Предмет философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.



Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Предмет философии – отношение человек-мир. Или всеобщее в системе мир-человек, которое подразделяется на 2 системы: мир и человек. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека.

Существуют три способа понимания философии и в соответствии с ними представление философии как «любви к мудрости», науки и игры:

1) «Софийный тип»: Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ –человек, который получает знания только путем собственных рассуждений. Философия же – это любовь к мудрости; это высшее выражение самостоятельных усилий человека в достижении полноты истины, за пределами которых остается лишь область последней тайны бытия. Не овладение истиной, а поиск ее - вот цель философии. Представители философии «софийного типа»: Пифагор, Сократ, Платон, Кузанский, Кант и т.д.

2) «Эпистемический тип»: (от др-греч episteme – точно установленное знание) философия как истинное и непротиворечивое знание (наука). Парменид: истинное бытие не содержит в себе небытия; истинная мысль о предмете и сам предмет тождественны. Аристотель: философия как теоретическая наука, она же «первая философия» (протофилософия), она же теология, она же мудрость. Классы наук: теоретические, практические, творческие. Единый метод всех наук (включая философию) – логика. Представители ф-и «эпистемического типа»: элеаты (Парменид, Зенон), Аристотель и др.

Знание – это результат познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определенным критериям:

1) объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2) рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3) эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4) систематичность - упорядоченность в форме теории. 5) проверяемость – экспериментальная проверяемость. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, первоначально были выработаны в философии. Причем в самой философии также стремились, и не без успеха, им следовать. Именно это обстоятельство позволило многим философам, в том числе Гегелю, Куайну, считать философию наукой.

3) «Технематический тип» (от др-греч technema – искусное произведение, выдумка, трюк): Протагор: «мера всех вещей - человек». Философия как искусство (виртуозность) или как игра ума. Мудрость – как многознание и умение доказывать и опровергать все, что угодно: изящество мысли, изящество языка и т.д. Софисты сомневаются, что истина достижима. Философия – деятельность, которая опирается на эрудицию и то, что один и тот же тезис может подтверждать или опровергать что-либо, это несерьезно. Представители ф-и «технематического типа»: софисты (Протагор, Горгий), философы просвещения (Дидро) и т.д.

Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций. Ф-ции фил. мировоззренческие и методологические.  Мировоззренческие функции философии: гуманистическая (ф-я помогает осмыслить жизнь, найти ее смысл), социально-аксиологическая (ф-я должна указать путь к совершенству и разработать общественный идеал; эта ф-ция делится на конструктивно-ценностную (разработка представлений о ценностях – добре, красоте и т.д.), интерпретаторскую (интерпретация социальной действительности) и критическую (критика структур и состояний социальной действительности), культурно-воспитательная (формирование у человека важных качеств личности – ориентации на добро, истину и т.д.), отражательно-информационная (разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и интеллектуальным требованиям человека). Основа Мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

  Методологические функции философии: эвристическая (ф-я содействует приросту научных знаний), координирующая (координирование методов в процессе научного исследования), интегрирующая (ф-я объединяет какое-либо множество элементов, составляющих систему(например, объединяет множество наук – социологию, экологию, психологию, механику и т.д.)), логико-гносеологическая (разработка самого философского метода).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.006 с.)