Философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли.



У Платона предмет философии – триединый софийный идеал: абсолютное добро (благо), абсолютная истина, абсолютная красота. Пифагорейская и сократовская любовь-philia преобразуется в любовь-eros (страсть).

Платон стал первым греч философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Центральная философская идея – разделение мира на две сферы: мир вещей (кажущееся бытие; оно изменчиво, несовершенно, делимо) и мир идей (бытие; оно едино, вечно, совершенно). Также существует небытие (материя; пассивна, бесформенна). Идея, по Платону, - это вечно сохраняющаяся сущность вещи, способная существовать отдельно от нее. Человек властен над вещами, но над их идеями – нет. Идеи живут вдалеке от нашего мира. Вещи реального мира причастны идеям: вещь возникает путем соединения идеи с материей. Подробно разработана у Платона теория познания. Он считал, что душа человека бессмертна, до его рождения она находится в мире идей, туда и возвращается после смерти. Душа общается с идеями и получает от них знания, вселившись в тело, она все забывает. Однако может это снова вспомнить. Познание мира происходит не через органы чувств, а путем припоминания того, что душа видела в мире идей. Для познания истины следует полностью отрешиться от ощущений и чувств, погрузиться в глубины своей души и постараться вспомнить то, что она видела в мире идей. Только в глубине души, в ее врожденных идеях, коренится источник знаний. Знание невозможно передать от одного человека к другому, как пытаются делать софисты. Стимулом к знанию является любовь. Платоноская лестница красоты: красота отдельных тел (низшая красота) – телесная красота вообще – красота духовная (идеальная) – красота нравов и законов – красота чистого знания. 3 типа души – 1) чувственная (вожделеющая) – крестьяне, ремесленники. 2) волевая (мужественная) – воины, 3) разумная – правители, философы. Истину могут познать только философы и воины (т.к. воины защищают порядок от хаоса). У каждого человека есть все 3 типа, но надо развивать ту, куда больше тянет. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды, непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между ними, для философа. Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта. Истинное знание уже содержится в нас, в познании необходима интуиция. В земной жизни душа проходит через испытания, и если она их вынесла, то возвращается в мир абсолюта, если же оскверняется – следует в мир материи.

Для иллюстрации ограниченности человеческого познания Платон использовал образ пещеры: философ утверждает, что человеческие знания о мире идей крайне неточны и приблизительны. Представим себе узника, который помещен в пещеру т.о., что может видеть только стену, противоположную выходу. Мимо пещеры проносят различные предметы, тени которых отбрасываются на стене и видны узнику, в то время как сами эти предметы он видеть не может. Нельзя сказать, что человек вообще ничего не знает о данных вещах, но его знания о предмете очень ограниченны. Знание человека о мире идей подобно знанию, которое имеет о вещах узник пещеры. Чувственно воспринимаемые предметы реального мира – всего лишь тени совершенного мира идей.

Его идеи были использованы в римском неоплатонизме, а затем при формировании идеологии христианства. С учения Платона в философии начинается полемика двух наиболее крупных направлений: материализма (линия Демокрита) и идеализма (линия Платона).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.005 с.)