Трудности туристического использования этнографического наследия Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности туристического использования этнографического наследия Беларуси



этнографический туристический наследие культурный

Вопросы туристического использования во многом типичны и характерны для всего спектра культурного наследия. Однако для отечественной практики в этой области характерен некритический подход к туризму, при котором акцентируется внимание главным образом на положительных сторонах такого социально-экономического явления как туризм. Вместе с тем недооценивается тот факт, что туризм, наряду с несомненным «плюсами», имеет и весьма существенные «минусы» и может вызывать негативные последствия.

Объекты не только этнографического, но и культурного наследия воспринимаются как достаточное условие для развития туризма. В национальной программе развития туризма, сообщениях СМИ, научной литературе можно встретить примерно следующее утверждение: страна обладает богатым культурным наследием, однако только незначительное количество культурных объектов используется в туризме. Далее делается вывод о том, что и остальные объекты должны быть включены в сферу туристического использования. Вместе с тем понятие «туристические ресурсы» не тождественны понятию «культурно-исторические предпосылки развития туризма», а переход культурных либо природных объектов в разряд туристических ресурсов есть процесс поэтапный.

Следует отметить, что значительное количество этнографических объектов находится в музеях. Этнографические экспозиции в музеях, этнографические музеи под открытым небом традиционно являются объектами туристического показа. Однако абсолютное большинство музеев (70 %) имеют в своих экспозициях разделы, представляющие хозяйственную деятельность белорусов, интерьер крестьянского жилища и предметы декоративно-прикладного искусства. Такие компоненты традиционной культуры, как народная педагогика, медицина и кухня в музеях практически не представлены. По мнению респондентов, для музеев характерна слабая система экспозиционных текстов, выполненная на печатных машинках. Посетителям трудно воспринимать такую информацию без комментариев экскурсовода, что не соответствует требованию доступности содержания экспозиции для одиночного посетителя.

Все многообразие культурно-этнографических объектов Беларуси целесообразно классифицировать по способу включения в систему рекреационного туристического обслуживания. Первый способ предполагает, что этнографический объект является целью туристического посещения. Такой вид туризма принято называть этнографическим. Этнографические предметы могут быть специально организованными и комплексно представленными в музее или находиться в естественной среде.

Второй (косвенный) способ проявляется в использовании отдельных элементов традиционной культуры в объектах туристической инфраструктуры. В последнее время в Беларуси наблюдается тенденция использовать народные традиции в объектах туристической инфраструктуры. Примерами косвенного использования этнографического наследия являются: применение традиционных материалов, цветовой гаммы и характерного декора в оформлении интерьеров ресторанов, мест размещения и других объектов туристской инфраструктуры. В Минске примерами продолжения народных традиций гостеприимства в современных условиях служат меню и интерьеры ресторанов национальной кухни «Страўня “Талака”», «Ракаўскі бровар», «У Францыска», «Віленская карчма» и др. [3, с.96].

Включение этнографических объектов в сферу туристического использования осложняется тем, что если объекты архитектурного наследия, архитектурные памятники, как правило, охраняются законом, то объекты этнографического наследия, например, гумно или усадебный комплекс часто находятся в частной собственности и используются по своему функциональному назначению. Кроме того, приближение предельного возраста жилых деревянных построек, возведенных более ста лет назад, и культовых, возведенных более двухсот лет назад, также требует особого подхода при туристическом использовании.

Следует отметить, что отечественная этнографическая наука давно использует в качестве первоисточника историко-этнографические материалы дневников и заметок путешественников XIX - начала XX в. по Беларуси. Вместе с тем, кроме очевидной этнографической ценности, историко-этнографические исследования, наряду с другими ресурсами (визуальными и вербальными), представляют значительный интерес для конструирования образа туристской дестинации и туристского мифотворчества.

Большинство путевых записок, описаний, дневников значимы не с точки зрения достоверности сообщаемых сведений и фактов (часто низкой), а с точки зрения создаваемого по ходу путешествия образа местности, страны, региона, через которые лежит путь. На развитие этого образа влияют природа территории, история освоения, социальная структура, расселение, географическое положение, роль в истории страны, история восприятия территории и т. д. Образы путешествий тесно связаны со стереотипами - упрощенными представлениями. Относительно Беларуси с достаточной долей вероятности можно утверждать, что сегодня в стране назрела необходимость переосмыслить тот образ, который культивировался в советское время: Беларусь - советская республика, пострадавшая в годы второй мировой войны, партизаны, Беловежская пуща, трактор «Беларусь». В структуру нового имиджа территории, страны в целом или отдельного региона могут быть встроены и историко-этнографические элементы [3, с.98].

Материалы исследований, проведенные в 50-60-х гг. XIX в. офицерами Генерального штаба, русским географическим обществом и его Северо-Западным отделом в Вильно (П. Шейн, А. Сементовский, Ю. Крачковский, И. Носович, Е. Романов, Н. Никифоровский и др.), а также представителями местной интеллигенции (Е.Ф. Карский, Н.Я. Никифоровский, А.Е. Богданович, М.В. Довнар-Запольский) дают синтез представлений о стране. Это были наблюдения не резидентов, то есть внешних путешественников, а местных жителей, иногда с элементами саморефлексии. Показательно, что исследования проводились в соответствии с программой, разделы которой (язык, быт, культура, природные условия) в значительной степени совпадают со структурными элементами туристского имиджа территории.

Путевые заметки могут являться ресурсом для конструирования образа территории. Так, например, «Путешествие по моим былым аколицам» В. Сыракомли, водное путешествие графа К. Тышкевича по Вилии, экспедиция И.А. Сербова по Белорусскому Полесью, пешее путешествие А. Левицкого от Вильно до Карпиловки, путешествие от Слуцка до Греска В. Никитинского, «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» П. Шпилевского могут использоваться в рекламно-информационных материалах, в комплексе продвижения туристской дестинации, а также служить основой для туристской программы этнографической и краеведческой направленности [3, с.99].

Этнографическая беллетристика сознательно рисует несколько идеализированный образ реальности, что объективно обусловлено временем. Однако некритичность в описании не снижает ценности этих исторических источников, так как имидж территории социально конструируется, в том числе и средствами литературного вымысла. Отбор, анализ и корректировка представлений о регионе является необходимой и довольно типичной маркетинговой процедурой. Подобного рода описания можно с известной долей модификации использовать при маркетинговой процедуре выявления ожиданий потребителя в отношении туристского продукта.

Таким образом, понятие «культурное наследие» отражает исторический опыт взаимодействия человека и природы и составляет часть материальной и духовной культуры, созданную прошлыми поколениями и передающуюся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие может существовать в двух видах: материальном и нематериальном. Нематериальное культурное наследие включает в себя фольклор, народные промыслы, обычаи, обряды, празднества, старинные технологии, религиозные ритуалы, традиции и т.д. Республика Беларусь обладает богатым нематериальным культурным наследием, которое может стать основой для развития внутреннего культурно-познавательного туризма и создания инновационного национального туристического продукта. Несмотря на то, что в последнее время наблюдается рост интереса общественности и туристических организаций к нематериальному культурному наследию Беларуси, данная тема требует более детального изучение и более интенсивного использования в белорусской туристической индустрии. В то же время данную тему в туризме следует применять весьма осторожно, так как туризм может оказать и негативное воздействие: непрофессиональный подход к использованию нематериального культурного наследия Беларуси в туристической деятельности может способствовать его коммерциализации и разрушению. В свою очередь, туризм должен, наоборот, способствовать исключительно защите, сохранению и популяризации нематериального культурного наследия Беларуси.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.008 с.)