Византийская цивилизация как основа православной христианской цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийская цивилизация как основа православной христианской цивилизации



Роль Византии в культурном становлении Древней Руси была огромна. Контакты Киевской Руси с Византией, граничивших друг с другом через Чёрное море, начались ещё в IX веке. Главное, что дала Руси Византия – это христианская религия. Ещё в IX веке в Киеве была построена первая православная церковь, а княгиня Ольга Киевская стала предположительно первой русской правительницей, принявшей крещение. Вместе с догматами православия русские переняли византийские каноны богослужения, включая его красоту и торжественность. Были унаследованы от византийцев и особенности церковного пения, иконописи, а также православного подвижничества. С 988 по 1448 годы Русская Православная Церковь являлась митрополией Константинопольского патриархата. Большинство киевских митрополитов в то время были греческого происхождения: их избирали и утверждали в Константинополе. В XII столетии на Русь из Византии была привезена одна из величайших христианских святынь - древнейшая икона Божией Матери, которая стала известна у нас как Владимирская. Экономические и торговые связи между Русью и Византией были установлены еще до крещения Руси. После принятия Русью христианства они только окрепли. Византийские торговцы привозили на Русь ткани, вина, пряности. Взамен увозили меха, рыбу, икру. Развивался и «культурный обмен». Так, знаменитый иконописец второй половины XIV — начала XV века Феофан Грек писал иконы в новгородских и московских храмах. Не менее известен писатель и переводчик Максим Грек, скончавшийся в 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре. Византийское влияние просматривается и в русской архитектуре того времени. Благодаря ему на Руси впервые началось строительство каменных зданий. Византийцы принесли с собой навыки каменного строительства, какого до них не было на Руси. Нет сомнений, что самый первый храм, построенный в Киеве, Десятинная церковь, имел вид типичной византийской базилики (от нее остались фундаменты). Однако второй храм, Святая София Киевская, уже отклоняется от норм византийского храмового строительства. То же касается и более поздних церквей, особенно Святой Софии Новгородской, у которой вообще обнаруживаются признаки влияния западной архитектуры. Таким образом, уже с первого шага строительство на Руси пошло несколько своими путями. Тут сыграло роль и отсутствие сейсмической угрозы, преследовавшей абсолютно все византийские территории, и разница в строительном материале, но все же в первую очередь — различие в эстетических представлениях. То же касается монетной чеканки: с одной стороны, до появления византийцев своей монеты у Руси не было, и, казалось бы, первые монеты должны были быть «варварскими подражаниями», то есть точным воспроизведением греческого образца вплоть до портрета византийского императора. С подобным феноменом мы сталкиваемся повсеместно в раннесредневековой Европе. Однако первые монеты князя Владимира весьма непохожи на византийский образец. Дело не в одной лишь неискусности чеканщиков — самые легенды монеты, то есть надписи на них, не имеют аналогов в империи: фразы типа «Владимир на столе» или «Владимир, а се его серебро» беспрецедентны в нумизматике, ведь они поясняют то, что должно было быть понятно из самого изображения. Подобный способ саморепрезентации власти был жителям Руси еще в новинку. В таком же направлении, хотя и быстрее, развивалось стеклодувное производство. Археологи обнаружили остатки мастерских с некоторым оборудованием, да и сама продукция местного стеклопроизводства свидетельствует о том, что в течение первых двух столетий греческие мастера работали по византийским принципам и лекалам и получали продукцию, мало отличимую от той, что привозили из самой Византии. Однако постепенно они начали видоизменять ее, видимо, подстраиваясь под местные вкусы. Язык и культура. Из греческого языка русские позаимствовали такие слова, как «тетрадь» или «лампа». При крещении русским давали греческие имена – Петр, Георгий, Александр, Андрей, Ирина, Софья, Галина. Первые книги на Руси привозили именно из Византии. Впоследствии многие из них стали переводиться на русский язык - например, жития святых. Встречались и произведения не только духовного, но и художественного содержания, например, история похождений смелого воина Дигениса Акрита (в русском пересказе – Девгения). Созданием славянской письменности на основе греческого уставного письма мы обязаны выдающимся деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию. После принятия христианства в Киеве, Новгороде и других русских городах начали открываться школы, устроенные по византийскому образцу. В 1685 году выходцами из Византии братьями Иоанникием и Софронием Лихудами по просьбе патриарха Иоакима была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве (при Заиконоспасском монастыре), которая стала первым в русской столице высшим учебным заведением



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.004 с.)