Христианство в римской империи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианство в римской империи.



Христианство в Византии. Союз церкви и государства («симфония властей»).

 История взаимоотношений церкви и государства в Византии берет свое начало с Миланского эдикта императора Константина Великого, изданного в 313 году. Миланский эдикт провозглашал христианам свободу вероисповедания, по эдикту им возвращались все конфискованные церкви и церковное имущество, отобранные по Никомидийскому эдикту 311 г. Миланский эдикт разделялся на две части: 1 - о свободе религиозного исповедания, 2 - об имущественных и общественных, частных или личных правах христиан.Константин разнообразно поддерживал Церковь, вел строительство храмов, заботился о духовенстве. По его повелению в Никее в 325 году был проведен Первый Вселенский Собор. C момента установления христианства в качестве официальной религии проводилась государственная кодификация права. Самая масштабная при Юстиниане I (ок. 482/483 – 565 гг.). Важнейшей частью Кодекса Юстиниана стало законодательство о христианской Церкви. В 530 – 533 годах н.э. были составлены Дигесты Юстиниана – кодифицированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов, ставший частью свода римского гражданского права Corpus iuris civilis. В тексте документа (в преамбуле к шестой новелле) содержался принцип симфонии властей в Византийской империи: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, – это священство и царство. Этот принцип отражал государственную идеологию Византии, в которой присутствовала тенденция ставить императора над Церковью, объявляя его «наместником Христа». Однако в каноническом праве высшим юридическим авторитетом обладал не император, а Вселенский Собор. Император в отношении Церкви выступал как надзирающая и координирующая, но не как руководящая инстанция. Вместе с Патриархом он был обязан следить за соблюдением канонов, однако не имел права издавать, отменять и толковать каноны и не мог без санкции митрополита принимать от клириков прошения и выступать в роли посредника или судьи по церковным вопросам. Роль императора в Церкви ограничивалась неск. адм. функциями: он утверждал кандидатов на Патриаршие престолы, созывал Вселенские Соборы, утверждал соборные постановления, подкреплял особыми законами действенность церковных канонов, мог менять церковно-адм. структуру, присваивая ранги епископиям и митрополиям. Император также мог поручать епископу или гос. чиновнику разобрать то или иное спорное дело, касающееся Церкви. В особых случаях императоры брали на себя и ряд адм. функций церковных властей: назначение митрополитов, вызов митрополитов в столицу на Патриарший суд, переподчинение мон-рей. Поскольку Церковь не имела собственного карательного аппарата, император выступал также в роли инстанции, защищающей интересы Церкви методами принуждения. В свою очередь Константинопольский Патриарх был не только Предстоятелем своего Патриархата, но со времени правления имп. Зинона, а затем Юстиниана I считался руководителем всех церковных дел в империи и (в идеале) духовным наставником императора. Правом и обязанностью Патриарха является выступление перед императором в защиту Православия. Только Патриарх имел право толковать церковные каноны, принимать в лоно Церкви кающихся еретиков и отступников либо поручать это др. лицам. Впервые в визант. светском праве раздел «О патриархе» появляется в «Исагоге» - офиц. законодательном сборнике, написанном при участии Патриарха Фотия (858-867, 877-886). Здесь Патриарх именуется «живым и одушевленным образом Христа, словами и делами изобразующим Истину». Всё выше сказанное иллюстрирует феномен «симфония властей», хар

Христианство в римской империи.

Зародившись в первой половине I в. н. э. на территории маленькой римской провинции Палестины как одна из местных иудейских сект новое вероучение стало распространяться среди низших и обездоленных слоев населения Восточного Средиземноморья и к середине I в. н. э. проникло в Рим. Распространение первохристианства проходило через миссионерскую деятельность последователей основателя новой религии, из которых особой активностью выделялись Петр, Иоанн и Павел. Проповедь новых религиозных идей пала на подготовленную почву. Римское общество, достигшее наивысшего раскрытия рабовладельческих отношений, переживало сложный период своей истории. Экономическое процветание, известный социальный порядок, культурный подъем сочетались с бездушным культом богатства, чрезмерного потребления, размыванием моральных ценностей, В ходе распространения первохристианских идей среди различных слоев населения происходило формирование нового учения, разрыв его религиозно-идеологических связей с иудаизмом. К концу I в. христианство уже окончательно выделилось из круга религиозных представлений иудейства, к началу II в. сложилась в основных чертах евангельская традиция происхождения новой религии, были составлены главные книги будущего Новозаветного канона, Евангелия, Деяния апостолов, Послания и Апокалипсис, хотя их сведения в единый комплекс еще не произошло. Лишь к концу II в. был определен список 23 книг (из 27), т. е. большая часть будущего собрания канонических произведений Нового Завета. На окончательное формирование новозаветной традиции во II в. оказала большое влияние огромная теоретическая работа древнейших христианских писателей, которые были вынуждены защищать новое вероучение от нападок античных авторов (Лукиана, Цельса, Цецилия). Для римских властей на местах христиане были всего лишь одной из многих существовавших в ту пору религиозных групп и интересовала власти только степень их лояльности. Пока среди христиан преобладали вольноотпущенники и рабы, их неучастие в общественной жизни было не очень заметным. Но со второй половины II в. отрицательное отношение христиан к государственным должностям, а затем и к службе в армии стало определённой проблемой. В период кризиса III в., сказавшегося на всех сторонах экономической и политической жизни империи, происходят изменения в отношении императоров к христианству. Этот кризис совпал с укреплением церковной организации христиан и, в известной мере, даже способствовал ей, росло богатство церкви. Христианство в III в. начинает распространяться и среди солдат; многие из них, приняв христианство, продолжали службу в армии, поскольку эта служба была единственным источником их существования. Церковь оказалась раньше подготовленной к союзу с государством, чем империя к союзу с христианской церковью. С середины III в. начинаются официальные гонения, специально против христиан. Первым гонения начал император Деций (с 249 г.), стремившийся поправить свой нестабильное положение на престоле и восстановить порядок в империи. Новая полоса гонений наступила при императоре Валериане, занявшем престол спустя два года после смерти Деция. Валериан выступал прежде всего против церковной организации. Эдиктом 257 г. епископам и другим христианским служителям было запрещено совершать богослужение; им предписывалось публично принести жертвы римским богам; христианам запрещалось устраивать собрания. Валериану было важно остановить распространение новой религии и очистить аппарат управления и армию от сомнительных элементов. Но это меры к сколько-нибудь ощутимым результатам не привели. Сын Валериана Галлилен, вынужденный непрерывно отбиваться от натиска варваров, отменил гонения, возвратил ссыльных. Галлилен был одним из первых императоров, проявивших веротерпимость к христианам. В 284 г. императором стал Диоклетиан. Он требовал, чтобы ему оказывались божеские почести. В 303 г. он издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения. Церковные здания сносились, имущество христиан конфисковывалось. Из армии и госаппарата были изгнаны все люди, подозревавшиеся в принадлежности к христианству, многие были казнены, христианские книги сжигались. Репрессии, направленные на христиан, при всей своей массовости не принесли желаемого результата. Напротив, преследования со стороны всесильного императора вызывали сочувствие к христианам. Церковь к тому времени была достаточно организована, чтобы спасать свои книги, обеспечивать убежище скрывшимся, оказывать помощь пострадавшим и их семьям. Никакой альтернативы христианству как идеологии Диоклетиан противопоставить не мог. В 305 г. Диоклетиан отрёкся от власти, а в 311 г. один из его преемников, Галерий, вынужден был преследования отменить. Через два года после прекращения гонений Галерием двое правителей Константин и Лициний в разгар борьбы за единоличную власть приняли постановление, легализирующее христианскую церковь (Миланский эдикт). Христианство начинает приобретать решающее значение в идеологической жизни империи, а христианская церковь постепенно превращается в церковь господствующую. Константин покровительствовал христианской церкви, так как понял, что именно такая религиозная организация может оказать ему более существенную поддержку, чем не связанное между собой жречество многочисленных античных божеств. Последнюю попытку противостоять христианству сделал император Юлиан – трагическая фигура поздней античности. Последующие императоры уже без исключения поддерживали христианство. В конце IV в. император Феодосий издал указы, запрещающие всякое отправление языческих культов. Храмы были разрушены, имущество их было конфисковано, а земельные владения переданы христианским церквям. Теперь христианская толпа начала устраивать погромы, но церковь преследовала не только язычников, ортодоксальные епископы продолжали преследовать всех, кто не разделял принятый на Никейском соборе символ веры. В 419 г. на соборе в Карфагене был окончательно утверждён список книг Нового завета, а затем в Восточной Римской империи был определён и список христианских сочинений, которые объявлялись отрешёнными, т.е. “запрещёнными”. В течение IV в. происходило дальнейшее укрепление церковной организации и официальное оформление церковной иерархии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.006 с.)