Методический раздел программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический раздел программы



 

Методический или методико-процедурный раздел программы содержит:

· Стратегический план исследования;

· Проекты процедур сбора и анализа первичной информации (то есть проект инструментария исследования).

Инструментарий включает в себя все документы, необходимые для сбора, анализа и обработки первичной информации: тексты интервью, анкеты, кодировочные листы, инструкции анкетерам/интервьюерам, инструкции кодировщикам и т.п.

 

Пример плана распределения квотного задания между интервьюерами, в рамках выполнения социологической лабораторией исследования «Оценка качества образования в РГПУ им. А.И. Герцена’ 2016».

Факультет

магистратура

1 курс

2 курс

ФИО Интервьюеров

Безопасности ЖизниДеят.

9

5

4

Ситников/Тараненко

Биологии

10

5

5

Волкова/Яганова

Институт Детства

31

17

14

Корнева/Мельникова

Институт иностр.языков

17

10

7

Баранова/Якушева

N

N

N

N

Ситников/Тараненко

ИТОГО:

241

131

110

 

¨

Быстрянцев С.Б. Методология и теория в социологическом исследовании. – СПб, 2010.

Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М., 2006.

Задорин И.В. Куда собираются «валить» наши граждане? Миграционные настроения в странах бывшего СССР (по материалам исследований «Евразийского монитора»)// Четвертая международная научно-практическая социологическая конференция "Продолжая Грушина". 27 — 28 февраля 2014 г. – Материалы конференции – М: ВЦИОМ, 2014. 

Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии. СПб, 2014.

Немирова Н.В. Качественные методы и статистические данные в изучении социальной нагрузки беженцами (на примере комплексного социологического исследования в г.Москве)// V Международная социологическая Грушинская конфренция «Большая социология: расширение пространства данных». Материалы конференции. – М., ВЦИОМ, 2015.

Осипов В.Г. Рабочая книга социолога. – М., 2009.

Рахманова Ю.В. Социологические исследования: методология, методика, техника. – Спб., 2005

Российская социологическая энциклопедия. – М.,1998.

Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. – М., 2003

 


Исследовательский инструментарий: анкета

 

1. Виды и типы вопросов

2. Структура опросного листа

3. Правила формулировки вопросов

4. Шкалирование. Виды шкал

5. Ошибки измерения

6. Пилотаж

 

Каждый человек ежедневно задает огромное количество вопросов: дома, на работе, в магазине, на заправке, в разговоре с друзьями или случайными прохожими на улице. Ввиду этого создается иллюзия, что заниматься социологическими исследования, и в особенности организовывать опрос, конструировать анкету может каждый. Представленный ниже пример иллюстрируют ошибочность данных заблуждений.

&

Во время военного конфликта на территории Кореи в Америке были проведены социологические опросы, в которых, по сути, спрашивали об одном и том же, а именно об отношении населения относительно участия военных США в данной войне, но формулировка вопросов в исследованиях была различна. В результате и полученные ответы респондентов отличались кардинальным образом. «Да» 64% - «Считаете ли Вы правильным, что США направили войска для прекращения коммунистического вторжения в Южную Корею?» «Да» 38% - «Считаете ли Вы правильным, что мы стали воевать в Корее?» «Да» 18% - «Стоит ли вести войну?» (Цаллер)

 

Виды и типы вопросов

 

Классификация вопросов Пример вопроса Источник: Социологическое исследование «Санкт-Петербург: город и горожане». Май’ 2015. Руководитель проекта: проф. В.Г.Зарубин.

По содержанию:

О события и фактах Как долго Вы проживаете в Петербурге? 1.Я петербуржец в нескольких поколениях                    2.Я петербуржец во втором поколении              3.Я петербуржец в первом поколении 4.Я проживаю здесь временно
О мнениях и оценках Значима ли для Вас личная карьера? 1.Да, я прилагаю усилия, чтобы сделать карьеру                       2. Да, моя карьера удалась 3.Да, но моя карьера в прошлом 4. Для меня важнее карьера близкого мне человека 5.Отношусь к карьере с безразличием      6.Отношусь к карьере с иронией 7.Отношусь к карьере отрицательно         8.Затрудняюсь ответить  

По структуре:

Открытые Вопросы без вариантов ответов. Респонденту следует самостоятельно/ в свободной форме сформулировать ответ на вопрос.   В каком административном районе города Вы живете? ____________________________________________
Закрытые Вопросы, содержащие варианты ответов.   Относите ли Вы себя к спортивным болельщикам? 1. да            2. скорее да, чем нет 3. скорее нет, чем да 4. нет
Полузакрытые или полуоткрыты Вопросы, в которых присутствуют варианты ответов, но у респондента есть возможность предложить свой вариант. Если Вы занимаетесь спортом, физической культурой, фитнесом, то где? 1. В профессиональном клубе                   2. В любительской секции             3. В фитнес-клубе 4. На открытых площадках, в парках 5. Другое_____________________________________

По функциям:

Основные вопросы Основными являются вопросы, раскрывающие основную цель исследования, позволяющие взглянуть на суть проблемы.   Оцените состояние основных элементов спортивной инфраструктуры Санкт-Петербурга?
  На уровне международных стандартов Хороший уровень удовлетворительно плохо
Спортивные сооружения (стадионы, дворцы спорта) 1 2 3 4
Спортивные услуги, товары 1 2 3 4
Реклама 1 2 3 4
Работа СМИ 1 2 3 4

 

Вспомогательные вопросы Вопросы, которые позволяют респонденту вникнуть в суть основной проблемы исследования.    Что Вами движет во время занятий спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Стремление к спортивным результатам                      2. Развитие физических данных (сила, ловкость, выносливость) 3. Поддержание формы, внешнего вида              4. Интересный досуг  
Контактные Вопросы, которые позволяют установить контакт с респондентом, направить его в рамки, обсуждаемой в ходе опроса проблематики.   Интересуетесь ли Вы событиями из жизни спорта? 1. Да, постоянно                   2. Да, часто                3. От случая к случаю 4. Никогда
Контрольные («ловушки»)   Вопросы позволяющие понять насколько вдумчиво/осознанно отвечает респондент на вопросы. Вопросы «ловушки» являются проверочными только для основных вопросов исследования.    В каком состоянии находятся спортивные сооружения в том городе, в котором Вы проживаете?
  хорошее удовлетворительное плохое отсутствуют
Спортивные площадки 1 2 3 4
Стадионы 1 2 3 4

 

Вопросы- «фильтры» Вопросы, позволяющие отсеивать часть респондентов, если они не обладают информацией по искомой тематике.   3. Занимаетесь ли Вы спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Да, постоянно                   2. Да, часто                3. От случая к случаю (переход к вопросу №7) 4. Никогда (переход к вопросу №10)

По форме:

Прямые (в «лоб») Что Вами движет во время занятий спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Стремление к спортивным результатам                      2. Развитие физических данных (сила, ловкость, выносливость) 3. Поддержание формы, внешнего вида 4. Интересный досуг
Косвенные Как вам кажется, что движет современным человеком во время занятий спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Стремление к спортивным результатам                      2. Развитие физических данных (сила, ловкость, выносливость) 3. Поддержание формы, внешнего вида 4. Интересный досуг
«Эта проблема характерна не только для Вас» Россия сегодня находится на четвертом месте среди стран, население которых страдает ожирением. Впереди США, Мексика и Новая Зеландия. Какие методы борьбы с данной проблемой, учитывая ваш опыт борьбы с ожирением, являются наиболее эффективными? 1. Пропаганда здорового образа жизни 2. Запрет на продажу фаст-фуда 3. Доступность спортивных учреждений 4. Формирование эталонов красоты 5. Доступность качественных продуктов питания 6. Другое________________________

 

Увеличить достоверность ответов респондентов при формализованных анкетах и интервью призваны:

 - нетрадиционная формулировка вопроса, которая заставит респондента задуматься над ним;

- использование контрольных вопросов («ловушек») и вопросов-фильтров;

- использование открытых вопросов.

 

Недостатки открытых вопросов:

· придают большой вес мнениям тех респондентов, которые не умеют формулировать свою мысль;

· имеют большую погрешность (в случае проведения интервью) от навязанных респонденту взглядов исследователя или интервьюера;

· требуют гораздо большего времени при анкетировании и кодировании.

Структура опросного листа

 

Структура опросного листа:

· Введение

- обращение к респонденту;

- информация об организаторе исследования;

- цели исследования (применение результатов);

- инструкция по заполнению опросного листа.

 

Пример введения для исследования социологической лаборатории для футбольной Академии «Зенит».

Уважаемые коллеги! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, посвященном вопросам эффективности подготовки спортивного резерва футбольной Академии «Зенит». Опрос организован РГПУ им. А.И.Герцена. При работе с анкетой Вам необходимо выбрать тот вариант или варианты ответа, которые более всего соответствуют Вашему мнению, а где это необходимо, вписать свои варианты ответов. Следуйте подсказкам, выделенным курсивом.

 

· Скринер (в зависимости от типа выборки) – отборочная анкета или серия вопросов-фильтров, которые помогают отобрать респондента согласно квотному заданию.

· Основная часть (состоящая из смысловых блоков).

В основной части вопросы располагаются в следующем порядке:

- От начала до середины опросного листа: от простых вопросов к сложным.

- От середины к концу опросного листа: от сложных вопросов к простым.

· Паспортичка – данные о респонденте согласно свойствам выборочной совокупности.

Требования к анкете:

· Анкета должна содержать перевод исследовательских вопросов в вопросы для респондента, на которые тот сможет ответить.

· Анкета не должна вызывать у респондента чувства скуки и усталости.

· Анкета должна минимизировать количество ошибок при обработке данных.

 

 Внешний вид анкеты влияет на результаты анкетирования!

 

Верстка анкеты:

· Все вопросы в анкете нумеруются насквозь (если Программой исследования не предусмотрено другое).

· Инструкции интервьюеру или респонденту должны находиться в непосредственной близости от вопроса («до» или «после» него), и форматироваться другим, отличающимся шрифтом.

· Анкета должна быть набрана читаемым шрифтом, комфортным для глаза кеглем. Не стоит экономить на удобстве респондента.

· Если анкета состоит из нескольких листов, то их удобнее сброшюровать между собой.

· Листы анкеты обязательно должны быть пронумерованы.

· В случае использования открытых вопросов, следует оставлять достаточно места для возможности ответа респондента.

 

Согласно выбранной вами тематике исследования, создайте макет опросного листа содержащий: введение, скринер, основная часть (разделенная на смысловые блоки), паспортичку.

 

3. «Сложные вопросы»

 

Виды сложных вопросов:

· Открытый вопрос (требующий раздумий респондента);

Что на Ваш взгляд означает понятие «хорошая школа»? (дайте определение)  

 

· Вопрос в форме таблицы;

Оцените качество обычно принимаемого в СДЮШОР контингента воспитанников. Ответьте по каждой строке, выбрав в ней только один ответ.
 

Высокий уровень этих качеств характерен

всем принимаемым большинству меньшинству
1 Общефизическая подготовка 1.1. 1.2. 1.3.
2 Особый футбольный талант 2.1. 2.2. 2.3.
3 Интеллект 3.1. 3.2. 3.3.
4 Личностное развитие 4.1. 4.2. 4.3.

 

 

 

· Вопрос-«меню»;

  По каким вопросам Вы чаще всего общаетесь с учителями? Выберите не более 4 вариантов ответа. 1) Успехи/неудачи учащихся в школе 2) Посещаемость занятий 3) Перевод учащихся в другую команду/ класс 4) Разрешение конфликта между ребенком и педагогом 5) Разрешение конфликта между ребенком и другими учащимися 6) Внесение изменений в образовательный процесс 7) Оказание помощи классу/школе 8) Организация досуга детей 9) Проблемы дисциплины 10) Режим тренировок 11) Режим питания/отдыха 12) Состояние здоровья учащихся 13) Другое. Что именно?_____________________________________

 

· Вопрос-ранжирование;

Какие из следующих мотиваций были для Вас как родителей первостепенными в выборе занятий футболом? (Проранжируйте варианты ответа от 1 до 7, где 1 – наиболее сильная мотивация, 7 – наиболее слабая мотивация)   Большое желание ребенка заниматься футболом Необходимость укрепления здоровья Желание уберечь от влияния улицы, вредных привычек Стремление обеспечить безопасный, полезный досуг Воспитание характера, дисциплины, ответственности Физическое развитие ребенка Для него это шанс проявить себя, реализоваться 

 

· Вопрос, содержащий шкалу оценки по каждому варианту ответа;

Оцените уровень нагрузок, которые испытывают юные футболисты при занятиях в СДЮШОР. Дайте ответ по 7-балльной шкале, где 1 невысокие, вполне уместные, полностью приемлемые нагрузки, а 7 – слишком высокие, запредельные, неприемлемые нагрузки. Один ответ в каждой строке.

1 Физические 1 2 3 4 5 6 7
2 Психологические, эмоциональные 1 2 3 4 5 6 7
3 Интеллектуальные 1 2 3 4 5 6 7

 

· Комбинация приведенных выше форм вопроса

Оцените по 7-балльной шкале (где 1 –низший балл, а 7 –высший) значимость следующих факторов успешности спортивных занятий юных футболистов. Ответьте по каждой строке.

1 Физические способности воспитанника 1 2 3 4 5 6 7
2 Желание заниматься именно этим видом спорта 1 2 3 4 5 6 7
3 Трудности совмещения юными спортсменами учебного и тренировочного процессов 1 2 3 4 5 6 7
4 Качество программ подготовки юных футболистов, применяемых методов учебно-тренировочной работы 1 2 3 4 5 6 7
5 Педагогический талант тренера  1 2 3 4 5 6 7
6 Личные качества тренера 1 2 3 4 5 6 7
7 Зарплата тренера 1 2 3 4 5 6 7
8 Отношения спортсмена с тренером 1 2 3 4 5 6 7
9 Отношение семьи к спортивным занятиям сына 1 2 3 4 5 6 7
10 Семейные традиции занятий спортом, спортивные успехи членов семьи 1 2 3 4 5 6 7
11 Отношения с другими ребятами в команде 1 2 3 4 5 6 7
12 Хорошее общее образование 1 2 3 4 5 6 7
13 Материальное положение семьи 1 2 3 4 5 6 7
14 Мода на футбол в мире 1 2 3 4 5 6 7

 

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.039 с.)