Современная западная цивилизация. Особенности западного стиля мышления и образа жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная западная цивилизация. Особенности западного стиля мышления и образа жизни.



Цивилизацию этого типа многие российские и зарубежные исследователи называют «индустриальной», а по мере развития — «постиндустриальной», «техногенной». Важными чертами генезиса западной цивилизации и политики были следующие: 1) использование опыта демократии античного полиса и развитие норм римского права; 2) постоянное развитие экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; 3) рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; 4) формирование гражданского общества как основы демократического развития; 5) христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как активного начала, способного к рациональному постижению смысла бытия; 6) активная, в т.ч. соответствующая, военная политика по утверждению указанных ценностей внутри данной цивилизации и реализации «западных» интересов вне ее пределов. Западная цивилизация базируется, с одной стороны, на праве индивида на частную собственность, семейной этике труда, его рационалистической культуре и активном воздействии через посредство гражданского общества на государство, с другой — на быстром изменении техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием этого являются научно-технические революции. Длительное (на протяжении целых веков) становление и развитие капиталистического общества в Европе обеспечило массовое выделение и формирование собственников-тружеников (среднего класса), создание их особой культуры труда и соответствующей политической и правовой культуры общества. Основным признаком западного общества является то, что в нем впервые в истории появилась возможность для формирования человека как индивидуализированной личности не в порядке исключения, а в массовых масштабах. Для людей этого типа («западоиды» — по А.А. Зиновьеву) характерны следующие идеальные черты: практицизм, деловитость, расчетливость, добросовестность в деле, способность к конкурентной борьбе, изобретательность, способность рисковать, холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху, склонность к публичности и театральности, чувство превосходства над другими народами, склонность управлять другими более сильная, чем у других народов, способность к самодисциплине и самоорганизации и др. Если выразить психологическую сущность образа жизни «западного человека», то в ее основе лежит такой принцип: «работай на себя, рассматривая всех прочих как среду и средство бытия». Высокоразвитое чувство собственного достоинства и стремление к личной свободе у людей западного типа обычно сопровождается чувством социального индивидуализма. Ряд установок, ориентируемых на предпринимательство - любознательность, творческое воображение, изобретательность, принадлежность и готовность принять на себя риск и др. М. Тэтчер: 5основных («идеальных») факторов, сыгравших роль в развитии и капиталистического общества: защиту частной собственности; благоприятное налогообложение и регулирование; законность; благоприятную для предпринимательства культуру; разнообразие независимых и конкурирующих государств. Современный Запад — это не просто географическое понятие, но и выражение того высшего на сегодняшний день экономического, научно-технического и политического уровня развития. Характерные черты западной культуры и цивилизации: 1) характер связи «человек (личность) — общество». Для западной культуры характерен ярко выраженный антропологизм. Человек (скорее, частный собственник) признается мерой всех вещей; 2) социально-психологические установки. Активное отношение к сущему, постоянная неудовлетворенность настоящим, склонность к постоянному поиску, уверенность в том, что новое будет лучше старого, распространен оптимизм; 3) специфика духовности как ценностного содержания сознания. Торжествует рациональность, неуемное стремление к познанию и овладению миром, преобладает вера в науку и технику, в возможность и необходимость переустройства мира, отношение к природе выражается в установках на ее покорение и эксплуатацию; 4) характер развития социокультурной системы. Быстрая, скачкообразная смена культур. Новое отрицает старое в самой сущности явлений и процессов культуры, основные компоненты социокультурной системы демонстрируют неспособность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей, культурные традиции могут «пресекаться» в течение одной смены поколений; 5) «свой» — «чужой» в условиях общеевропейской интеграции. Интеграционные процессы в Европе не снимают проблему национальной идентичности европейских этносов и их взаимоотношений между собой и «внешним миром». Европейские государства и раньше проводили строгую иммиграционную и культурную политику. Теперь они отгораживаются общими границами, пытаясь сохранить и приумножить, по сути, уже единое колоссальное материально-культурное достояние ЕС, обеспечить национальные интересы каждого его члена и всего сообщества в целом, создать условия для развития основных европейских субкультур. Отличительная черта— высокий уровень материального благосостояния общества. Быстрое и устойчивое развитие экономики услуг. Новая модель труда - переход исполнительской деятельности от выполнения заранее определенных менеджментом «заданий» к осуществлению «функций», ориентированных на цели и общие указания, но без точного определения условий выполнения. Поэтому для данной модели характерны радикальное усиление роли трудовых мотиваций и приверженность ценностям коллективного труда. К ним, например, относятся распространение коллективных форм вознаграждения за труд, внутреннее регулирование его количества и качества в пределах рабочей группы, нормы мастерства, устанавливающиеся не управляющими, а наиболее опытными рабочими группы и т.д.

 

35. Хронология Исламской цивилизации. Специфика мусульманского государства. –

Деятельность пророка Мухаммеда (610-632) Основатель ислама – Мухаммад (Мухаммед). Мухаммад ибн Абдаллах (сын Абдаллаха) - пастух и проводник караванов. В 610 г. Мухаммад выступил перед соплеменниками с проповедью единобожия. Вера Мухаммада получила название «ислам» (покорность), а ее последователи – «мусульмане». Проповедь Мухаммада не имела успеха в Мекке. В 622 г. Мухаммад вынужден был переселиться из Мекки в Медину, куда его пригласили как духовного лидера местные племена. Переселение из Мекки в Медину (хиджра) считается началом мусульманского летоисчисления и истории исламской государственности. В Медине Мухаммад объединил под своей властью местные племена, обратив большинство иудеев и язычников в ислам. Затем он начал «священную войну» (джихад, газават) против Мекки и в 630 г. завоевал ее. В последующие годы Мухаммад распространил новую веру на большую часть территории Аравии. - Правление четырех правоверных халифов (ал-хулафа ар-рашидун) (632 – 661 годы) После смерти Мухаммеда община избрала ему преемника или «заместителя» – халифа – из числа учеников. Первым халифом стал один из первых мусульман, Абу Бакр. С этого времени халиф надолго стал первым лицом в исламе, соединяя высший имамат (духовную власть) и эмират (светскую власть). Так возник Арабский халифат, вскоре ставший одним из самых могущественных государств Евразии. Непрерывный джихад продолжался до 656 г. и привел к широчайшему распространению ислама на Ближнем и Среднем Востоке. На востоке границы Халифата дошли до Средней Азии и Инда. На Западе были завоеваны Египет, Сирия, Палестина, Армения. Первые четыре халифа именуются в исламской традиции праведными, в отличие от многих позднейших. Четыре «праведных» халифа – Абу Бакр (632-634), Умар (634-644), Усман (644-656) и Али (656-661). Все они принадлежали к высшей знати племени курайш и были родичами Мухаммада. Али был его двоюродным братом и зятем. Ближайшие родичи Мухаммада – Усман и Али – получили Халифат в последнюю очередь и потеряли его в результате мятежей. Со временем «праведных» халифов связаны наиболее значительные успехи в распространении ислама и расширении Халифата. При них складывается в общих чертах мусульманское право, сводится священное писание Коран, закладываются основы исламского богословия. - Омейядский халифат (661 – 750 годы); Наследник Али, его сын Хасан, отрекся от халифата в пользу Муавии. Муавия основал первую правящую династию Арабского Халифата – династию Омейядов (Умаййадов). Правители династии Омейядов были склонны к ограничению роли религии в жизни страны. Некоторые из них отдали дань еретическим течениям. Поэтому большинством мусульманских богословов Омейяды считаются «неправедными», в отличие от первых четырех «праведных» халифов. В немалой степени это было связано и со сложными социальными процессами в Халифате. - Аббасидский халифат (750 – 1258 годы); потомки дяди Мухаммада, Аббаса. Столицей Халифата вскоре стал основанный ими Багдад в Ираке. Ко времени правления Аббасидов относится бурное развитие суннитского богословия и окончательное складывание вероучения суннизма. Ислам начинает распространяться за пределы Халифата. В IX в. начался распад Арабского халифата. В нем сыграли свою роль как этнополитические, так и религиозные противоречия. - Мамлюкский султанат (1258 – 1517 годы); - Османский султанат (1517 – 1922 годы). Главная особенность исламской концепции государства заключается в подчинении всей его деятельности основным принципам исламского права. Также предполагается осуществление контроля над деятельностью государства со стороны народа, который должен осуществляться в соответствии с предписаниями исламского права. Исламская концепция государства предполагает реализацию ряда конкретных институтов и норм исламского права при осуществлении государственной деятельности. Центральным институтом суннитской государственно-правовой концепции выступает халиф - глава государства и общины правоверных, наделенный решающими светскими и духовными полномочиями. Главным конституционным принципом является признание ислама государственной религией. Во многих исламских государствах, имеющих Основной закон, высшая юридическая сила признается за Кораном. Параллельно с нормами светского права здесь действуют положения исламского права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.005 с.)