субстанция, а именно как символ. Представление японцев о рае, сложившееся ещё в седой древности, - это прекрасный сад с водными пространствами, покрытыми священными лотосами. Конечно, сейчас другое время, другая степень верований. Но отношение к воде в Японии по-прежнему остаётся благоговейным.

Япония - островное государство, окружённое водой со всех сторон. Неудивительно, что вода здесь является обязательным элементом любого сада. Вода может присутствовать в нём в форме водоёмов, водопадов; а если позволяет площадь сада, то и в виде небольших речек или ручьёв. Однако если площадь сада невелика, то элемент воды может быть представлен в виде тсукубаи (цукубаи), соцу (сеси одоси), а также в форме каменных или гравийных композиций, символизирующих воду.

Водопад в японском саду

Создание «звонких водопадов», когда вода свободно падает с возвышения, издавая характерный звук, - особо любимый вид присутствия воды в японском саду.

Летом в Японии стоит жаркая погода. Видом и звуком падающей воды, живительной энергией брызг подобные звонкие водопады несут отдых, вдохновение и желанную прохладу, позитивно воздействуя на весь организм.

Мастер, планируя водопады и водотоки, должен обязательно соотносить их размеры с площадью сада. Здесь главное «не перестараться», потому что неестественно большой или бурный поток воды в маленьком саду вызовет тревогу вместо успокоения и нарушит законы Инь-Ян, а, значит, - и общую гармонию сада.

Место для водопада должно выбираться особенно тщательно - подальше от дома, но так, чтобы звук падающей воды был слышен и в доме. Это создаст ощущение единения с природой, умиротворение и просто хорошее настроение.

Камни для создания «горы», с которой водопад берёт начало, подбираются очень тщательно. Главный критерий подбора камней для водопада - красота естественности «саби» Рука человека прикоснулась к камням только для того, чтобы привезти и установить их в саду.

Сейчас камни уже покрылись естественной патиной от влаги и тени, частично обросли мхом - создаётся впечатление, что они были здесь всегда. А когда приведётся в соответствие фон (забор) и появятся рядом соответствующие растения, то эта картина сада будет особо привлекать и радовать своей природной естественностью и таким приятным человеческому слуху «пением» воды.

Пруд в японском саду

Одна из самых распространённых форм присутствия воды в саду - пруд. В древнем трактате об устройстве садов «Сакутейки» читаем: «Вода всегда принимает форму своего вместилища вне зависимости от того, красиво оно или нет. Очень важно правильно выбрать форму пруда». Именно поэтому форма «вместилища» для воды должна стать предметом особо тщательного предварительного обсуждения, потому что форма водоёма, красота его береговой линии вместе с каменными композициями будут определять и красоту вашего сада в целом.

В саду японского стиля береговая линия пруда не может быть правильной геометрической формы.

Оформление водоёма камнями - очень важный этап формирования сада. Рекомендации из древнего японского трактата по устройству садов: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега - так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Ещё несколько камней нужно разместить подальше от берега, как одинокие острова». Удивительно, но сказано это было в ХI веке! Руководство, написанное около девяти веков назад, по-прежнему современно, полезно Это лишний раз подтверждает, что садовое искусство Японии уникально и доступно, потому что истинное искусство не знает границ.

Поверхность задает горизонтальные линии в композиции сада. Исходя из этого, продумываются вертикальные и диагональные линии композиции - так, чтобы не была нарушена гармония ИНЬ -ЯН, основной принцип построения сада. Камни в японском саду - это символ Ян - мужской, светлой, сильной, положительной энергии. Вода же - символ женской, тёмной, мягкой, мистической, мудрой, отрицательной энергии Инь. Их вечное и неразрывное единство и такое же вечное противоборство в состоянии равновесия энергий - основа всеобщей гармонии.

При создании композиции сада часто используется очень эффектный, любимый приёме в японских садах - об отражении в воде. Кустарник или дерево с красивым габитусом, фонарь или камень, помещённые на границе двух сред - воды и суши - будут отражаться в водной глади, увеличивая пространство сада и создавая картину - отражение.

И здесь главное - не переусердствовать, соблюсти равновесие Инь-Ян. Огромное дерево даст соответствующее отражение во весь пруд. Посадив же на берегу пруда красивый кустарник или небольшое деревце с необычной кроной, поставив фонарь, интересный природный камень, пагоду, соорудив «горбатый» мостик - можно получить картину-отражение, которая будет радовать всех своей необычностью и красотой.

Если по замыслу автора водоём должен выглядеть глубоким, то он «впустикает» в него отражение голубого неба, то есть, планирует место для водоёма так, чтобы в нём постоянно отражалось небо.

Если же художник хочет, чтобы в саду было светлее, то «впускает» в пруд солнце. То есть, выбирает такое место для водоёма, чтобы полуденное солнце всегда могло отражаться от поверхности воды, привнося дополнительное освещение и светлое настроение в ваш сад.

В водоёме сада японского стиляжелательно создание острова или островков. Это придаст вашему «озеру» естественную природность. Но остров или островки нужно правильно соотнести по высоте между собой и самым высоким берегом пруда. Вершины берега, островов, фонаря и больших камней не должны оказаться на одном уровне, что сделает общую композицию однообразной и скучной. К острову можно провести мостик из камней - сплошной или пошаговый. Если же к острову подхода не будет, то, по японским понятиям, он будет символизировать остров бессмертных и будет особо чистым (священным) местом в саду.

Остров может иметь форму журавля или черепахи. Эти образы символичны и любимы в садовом искусстве Японии. Благодаря вашей творческой фантазии, они могут выглядеть очень привлекательно и станут отдельными картинами сада.

Не всегда есть возможность создать в саду водоём или водопад. Но сад в японском стиле тем и интересен, что есть варианты создания элемента воды в саду даже на очень маленькой территории.

Тсукубаи в японском саду

Одним из вариантов создания элемента воды в саду может быть тсукубаи (цукубаи). Тсукубаи - это каменный сосуд своеобразной формы, который стал обязательным элементом чайного сада, «перекочевав» потом в другие садовые стили.

В идеале камень для тсукубаи нужно найти природный. Чем старее и необычнее камень, тем больше он будет соответствовать критериям красоты с японской точки зрения.

Тсукубаи устанавливается в саду с фонарём Орибе. Каменный сосуд может быть самостоятельным элементом композиции, но в паре - только с Орибе. Тсукубаи вписывается в интересную композицию из камней, гальки, растений, фонаря. Ранее мастер строил её согласно канонам чайной церемонии. Сейчас она присутствует в японском саду зачастую именно как водный элемент.

Решив создать такую композицию в своем саду, нужно всё же придерживаться основных правил:

воду для омовения рук из чаши набирают с помощью бамбукового ковша, который должен быть здесь же;

вокруг тсукубаи обязательно должна быть галька или камни, на которые выливается использованная вода.

Тсукубаи, наполненный прозрачной водой, создаст в саду эффект её присутствия. А звук падающей в сосуд струи воды создаст ещё и звуковой эффект присутствия воды, так любимый всеми.

Соцу в японском саду

Ещё одним вариантом водного элемента в саду может быть соцу (сеси одоси).

Соцу - интересное приспособление, которое японские крестьяне использовали на полях для отпугивания диких животных.

Устройство соцу основано на медленном наполнении бамбуковой трубки водой. Когда трубка наполняется до краёв, то под тяжестью воды она падает, ударяясь о камень. Получается довольно громкий звук, который и отпугивает животных.

У нас соцу представляет собой просто декоративный элемент присутствия воды в саду. Соцу требует небольшого пространства для размещения. Выглядит интересно, если сочетать соцу с камнями и растениями - то есть, создать композицию и вписать её в пространство сада. Ведь наряду с явной оригинальностью конструкции соцу, он может служить и по прямому назначению (например, отпугивать из сада нежелательных птиц).

Символ воды. «Сад Воды»

Водный элемент можно создать в саду и без присутствия воды, т.е. заменить её символом.

Техника «Каресансуи» - сухого пейзажа - поможет символически создать воду в саду. Но при условии, что в композиции заменяется символом только один элемент. Например, воду можно заменить гравийной крошкой, песком или каменным сколом. Все остальные элементы (берега, прибрежные растения, отмели, камни) должны быть абсолютно реальными. И тогда мы получим очень правдивую картину присутствия воды в саду, что подтверждает фото из книги Кетчела «Японский сад». Может быть создан и «Сад Воды». Но тогда вода станет здесь «главным героем» сада и должна быть представлена в нескольких ипостасях (водопад, пруд, ключи, заводи, ручьи), в любых взаимосвязанных композиционных решениях.


Философия сада камней

 

Камни учили меня молчанию. Камни учили меня терпению. Камни учили меня спокойствию. Камни учили меня созерцанию. Камни учили меня бесконечности мироздания. Настоятель дзенского монастыря.

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств. Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Особое значение камень приобрёл в эпоху Средневековья, когда укоренялась культура дзен-буддизма. К новой религии японцы обращались с надеждой укрепить силу и дух в периоды длительных междоусобных войн. Дзен-буддизм рождал новый вид сада, доведя символизм сада до абсолюта, где камню отводилась основная роль в передаче сущности мироздания.

Японское государство находится на островах вулканического происхождения. Поэтому горами занята большая часть территории Японии, и вся жизнь коренного населения тем или иным образом связана с горами и камнями.

В японском искусстве герои песен, стихов, живописных произведений - это зачастую холмы, скалы, священные камни и священные горы.

Талантливому японскому архитектору Кендзо Танге принадлежат такие слова: «Духовное влечение японцев к необработанным камням, первоначально питавшееся религиозными представлениями, характерно для всей истории Японии вплоть до наших дней. Оно проглядывает в использовании камней и валунов в строительстве и при устройстве садов. Создание каменных садов высокой эстетической ценности, полных символической многозначительности, когда несколько камней могут складываться в знак целой Вселенной, - важная часть традиционной японской садовой культуры. Таким образом, внушённое религией ощущение камня породило то, что мы можем назвать «искусство камня». Искусство камня, в свой черёд, вдохнуло в камни жизнь и дух, и этим лишь укрепило традиционное тяготение к ним». Прекрасное объяснение японцем сути отношения к камню в его стране.

Отсюда становится понятным, почему каждый японский сад - это в большей или меньшей степени «сад камней», и почему камень по-прежнему остаётся главным компонентом создания японского сада и в настоящее время.

Камни для сада должны отвечать определённым требованиям:

· соответствовать стилю композиции сада, не споря друг с другом по цвету, структуре, происхождению;

·   форма и размер камней должны быть правильно определены в соответствии с концепцией сада.

Чтобы сад в японском стиле состоялся и стал «частью Вселенной», нужно понять природу и характер главного героя сада - камней, которые будут жить в этом саду. Понимание природы камней и их индивидуальности всегда были очень важны для японцев, они умеют чувствовать в них Время.

Японцы называли монахов- создателей садов: «монахи, договаривающиеся с камнями». Действительно, с камнем можно «договориться». Но это получится только тогда, когда поймешь его природу, свойства, характер. И только тогда камень разрешит вам свободное обращение с ним. Каждому камню в саду находится именно его место. Этому способствует предварительный «диалог» с камнем - изучение со всех ракурсов его цвета, свойств, фактуры. Самое главное в такой «экспертизе» - определение «лица» и «верха» камня. То есть, нахождение самой интересной его стороны, которой мы будем любоваться в саду - стороны, которой камень будет «смотреть» вверх. Наиболее значимые стороны камня - его «лицо» и «макушка» - должны быть органично вписаны в окружающую камень среду.

Таким образом, художник сада, приступая к работе с камнями, должен постараться понять характер камней, их возможности. Это позволит выполнить наиболее интересные, выразительные композиции из камней, органично вписывая их в общую канву сада. Именно камни помогают многое переосмыслить, приблизиться к осознанию понятий вселенской тишины, гармонии, бесконечности мироздания.

Прижились камни

В моём саду. Покрылись

Мхом густым.

Вместе с ними слагаю

Песнь Тишины…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.026 с.)