Нематериальное культурное наследие Беларуси в контексте туристической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нематериальное культурное наследие Беларуси в контексте туристической деятельности



 

Республика Беларусь обладает богатым нематериальным культурным наследием, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям. Использование нематериального культурного наследия в туристической деятельности может способствовать его защите, сохранению и популяризации. К сожалению, в Республике Беларусь нематериальное культурное наследие далеко не в полной мере используется для создания инновационного турпродукта. Однако в последнее время наблюдается рост интереса общественности и туристических организаций к нематериальному культурному наследию Беларуси. Так, 13 января 2012 г. в г. Копыль состоялся научно-практический семинар «Туризм как действенное средство сохранения элементов нематериального культурного наследия». Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на семинаре, был вопрос о необходимости создать благоприятные условия и механизмы для сохранения нематериального культурного наследия (далее - НКН) и его включение в современное культурное пространство. В ходе семинара были выработаны следующие рекомендации для использования НКН в сфере турбизнеса [16]:

.   Бережное отношение к элементам НКН, сохранение аутентичности обрядов.

.   Разработка проекта национального закона по сохранению НКН.

.   Формирование принципов создания туристического продукта на основе НКН.

.   Создание радио- и телепередач соответствующей тематики, выпуск периодических изданий и публикаций, рекламной продукции по НКН.

.   Создание специализированного интернет-ресурса по НКН Беларуси.

.   Повышение образовательного уровня работников в сфере культуры, образования и туризма по сохранению и использованию элементов НКН.

.   Развитие дальнейшего взаимодействия и междисциплинарного сотрудничества экспертов разных сфер: культуры, науки, образования, туризма.

.   Наличие сценария «туристического продукта», в который в наиболее корректной форме включается элемент НКН (сценарий должен быть согласован с Министерством культуры).

.   Определение допустимой «туристической нагрузки» на каждый конкретный элемент НКН. (Например, если в доме, где проводится обряд, помещается до 25 человек, это означает, что туристическая группа не должна превышать это количество).

.   Наличие квалифицированного куратора и др.

Кроме того, в Беларуси появился туристический бренд «Зюзя Поозерский», созданный директором поставского «Центра туристических услуг» Егором Шушкевичем на основе мифов и легенд Поставщины. Данный бренд пользуется большой популярностью у белорусов и россиян. Так, с 16 декабря 2011 года по 14 января 2012-го резиденцию мифического персонажа «Зюзева околица» (7 км от города Поставы) посетило около 8 тысяч туристов из Беларуси и России, как взрослых, так и детей. Главная задумка данного проекта - создать на базе «Зюзевой околицы» настоящий мифологически-фольклорный комплекс [8].

Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне» заинтересовалось темой нематериального наследия около года назад, когда представители данной организации побывали на обряде «Калядныя цары» в д. Семежево Копыльского района Минской области. Под впечатлением от обряда БОО «Отдых в деревне» разработало проект «Туризм в рамках местных сообществ как средство сохранения, формирования партнерства и развития сельских территорий», поддержанный Программой малых грантов Посольства США. В рамках проекта эксперты организации совершили экспедиции по обрядам и ремеслам Беларуси («Русалле», «Юраўскі карагод», «Вясельны каравай», «Шапавальства на Дрыбіншчыне», «Ганчарства ў Гарадной», «Калядныя цары», «Жаніцьба Цярэшкі») [11]. Следует отметить, что значительную часть нематериального культурного наследия Беларуси составляют именно народные обряды.

Обряд - это реализация традиции в важнейшие моменты жизни человека или окружающей природы, персонифицированной в мифологии. Обряд предполагает проигрывание сюжетов мифов, которые связаны с природными явлениями и жизнью человека. В нем сконцентрирована сумма знаний и общественная мораль [3, с.32].

В рамках данного проекта были выбраны три пилотных обряда, на основе которых можно создать инновационный туристический продукт, способный привлечь туристов в белорусскую деревню. Презентация первого обряда - «Вясельны каравай» (д. Мотоль, Ивановский р-н, Брестская обл.) прошла в августе 2011 г. в рамках кулинарного фестиваля «Мотальскія прысмакі». 6 января 2012 г. в д. Селище Лепельского района Витебской области прошла презентация зимней обрядовой игры «Жаніцьба Цярэшкі». А в рамках семинара «Туризм как действенное средство сохранения элементов нематериального культурного наследия», который состоялся 13 января 2012 г., был проведен обряд «Калядныя цары», своеобразная форма карнавального обхода, который проводится только в деревне Семежево и только в Щедрый вечер накануне старого Нового года. Вечером кавалеры-солдаты с торжественным маршем в сопровождении веселой толпы ходят по деревне. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан». Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты жизнерадостными песнями, танцами, добрыми пожеланиями. Обряд «Калядныя цары» одним из первых был занесен в Государственный список историко-культурных ценностей РБ. Кроме того, на сегодняшний день это единственный белорусский обряд, вошедший в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которому требуется срочная охрана.

По мнению специалистов, на данном этапе развития белорусского туризма, главное внимание должно уделяться внутреннему туризму. Нематериальное культурное наследие Беларуси может стать основой для развития внутреннего культурно-познавательного туризма и создания национального туристического продукта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)