Содержание книги

  1. Фи-я как деятельность и как мировоззрение.
  2. Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI В. До Н. Э.
  3. Соотношение ф-и и науки, искусства, религии. Ф-я и социокультурный контекст.
  4. Предмет философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.
  5. Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира.
  6. Философское понятие материи. Современная наука о сложной системной организации материального мира.
  7. Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научная картины мира.
  8. Сознание как философская проблема. Современная наука о структуре и динамике человеческой психики.
  9. Гносеология как философское учение о познании. Научное и вненаучное знание.
  10. Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины.
  11. Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.
  12. Понятие научного метода и методологии. Эмпирический и теоретический уровни познания
  13. Научные методы эмпирического исследования :
  14. Динамика научных теорий. Понятия научной революции и смена научных парадигм.
  15. Общество и история как предмет фил анализа.
  16. Формационный и цивилизационный подходы в современной социальной философии.
  17. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Проблемы и перспективы общественного развития.
  18. Проблема происхождения философии. Философские представления древнего мира (Индия, Китай, Греция).
  19. Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.
  20. Философия пифагореизма и ее традиции в европейской философии и науке.
  21. Философия элеатов: от диалектики стихий к диалектике понятий.
  22. Философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли.
  23. Философия Аристотеля и ее значение для мировой культуры.
  24. Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика как основные этапы формирования философско-теологической мысли в Европе.
  25. Идеи натурфилософии и гуманизма в философии эпохи Возрождения.
  26. Возникновение и формирование философии нового времени. Английская эмпирическая философия.
  27. Рационалистическая линия в европейской философии нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
  28. И. Кант как основоположник немецкой классической философии.
  29. Г. Ф. Гегель – вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля.
  30. Русская философия: ее особенности, этапы развития и основные направления.
  31. Общая характеристика и основные направления зарубежной философии XX века. Особенности западной философии 20в:
  32. Философия позитивизма: основные этапы формирования и развития.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение ф-и и науки, искусства, религии. Ф-я и социокультурный контекст.



Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Основной вопрос философии — проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии тоже свидетельствует о неразрывной связи ф-ии и науки.

История показывает, что ф-ия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путем, аналогичным пути естественных наук. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1) объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2) рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3) эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4) систематичность - упорядоченность в форме теории. 5) проверяемость – экспериментальная проверяемость. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания ф-ого знания. Ее предмет - вопросы мировоззрения.

Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой. В философии выполняется только часть критериев. Затрагиваются не научные вопросы вроде веры в бога, смысла жизни, т.д. В античности не было различий между философией и наукой. В средние века и то и другое попало под влияние теологии. В Новое время философия – универсальная наука, остальные науки – части философии. В новейшее время науки отвоевали у философии большую часть, оставив гносеологию, онтологию, соц. Философию и др. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, первоначально были выработаны в философии. Причем в самой философии также стремились, и не без успеха, им следовать. Именно это обстоятельство позволило многим философам, в том числе Гегелю, считать философию наукой. В то же время всегда находились философы, среди них Ницше, Бердяев, которые категорически настаивали на своеобразии философии по отношению к науке.

Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, своей направленности на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия как и искусство пытается разбудить человека, но в отличие от искусства обращается прежде всего к разуму, а не к чувствам. Как и искусство, философия использует образы, символы, метафоры, но ее главным инструментом является язык теоретических понятий.

Искусство – образное освоение действительности, здесь доминирует индивидуальное. Оно направлено на постижение эстетического в самой действительности.

Философ. произведения тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. Родственность Ф и И демонстрируется еще тем фактом, что философ. труды нередко обретали форму худож. произведений (Ницше), а многие писатели и поэты (Пушкин, Толстой, Достоевский) были философами-мыслителями.

Религия и философия: материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, а различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию.

Философия сближается с религией стремлением к загадкам сознания и души человека. Так же как религия, философия пытается показать человеку иной, истинный мир, помочь его познать. Платон говорил, что большинство людей подобны находящимся в пещере спиной к выходу. Они видят на стене лишь тени, но им кажется, что это и есть истинный мир. А если их повернуть лицом к свету – они зажмурятся, отвернутся и не узнают истины. А цель философии – помочь постичь им истинный мир. Религия и философия спасают душу человека, указывают, как жить. Но в отличие от религии философия не призывает к вере в принципы, а рационально их обосновывает; также с философской точки зрения истинная жизнь возможна в этом, а не загробном мире.

Социокультурный контекст: рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, философия в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира, что в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия XIX века: клеточного строения организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина явились важными факторами смены метафизического взгляда на мир диалектическим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.48 (0.006 с.)