Каких правил следует придерживаться при формулировке вопросов? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каких правил следует придерживаться при формулировке вопросов?



 

&Два американских католических священника получают диаметрально противоположные ответы на обращенную к своим наставникам просьбу, разрешить молиться и курить одновременно. Оказывается, что первому из них наставник дал отрицательный ответ на вопрос, можно ли курить во время молитвы, а второму положительный на вопрос, можно ли молиться во время курения (Галицкий, указ. соч.).

 

Правила формулировки вопросов:

· следует избегать использования специальных терминов и сленга;

· стремиться к коротким формулировкам;

· проверка вопроса на многозначность;

· избегать «подталкивающих» вопросов;

· не использовать выражения, содержащие в себе отрицание;

· вопросы, требующие особой компетенции респондента, следует задавать только экспертам;

· не употреблять двусмысленных фраз;

· учитывать возможное влияние фактора социальной желательности;

· в фактологических вопросах четко определять временные и пространственные координаты;

· не стремиться к излишней детализации вопросов.

Шкалирование. Виды шкал

 Измерение это процесс приписывания числовых значений для представления свойств, задаваемых понятиями.

 

Виды шкал:

Каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущих плюс свое свойство.

· Шкала наименований (номинальная шкала).

Шкала устанавливает отношение тождественности между объектами, а именно между конкретным признаком, появляющимся у реального объекта, и соответствующей позицией шкалы.

Почему Вы выбрали именно Городской Дворец творчества юных для занятий вашего ребенка? 1) Занимались члены семьи, друзья, знакомые. 2) Удобное месторасположение.            3) Дворец — это престижно. 4) Интересные занятия.      5) Хорошие педагоги. 6) Успехи выпускников Дворца.         

· Шкала порядка (ранговая шкала).

Данное шкала помимо действий номинальной шкалы устанавливает отношение порядка. Таким образом, каждая позиция шкалы упорядочена относительно других, следовательно, в порядковой шкале позиции нельзя менять местами.

Каков Ваш уровень образования? 1) начальное; 2) среднее; 3) средне-специальное; 4) высшее; 5) ученая степень.

· Интервальная шкала.

Эта шкала обладает свойствами порядковой шкалы, а также содержит предположение о том, что имеется определенная числовая единица измерения и, следовательно, шкальные значения признаков могут складываться.

Оцените от 1 до 10 внешнюю политику В.В.Путина (где 1 – совсем не поддерживаю, 10 – полностью поддерживаю).

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

 

· Шкала отношений (пропорциональная шкала).

Эта шкала обладает свойствами интервальной шкалы, дополнительно к этому она содержит непроизвольную нулевую точку, другими словами имеет свою единицу измерения.

Сколько лет Вы проживаете на территории г.Санкт-Петербурга? 1. Год. 2. Два года. 3. Три года. 4. Четыре года. 5. Более 5 лет.

s Определите, к каким видам шкал относятся следующие вопросы:

Вопросы взяты из исследования «Первокурсник’ 2016» (Социологическая лаборатория РГПУ им. А.И.Герцена, 2016)

 

1.Почему для поступления Вы выбрали РГПУ им. Герцена? (выбрать не более 3-х вариантов)

1)Потому что здесь обучались родители, родственники;

2)По совету взрослых;

3)По совету друзей;

4)Возможность получить хорошее образование;

5)Престижность диплома вуза;

6)Перспективы трудоустройства;

7)Мечтал(а) поступить именно в педагогический вуз;

8)Мне было все равно куда поступать

9) Удобное расположение.

2. В целом насколько легко походит процесс адаптации к студенческой жизни по шкале от 1 до 10 (где 1 - очень легко, 10 - очень сложно).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Довольны ли Вы поступлением в данный ВУЗ?

       1) Да, доволен;

       2) Скорее да, чем нет;

       3) Скорее нет, чем да;

       4) Нет, не доволен;

       5) Затрудняюсь ответить.

4. Ваш возраст: ___________________________

1__________________2__________________3___________________4_________________

Критерии проверки шкалы:

· Валидность;

· Полнота шкалы;

· Чувствительность шкалы.

s Оцените согласно указанным критериям проверки шкалу, данную в задании.

Исследование «Условия жизни и благополучие российских семей» проводимое Российском обществом социологов в 2014 году.

Цели и задачи исследования: получение данных по двум взаимосвязанным темам: 1) представления российского населения о семейном неблагополучии, его причинах и возможных способах преодоления; 2) опыт обращения и получения социальных услуг.

Объект исследования: городское население г.Санкт-Петербург и г.Кировск Ленинградской области в возрасте от 20 до 50 лет.

Метод опроса: формализованное интервью по месту жительства.

Опрос проводится по квотно-маршрутной выборке.

Вопрос для анализа: С какими из следующих проблем вы или ваша семья сталкивались за последние 12 месяцев?

1. Серьезные болезни детей

2. Потеря работы одним из членов семьи

3. Безденежье, невозможность свести концы с концами

4. Серьезные заболевания взрослых членов семьи

5. Теснота жилищных условий

6. Злоупотребление спиртным одного из взрослых членов семьи

7. Плохая успеваемость детей в школе

8. ДТП, происшествие, которое потребовало больших расходов

9. Уголовное преследование, заключение одного из членов семьи

10. Проблемы с регистрацией, открытием собственного дела

11. Супружеские измены

12. Члены семьи поднимали руку друг на друга

13. Резкое подорожание коммунальных услуг

14. Трудности устройства ребенка в детский сад

15. Трудности с устройством ребенка в школу

16. Серьезный разлад между взрослыми членами семьи

17. Не с кем оставить ребенка в течение рабочего дня

18. Проблемы с наркотиками у одного из членов семьи

19. Ребенок попал в плохую компанию

20. Развод супругов, уход одного из супругов из семьи

21. Инвалидность одного из детей

22. Дети не могут получить квалифицированную медицинскую помощь

23. Отсутствие у детей возможностей для летнего отдыха

24. Притеснения по национальному признаку

25. У ребенка плохая школа, его плохо учат

 

Ошибки измерения

 

Ошибки измерения:

· систематические ошибки (возникают из-за многогранности значений переменных в реальном мире или из-за особенностей самого инструментария);

· случайные ошибки (появляются вследствие ситуационных различий в применении измерительного инструмента, изменчивости самого объекта исследования).

Основные источники ошибок измерения (Дж. Мангейм, указ. соч.):

· различия в распределении между объектами других относительно постоянных характеристик;

· различия в распределении между объектами временных характеристик;

· различия, появляющиеся при интерпретации измерительного инструмента разными людьми;

· различия в условиях проведения измерения;

· различия в процессе применения измерительных инструментов;

· различия в обработке и анализе данных;

· различия в характере реакции индивидов на форму измерительных инструментов.

Пилотажное исследование

 

Задача пилотажного исследования (тестового) – проверить все аспекты анкеты по:

· содержанию;

· формулировкам;

· последовательности вопросов;

· верстке анкеты;

· ясности инструкций интервьюерам или респонденту;

· степени легкости процесса анкетирования

 

¨

 

Malhotra N. Marketing research: an applied approach. – Pearson, 2012. 

Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М., 2006.

Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. – М., 1997.

Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии. СПб, 2014.

Немирова Н.В., Смирнова И. Социологический опрос как технология менеджмента качества в консалтинге// Сб.ст. по материалам конференции «Менеджмент XXI века: управление экономикой знаний». СПб.,2014. – С. 171-184

Рахманова Ю.В. Социологические исследования: методология, методика, техника. – Спб., 2005.

Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. – М., 2004.

 

Опрос

1. Виды опроса

2. Анкетирование

3. Интервью

4. Глубинное интервью.

5. Гайд интервью.

 

Виды опроса

Опрос – метод сбора информации от определенной группы индивидов посредством обращения к ним с вопросами.

 

Виды опроса:

  Анкетирование   Интервью  
Суть метода Опрос респондента посредствам самостоятельного ответа на вопросы анкеты. Без посредников.   Опрос респондента посредствам задавания интервьюером вопросов анкеты

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.025 с.)