Конструирование из бумаги «фонарики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование из бумаги «фонарики»



Задачи. Учить детей использовать известный им способ работы с бумагой для создания новых поделок. Развивать художественный вкус при подборе бумаги разных оттенков, стремление сделать по­делку, отличающуюся от поделок других детей.

Предварительная работа. Основу, подходящую для фонарика, дети научились изготавливать на предыдущем занятии по конструирова­нию.

Материалы, инструменты, оборудование. Прямоугольники раз­ного размера (примерно 20 см х 12 см и меньше) для фонариков; прямоугольники для цилиндров (высотой примерно 14—15 см, дли­ной — 21-22 см; по возможности из блестящей упаковочной бума­ги), прямоугольники такой же длины, но меньшей ширины (5-6 см) для оформления (юбочки); ножницы, клей, линейка, карандаш на каждого ребенка.

Содержание занятия. Педагог просит детей вспомнить, как на прошлом занятии они готовили основы для плетеных ковриков, и проговаривает порядок действий. (Складываем прямоугольный лист бумаги пополам, отгибаем с каждой стороны узкую полоску толщи­ной примерно с палец, размечаем с помощью линейки и прочерчи­ваем карандашом линии на расстоянии 1 см друг от друга, по ним надрезаем бумагу со стороны сгиба.)

Педагог предлагает научить детей делать из этой основы новые поделки — разные фонарики. Показывает 2—3 готовые поделки. Раз­мышляет вместе со всеми о порядке действий для получения таких фонариков. Обращает внимание, что у разных фонариков разная величина «лучиков», интересуется, от чего это зависит. Дети с по­мощью педагога определяют, что это зависит от высоты прямоуголь-

337

22 Заказ 1583


ника: чем ниже прямоугольник, тем меньше «лучики» Затем просит детей подумать, как можно немного изменить поделку, сделать ее отличной от других. Выслушивает мнения детей, затем обобщает их и делает выводы: можно фонарик наклеить на цилиндр из бумаги контрастного цвета; можно соединить 2 фонарика вместе, можно даже изготовить 1 большой фонарик и 2 маленьких, и наклеить их все на одну трубочку (можно сделать схематические изображения данных вариантов мелом на доске).

Педагог предлагает детям выбрать свой вариант фонарика, подо­брать контрастную бумагу нужного размера, оригинально украсить поделку.

В процессе работы воспитатель оказывает детям помощь советом и практически.

В конце занятия все фонарики рассматриваются. Воспитатель просит детей рассказать, какой фонарик им больше всего нравится и почему (дети должны аргументировать свою точку зрения), как дети используют свою поделку (подарят кому-либо, повесят в ку­кольном уголке, используют как игрушку на елку и пр.).


 

— Почему мальчики испугались обыкновенной шляпы?

— Что Вадик и Вовка стали делать от страха?

— Что они почувствовали, когда из-под шляпы показался хвост
котенка?

Затем педагог предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина, который называется «Страшный рассказ». Выразительно читает про­изведение, затем спрашивает детей:

— Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?

— Было ли вам страшно, когда вы слушали этот рассказ?

Далее педагог предлагает детям вспомнить какие-нибудь забав­ные случаи из своей жизни, когда они чего-нибудь испугались, а потом это оказалось нестрашным и даже смешным. Дети расска­зывают истории из личного опыта, а педагог своими вопросами и высказываниями поддерживает всеобщий интерес к этим рассказам, придает им юмористическую окраску.

В заключение занятия педагог может прочитать детям стихотво­рение С. Маршака «Чего боялся Петя».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Страшно — не страшно»

Задачи. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей, развивать умение понимать чувства героев литературных произведе­ний и свои чувства, рассказывать о них. Обогащать интонационную выразительность речи.

Содержания занятия. Воспитатель размещает детей свободно на ковре или на стульчиках и спрашивает, есть ли что-то такое на све­те, чего они боятся. Выслушивает ответы детей.

Предлагает им послушать рассказ писателя Н. Носова, который называется «Живая шляпа». Читает текст.

После чтения рассказа педагог задает детям вопросы:


338


22*


ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ

Октябрь. 8 неделя

Е. Пермяк СКАЗКА О СТРАНЕ ТЕРРА-ФЕРРО

(в сокращении)


ЗОЛОТОЙ КОРОЛЬ

Третий король страны Терра-Ферро назывался Золотым королем. Ему принадлежало все золото страны. И хотя из золота нельзя сде­лать ни топора, ни пилы, ни ножниц, потому что золото — мягкий металл, но зато на золото в стране Терра-Ферро можно было купить все. Даже Деревянного короля со всем его деревом. Даже самого Черного короля вместе с его железом. <...>


 


ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ

Страной Терра-Ферро правили три короля. Да, сразу три. Одного из них называли Черным, или Железным, королем.

Ему принадлежало все железо и все, что было сделано из железа.

Ему принадлежали все шахты — эти огромные подземелья, где добывали Черному королю рыжий камень, который стали теперь называть железной рудой.

Ему принадлежали все доменные печи, где плавят руду.

Ему принадлежали все печи, где варилось самое твердое желе­зо, которое называется сталью. Из этого самого твердого, самого прочного железа делали станки, машины, паровозы, корабли, рельсы железных дорог. Делали столько всего, что не хватило бы и тысячи страниц, чтобы нарисовать даже половину стальных из­делий.

<...> Словом, Черный король был хозяином главного материала страны Терра-Ферро—хозяином и торговцем железа. Это был очень богатый, очень сильный и очень страшный король. <...>

ДЕРЕВЯННЫЙ КОРОЛЬ

Второго короля Терра-Ферро называли Деревянным королем. Ему принадлежало все дерево и все леса. Ему принадлежали все пилы и топоры. Ему принадлежало все, чем из дерева делают дере­вянные изделия.

Ему принадлежали все заводы, распиливающие бревна на доски и бруски.

Ему принадлежали все фабрики деревянных изделий, где произ­водят мебель. Ему принадлежали заводы и мастерские, где мастера делали бочки, ушаты, двери, рамы, бруски для паркета, корыта для стирки, лодки, телеги, деготь, смолу, скипидар, бумагу. Да, не удив­ляйся, мой милый, бумага тоже, как и фанера, родная дочь дерева.

Словом, Деревянный король был хозяином и торговцем всего деревянного.

340


ВЛАСТИТЕЛЬ ДЕРЕВА ТЕРЯЕТ ВЛАСТЬ

Все три короля были жадны. Каждому из них хотелось подчинить себе всю страну и заставить работать всех людей только на себя. Поэтому короли враждовали. Враждовали так, что готовы были про­глотить живьем один другого.

Больше всех негодовал Деревянный король, потому что дерево с каждым днем становилось дешевле, и из-за этого Деревянный король не мог стать самым богатым. Дерево дешевело оттого, что в стране с каждым днем появлялось все больше и больше железа. И многое, что раньше делали из дерева, теперь стали изготовлять из железа. Даже ложки. Не говоря уж о ведрах и бочках.

Еще недавно за водой ходили с деревянными ушатами и пользо­вались деревянными бочками. А теперь их стали делать из железа. Железные бочки и ведра не рассыхались и дольше служили. К тому же провели железный водопровод.

Все деревянные лавки Деревянного короля были завалены де­ревянными товарами, но их почти не покупали даже за половину цены. Но главная беда Деревянного короля была не в этом. Черный король стал строить вместо деревянных мостов железные. Он выпу­стил дешевые железные листы для крыш, и крыши перестали крыть тесом и дранкой. Даже деревянные заборы стали заменять красивой железной изгородью.

Черный король все богател и богател. И было отчего. В стране вместо деревянных кораблей также стали строить стальные кораб­ли. А когда люди светлого ума и неустанной пытливости изобрели паровозы, телефон, телеграф и трудовые руки построили все это, Железный король перестал даже замечать Деревянного короля.

ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ ЗАХВАТЫВАЕТ ВЛАСТЬ

<...> Железо теперь было признано всеми. Из него можно было сделать все, что нельзя сделать из дерева. Например, автомобиль или даже швейную машину. Разве видел кто-нибудь деревянную проволоку или деревянные ножницы? Разумеется, нет.

341


И очень хорошо, мой мальчик, что так много появилось желез­ных вещей. Плохо только то, что Черный король производил эти железные вещи не для того, чтобы людям жилось лучше, а для того, чтобы самому еще больше разбогатеть. Железный король, жадничая, решил вообще уничтожить дерево. Он ни с чем не хотел считаться. Он решил делать железную мебель. Он хотел деревянные полы за­менить холодным железным паркетом.

— Пусть дерево не главный материал — но зачем делать из же­леза те вещи, которые могут быть только деревянными, — говорили люди. — Разве приятнее сидеть на железном стуле и за железным столом?

Но какое было дело Черному королю до удобства людей! Дни и ночи думал Черный король о том, как быстрее уничтожить Дере­вянного короля. Поэтому-то он и позвал однажды к себе в гости беззубую особу по имени мадам де Гниль.

ЖЕСТОКОЕ БЕССТЫДСТВО

Черный король угостил старуху березовым вином, рагу из со­сновых щепочек с подливкой из дубовых опилок, маринованной древесиной, сухими ветками абрикосового дерева и другими дере­вянными кушаньями.

Не удивляйся этому, Железный король отлично знал, что ведь­ма питается только деревом. Не зря же ее назвали таким ужасным именем: Гниль.

Хорошо накормив прожорливую ведьму, Железный король при­гласил портных и велел им сшить для нее самые красивые платья. Ведьма, хотя и была достаточно дряхла, но все еще любила наря­жаться.

— Что ты хочешь от меня за это?— спросила, хихикнув, ста­
руха.

И Железный король ответил ей притворно:

— Глубокоуважаемая и древнейшая из волшебниц, мадам де
Гниль!.. Мне очень прискорбно, что у вас пропал аппетит, и вы
перестали уничтожать дерево и все сделанное из него.

Заметь, мой мальчик, как повел разговор Железный король! Подумай о том, почему это он вдруг стал заботиться об аппетите старой ведьмы.

— Ах! — ответила ведьма и сделала губы трубочкой. — Для того
чтобы питаться деревом, нужны зубы. А дерево теперь просмали­
вают, красят, лакируют, пропитывают такими веществами, которые
разрушили мои зубы. И у меня их осталось только три. Один верх­
ний и два нижних.

Сказав так, старая ведьма открыла рот. И Черный король увидел только три зуба, да и те держались еле-еле.


— Это ужасно! — лживо посочувствовал Черный король. — Но я
сейчас приглашу зубного доктора.

Зубной доктор тотчас вошел в стальной дворец Черного короля и занялся ртом старой ведьмы. Он легко вынул три негодных зуба и предложил вставить тридцать два острых стальных зуба.

— Хорошо бы вставить мне золотые, — попросила ведьма.

— Что вы, что вы! — замахал руками Черный король. — Золото —
очень мягкий металл. Разве золотые зубы можно сравнить с зубами
из стали?! Стальными зубами можно грызть даже самое твердое де­
рево! Дуб. Бук. Граб. Не говоря уже о сосне, ели, пихте... <...>

ГУБИТЕЛЬНЫЕ РАЗРУШЕНИЯ

Ведьма в благодарность Черному королю этой же ночью обгрыз­ла все углы деревянного дворца Деревянного короля. Дворец осел и покосился. <...>

Через несколько дней стальные зубы старой ведьмы причини­ли новые бедствия. Рухнул последний деревянный мост в столице Терра-Ферро. <...>

Деревянный король похудел за эти дни на шесть пудов. Он по­седел, а поседев, тут же облысел до последнего волоска. Деревянная королева пила ушат за ушатом валериановые капли. Но ничто не по­могало. Из одного обморока она падала в другой. А Гниль, пользуясь своими новыми зубами, продолжала съедать все деревянное: телеграф­ные столбы, деревянные киоски, где продавали мороженое, деревян­ные стены домов, оконные рамы, полы... От нее не было спасения!

Деревянный король, отчаявшись, уже готов был броситься с вы­сокой скалы в глубокое озеро, но...

Но он этого не сделал. А почему он этого не сделал? Что оста­новило его?.. Что?

НЕОЖИДАННЫЙ СОЮЗНИК

Дело в том, что у Деревянного короля нашлись союзники.

<...> К нему явился пузатый, как чайник, торговец посудой. Он еще так недавно успешно торговал фарфоровыми чашками, фаянсо­выми тарелками, стеклянными стаканами и глиняными горшками. А теперь? Что произошло с ним теперь?

С ним произошло то же, что и с Деревянным королем. <...>

Оказывается, Черный король начал изготовлять дешевую желез­ную посуду: железные тарелки, железные кружки, миски и горшки, покрытые тонкой, красивой эмалевой оболочкой. Все ахнули, уви-Дав новую эмалированную посуду. К тому же она оказалась дешевле. О не разбивалась и не боялась огня и кипятка.

343


Теперь ты понял, что привело пузатого, как чайник, торговца посудой к Деревянному королю?

Торговец посудой шепнул на ухо Деревянному королю об одной невероятной тайне, которая только с первого взгляда казалась не­вероятной, а на самом деле была вероятнее всех вероятностей на земле. <...>

СТРАННАЯ ИНОСТРАНКА

<...> Однажды в стране Терра-Ферро появилась иностранка под странным именем Корро де Ржа. <...>

Красивую, нарядную иностранную даму по имени Корро де Ржа всюду приглашали в гости. И она везде была желанной гостьей. Но...

Но вскоре стали замечать, что там, где появляется Корро де Ржа, исчезает все железное. Ножи, ножницы, шпаги, кольчуги. Даже иголки.

Тогда за Корро де Ржа установили наблюдение. К ней была приставлена расторопная служанка. И служанка вскоре сообщила Главному судье невероятное.

ОШИБКА ГЛАВНОГО СУДЬИ

<...> Оказалось, что Корро де Ржа не могла есть обычной для всех пищи. Она питалась только металлическими предметами... Да, да, да... Она, как леденцы, сосала мечи и шпаги, приготовляла железную кашу из мелких звеньев панцирей, приправляла стальные кушанья гвоздями и даже глотала топоры, выплевывая деревянные топорища.

Главному судье стало совершенно ясно, что Корро де Ржа не кто иная, как очень опасная колдунья. <...>

СТЕКЛЯННАЯ ТЮРЬМА

Мудрый судья приказал мастерам-стеклодувам выдуть большую с толстыми стенками стеклянную банку и посадить в нее опасную колдунью. И когда это было сделано, колдунью стали допрашивать. Она призналась, что питается железом и что ее настоящее имя — Ржавчина.

Тогда Главный судья приказал созвать ученых. Когда ученые со­брались, он их спросил:

— Как обезвредить злую колдунью Ржавчину?

Ученые сказали:

344


— Обычную ржавчину можно обезвредить маслом, краской, эмалью...
Бороться с нею не составляет особого труда. Но перед нами неуязвимое
чудовище, дыхание которого пожирает все железное в сто раз быстрее
обычной ржавчины. Поэтому нужно предпринять особые меры.

Ученые попросили у Главного судьи десять дней для размыш­ления. И через десять дней ученые явились к Главному судье и сказали, что колдунью нужно оставить в большой стеклянной бан­ке, залить ее самым жирным касторовым маслом, а крышку банки припечатать сургучной печатью.

— И когда это будет сделано, — добавил Главный судья, — надо
отвезти Ржавчину вместе с ее стеклянной тюрьмой в чащу леса, а
затем навсегда забыть в этот лес дорогу.

Приказание Главного судьи было исполнено. Ржавчину, заточен­ную в стеклянную банку с касторовым маслом, отвезли в чащу леса и забыли навсегда туда дорогу. <...>

ЗАМЫСЛЫ ДУБОВОЙ ГОЛОВЫ

Как только Деревянный король услышал эту историю, в его дубовой голове созрел чудовищный план. Он задумал найти госпожу Корро де Ржа и выпустить ее из стеклянной банки. Оказавшись на свободе, она сможет натворить Железному королю бед куда больше, чем ему, Дере­вянному королю, причинила старая ведьма по имени мадам де Гниль.

— Ха-ха! — злорадствовал Деревянный король.

Повеселевший, он решил во что бы то ни стало отыскать банку с Ржавчиной. <...>

УЖАСНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Деревянный король <...> отправился вслед за тайной полицией в лес и тяжелым молотом разбил стеклянную тюрьму Ржавчины. Касторовое масло вытекло, и Ржавчина вырвалась на свободу. Не сказав «спасибо», она тут же проглотила тяжелый железный молот, и даже не выплюнула его деревянной ручки. Так она была голодна.

Желудок Ржавчины был настолько пуст, а ее дыхание так ядови­то, что полицейские и не заметили, как исчезли железные пуговицы на их мундирах и на других предметах одежды, которые не принято называть.

Полицейские не только остались без пуговиц, но и оказались обезоруженными. Стальное оружие исчезло с такой быстротой, что никто не заметил, как в кожаных ножнах и кобурах полиции оста­лись лишь одни костяные рукоятки сабель и пистолетов.

«Отблагодарив» таким образом освободителей, колдунья Ржавчи­на, сверкнув своими желтыми глазами, исчезла в чаще. <...>

345


В стране пока еще никто, кроме Деревянного короля и тайной полиции, не знал, какое чудовище вырвалось на свободу. А между тем люди стали замечать, что все железные предметы ржавеют куда быстрее, чем прежде. <...>

ТАИНСТВЕННЫЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Ржавчина с каждым днем давала о себе знать все больше и боль­ше. Останавливались часы: вначале исчезали стрелки, а потом пру­жинки. Это были самые тонкие части часовых механизмов. Вредное дыхание Ржавчины, летающей пока еще очень высоко, съедало только мелкие предметы. Швейные иглы. Писчие перья.

<...> Стали поговаривать о том, что фарфоровая, стеклянная и глиняная посуда куда лучше железной. Даже той железной посуды, которая покрыта эмалью. Стоило отколоться маленькому кусочку эмали или появиться трещине, как Ржавчина проникала внутрь, и кружка или чайник становились дырявыми. Так густо отравила Ржавчина воздух своим вредным дыханием.

Люди терпели бедствие.

Зато у торговца посудой началась бойкая торговля. Он еже­дневно набавлял цены на фарфоровые чашки, фаянсовые тарелки, стеклянные стаканы и глиняные горшки. И люди были вынуждены покупать его посуду. Ведь нужно же было из чего-то пить чай, во что-то наливать суп. Железную посуду уже никто не хотел покупать даже по самой дешевой цене. <...>

БЕГСТВО ЗОЛОТОГО КОРОЛЯ

Золотой король погрузил свое золото на сорок восемь самолетов и покинул страну Терра-Ферро. Он первым понял, что стоит задер­жаться здесь еще на неделю, как самолеты, изъеденные ржавчиной, перестанут подниматься в воздух.

И он был прав. Из сорока восьми самолетов, нагруженных зо­лотом, сумели долететь до далекой заморской страны только семь. Остальные упали в море, потому что Ржавчиной были отравлены даже верхние слои воздуха, за облаками.

Это была ужасная воздушная катастрофа.

От Ржавчины спаслись всего семь самолетов. И спаслись они только потому, что были сделаны из чистого золота. <...>

ТЬМА, РАЗРУШЕНИЯ И ГИБЕЛЬ

Города ночью погружались в темноту. Ты, наверно, догадыва­ешься, почему. Ведь электрический ток, зажигающий электрические лампочки, приходит в дома по металлическим проводам. А где они?

346


Улицы стали освещать кострами и смоляными факелами. В до­мах зажглись масляные плошки. Они коптили, давали мало света и приводили в отчаяние людей, привыкших к электрическому осве­щению.

<...> Все пошло вспять. Новое стало сменяться старым, старое старейшим, старейшее — древнейшим. Где горела электрическая лампа, там зажглась керосиновая. Но и ее сменила лучина, по­тому что горелки керосиновых ламп делались только из металла.

Деревянный король потирал руки:

— Скоро все будет деревянным. И я, Деревянный король, буду единственным королем в своей стране.

Жадность Деревянного короля нельзя было измерить, но все же глупость его была еще больше жадности. Глупец забыл, что дерево ему добывают рабочие руки, которые вооружены стальными топо­рами и стальными пилами. Он не понимал, что без топора нельзя срубить даже тонкой березы. Он не понимал, что, лишаясь железа и стали, он лишается всех машин и всех станков, которые на его заводах распиливают бревна на доски, делают эти доски гладкими, превращают их в столы, шкафы, стулья, ушаты, бочки и во все дру­гое, что изготовляют из дерева. <...>

МИР БЕЗ ЖЕЛЕЗА ОБЕЗДОЛЕН

Железный дворец Железного короля исчез. Его доменные и ста­леплавильные печи погасли. Заводы, где производились железные предметы, превратились в коричневые холмы.

Черный король встретил как-то в лесу свою старую знакомую ведьму мадам де Гниль. Став перед нею на колени, он восклик­нул:

— Умоляю тебя, перегрызи горло Деревянному королю.

— Чем? — ответила ведьма и открыла беззубый рот. — У меня
нет больше твоих стальных зубов, а фарфоровыми можно только
пережевывать мягкие гнилушки.

Жестокая Ржавчина не пощадила даже свою двоюродную се­стру — ведьму мадам де Гниль. Так она была зла.

Приходил в отчаяние и Деревянный король. Он сидел голодный и злой в деревянном дворце. Дворецкий, дворня, повара и поварихи давно покинули своего хозяина. Им нечего было есть. И они ушли Добывать себе пищу охотой. <...>

Люди обросли длинными волосами и бородами. Нечем стало бриться и стричься. Люди не стригли ногтей и не следили за своей одеждой. До этого ли было им теперь! Они собирали грибы и ягоды, сушили коренья, ковыряли деревянными мотыгами землю, чтобы вырастить хоть немного зерна.

347


ИСЧЕЗЛА И ОДЕЖДА

Когда износились все запасы одежды, люди стали прикрывать свое тело шкурами. Их куда было проще добыть, нежели выткать ткань. Чтобы выткать ткань, нужно вырастить хлопковое или льня­ное волокно или настричь шерсть овец. А потом это волокно нужно спрясть в нитки. А из ниток уже выткать ткань.

Но ведь станки-то исчезли. Они были железными. Разумеется, можно было сделать и деревянные станки, на которых ткали праде­ды жителей Терра-Ферро, но для этого тоже нужны были железные инструменты. Хотя бы нож. А где его взять?

<...> Даже Деревянный король, ненавидевший железо, понял те­перь, что от железа зависело почти все, все блага жизни. Жилища. Одежда. Питание. Перевозка товаров. Электрический свет. Водопро­вод. Все, что делалось из железа или с помощью железа. <...>

Деревянный король издыхал, как дикий зверь, в лесной чаще, над ним кружились и каркали вороны, как бы торопя приближение смерти.

Немного спустя не стало и второго тирана — Черного короля. Он погиб от Ржавчины. Она окончательно помрачила его чугунные мозги, и Черный злодей в беспамятстве ударился головой о дерево. Он до последней минуты враждовал с деревом и ненавидел его.

А несчастные, обездоленные люди страны, потерявшей железо, все еще верили, что рано или поздно придут из других стран ко­рабли или прилетят самолеты и спасут их от бедствия. Они все еще надеялись. Но... <...>

Но в каждой стране всегда находится умный мальчик. <...>

ВЕДЬМА ПРЕДАЕТ КОЛДУНЬЮ

Годы шли... Мальчик стал юношей, и как-то... <...> ему встрети­лась старая-престарая старуха. Она глодала трухлявый пень.

— Бабушка, — сказал юноша, — если вы так голодны, вот вам
фазан. Изжарьте его. Старуха, сверкнув глазами, ответила:

— Иди своей дорогой. Я не ем мяса. Я питаюсь только деревян­
ной пищей.

Тогда юноша, будучи добрым и почтительным, предложил ста­рухе:

— Если хотите, я вам измельчу дерево. У вас, кажется, нет зубов.

— Были, — ответила старуха, — да их погубила злая Ржавчина...
И она разговорилась. И пока юноша измельчал камнем дерево в

сосновое пюре, она открыла ему тайну о Ржавчине.

Как ты, наверное, уже догадался, эта старуха была старой ведь­мой Гниль. И когда она подкрепилась сосновым пюре, юноша услы­шал такие слова:

348


— Ничего, ничего, добрый юноша, эта ржавая тварь тоже скоро
найдет свою смерть. Она уже голодает.

— Почему она голодает? — спросил юноша.
И старуха ответила:

— Потому что она сожрала всю железную пищу и теперь питает­
ся на шлаковых отвалах металлическими отходами.

<...> Когда сообразительный юноша измельчил в пюре второй пень, ведьма Гниль подобрела еще больше и рассказала все, что ей было известно о Ржавчине.

— Она каждую ночь прилетает туда, — сообщила ведьма и ука­
зала дорогу к отвалам.

Юноша поблагодарил старуху и отправился на шлаковые отвалы.

КАПЛИ ВЕЛИКОГО БОГАТСТВА

<...> Смышленый юноша спрятался в кустах бузины <...> и стал придумывать ловушку. Он заметил, что колдунья то и дело под­летала к отверстию шахты, заглядывала в нее и жадно вдыхала за­пахи железной руды, закрывая от восторга глаза. Закрывала их, как голодный зверь, чующий поживу. Она даже пыталась проникнуть в отверстие шахты, но, видимо, трусость побеждала голод.

Когда же настало утро и полуголодная Ржавчина покинула от­валы, юноша решил проникнуть в шахту.

Это был его первый подвиг.

ДРАГОЦЕННАЯ НАХОДКА

Не так-то легко спуститься в заброшенную шахту. Но смышленый победит все. Он добыл смолы, пропитал ею клок сухой травы, намо­танной на конец палки, высек из кремня огонь и начал спускаться.

В темное и мрачное подземелье не только не проникали лучи света, но даже и ядовитое дыхание Ржавчины. Поэтому там и со­хранились случайно оставленные рудокопами инструменты. Юноше посчастливилось наткнуться в темноте на большой и почти новый молот. <...> Он принялся рыть колодец. Вырыв колодец, он подру­бил несколько деревьев. Он подрубил их так, что стоило толкнуть одно из них, как остальные непременно упадут и завалят собою

колодец.

Это было его вторым подвигом.

ХИТРОУМНАЯ ЛОВУШКА

Нелегко подрубать каменным топором толстые деревья. Но он это сделал. Затем снова спустился в шахту и вынес оттуда большой железный рудничный молот. Он бросил его на дно колодца и при­нялся ждать.

349


 


Наступил вечер, снова послышался шелест крыльев. Юноша притаился у дерева. Колдунья долго парила над колодцем, видимо раздумывая над тем, как мог сохраниться такой лакомый кусок железа. Наконец она села. Села на край колодца и снова задума­лась.

Колодец оказался настолько узким, что в нем нельзя было взмах­нуть даже одним крылом. Тогда колдунья попробовала зацепить молот длинной палкой. Но это ей не удалось...

Из коричневого рта колдуньи текла ржавая слюна. Она то и дело облизывалась. И когда голод взял верх, Ржавчина решила прыгнуть в колодец... Да, прыгнуть.

И как только она, сжав крылья, прыгнула в колодец, юноша толкнул подрубленное дерево. Подрубленное дерево, падая, свалило еще три подрубленных дерева, а те повалили еще девять таких же деревьев.

Тринадцать подрубленных деревьев так завалили колодец, что даже сто колдуний не смогли бы приподнять их, чтобы выбраться наружу.

<..,> Из ямы послышались проклятья и ругательства колдуньи, но юноша уже был далеко. Юноша шел к людям. Это был его третий и самый большой подвиг. <...>

ДОСКАЗКА К СКАЗКЕ

<...> Здесь можно было бы и закончить сказку о потерянном и возвращенном железе. Рассказанного вполне достаточно, чтобы ты и твои сверстники поняли, что значит железо в жизни людей и как нужно дорожить им. <...>

А теперь давай подумаем о том, кем ты станешь, когда вырастешь большим. Как знать, может быть, ты захочешь добывать железную руду или плавить железо и сталь. Может быть, ты, избирая свою трудовую дорогу, станешь мастером, который железо превращает в чудесные изделия. Станки. Машины. Мосты. Железные дороги. Звездные корабли...

Но если ты, мой милый друг, займешься деревом и станешь ма­стером деревянных изделий, это будет ничуть не хуже. Потому что в стране, где мы живем, одинаково уважаемы и все материалы, и все мастера, и все мастерицы...

* * *

Так закончил дед свою сказку. Потому что она кончилась и к ней нечего добавить.

350


Октябрь. 8 неделя

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ

(в обработке А. Н. Толстого)

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай по­сылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:

— Неохота...

 

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе
не привезут.

— Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и по­шел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю
невесткам уху сварить. Будет уха сладка!

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни
пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня,
тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не распле­
скалась...

Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
«По щучьему веленью,

По моему хотенью...» Емеля и говорит:

По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ступайте, ведра, сами домой...

Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

351

 

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, по­смеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

— Неохота...

— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе
не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и поти­хоньку говорит:

По щучьему веленью,
По моему хотенью

поди, топор, наколи дров, а дрова сами в избу ступайте и в печь кладитесь...

Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им
с печки:

— Да вы-то на что?

— Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Мне неохота...

— Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:

— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

— Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ступайте, сани, в лес...

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:

По щучьему веленью,
По моему хотенью

топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

352


По щучьему веленью,
По моему хотенью

поезжайте, сани, домой...

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

По щучьему веленью,
По моему хотенью —

ну-ка, дубинка, обломай им бока...

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли, услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера — его найти и привезти во дворец.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

— Ты — дурак Емеля?
А он с печи:

— А тебе на что?

— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

— А мне неохота...

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит по­тихоньку:

По щучьему веленью,
По моему хотенью

дубинка, обломай ему бока...

Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч
сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у неве­сток, что любит Емеля.

— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный
кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

— Мне и тут тепло...

— Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить,— по­
жалуйста, поедем.

— А мне неохота...

— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и
сапоги.

353

23 Заказ 1 583


Емеля подумал-подумал:

— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

По щучьему веленью,
По моему хотенью

ну-ка, печь, поезжай к царю...

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:

— Это что за чудо?
Набольший вельможа ему отвечает:

— А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:

 

— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб? Ты много народу по­
давил.

— А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

По щучьему веленью,
По моему хотенью

пускай царская дочь меня полюбит... И сказал еще:

— Ступай, печь, домой...

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на преж­нее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скуча­ет, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Еме-лю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

— Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то
голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.

Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа поло­жил его в повозку и повез к царю.

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными об­ручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли, проснулся Емеля, видит — темно, тесно:

— Где же это я?
А ему отвечают:

— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили
в синее море.

— А ты кто?

— Я — Марья-царевна.
Емеля говорит:

354


По щучьему веленью,
По моему хотенью —

ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый пе­сок...

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из

нее.

— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть

избушку.

— А мне неохота...

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

По щучьему веленью,
По моему хотенью —

выстройся каменный дворец с золотой крышей...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.27 с.)