Техники проведения фокус-группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники проведения фокус-группы



 

Стандартное фокус-групповое исследование включает в себя от 5 до 8 фокус-групп, реже 12-20 фокус-групп.

Традиционная форма проведения фокус-группы – это беседа (дискуссия, обсуждение) модератора с группой посредством задавания открытых вопросов. Помимо этого фокус-группы часто содержат в себе метод расширенных креативных групп (ECG) или прожективные методики. В связи с этим фокус-группы могут включать в себя следующие техники:

- рисуночная (респондент должен нарисовать или дорисовать что-либо);

- интуитивная ассоциация (респондент должен назвать то, что приходит ему в голову);

- ролевые игры (респондентам задаются условия и роли);

- коллаж (респонденты создают коллаж на заданную тему);

- неоконченное предложение (респондентам предлагается закончить предложение или высказывание);

- антропомоморфизм (респондентов просят оживить те или иные примеры).

Фокус-группа содержит в себе, по сути, наблюдение и моделирование.

Наблюдение во время фокус-группы осуществляется в три этапа:

1. Непосредственное наблюдение модератором группы в процессе интервью.

2. Параллельное наблюдение руководителем исследования, экспертом или заказчиком хода интервью «за стеклом», оставаясь невидимым для респондентов.

3. Повторное наблюдение посредством просмотра видеозаписи.

 

 

 

Предварительный анализ данных фокус-группы предполагает транскрибацию видео- и/или аудиозаписей интервью.

Транскрибатор должен соблюдать следующие правила:

1. Записывать все, что было сказано во время фокус-группы

2. Сохранять лексику и стилистику респондентов и модератора.

3. Записывать дословно каждое слово.

4.Ремарками обозначать действия, происходящие во время фокус-группы.

 

Пример транскрипта. Исследование «Отношение жителей Калининского района г.Санкт-Петербурга к строительству «Охта-центра» («Маркетинг-холл», 2006).  Транскрипт Модератор: А как на Ваш взгляд Вы оцениваете уровень развития Петербурга в настоящий момент? Степень развития города? Аня: Развивается быстро достаточно. Олеся: Не столько быстро сколько качественно. Виктор: Я согласен полностью. Наташа: Я тоже согласна. Модератор: А можете ли вы в этом развитии подчеркнуть что-то негативное? Есть ли на Ваш взгляд какие-то направления, которые в которых развивается Петербург негативные? Миша: Я пока не вижу. Коля: Я тоже пока не вижу.

 

Модератор (исследователь) в процессе анализа и интерпретации данных анализирует:

- Свои наблюдения в ходе проведения фокус-группы.

- Видеозаписи фокус-группы.

- Транскрипты фокус-группы.

 

Отчет по результатам фокус-группы не отличается от отчета других социологических исследований.

Отчет может быть:

1. Устный. Он проводится до сдачи письменного отчета, как правило, после посещения заказчиком фокус-группы. Такая форма обсуждения и представления первичных результатов помогает оценить потребности заказчика и доработать макет отчета.

2. Краткий. Содержит в себе основные пункты: введение, цели, описание методики и методологии, оценку полученных результатов, выработанные рекомендации.

2. Детализированный. От краткого отличается подробным анализом и приведением расширенных цитат по каждому блоку задач исследования.

 

¨

Malhotra N. Marketing research: an applied approach. – Pearson, 2012.

Белановский С. А. Метод фокус-групп. – М., 2001.

Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М., 2006.

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественные подходы. – М, 2005.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб, 2006.

Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии. СПб, 2014.

Рахманова Ю.В. Социологические исследования: методология, методика, техника. – Спб., 2005

Штейнберг И, Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. – СПб., 2009 Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника. – СПб., 2005.

 

 

Контент-анализ

 

1. Понятие «документ»

2. Этапы проведения контент-анализа

3. Критерии надежности контент-анализа

4. Кодировочный бланк

 

Понятие «документ»

 

Контент-анализ – это метод социологических, психологических, маркетинговых и других видов исследований предназначен для достаточно строгого качественного и количественного изучения содержания разных видов документов. С его помощью можно выявить существенные тенденции социальной реальности, отраженной этими документами, измерить их интенсивность. 

 

Документом в социологии считается любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.

 

Впервые использование личных документов в качестве основного источника исследования было использовано в работе Флориана Знанецкого и Уильяма Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке». В числе использованных документов были: переписка крестьян-эмигрантов с родными, оставшимися в Польше; архивы эмигрантских газет; материалы церковноприходских общин, землячеств, благотворительных обществ и судебные материалы, связанные с делами эмигрантов; наконец, уникальная автобиография одного из крестьян, написанная по просьбе исследователей и составившая около 300 страниц. (Томас, Знанецкий указ.соч.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.006 с.)