Ферм со сложными шпренгелями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ферм со сложными шпренгелями



      Построение линий влияния усилий в стержнях ферм со сложными шпренгелями связано с незначительными затруднениями, обусловленными конструкциями дополнительных фермочек-шпренгелей.

Рассмотрим построение линий влияния усилий в стержнях шпренгельной фермы, содержащей сложные одноярусные и двухъярусные шпренгели.

Построение линии влияния усилия в стержне О2. Стержень О2 является элементом третьей категории и принадлежит как основной ферме, так и сложному одноярусному шпренгелю. Построение линии усилия в стержне О2 не вызывает особых затруднений и может быть осуществлено рассмотренными ранее двумя способами.

Первым способом с использованием формулы (3), то есть линия влияния усилия О2 строится путём сложения линии влияния Оо2 с линией влияния усилия Ош2. Построение линии влияния усилия Оо2 осуществляется по способу вырезания узлов. Из равновесия узла 1  имеем

åРn-n= 0, RAcosa + Oo2sina = 0, Oo2 = - RActga, ctga = 3d/H.

То есть, линия влияния усилия О02 подобна линии влияния реакции RA левой опоры фермы с коэффициентом подобия, равным -ctga. Построение линии влияния усилия Ош2 осуществляется по способу моментной точки с использованием сечения IV-IV в дополнительной фермочке-шпренгеле, моментной точкой является узел 2¢). Из равновесия левой части разрезанной фермочки-шпренгеля имеем åM2’ = 0, Rш1d + Ош2Н/3 = 0, Ош2 = - (3d/H)Rш1.

То есть, линия влияния усилия Ош2 подобна линии влияния опорной реакции Rш1 с коэффициентом подобия, равным –3d/H. Складывая ординаты линий влияния усилий Оо2 и Ош2, получаем линию влияния усилия О2.

Вторым способом линия влияния усилия О2 строится непосредственно из заданной сложной шпренгельной фермы по способу моментной точки с использованием сечения III – III, моментной точкой является узел 2¢) из условия равновесия левой части рассечённой фермы, когда единичный груз расположен на правой части фермы, то есть правее разрезанной панели 2 – 3, имеем:

åM2¢= 0; RAd + O2H/3 = 0; O2 = -(3d/H)RA.

То есть, линия влияния усилия О2 подобна линии влияния реакции RA левой опоры фермы c коэффициентом подобия, равным –3d/H. Для построения линии влияния усилия О2 откладываем от нулевой линии вниз под левой опорой фермы отрезок, равный –3d/H, и проводим правую ветвь линии влияния от правой опоры до узла 2¢, то есть до моментной точки. От моментной точки проводим левую ветвь линии влияния.

Построение линии влияния усилия в стержне D 6. Стержень D6 является элементом третьей категории. Построение линии влияния усилия D6 может быть осуществлено только по первому способу с использованием соотношения D6 = Do6 + Dш6,

так как построение линии влияния усилия D6 непосредственно в заданной шпренгельной ферме по второму способу связано с очень большими вычислениями.

Построение линии влияния усилия Do6 осуществлено по способу проекций с использованием разреза II – II в основной ферме. Из равновесия левой части рассечённой фермы имеем:

åY = 0, R1 – Do6cosb = 0, Do6 = R1/cosb, tgb = H/(3d).

Из равновесия правой части рассечённой фермы имеем:

åY = 0, R13 + Do6 cosb = 0, Do6 = - R13/cosb.

В первом случае линия влияния усилия D06 подобна линии влияния реакции R1 левой опоры фермы с коэффициентом подобия, равным 1/cosb, и строится правая ветвь линии влияния. Во втором случае линия влияния D06 подобна линии влияния реакции R13 правой опоры фермы с коэффициентом подобия, равным –1/cosb, и строится левая ветвь линии влияния. В пределах разрезанной панели 4 – 7 проводится передаточная прямая.

Построение линии влияния усилия Dш6 осуществлено по способу вырезания узлов при рассмотрении равновесия узла 5¢ двухъярусного шпренгеля (åPnn=0).

Vш4cosj + Dш6cosg = 0, Dш6 = - Vш4(cosj/cosg).

Полученное равенство позволяет сделать вывод, что линия влияния усилия Dш6 подобна линии влияния усилия Vш4 с коэффициентом подобия, равным - cosj/cosg. Значения углов g и j находим из соотношений

j = 90 - y, tgy = 3d/2H, g = j - b.

Линия влияния усилияVш4 построена по способу вырезания узлов при рассмотрении равновесия узла 5. Сложение ординат линий влияния усилий D06 и Dш6 в характерных точках и даёт нам линию влияния усилия в стержне D6 сложной шпренгельной фермы.

  Построение линии влияния усилия в стержне D 7. Стержень D7 является элементом третьей категории. Воспользуемся тем обстоятельством, что Do7 и Do6 являются одним и тем же стержнем. Построение линии влияния D7 выполним вторым способом и воспользуемся разрезом V-V в шпренгельной ферме и линией влияния усилия Dо7 (см. линию влияния усилия Dо6. Так как сечением V-V будет разрезана панель 6–7, то линию влияния усилия D7 получим, продолжая левую ветвь линии влияния усилия Dо7 до узла 6, а в пределах панели 6-7 проведём передаточную прямую.

  Построение линии влияния усилия в стержне V 3. Стержень V3 является элементом 4-й категории. Построение линии влияния усилия V3 осуществлено по способу проекций с использованием разреза I-I в основной ферме. При этом следует иметь в виду, что при перемещении единичного груза по верхнему поясу разрезанной панелью фермы является панель 1–4, а при перемещении единичного груза по нижнему поясу разрезанной панелью будет панель 4¢- 7¢. Из условия равновесия åY = 0 (сумма проекций всех сил на вертикальную ось Y) получаем:

- из равновесия левой осечённой части фермы R1 + Vo3 = 0, Vo3 = - R1,

- из равновесия правой отсечённой части фермы R13 – Vo3 = 0, Vo3 = R13.

В первом случае линия усилия V03 подобна линии влияния реакции R1 левой опоры фермы с коэффициентом подобия, равным –1. Во втором случае линия влияния усилия V03 полностью совпадает с линией влияния реакции R13 правой опоры фермы. Полученные результаты правомочны как при движении по верхнему поясу, так и при движении по нижнему поясу. Построение линии влияния усилия V3 осуществлено при движении по верхнему поясу с учётом передачи давления двухъярусными шпренгелями на нижний пояс.

      Рассмотрим шпренгельную ферму. Особенностью данной фермы является то обстоятельство, что в панель основной фермы встроены совместно одноярусный и двухъярусный шпренгели. Такое сочетание шпренгелей оказывает определённое влияние на вычисление усилий и построение линий влияния усилий в стержнях фермы. В этой ферме отсутствуют элементы первой категории.

Проведём кинематический анализ фермочки-шпренгеля на предмет, является ли этот шпренгель геометрически неизменяемым? Для этого необходимо выполнить проверку соблюдения фермочкой-шпренгелем ана-литического и геометрического признаков сооружения.

Проверяем выполнение аналитического признака сооружения. Для ферм этот признак проверяется по формуле: W = 2У – С,

где У – число узлов в ферме,

С – число внутренних и опорных связей.

Для рассматриваемого шпренгеля У=8, С=16. Следовательно, W=2*8-16=0. То есть, аналитический признак сооружения выполняется.

Теперь проверяем выполнение геометрического признака сооружения, то есть, проверяем геометрическую структуру формирования шпренгеля на предмет его геометрической неизменяемости (не является ли шпренгель механизмом?). Рассматриваемую фермочку-шпренгель можно представить как три жёстких диска: 1-й диск – опорные узлы 1, 1¢, 4, 4¢ и стержень 1¢-4¢, представляющие основную ферму, 2-й диск – треугольник 1-2-2¢, 3-й диск – треугольник 3-4-3¢. Эти треугольники являются простейшими неизменяемыми формами. Итак, мы имеем три диска, которые присоединены между собой попарно двумя стержнями, точки пересечения которых не лежат на одной прямой (точки 1, 1¢ и 4¢). Такое формирование фермочки-шпренгеля позволяет сделать вывод, что рассматриваемый шпренгель геометрически неизменяем. Следовательно, геометрический признак сооружения также выполняется.

Так как оба признака сооружения выполняются, то рассматриваемый шпренгель является сооружением.

Построение линии влияния усилия в стержне О2. Стержень О2 является элементом третьей категории, так как он принадлежит как основной ферме, так и одноярусному шпренгелю. Для построения линии влияния О2 воспользуемся сечением I-I в заданной шпренгельной ферме и способом моментной точки. Моментной точкой для стержня О2 является узел 4¢, а разрезанной панелью будет панель 2-3. Из условия равновесия åМ4¢ = 0 (суммы моментов всех сил относительно узла 4¢) имеем:

 при рассмотрении равновесия левой части фермы

Rл 3d + O2 H = 0; O2 = - (3d/H)Rл,

при рассмотрении равновесия правой части фермы

Rпр9d + O2H = 0; O2 = - (9d/H)Rпр.

По полученным результатам делается вывод, что в первом случае линия влияния усилия О2 подобна линии влияния левой опорной реакции Rл, с коэффициентом подобия – 3d/H, а во втором случае линия влияния усилия О2 подобна линии влияния правой опорной реакции Rпр, с коэффициентом подобия – 9d/H. Правая ветвь линии влияния проводится до узла 3, левая ветвь линии влияния – до узла 2, а в пределах панели 2-3 проводится передаточная прямая.

Построение линии влияния усилия в стержне D 1. Стержень D1 является элементом третьей категории, так как он принадлежит одновременно основной ферме и одноярусному шпренгелю. Построение линии влияния усилия в стержне D1 осуществляется с использованием формулы (3), то есть по формуле

D1 = D01 + Dш1.

Построение линии влияния D01 по способу моментной точки с использованием сечения Ш–Ш в основной ферме. Моментной точкой является узел 7, разрезанной панелью будет панель 1-4. Из условия равновесия åМ7 = 0 (суммы моментов всех сил относительно узла 7) получено:

при рассмотрении равновесия левой части фермы  

Rл 6d - D01rD = 0; D01 = (6d/rD)Rл; rD = 6dsina,

при рассмотрении равновесия правой части фермы

Rпр6d - D01rD = 0; D01 = (6d/rD)Rпр; tga = H/3d.

Правая ветвь линии влияния усилия проведена от правой опоры до узла 4, левая ветвь линии влияния выродилась в точку под узлом 1, а в пределах разрезанной панели 1-4 проведена передаточная прямая.

Для построения линии влияния усилия Dш1 применяется способ вырезания узлов, рассматривается равновесие опорного узла 1 сложного шпренгеля, но предварительно необходимо иметь линию влияния реакции левой верхней опоры сложного шпренгеля Rвл. Поэтому предварительно рассмотрим построение линий влияния реакций четырёх опор сложного шпренгеля. Построение линий влияния опорных реакций шпренгеля осуществляется на основании следующих вычислений.

При перемещении единичного груза Р=1 по верхнему поясу шпренгеля слева направо он последовательно будет находиться в узлах 1, 2, 3 и 4.

Когда единичный груз будет находиться в узле 1, то Rвл = 1, Rнл = Rвпр = Rнпр = 0.

Когда единичный груз будет находиться в узле 2, то Rвл = Rвпр = 0, Rнл = 2/3, RнпР=1/3 за счёт передачи двухъярусным шпренгелем давления от груза с верхнего пояса на нижний пояс в узлы 1¢ и 4¢.

Когда единичный груз будет находиться в узле 3, то Rвл = 1/3, Rвпр = 2/3, Rнл = Rнпр = 0, так как начинает работать одноярусный шпренгель и нагрузка остается на верхнем поясе в узлах 1 и 4.

Когда единичный груз перейдёт в узел 4, то Rвл = Rнл = Rнпр = 0, RвпР=1.

  По полученным значениям опорных реакций сложного шпренгеля построены линии влияния этих опорных реакций, приведённые на рисунках 8,б,в,г,д.

Переходим к построению линии влияния усилия Dш1. Из равновесия узла 1 åY = 0 (суммы проекций всех сил на вертикальную ось) имеем:

Rвл – Dш1sina = 0; Dш1 = Rвл/sina,

то есть линия влияния усилия Dш1 подобна линии влияния опорной реакции Rвл с коэффициентом подобия, равным 1/sina.

    Складывая соответствующие ординаты линий влияния усилий D01 и Dш1, получаем линию влияния усилия D1.

   Построение линии влияния усилия в стержне D 4. Стержень D4 является элементом второй категории, то есть, согласно формулы (2), имеет место равенство D4 = Dш4, то есть линия влияния усилия D4 совпадает с линией влияния усилия Dш4, а построение линии влияния усилия D4  сводится к построению линии влияния усилия Dш4. Построение линии влияния усилия Dш4 осуществляется по способу вырезания узлов. Рассматривается равновесие опорного узла 4 сложного шпренгеля. Из условия равновесия åY = 0 (суммы проекций всех сил на вертикальную ось) имеем: Rвпр - Dш4sinb = 0; Dш4 = Rвпр/sinb,

то есть линия влияния усилия Dш4, а следовательно и линия влияния усилия D4, подобна линии влияния опорной реакции Rвпр с коэффициентом подобия, равным 1/sinb. При расположении единичного груза на опорой в узле 4 ордината линии влияния D4 равна нулю.

Построение линии влияния усилия в стержне D 3. Стержень D3 является элементом третьей категории, так как принадлежит одновременно основной ферме и двухъярусному шпренгелю. Построение линии влияния усилия D3 осуществляется с использованием формулы (3), то есть по формуле

D3 = D03 + Dш3.

Из основной фермы видно, что D01 и D03 один и тот же стержень. Следовательно, линия влияния усилия D03 и линия влияния усилия D01 одинаковы.

Построение линии влияния усилия Dш3 осуществляется по способу вырезания узлов при рассмотрении равновесия опорного узла 1¢ сложного шпренгеля. Из условия равновесия åРnn = 0 (суммы проекций всех сил на направление, перпендикулярное стержню Uш) получаем

Dш3cosg + Rнпрсosa = 0; Dш3 = - Rнпрcosa/cosg,

то есть линия влияния усилия Dш3 подобна линии влияния опорной реакции Rнпр с коэффициентом подобия, равным -cosa/cosg.

Построение линии влияния в стержне V 4. Стержень V4 является элементом четвёртой категории. Построение линии влияния усилия V4 осуществляется способом проекций с использованием сечения IV-IV в основной ферме. При перемещении единичного груза по верхнему грузовому поясу разрезанной панелью будет панель 1-4, а при перемещении груза по нижнему поясу разрезанной панелью является панель 4¢-7¢. Из условия равновесия åY = 0 (суммы проекций всех сил на вертикальную ось) имеем:

- при рассмотрении равновесия левой части Rл + V4 = 0; V4 = - Rл,

- при рассмотрении равновесия правой части V4 – Rпр = 0; V4 = Rпр.

Полученные равенства позволяют сделать вывод, что в первом случае линия влияния усилия V4 подобна линии влияния реакции левой опоры фермы Rл с коэффициентом подобия, равным –1. Под левой опорой фермы откладывается вниз от нулевой линии отрезок, равный единице, и проводится правая ветвь линии влияния до узла 7 при езде понизу и до узла 4 при езде поверху. Во втором случае линия влияния усилия V4 совпадает с линией влияния реакции правой опоры фермы Rпр. Под правой опорой фермы откладывается вверх от нулевой линии отрезок, равный единице, и проводится левая ветвь линии влияния до узла 4 при езде понизу, а при езде поверху левая ветвь линии влияния ограничивается точкой в узле 1. В пределах разрезанных панелей проводятся передаточные прямые: 1-4¢ при езде поверху и 4-7 при езде понизу (см. пунктирные линии). Построение линии влияния усилия V4 осуществлено на основании следующих рассуждений. При перемещении единичного груза от узла 1 к узлу 2 фермы происходит передача давления от груза за счёт двухъярусного шпренгеля с верхнего пояса на узлы 1¢ и 4¢ нижнего пояса, это будет участок 1-2 линии влияния при езде понизу. При дальнейшем перемещении единичного груза от узла 2 к узлу 3 и дальше к узлу 4 фермы за счёт одноярусного шпренгеля происходит возвращение давления от груза на верхний пояс, между узлами 2 и 3 фермы проводится передаточная прямая 2-3, а от узла 3 к узлу 4 фермы участок линии влияния 3-4 при езде поверху. При движении груза от узла 4 к узлу 5 фермы вновь двухъярусный шпренгель передаёт давление с верхнего грузового пояса на узлы 5¢ и 7¢ нижнего пояса (см. прямую 4-5 на линии влияния). При дальнейшем движении груза от узла 5 фермы одноярусный шпренгель возвращает давление на верхний пояс (прямая 5-7 линии влияния), а при движении от узла 7 до узла 13 фермы вид линии влияния усилия не зависит от того по какому поясу происходит движение (см. прямую 7-13 линии влияния).

Построение линии влияния усилия в стержне D 6. Стержень D6 принадлежит двухъярусному шпренгелю и является элементом второй категории. Применим способ вырезания узлов и рассмотрим равновесие узла 1¢ сложного шпренгеля. Из условия равновесия узла 1¢ (суммы проекций всех сил на направление, перпендикулярное стержню Uш, åРnn = 0 имеем:

                         Rнлcosa + Dш6cos(a + j) = 0; Dш6 = - Rнлcosa/cos(a + j);

                          tgj = 3d/5H.

     Из полученных результатов делается вывод, что линия влияния усилия Dш6 подобна линии влияния опорной реакции Rнл с коэффициентом подобия, равным - cosa/cos(a + j).

 

ПРИМЕР РАСЧЁТА ФЕРМЫ НА ПОСТОЯННУЮ И ПОДВИЖНУЮ НАГРУЗКУ

Для фермы требуется:

1. От собственного веса фермы q = 5кН/м, равномерно распределённого по всей длине, определить аналитически усилия в стержнях О4, D3, U3, D4, V4 и V5. Длина панели d = 6м., высота фермы равна 4Н/3, где Н = 1.5d = 9.0м.

2. Построить линии влияния усилий в указанных стержнях фермы с определениемчисловых значений характерных ординат.

3. Линии влияния усилий загрузить постоянной нагрузкой от собственного веса фермы и сравнить с результатом, полученным в пункте 1.

4. Треугольную линию влияния усилия в одном из стержней фермы загрузить нагрузкой от железнодорожного подвижного состава класса К и эквивалентной нагрузкой класса К (табл. 1). Принять К = 10.

Решение

  Грузовым поясом фермы является верхний пояс. Распределяем распределённую нагрузку q на узлы верхнего пояса фермы.

P = q*d = 5x6 = 30кН.

Основная  ферма, с учётом наличия двухъярусных шпренгелей часть распределённой нагрузки приходится на узлы нижнего пояса. В 1-й и 6-й панелях основной фермы находятся одноярусные шпренгели, а в остальных панелях – двухъярусные шпренгели.

 

Таблица 1

Длина линии влияния l, м            Эквивалентные нагрузки qэк, кН/м                                            пути при классе К = 1                            a = 0                      a = 5.0

                  1                                          50.00                       50.00

                  5                                           20.77                      18.17

                10                                           17.81                      15.58

                20                                           15.05                      13.17

                30                                           13.36                      11.69

                40                                           12.25                      10.72

                50                                           11.51                      10.07

                60                                           11.01                      10.10

                80                                           10.46                      10.00

              100                                           10.20                      10.00

              120                                           10.09                      10.00

              140                                           10.04                      10.00

Примечание: a = а/l - положение вершины линии влияния; а – проекция наименьшего расстояния от вершины линии влияния до конца линии влияния, м.

     

Пункт 1. Определение усилий в стержнях фермы.

Определение опорных реакций фермы Rл и Rпр. Из уравнений равновесия åМ1 = 0 и åY = 0 имеем: q*L2/2 - Rпр*L = 0; Rл – q*L + Rпр = 0;

Rпр = q*L/2 = 5*72/2 = 180кН; Rл = q*L – Rпр =5*72 – 180 = 180кН.

    Определение усилия в стержне О4. Стержень О4 является элементом первой категории, то есть О4 = О04.

Следовательно, величину усилия О4 можно определить как непосредственно из шпренгельной фермы с использованием сечения I-I, так и из основной фермы с использованием разреза. Для определения усилия О4 воспользуемся способом моментной точки и рассмотрим равновесие левой отсеченной части фермы. Моментной точкой для стержня О4 является узел 5¢. Из условия равновесия åМ5¢ = 0 имеем: Rл*4d –4d*P/2 –3d*P – 2d*P –d*P + 4H*O4/3= 0;

так как 4H/3 = 2d, то 4Rл – 8P + 2O4 = 0; O4 = 4P – 2Rл = 4*30 – 2*180 = - 240кН < 0, стержень О4 сжат.

Определение усилия в стержне U3. Стержень U3 является элементом третьей категории, то есть U3 = U03 + Uш3.

Используя, определяем усилие U3 по способу моментной точки (моментной точкой для стержня U3 является узел 3).

åM3 = 0; Rл*2d – 2d*P/2 – Р*d + P*d – U3*rU = 0; U3 = d*(2Rл – P)/rU.

Определяем плечо rU. Находим положение точки К, точки пересечения стержней O4 и U3. Из подобия треугольников имеем отношение

            (а + 2d)/(a + 4d) = H/(4H/3) = ¾; a = 4d; rU = Hcosa;

               tga = H/(a + 2d) = 1.5d/6d = 0.25; cosa = 1/ = 0.97

Итак: rU = 1.5dcosa = 9*0.97 = 8.73; U3 = 6(2*180 – 30)/8.73 = 226.8кН > 0;

стержень U3 растянут.

Определение усилия в стержне D3. Стержень D3 является элементом третьей категории. Применяем способ моментной точки с использованием разреза I-I. Моментной точкой является точка пересечения стержней О4 и U3 (точка К).

åМк = 0; Rл4d – 4dP/2 – 5dP –6dP – 7dP –D3rD = 0; D3 = (4Rл –20P)d/rD.

Плечо для D3: rD = 6dsinb; tgb = (4H/3)/2d = 1; tgb = 1; b = 45o;

D3 = (4Rл – 20P)/6sinb = (4x180 – 20x30)/6x0.707 = 28.3кН > 0.

Стержень D3 растянут.

Определение усилия в стержне V5. Стержень V5 является элементом второй категории, то есть   V5 = Vш5.

  Рассмотрим двухъярусный шпренгель из третьей панели основной фермы. Применяем способ вырезания узлов, рассматривая равновесие узла 6.   åY = 0; P + Vш5 = 0; Vш5 = - P = - 30кН.

Стержень V5 сжат.

  Определение усилия в стержне V4. Стержень V4 является элементом четвёртой категории. Усилие в стержне V4 определяем с использованием разреза Ш-Ш в основной ферме, распределив соответствующим образом внешнюю нагрузку по узлам фермы. Применяем способ проекций, рассматривая равновесие левой части рассечённой фермы.

åY = 0; Rл + V4 –4P = 0; V4 = 4P – Rл = 4*30 – 180 = - 60кН.

Стержень V4 сжат.

  Пункт 2. Построение линий влияния усилий в стержнях фермы.

   Построение линии влияния усилия в стержне О4. Стержень О4 является элементом первой категории, то есть О4 = О04. Рассматривается основная ферма и используется разрез II-II.

   1-й случай. Единичный груз находится правее разрезанной панели 3-5, то есть единичный груз перемещается от узла 5 до узла 13. Рассматривается равновесие левой части рассечённой фермы. По способу моментной точки (моментной точкой является узел 5’) имеем:

åM5’ = 0; 4d*Rл + 4H*О4/3 = 0; O4 = - (3d/H)Rл = - 2Rл,

то есть, в этом случае, линия влияния усилия О4 подобна линии влияния левой опорной реакции Rл с коэффициентом подобия, равным –2. Строим правую ветвь линии влияния: откладываем под левой опорой фермы вниз от нулевой линии отрезок 1-1¢, равный -2, и проводим прямую 1¢-13, ограничиваясь отрезком 5-13 от правой опоры до узла 5.

2-й случай. Единичный груз находится левее разрезанной панели 3-5, то есть он перемещается от узла 1 до узла 3. Рассматривается равновесие правой части разрезанной части фермы:

åM5¢ = 0; Rпр8d + O44H/3 = 0; O4 = - 4Rпр,

В этом случае линия влияния усилия О4 подобна линии влияния правой опорной реакции Rпр с коэффициентом подобия, равным – 4. Строится левая ветвь линии влияния усилия О4: под правой опорой фермы от нулевой линии откладывается вниз отрезок 13-13¢, равный -4, и проводится прямая 1-13¢, которая ограничивается отрезком 1-3. В пределах разрезанной панели 3-5 проводится передаточная прямая.. Максимальная ордината линии влияния определена из подобия треугольников.

Построение линии влияния усилия в стержне U3.

Для построения линии влияния U3 используется разрез I-I в шпренгельной ферме, когда разрезанной панелью является панель 4-5. Построение линии влияния ведётся по способу моментной точки (моментной точкой для стержня U3 является узел 3).

1-й случай. Единичный груз находится левее панели 4-5. Рассматривается равновесие правой части рассечённой фермы.

åМ3 = 0; U3rU – Rпр10d = 0; rU = Hcosa = 1.5dcosa;

U3 = 10Rпр/1.5cosa = 6.87Rпр.

В этом случае линия влияния усилия U3 подобна линии влияния правой опорной реакции Rпр с коэффициентом подобия, равным 6.87. Строим левую ветвь линии влияния. Для этого под правой опорой откладываем вверх от нулевой линии отрезок, равный 6.87, и проводим прямую 1-13¢, ограничивая её отрезком 1-4 до панели 4-5.

2-й случай. Единичный груз находится правее разрезанной панели 4-5, то есть груз перемещается от узла 5 до узла 13. Рассматривается равновесие левой части рассечённой фермы.

åМ3 = 0; Rл2d –U3rU = 0; U3 = Rл2d/rU = Rл2/1.5cosa = 1.37Rл

 В этом случае линия влияния усилия U3 подобна линии влияния левой опорной реакции Rл с коэффициентом подобия, равным 1.37. Строим правую ветвь линии влияния усилия U3. Для этого под левой опорой фермы откладываем от нулевой линии отрезок, равный 1.37, и проводим прямую 13-1¢, ограничивая её отрезком 13-5 от правой опоры до узла 5. В пределах панели 4-5 проводится передаточная прямая.

Построение линии влияния усилия в стержне D3. Стержень D3 - элемент третьей категории. Для построения линии влияния усилия D3 используется разрез I-I и расчётные схемы, и способ моментной точки (моментной точкой для стержня D3 является точка К, точка пересечения стержней U3 и O4).

В первом случае (единичный груз левее разрезанной панели 4 – 5) имеем:

åMк = 0; Rпр(12d + a) + D3rD = 0; D3 = - Rпр(16d/rD);

D3 = - Rпр(16d/6dcosb) = - 3.76Rпр

 В этом случае линия влияния усилия D3 подобна линии влияния реакции Rпр правой опоры фермы с коэффициентом подобия, равным -3.76. Строим левую ветвь линии влияния усилия D3: под правой опорой откладываем от нулевой линии отрезок 13-13¢, равный -3.76 и проводим прямую 1-13¢, ограничивая её отрезком 1-4.

Во втором случае (единичный груз правее разрезанной панели 4–5) имеем: åМк = 0; Rл4d – D3rD = 0; D3 = Rл(4d/rD) = (2/3sinb); D3 = 0.94Rл.

В этом случае линия влияния усилия D3 подобна линии влияния реакции Rл левой опоры фермы с коэффициентом подобия, равным 0.94. Строим правую ветвь линии влияния усилия D3 . Под левой опорой фермы откладываем от нулевой линии вверх отрезок 1-1¢, равный 0.94, и проводим прямую 13-1¢, ограничивая её отрезком 13-5. В пределах панели 4-5 проводим передаточную прямую.

Характерные ординаты линии влияния определены из подобия треугольников.

Построение линии влияния в стержне V5. Стержень V5 является элементом второй категории. Используя способ вырезания узлов, рассмотрим равновесие узла 6.

1-й случай. Единичный груз находится в узле 6. Из условия равновесия

åY = 0 (суммы проекций всех сил на вертикальную ось Y) имеем:

V5 + 1 = 0; V5 = -1.

2-й случай. Единичный груз находится вне узла 6, то есть узел не загружен. По второму признаку нулевых стержней имеем, что V5 = 0.

Построение линии влияния усилия V5 производится следующим образом.

Под узлом 6 фермы откладываем вниз от нулевой линии отрезок, равный -1, под другими узлами фермы ордината линии влияния равна нулю. В пределах разрезанных панелей 5-6 и 6-7 проводятся передаточные прямые.

Построение линии влияния усилия в стержне V4. При построении линии влияния усилия V4 используется сечение Ш-Ш в основной ферме. Так как стержень V4 является элементом четвёртой категории, то выполняется построение двух линий влияния усилия V4 c переменой грузовых поясов фермы (грузовым поясом считается тот, по которому осуществляется движение). При езде поверху разрезанной панелью фермы будет панель 3-5, а приезде понизу разрезанной будет панель 5¢-7¢. Вне зависимости от выбора грузового пояса имеем следующие соотношения.

1-случай. Единичный груз находится правее разрезанной панели (3-5 или 5¢-7¢). По способу проекций из рисунка 10,ж получаем:

åY = 0; Rл + V4 = 0; V4 = - Rл.

Линия влияния усилия V4 в этом случае подобна линии влияния реакции левой опоры фермы с коэффициентом подобия, равным -1. Строится правая ветвь линии влияния усилия V4. Под левой опорой фермы от нулевой линии откладывается отрезок 1-1¢, равный -1. Проводится прямая 13-1¢, которая ограничивается отрезком 13-5 при езде поверху и отрезком 13-7 при езде понизу.

2-случай. Единичный груз находится левее разрезанной панели. Из рисунка 10,з получаем: åY = 0; Rпр – V4 = 0; V4 = Rпр.

В этом случае линия влияния усилия V4 совпадает с линией влияния реакции Rпр правой опорыфермы. Строим левую ветвь линии влияния усилия V4. Под правой опорой фермы от нулевой линии вверх откладывается отрезок 13-13¢.

Проводится прямая 1-13¢, которая ограничивается отрезком 1-3 при езде поверху и отрезком 1-5 при езде понизу. В пределах разрезанных панелей проводятся передаточные прямые.

По полученным результатам строится фактическая линия влияния усилия V4 следующим образом. При движении единичного груза от узла 1 до узла 3 и от узла 7 до узла 13 линии влияния усилия V4 совпадают и не зависят от того, по какому поясу происходит движение единичного груза.

Так как фактически движение происходит по верхнему поясу, но при движении груза от узла 3 к узлу 4 фермы происходит передача давления от груза с верхнего пояса на узлы нижнего пояса, а при движении груза от узла 4 к узлу 5 происходит возврат давления на верхний пояс. При движении груза от узла 5 к узлу 6 вновь грузовое давление передается с верхнего пояса на нижний пояс, а при дальнейшем движении груза от узла 6 к узлу 7 грузовое давление возвращается на верхний пояс.

     Пункт 3. Определение усилий в рассматриваемых стержнях фермы по линиям влияния от действия собственного веса фермы.

Определение усилия в стержне О4. О4 = q WO4; WO4 = 0.5(-1.33)*72 = -48; где WО4 – площадь линии влияния усилия О4. Итак: О4 =5*(-48) =-240kH. Результат аналитического расчёта О4 = -240kH. Результаты совпали.                                                                  

Определение усилия в стержне U3. U3 = q WU3, где WU3 – площадь линии влияния усилия U3. WU3 = 0.5*3d*1.72 + (1.72 + 0.913)*d/2 + 0.5*8d*0.913 = =45.32. Итак, U3 = 5*45.32 = 226.6кН. По данным аналитического расчёта U3 =226.8кН. Результаты расчётов практически совпали.

Определение усилия в стержне D3. D3 = q*WD3, где WD3 – площадь линии влияния усилия D3. WD3 = 0.5*3d*(- 0.94) + (- 0.94 + 0.627)*d/2 + 0.5*8d*0.627 = =5.65. Итак, D3 = 5*5.65 = 28.25кН. По аналитическому расчёту D3 = 28.4кН. Результаты расчётов практически совпали.

Определение усилия в стержне V5. V5 = q*Wv5, где Wv5 = 0.5*(- 1)*2d = - 6 - площадь линии влияния усилия V5. Итак, V5 = - 6*5 = - 30кН. По аналитическому расчёту V5 = - 30кН. Результаты расчётов совпали.

Определение усилия в стержне V4. V4 = q*Wv4, где Wv4 = 0.5*3d*0.25 + +(0.25 – 0.667)*d/2 = - 12 - площадь линии влияния усилия V4. Итак,V4 =-12*5 = - 60кН. По результатам аналитического расчёта V4 = -60кН. Результаты совпали.

Пункт 4. Определение усилия в стержне О4 от воздействия железнодорожного подвижного состава класса К = 10. Загружаем этой нагрузкой линию влияния усилия О4 таким образом, чтобы усилие в стержне О4 было наибольшим. Положение поездной нагрузки, при котором величина усилия будет наибольшей, называется наихудшим загружением сооружения подвижной нагрузкой и фиксируется двумя неравенствами вида:

Rл < (a/L)(åPi + q*lq); Rл + Pкр > (a/L)(åPi +q*lq),

где a – наименьшее расстояние до вершины линии влияния от конца её;

L – длина линии влияния;

Rл – равнодействующая сил поездной нагрузки, расположенной на левом склоне линии влияния;

Pi – сосредоточенная сила с номером i;

Ркр – сосредоточенный груз, расположенный над вершиной линии влияния и названный критическим;

q = K*104 н/м пути - интенсивность распределённой подвижной нагрузки класса К;

lq - длина отрезка линии влияния, загруженного распределённой подвижной нагрузкой.

Принимаем за критический груз сосредоточенную силу Р8. В этом случае имеем: Rл=7Р=7*2.5К*104=17.5*105Н=1750кН, а/L=1/3, åPi =16*2.5*K*104 = 4*106H = 4000кН, lq = 29м. (a/L)(åPi + qlq) = (1/3)(4000 + +29*100) = 2300кН.

Итак, Rл = 1750 < 2300, то есть первое неравенство выполняется, а второе неравенство не выполняется, так как Rл + РкР=1750 + 250 = 2000кН < 2300кН. Следовательно, рассматриваемое положение подвижной нагрузки на ферме не является наихудшим.

Принимаем за критический груз силу Р11.

В этом случае имеем: Rл = =10Р=10*250 = 2500кН,

lq = 37м. (a/L)(åPi + qlq) = (1/3)(4000 + 100x37) = =2567кН.

Rлкр = 2500 = 250 = 2750кН.

То есть, оба неравенства выполняются, так как 2500 < 2567 и 2750 > 2567. Следовательно, при таком загружении фермы подвижной нагрузкой, когда одиннадцатый груз располагается над вершиной линии влияния, усилие в стержне О4 будет наибольшим.

Располагаем подвижную нагрузку над линией влияния и определяем ординаты её, расположенные под силами Рi.  

y1 = 1.33/24 = 0.0554;      y2 = 3*1.33/24 = 0.166;      y3 = 5*1.33/24 = 0.277;

y4 = 7*1.33/24 = 0.388;              y5 = 10*1.33/24 = 0.554; y6 = 12*1.33/24 = 0.665;

y7 = 14*1.33/24 = 0.776; y8 = 16*1.33/24 = 0.887; y9 = 20*1.33/24 = 1.108;

y10 = 22*1.33/24 = 1.219; y11 = 24*1.33/24 = 1.33; y12 = 46*1.33/48 = 1.27;

y13 = 43*1.33/48 = 1.19;             y14 = 41*1.33/48 = 1.135; y15 = 39*1.33/48 = 1.05;

y16 = 37*1.33/48 = 1.025.

Итак, усилие О4 равно: О4 = åPiyi + qWq, где Wq = 0.5(-1.025)*37 = -19,

О



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.67.203 (0.132 с.)