Ферм с двухъярусными шпренгелями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ферм с двухъярусными шпренгелями



Шпренгельная ферма, в панели которой (со 2-й по 5-ю) введены двухъярусные шпренгели, передающие нагрузку с нижнего грузового пояса на верхний негрузовой пояс. В крайних (в 1-й и 6-й) панелях поставлены одноярусные шпренгели.

Построение линий влияния усилий в элементах первой и третьей категориях рассматриваемой шпренгельной фермы с двухъярусными шпренгелями ничем не отличается от построения линий влияния усилий в соответствующих стержнях фермы с одноярусными шпренгелями.

Рассмотрим построение линий влияния усилий в стержнях второй категории, принадлежащих двухъярусным шпренгелям, и построение линий влияния усилий в элементах четвёртой категории, принадлежащим основной ферме без шпренгелей. К элементам четвёртой категории относятся, как правило, все вертикальные стержни (стойки и подвески) основной фермы.

Построение линии влияния усилия в подвеске V2 проведено с использованием способа вырезания узлов. Стержень V2 является элементом четвёртой категории. Рассматривается равновесие узла 3 основной фермы. Если единичный груз Р=1 находится вне узла 3, то усилие V02 равно нулю. Когда единичный груз Р=1 находится в узле 3, то усилие V02 равно единице. Учитывая эти обстоятельства, линию влияния усилия в стержне V02 будем строить в двух случаях: при движении единичного груза Р=1 по верхнему поясу и при движении единичного груза по нижнему поясу фермы.

Когда единичный груз Р=1 перемещается по верхнему поясу фермы, то при любом положении груза на ферме узел 3 будет незагружен, то есть усилие V02 всегда равно нулю. Это означает, что при движении единичного груза Р=1 по верхнему поясу фермы линия влияния усилия V02 нулевая.

При движении единичного груза Р=1 по нижнему поясу фермы передача давления от груза на узел 3 будет происходить в случае, когда груз будет перемещаться в пределах панелей 1-3 и 3-5 основной фермы. Величина усилия в стержне V02 в этом случае будет изменяться от нуля до единицы. При перемещении единичного груза Р=1 за пределами панелей 1-3 и 3-5 усилие V02 будет равно нулю. Линия влияния усилия V02 при перемещении единичного груза по нижнему поясу фермы имеет вид треугольника с высотой, равной единице, и основанием, равным сумме длин двух панелей 1-3 и 3-5.

Построение линии влияния усилия V2 при перемещении груза Р=1 по нижнему поясу заданной шпренгельной фермы осуществляется в ходе следующих рассуждений. В панели 1-3 (левой по отношению к стержню V2) поставлен одноярусный шпренгель, усиливающий нижний пояс фермы, следовательно, при перемещении груза Р=1 в пределах панели 1-3 передача давления от единичного груза осуществляется на узлы 1 и 3 нижнего пояса и линия влияния усилия V2 совпадает с линией влияния усилия V02 при движении единичного груза по нижнему поясу основной фермы. При движении единичного груза от узла 3 до узла 4 происходит постепенная передача давления от него с нижнего пояса на верхний пояс в узлы 3¢ и 5¢ за счёт двухъярусного шпренгеля. Когда груз Р=1 окажется в узле 4, то произойдёт полная передача давления от груза Р=1 на узлы верхнего пояса и усилие V2 будет равно нулю. При дальнейшем движении единичного груза вправо от узла 4 давление от него на узел 3 передаваться не будет, а, следовательно, в этот момент усилие V2 равно нулю.      Построение линии влияния усилия в стойке V 6. Стойка V6 является стержнем четвёртой категории. Построение линии влияния усилия в ней осуществлено по способу вырезания узлов аналогично ранее рассмотренному построения линии влияния усилия V2. Рассматривается равновесие вырезанного узла 7¢ верхнего пояса. При движении единичного груза Р=1 по нижнему поясу основной фермы он никогда не может попасть в узел 7¢ и усилие в стойке V06 на основании признака нулевых стержней всегда равно нулю. Следовательно, линия влияния усилия V06 при движении груза Р=1 по нижнему поясу основной фермы будет нулевая. При движении груза по верхнему поясу основной фермы в тот момент, когда груз Р=1 будет находиться в пределах панелей 5¢-7¢ и 7¢-9¢, происходит передача давления от единичного груза на узел 7¢. Изменение величины этого давления происходит по линейному закону от нуля до единицы при движении груза от узла 5¢ до узла 7¢ и от единицы до нуля при движении груза от узла 7¢ до узла 9¢. При движении единичного груза за пределами панелей 5¢- 7¢ и 7¢- 9¢ основной фермы давление на узел 7¢ равно нулю. В соответствии с установленным законом изменения давления единичного груза на узел 7¢ определён закон изменения усилия в стержне V06 из условия равновесия узла 7¢.

Итак, при движении груза Р=1 по верхнему поясу основной фермы линия влияния усилия V06 имеет вид треугольника с основанием, равным сумме длин панелей 5¢-7¢ и 7¢-9¢, и высотой, равной –1.

Линия влияния усилия в стержне V6 заданной шпренгельной построена на основании следующих соображений.

При движении единичного груза по нижнему поясу фермы между узлами 1 и 5 и между узлами 9 и 13 ординаты линии влияния усилия V6 равны нулю, так как в этот момент давление от единичного груза не будет передаваться на узел 7¢ верхнего пояса. При движении единичного груза от узла 5 до узла 6 давление постепенно передаётся двухъярусным шпренгелем с нижнего пояса на узлы 5¢ и 7¢ верхнего пояса фермы. Когда груз Р=1 окажется в узле 6, то нагрузка полностью передастся в узлы 5¢ и 7¢. Линия влияния усилия V6 в этот момент совпадает с линией влияния усилия V06 при движении единичного груза по верхнему поясу основной фермы без шпренгелей. При перемещении единичного груза от узла 6 к узлу 7 происходит постепенное возвращение нагрузки с верхнего пояса на нижний грузовой пояс, усилие в стержне V6 в этот момент будет постепенно уменьшаться по абсолютной величине до нуля и станет равным нулю в момент появления единичного груза в узле 7. Соответствующие изменения усилия V6 отражены на чертеже линии влияния усилия. Когда груз Р=1 будет перемещаться от узла 7 до узла 8, то происходит вновь передача нагрузки на узлы верхнего негрузового пояса (в узлы 7¢ и 9¢). При дальнейшем перемещении единичного груза от узла 8 к узлу 9 нагрузка постепенно возвращается в узлы нижнего пояса, а линия влияния V6 вновь совпадёт с линией влияния усилия V06 при движении груза по верхнему поясу. В конечном итоге линия влияния усилия в стойке V6 заданной шпренгельной фермы представляет собой два равных треугольника с основанием, равным длине панели, и с высотой, равной –0.5м.

Построение линии влияния усилия в стержне V 4. Стержень V4 принадлежит основной ферме, но является элементом четвёртой категории.

Для построения линии влияния усилия V4 используется разрез I-I в основной ферме с применением способа моментной точки. Моментной точкой для стержня V4 будет точка К – точка пересечения двух других разрезанных сечением I-I стержней О02 и U04 .

При движении единичного груза Р=1 левее разрезанной панели строится левая прямая линии влияния усилия V04 из условия равновесия правой части рассечённой фермы. Условие равновесия åМк = 0 – сумма моментов всех сил относительно точки К равна нулю даёт следующий результат:

8dV04 - 16dRB = 0; V04 = 2.0RB.

То есть, в этом случае линия влияния усилия V04 подобна линии влияния опорной реакции RB c коэффициентом подобия, равным 2.0.

При движении единичного груза Р=1 правее разрезанной панели строится правая прямая линии влияния усилия V04 из условия равновесия левой части рассечённой фермы. Уравнения равновесия

åМк = 0; 8dV4 + 4dRA = 0

устанавливает зависимость V4 = - 0.5RA.

Эта зависимость позволяет сделать следующий вывод. В случае, когда единичный груз находится правее разрезанной панели линия влияния усилия V04 подобна линии влияния опорной реакции RA с коэффициентом подобия, равным –0.5.

Полученные соотношения между усилием V04 и опорными реакциями фермы RA и RB справедливы при перемещении единичного груза Р=1 как по нижнему поясу, так и по верхнему поясу фермы. Однако если при движении по верхнему поясу фермы разрезанной панелью будет панель 3-5, то при движении по нижнему поясу фермы разрезанной панелью является панель 5-7. Это обстоятельство и определяет различие линий влияния усилия V04 в зависимости от того, по какому поясу фермы осуществляется перемещение подвижного единичного груза.

Построение линии влияния усилия V4 в рассматриваемом стержне заданной шпренгельной фермы осуществляется на основании следующего анализа.

  При движении единичного груза между узлами 1 и 3, 7 и 13 закон изменения усилия V04 один и тот же и не зависит от того, по какому поясу движется единичный груз, по нижнему или по верхнему. То есть линии влияния усилия V04 на этих участках фермы совпадают как при движении нагрузки по нижнему поясу, так и при движении её по верхнему поясу и не зависят от наличия шпренгелей в сложной ферме. Следовательно, линия влияния усилия V4 в стержне шпренгельной фермы при перемещении единичного груза в панелях, расположенных между указанными узлами фермы, в точности совпадает с линиями влияния усилия V04 в соответствующем стержне основной фермы.

При движении груза Р=1 от узла 3 к узлу 4 за счёт двухъярусного шпренгеля происходит передача давления от груза с нижнего грузового пояса фермы на верхний негрузовой пояс в узлы 3¢ и 5¢, что отражено отрезком 3-4 на линии влияния усилия V4. При дальнейшем перемещении единичного груза от узла 4 к узлу 5 подвижная нагрузка постепенно возвращается с верхнего пояса в узлы нижнего пояса (отрезок 4-5 линии влияния усилия V4). Затем при движении груза от узла 5 к узлу 6 нагрузка вновь передаётся двухъярусным шпренгелем на верхний пояс (отрезок 5-6 линии влияния усилия V4), а при дальнейшем перемещении груза Р=1 от узла 6 к узлу 7 происходит возвращение нагрузки в узлы нижнего пояса (отрезок 6-7).         

Построение линии влияния усилия в стержне V 9. Стержень V9 является элементом второй категории, то есть Vш9 = V9, и принадлежит двухъярусному шпренгелю 9-11-10-10¢. Усилие в стержне V9 возникает в том случае, когда внешняя нагрузка будет находиться в пределах панелей 9-10 и 10-11 сложной шпренгельной фермы. Построение линии влияния усилия V9 осуществляется по аналогии с построением линии влияния усилия V2  по способу вырезания узлов при равновесии узла 10. Линия влияния усилия V9 в стержне шпренгеля дана на рисунках 4,л и 5,з.

Построение линии влияния усилия в элементе второй категории D 12.

Для построения линии влияния усилия D12 способ вырезания узлов. Здесь возможны два случая построения.

Первый случай. Вырежем узел 10¢ двухъярусного шпренгеля и рассмотрим его равновесие. Из уравнения равновесия (сумма проекций всех сил, действующих в узле, на направление n-n, перпендикулярное направлению стержня D13) находим зависимость усилия Dш12  от усилия V9¢: åPnn = 0; Dш12 cosn - V9¢ cosg = 0; Dш12 = (cosg/cosn)V9.

Полученное соотношение между усилиями даёт основание сделать вывод, что линия влияния усилия в стержне Dш12 подобна линии влияния усилия в стержне V9¢ с коэффициентом подобия, равным cos g/cosn. На основании зависимости (2) эта линия влияния и будет линией влияния усилия в стержне D12 сложной шпренгельной фермы.

Второй случай. Рассматривается равновесие узла 9¢ шпренгеля. Из уравнения равновесия (сумма всех сил на направление, перпендикулярное положению стержня О5) находится зависимость между усилием Dш12 и реакцией опорного стержня R9':

åPnn = 0; R9¢ cosa - Dш12 cos(a + j); Dш12 = R9¢ cosa/cos(a + j).

Эта зависимость устанавливает подобие между линиями влияния усилия

Dщ12 и реакцией опорного стержня R9’. Реакция R9’ изменяется по линейному закону аналогично закону изменения величины давления, передаваемого на узел 10 от подвижного единичного груза. При нахождении единичного груза за пределами панели 9-11 основной фермы, в которой расположен рассматриваемый шпренгель, реакция опорного стержня R9’ равна нулю. При перемещении единичного груза Р=1 в пределах панели 9-11 величина опорной реакции R9¢ изменяется от 0 до 0.5. Значения углов j, n, a и g находятся из соотношений:

tgj = d/(1.25H); g = j + n; tg g = 0.75H/d; tga = 0.25H/d.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.197.128 (0.014 с.)