Развитие речи и начала грамоты «береги нос в большой мороз» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи и начала грамоты «береги нос в большой мороз»



Задачи. Вовлекать детей в диалог. Побуждать высказываться аргу­ментировано, сочинять. Познакомить с явлением словообразования. Учить подбирать однокоренные слова, эпитеты. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к напечатан­ному слову, к тексту.

437


 

Материалы, инструменты, оборудование. Наборное полотно. Кар­точки со словами ЗИМА, ДЕТИ, МАЛЬЧИКИ, ДЕВОЧКИ, ИГРА­ЮТ, В, СНЕЖКИ, ХОЛОДНО; три точки СО-Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки:

Без рук, без ног, А рисовать умеет.

(Мороз)1

Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды, а в воздухе летаю;

Как пух лежу я на полях,

Блещу при солнечных лучах.

(Снег)2

Отгадывая загадки, дети обосновывают свой ответ, приводят ар­гументы.

Воспитатель спрашивает детей, в какое время года бывает снег, мороз; какие зимние месяцы известны детям; просит их отгадать, про какой месяц говорится что дни его самые короткие, ночи — самые длинные, а когда он пройдет, приходит Новый год. Делает вместе с детьми вывод о том, что в загадке говорится о декабре.

Затем педагог говорит детям пословицу: «Береги нос в большой мороз»3 — и просит сказать, почему так говорят. Выслушивает рас­суждения детей.

Далее воспитатель выкладывает на наборном полотне короткий текст: ЗИМА. ХОЛОДНО. ДЕТИ ИГРАЮТ В СНЕЖКИ.

Предлагает детям прочитать рассказ, который написан на панно. Читают индивидуально, потом хором. Педагог ведет пальцем под словами, слева направо. Затем дети читают снова индивидуально. Педагог поощряет детей. Обращает их внимание на то, что они уже научились читать короткие рассказы.

Педагог предлагает детям послушать предложение «Мальчики играют в снежки». Задает вопросы:

— Сколько слов в предложении? Какое первое слово в предло­жении? Второе? Третье? Четвертое?

Затем педагог предлагает выложить это предложение на набор­ном полотне. Обращает внимание детей на новое слово МАЛЬ­ЧИКИ. Дети читают предложение индивидуально и хором. После этого воспитатель убирает слово МАЛЬЧИКИ и ставит на его

1 Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. Русские народные загадки / Сост.
Науменко Г. М. — М: Детская литература, 1991. С. 13.

2 Там же. С. 14.

3 Русские пословицы и поговорки / Под ред. Аникина В. П. — М.: Художествен­
ная литература, 1998. С. 20.

438


место карточку со словом ДЕВОЧКИ. Предлагает прочитать новое предложение.

Далее воспитатель предлагает детям следующее задание. Надо образовывать слова, родственные слову «снег». Дает детям под­сказки:

— Как называются комки снега, которыми играют дети на улице?
(Снежки.)

— Как называют по-другому снежную бабу? (Снеговик.)

— Как называются звездочки из снега, которые падают с неба?
(Снежинки.)

— Как называется цветок, который вырастает весной из-под снега,
на проталинах? (Подснежник.)

В заключение воспитатель обобщает:

— Вы назвали много слов — родственников слова «снег»: «сне­
жок», «снежинка», «снежный», «снеговик», «подснежник». Эти слова
связаны по смыслу и звучат похоже: снег, снег овик.

После это педагог просит детей подобрать слова, которые рас­сказывают о том, какой бывает снег. Например, пушистый, а еще какой? (Белый, холодный, хрустящий, блестящий, липкий, мокрый, красивый.)

Затем дети разучивают закличку — «колдуют», чтобы пошел снег; произносят закличку таинственным голосом, совершают руками вы­разительные движения:

Падай, падай, снег, снежок! Заметай скорей лужок! Поле лучше укрывай Будет больше урожай!1

Произносят закличку стоя, хором, 2 раза.

После этого педагог предлагает детям послушать историю, которая произошла зимой.

«У девочки Тани дома жил говорящий попугай. Его звали Кеша. Кеша умел говорить «привет», «пока», «Кеша хороший».

Таня часто выпускала попугая полетать по комнате. Кеша любил садиться Тане на плечо и щипать за ухо.

Однажды Таня выпустила Кешу полетать, а он выпорхнул в фор­точку и улетел.

Таня очень огорчилась. На улице снег, холодно, что будет с по­пугаем?»

Воспитатель предлагает детям придумать, как могла закончиться эта история. Куда полетел попугай? Кто мог ему встретиться? Где могла найти его Таня? Кто помог попугаю вернуться домой? Вы­слушивает рассказы детей.

Автор - А. Аркадьева.

439


После этого педагог предлагает детям рассказать свои истории. Выслушивает их.

После занятия. Вечером воспитатель предлагает отдельным детям, кто не успел на занятии, рассказать свои истории. Записывает их в альбом детского речевого творчества.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Зимние забавы»

Задачи. Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать раз­витию образной речи детей. Заучивать стихи.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они зиму, что им больше всего нравится зимой. Выслушивает вы­сказывания детей. Затем говорит: «Зимой очень красива заснеженная природа, зимой у детей много интересных дел, игр: это и снежки, и постройки из снега, и катание на коньках и на санках с горы. Эти развлечения остаются любимыми у людей даже тогда, когда они становятся взрослыми.

Сегодня мы послушаем стихи, которые написали взрослые поэты, вспоминая это замечательное время — свое детство. Эти стихи были написаны много лет назад, но, слушая их сейчас, кажется, что на­писаны они совсем недавно и про нас с вами. Слушайте их внима­тельно, мы потом поговорим о том, какое настроение у вас появилось после слушания этих стихов».

Читает детям стихотворение А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка!..»

Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Неколючий, светло-синий По ветвям развешен иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тароватый1 Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать!

'Тароватый — щедрый, великодушный.


Правды, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

Педагог спрашивает детей:

— С чем сравнивает поэт выпавший снег? Почему ребята так
любят гулять зимой на улице?

— Кто из вас умеет кататься на коньках?

Предлагает послушать следующее стихотворение, которое написал поэт Саша Черный. Называется оно «На коньках».

Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки... Рукавицы на руках, Шапка на макушке... Раз-два! Вот и поскользнулся... Раз-два! Чуть не кувыркнулся... Раз-два! Крепче на носках! Захрустел, закрякал лед, Ветер дует справа. Елки-волки! Полный ход — Из пруда в канаву... Раз-два! По скользкой дорожке... Раз и два! Веселые ножки... Раз-два! Вперед и вперед...

Воспитатель спрашивает детей: чувствуют ли они невольные дви­жения своих рук и ног, как будто это они едут на коньках? Отчего возникло это ощущение? (Оттого, что поэт использует на протяжении всего стихотворения слова «Раз-два!», передающие ритмичные дви­жения рук и ног при катании на коньках.) Педагог предлагает детям показать, как они едут на коньках, в ритме этого стихотворения: последние строки стихотворения читаются ещё несколько раз, дети имитируют движения конькобежцев.

Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение И. Су­рикова «Детство».

Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой;

Вот свернули санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору в сугроб.

И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой.


 


440


441


 


442


в е т е ц


Все лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех!

Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно.

Весь ты перезябнешь, Руки не согнешь, И домой тихонько Нехотя бредешь.

Ветхую

Шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой.

И сидишь, ни слова... Тихо все кругом; Только слышишь — воет Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись, Лапти дед плетет; Матушка за прялкой Молча лен прядет.

Избу освещает Огонек светца' Зимний вечер длится, Длится без конца...

И начну у бабки Сказки я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить:

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, Сердце так и мрет; А в трубе сердито Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке... Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич — Это будто я.

подставка для лучины, освещающей жилье.


Вот передо мною Чудный сад цветет; В том саду большое Дерево растет.

Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит;

Прыгает в той клетке, Весело поет; Ярким, чудным светом Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался И за клетку — хвать! И хотел из сада С птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум, звон; Набежала стража В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили И ведут меня... И, дрожа от страха, Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко, Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит.

Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

Педагог спрашивает детей: как они думают, когда происходили эти события — с современным мальчиком или давным-давно, по­чему они так думают? Какую сказку рассказала бабушка мальчику? Просит детей рассказать, какой сон приснился мальчику.

Затем предлагает детям еще раз послушать начало стихотворения о том, как мальчик катался на санках с горки. Спрашивает, были ли У них похожие случаи, какие-то забавные истории на горке?

Педагог говорит, что стихотворение написано так легко, такими простыми словами, что очень хорошо запоминается. Предлагает выу­чить наизусть первые четыре четверостишия. Отрывок повторяется 3-4 раза: хором, только девочки, только мальчики, желающий ребенок.

После этого педагог говорит:

— А теперь я хочу вам прочитать еще одно стихотворение, которое написал Саша Черный, про один забавный случай, который произо­шел с ребятами на горке. Читает стихотворение «Волк».

443


Вся деревня спит в снегу,

Ни гугу.

Месяц скрылся на ночлег,

Вьется снег.

Ребятишки все на льду,

На пруду.

Дружно саночки визжат —

Едем в ряд!

Кто в запряжке, кто — седок,

Ветер в бок.

Растянулся наш обоз

До берез.

Вдруг кричит передовой:

«Черти, стой!»

Стали санки, хохот смолк:

«Братцы, волк!..»

Ух, как брызнули назад!

Словно град.

Врассыпную все с пруда —

Кто куда.

Где же волк? Да это пес —

Наш Барбос!

Хохот, грохот, смех и толк:

«Аи да волк!»

Педагог спрашивает детей, почему так громко хохотали все дети, что их рассмешило.

В заключение просит детей поделиться своими впечатлениями: — Понравились ли стихи? Какое стихотворение особенно по­нравилось и почему?

Если останется время, педагог может прочитать детям стихотво­рение Д. Хармса «Как Володя на салазках быстро под гору летел».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.02 с.)