Белорусский обряд «Колядные цари» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белорусский обряд «Колядные цари»



Обряд «Колядные цари» проводится на Щедрый вечер (13 января), накануне старого Нового года, и является отличительным проявлением локальной культурной традиции деревни Семежево Копыльского района Минской области.

В этой деревне в конце XVIII столетия находился гарнизон расквартированных солдат и офицеров российской царской армии. Согласно преданию, перед Новым годом, солдаты и офицеры данного гарнизона ходили по домам местных жителей, показывали сценки и получали за это подарки. После передислокации солдат в другое место традицию продолжили местные молодые люди, одевающиеся в костюмы, напоминающие военную форму. Таких ряженых обычно бывает семеро, их стали называть «царями», они получили имена Царь Максимильян, Царь Мамай и другие. Костюм состоит из белых штанов и рубахи, пояса с традиционным геометрическим узором, красных ремней крестом через грудь, чёрных сапог и высоких бумажных шапок-кивер с разноцветными ленточками. Царей на празднике сопровождают комические персонажи «деда» (исполняет девушка в оборванной мужской одежде) и «бабы» (исполняет разрисованный парень в женской одежде) [22].

Вечером семь стройных кавалеров-солдат с торжественным маршем, с зажженными факелами, в сопровождении барабанного боя и веселой толпы ходят от дома к дому. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан»: встреча царей, ссора, драка. Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты веселыми песнями, танцами, добрыми пожеланиями.

По окончании обхода всех участников праздничного шествия ждет щедрое угощение: хозяева благодарят «царей» за веселое поздравление традиционными кулинарными дарами - деревенской колбаской, пирогами и другими сладостями [11].

В 2009 году обряд «Колядные цари» включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как объект, нуждающийся в срочной защите. На сегодняшний день это единственный белорусский обряд, занесенный в Список ЮНЕСКО.

Белорусский обряд «Шчадрэц»

Обряд «Шчадрэц», который проводится на Щедрый вечер, - яркое проявление культурной традиции деревни Рог Солигорского района Минской области. Деревня расположена в районе Красного озера - территории, которую исследователи традиционной культуры выделяют как место сохранения исключительно древних и своеобразных явлений календарно-песенной культуры.

В энциклопедии «Этнография Беларуси» обряд «Шчадрэц» определяется как колядная игра и описывается следующим образом: «Главным в игре был «Шчадрэц», на роль которого выбирали полного парня. Его одевали стариком (с маской на лице, горбом на спине, одежда была увешана колокольчиками, цветным тряпьем, тесемками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом в соответствующей одежде. «Шчадрэц» ходил с переодетыми в животных - «козой», «кобылой», «медведем» - и ребятами-щедровальниками (их хоровод состоял из вожатого, припевалов, запевалов, забиралов, музыкантов). Вечером, накануне Нового года, гурьба отправлялась щедровать, что представляло собой театрализованную сценку с музыкой, пением, танцами, диалогом. Вожатый заходил в дом к хозяину за разрешением пощедровать, а гурьба в это время пела под окнами. Получив согласие, щедровальники входили в дом. Под музыку на середину хаты выходили «Шчадрэц» с ребятами, переодетыми в животных, они танцевали, а запевалы и припевалы пели. Разыгрывались юмористические сценки, происходил шуточный диалог между «Шчадрацом», щедровальниками и зрителями. После завершения игры ее участники получали угощения и клали их в сумки забиралам.» [25, с.542].

Следует отметить, что обряд «Шчадрэц» осуществляется с участием традиционных масок-персонажей: как зооморфных - козы, журавля, коня, так и антропоморфных - деда, бабы, цыгана и цыганки с ребенком (куклой) в коляске. Маска козы (очень древняя, дохристианская), пантомимика которой в обряде обычно сопровождается сюжетно связанной с ней колядной песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в ватаге щедровальников в деревне Рог - это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет нигде в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, в котором вырезали дырки для глаз, носа и рта. Делали маску не в виде накладки на лицо, что изредка встречалось и в других местах Беларуси, а в виде шапки, в которой береста соединена особым способом («в зубчики»). Сверху ее закрепляли крест-накрест двумя полосками бересты [9].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.004 с.)