Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности процесса становления
Западной христианской цивилизации (Рим и варвары). Средневековая европейская цивилизация возникла на развалинах античной. Но она многое взяла и от других культур, в том числе и типологически отличных от античной. Позиция Рима в отношении к варварам была, как отметил Ж. Ле Гофф, явно двойственной. Римляне воевали с ними, частично порабощали, но и селили пришлых на землях империи, не препятствуя сохранению их нравов и обычаев. Римляне использовали их в своих интересах, не считая полноценными людьми. Римские авторы описывали варваров как существ диких, необузданных, жестоких, вероломных, видя в них врагов. На деле римляне поздней империи едва ли не превосходили своих противников в жестокости, вероломстве. В IV – V вв. н.э. «варварами» станут называть нехристиан, язычников В IV – VIII вв. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений: с севера наступали германцы, которые в VIII в. сменила экспансия норманнов; с востока шли гунны, вслед за которыми в VI в. вторглись булгары и авары. Эту эпоху порой называют «Великим переселением народов», которое в действительности являлось не только мирной миграцией, но и военной оккупацией. Отдельные исследователи относят начало эпохи «Великого переселения» к III в. н.э., когда на обширной территории от Дуная до Дона сформировался готский союз племен. Окончание этой эпохи иногда отодвигают в X в., когда был положен конец набегам норманнов и венгров, последних «варваров» Европы. Варварские племена находились в I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. на стадии «военной демократии», по существу, догосударственной. Война и военные занятия составляли основу жизни. Языческий пантеон был исключительно милитаристским. Военным богам посвящались обильные жертвы, и животные, и человеческие. Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Варвары воевали с Римом, расселялись в пределах империи, смешивались с другими племенами (с которыми тоже воевали). Они осваивали часть достижений римской цивилизации, частично перенимали римские нравы. Их властители делали образованных римлян своими советниками. Происходила сложная конвергенция римской и разных варварских культур. Рим также варваризовался, разрушаясь и изнутри, и под ударами оседлых беженцев (спасавшихся от орд кочевников) и самих кочевников. Европа после падения Рима (476 г.), казалось, утратила все, что дала или предлагала ей античность. Прекрасные сухопутные римские дороги и города, ремесленные и торговые центры разрушались. Комфортность жизни, достигнутая верхушкой римского общества, теперь отсутствовала даже у очень состоятельных людей, у родоплеменной знати раннего Средневековья. Раннесредневековый мир (как показывают разные его исследователи) был ослабевшим, нищим, полуголодным, терзаемым эпидемиями. Множество мелких властелинов-деспотов враждовало друг с другом. Знаменитое римское право вспомнили значительно позже, а пока, если и действовали, то законы наподобие «салической правды». начиналось становление христианской Европы. Христианская Церковь занимала активную и ведущую позицию. Епископы и монахи к своей религиозной роли именно на этом этапе добавили роль политическую. Они, наряду с рыцарями- воинами, оказались также властителями в отношении к остальному населению. Христианская Церковь, скапливая земли, увеличивая доходы, все лучше организуясь, стремилась к полноте власти и в отдельных регионах, и в Европе в целом. Крупная попытка организации европейского (германского) мира была предпринята в VIII—X вв., когда на территории Франции, Северной Италии и Германии сложилась Каролингская империя (по имени Карла I), боровшаяся с мусульманами и горцами-басками в Испании, и боровшаяся уже, вроде бы во имя Христа, с иноверцами. Папа римский вручил Карлу императорскую корону. Империя каролингов приобрела на время солидную военную силу, идеологическое единство, некоторый внешний блеск. Но она оказалась неустойчивой и быстро разваливалась под ударами викингов, мусульман и мадьяр. И уже на развалинах этой империи стали складываться европейские нации и государства, и вообще западный христианский мир, христианские цивилизация и культура. Складывание этой цивилизации выразилось в медленном, но все- таки развитии торговли и городов (торговых центров), некотором прогрессе сельского хозяйства, ремесла и строительства. Постепенно шло увеличение населения Европы, которое с 27 млн в 700 г. возросло до 73 млн в 1300 г. Замкнутое и слабое сельское хозяйство не могло обеспечить его нужд. Освоение новых земель происходило повсеместно через уничтожение лесов, осушение болот, отвоевывание участков земли у моря. Началось и военное продвижение Европы, в основном на Восток и на Юг, связанное с имущественными и торговыми интересами и с интересами Церкви, осуществлявшей посредством крестовых походов насильственную или полунасильственную христианизацию. Походы на Восток, несмотря на то, что в военном отношении они не были очень удачными, расширили связи Европы с иным миром, породили новые потребности (в том числе и в роскоши) у европейцев, для удовлетворения которых развились торговля с восточными странами, а также некоторые ремесла. Сословное деление населения постепенно приобрело определенность. Оно вообще было важно в жизни средневекового общества. Но в нем существенно выделение духовенства (как специфического слоя), городских слоев (что особенно сказалось на состоянии культуры позднего Средневековья) и рыцарей-феодалов, чьи отношения между собой и с крестьянами-земледельцами стали едва ли не определяющими для общества данного типа, которое часто именуют феодальным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.003 с.) |